Будущее ствольной артиллерии

15

Сейчас мы живём в интересное время. С одной стороны, войска всех стран завалены техникой поздней Первой Холодной войны (те же М109, Акации, Грады, да даже PzH 2000 – всё детища той эпохи), которая активно модернизируется, с другой – всё больше и больше становится роботов, космос стал полноценным доменом (по классификации США), где ведутся БД, потоки информации тоже становятся оружием. После боёв в Карабахе очередной раз похоронили артиллерию, всё будущее стали считать за ударными БПЛА и дронами-камикадзе. Но, между тем, в Бристоле летом проходит конференция Future Indirect Fires 2021 (Будущее навесного огня 2021), где обсуждаются проблемы развития западной артиллерии, в США, России, Израиле, Китае, Южной Корее и других странах идут активные работы по вооружению, которое может сейчас многим показаться фантастикой. Так давайте заглянем, что таится во мраке тёмного будущего.

Содержание:

Долой буксируемые пушки!

Чем хороши буксируемые системы? Они сильно дешевле САУ, в локальных конфликтах можно спокойно на открытом воздухе кидать снаряды и не будет ни толкотни в тесном БО, ни загазованности. Если бои идут в лесистой местности – могут быть переброшены в любую точку вертолётами. Да и просто доставленная вовремя батарея 105- или 122-мм гаубиц для десанта сильно облегчит им жизнь. Но в случае серьёзной заварушки они станут лёгкой добычей для развитой системы контрбатарейной борьбы. Поэтому активно создаются самые разные САУ. Замена уже активно идёт в Китае, где гаубицы на колёсном ходу поступают десятками. Германия сейчас имеет вообще одни САУ (но с ними непонятно – то ли развились так сильно, то ли деградировали). В США активно проходит конкурс на 155-мм колёсную САУ для контингента в Европе, которые должны занять место М777. У нас идут испытания Мальвы и Коалиции-СВ-КШ, которые должны заменить Мсту-Б. Собственно, в СССР это хотели сделать ещё в 80-е, но по техническим и финансовым причинам не сложилось, а потом уже и Союза не стало.

Колёса в моде

Конечно, идея колёсных САУ далеко не нова, и в том же СССР их планировали массово делать ещё в 30-е. Но не срослось. Машины тех лет не могли выдерживать большую отдачу, надёжность была посредственной, полноприводных грузовиков с широкими шинами банально не было. А вот сейчас тяжеловозы могут перевозить пару десятков тонн, иметь огромный запас хода, быстро перебрасываться по шоссе без ограничений, нести хоть какую-то противоосколочную защиту. Цена производства и эксплуатации шасси невелика. Потому сейчас стараются на колёса поставить всё, что только можно. Все более-менее крупные страны занимаются этим. Впереди планеты всей Китай, который в последнее время выдал какое-то безумное количество моделей колёсных самоходок. Россия тоже выкатила много разных вариантов – это уже и упоминавшиеся выше 2С35-1 Коалиция-СВ-КШ, 2С43 Мальва, так и 120-мм орудие-миномёт 2С40 Флокс, 82-мм миномёт 2С41 Дрок. Последние две машины интересны тем, что наконец-то у нас создали самоходные миномёты, чем сильны армии НАТО. 120 мм мины очень-очень неприятно могут обработать пехоту, особенно сейчас, когда километры окопов с блиндажами в три наката редкость. Много колёсных САУ представили в последнее время в Европе, их Даны, Арчеры и Цезари стали, собственно, первыми ласточками в этом направлении развития.

Дальнобойность — наше всё

Долгое время дальность стрельбы ОФС у пушек и гаубиц 105-155 мм колебалась в районе 11-25 км. Впрочем, массовые снаряды и сейчас летают на такую дистанцию. Но новое поколение европейских 52-калибреных гаубиц в 90-е, иконой которого стала PzH 2000, открыло моду на увеличение дальности стрельбы всеми средствами. Для обычных снарядов – это рост мощности заряда, как за счёт увеличения объёма, так и за счёт применения современных порохов. Совершенствуются АРС, причём размеры двигателя постоянно увеличиваются. Постоянно совершенствуется аэродинамика. В последнее время снова стала расти длина ствола. У американской САУ XM1299 ствол гаубицы XM907 вытянулся до 58 калибров, а немцы делают ажно 60-калиберное орудие. Таким образом, ОФС с дальностью 30 км уже обыденность, намереваются уже штурмовать отметки в 48 км. АРС достигли 70 км, что уже стало планкой для всех, а на носу уже 100 км и создание чего-то среднего между снарядом и управляемой ракетой. У нас так разрабатывается ДВАБ (дальнобойный высокоточный артиллерийский боеприпас), который, как грозятся, достигнет 170 км. Вроде и фантастика, но морские пушки вполне себе уже покоряют такие дальности. Итальянская 127-мм OTO Melara с 64-калиберным стволом может вести стрельбу снарядами VULCANO на 120 км (правда, очень сильно страдает масса взрывчатки из-за того, что снаряд подкалиберный), а 76-мм – до 40. Корейцы же создают крылатый снаряд-ракету с дальностью аж 500 км! И всё это в калибре 155 мм. Но самым амбициозным проектом вообще была американская Strategic Long Range Cannon (SLRC) с дальностью в 1600 км, но тут, правда, в этом году одумались и прикрыли лавочку.

Ко всему стоит добавить – боеприпасы с экстремальной дальностью стрельбы пока крайне дороги и редки, так что основными всё же являются самые рядовые ОФС. Наиболее многочисленны АРС М549 у американцев, но дальность из стрельбы «всего» 30 км.

Автоматизация и роботизация

Вообще это происходит во всех областях жизни человечества и, хоть это и, ИМХО, самый важный аспект развития ствольной артиллерии, оставил на вкусное. Сюда входит несколько категорий – это и сами по себе системы наведения и заряжания в самоходке, и обработка информации в машинах командиров батарей, дивизиона, КШМ мотострелков и танкистов, и само по себе получение информации от разведки, и средства обмена данными, в том числе и через спутник. Всё это влияет на то, как быстро и точно самоходки успеют обработать противника и уйти от ответного удара. Хотя автоматизация управления огнём на кораблях зародилась ещё в 10-е годы прошлого века, на суше она вяло стала развиваться в 60-е с появлением в США компьютера M18 FADAC. После только в 80-е наши 2С7М Малка получили собственные системы автоматизации. Действительно скачок произошёл в 90-е с появлением 2С19, М109А6, PzH 2000, K9 и подобных им машин. С тех пор развитие скачкообразно достигло такого уровня, что при использовании разведывательно-огневых комплексов (РОК) с БПЛА вроде бы старенькие Акации, но модернизированные до 2С3М2, могут крайне быстро отработать по обнаруженной дроном цели. Экипажу необходимо фактически лишь зарядить гаубицу и дать выстрел. Крайне быстро отрабатывает немецкая колёсная RCH 155 – ей нужно всего лишь 20 секунд после прибытия на огневую до начала стрельбы. В США имеющиеся М109 (модификацию не была указана) при испытаниях спутниковых систем передачи данных смогли открыть огонь через 30 секунд после обнаружения цели.

Немецкая 155-мм опытная САУ RCH 155 на базе ББМ Boxer

Немецкая 155-мм опытная САУ RCH 155 на базе ББМ Boxer

И к чему это всё ведёт? Правильно, к созданию самоходок-роботов. В принципе, наша Коалиция способна на дистанционное управление стрельбой, но всё-таки лучше, когда там сидит экипаж. Пока первопроходцами в данном направлении являются ракетные войска. И это американская безэкипажная пусковая установка противокорабельных ракет NSM (в перспективе и знаменитых Томагавков) на шасси MRAP Oshkosh 4×4 JLTV для КМП ROGUE (Remotely Operated Ground Unit for Expeditionary, надеюсь, в сокращениях никто не запутался). Создали её очень быстро, но, скорее всего, скрытно. Ещё год назад были только рендеры, а этим летом выложили фото с испытаний в Калифорнии на морском полигоне Пойнт-Мугу, которые, судя по всему, проходили в ноябре 2020. Всё это связано с повышением мобильность КМП для боёв в Арктике, на островах Тихого океана, где развёртывание тяжёлой техники крайне затруднено. Полностью роботизированную ствольную артиллерию предлагают англичане – 105-мм гаубица на лёгком гусеничном шасси. Но пока конкретной информации нет. Также американцы в 2017-ом испытывали безэкипажный самоходный миномёт на базе Хамви (фото выше), но о продолжении работ не слышно. Несомненно, в ближайшее десятилетие мы увидим много САУ-роботов. Вообще, есть мнение, что нынешнее поколение вооружения, в том числе и ОБТ 3-го поколения, и самолёты 5-го, являются всего лишь переходным временным звеном между машинами конца Первой Холодной войны и армией дронов будущего.

 ROGUE на испытаниях запускает норвежскую ПКР NSM (Naval Strike Missile)


ROGUE на испытаниях запускает норвежскую ПКР NSM (Naval Strike Missile)

Алексей Борзенков

Источник — https://zen.yandex.ru/media/mlozha/buduscee-stvolnoi-artillerii-615aed5b675c533ec3503214

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account