Броня империи. Часть I: Первый во всем — Фрезе 8 л.с.

1

Давно надо было написать первую часть моей серии про «забытые» броне­автомобили Российской империи. Возможно, вам это будет неинтересно, но… созрел наконец. Итак — Фрезе 8 л.с.

Многие считают, что первый бронеавтомобиль русской разработки (именно разработки, а не постройки) – это бронеавтомобиль Михаила Накашидзе. Однако правдиво данное утверждение только отчасти: князь Накашидзе действительно принимал участие в работах по этому бронеавтомобилю, но строили его во Франции на заводе Charron Girardot et Voigt, да и по сути он не был первым российским вооруженным автомобилем с бронированием. Первая такая машина, которую сейчас можно было бы классифицировать как полубронированная разведывательная машина, была построена двумя годами ранее пионером российского автомобилестроения Петром Александровичем Фрезе.

Петербургская экипажная фабрика «Фрезе», основанная в 1873 году, объединилась в 1876 г. с экипажной фабрикой «К.К. Неллис». Новая фирма «Неллис и Фрезе» была в 1883-м переименована во «Фрезе и К°». Владелец фабрики и ее главный конструктор, П.А. Фрезе, в 1899 г. открыл филиал фирмы в Варшаве. С этого времени фирма в соответствии с Высочайше утвержденным уставом от 11.06.1899 стала называться «Акционерное общество постройки и эксплуатации автомобилей Фрезе и К°».

В 1896 г. фирма «Фрезе» участвовала в постройке первого российского автомобиля совместно с заводом Е.А. Яковлева, а в 1899–1901 гг. содействовала постройке электрических экипажей и электрического омнибуса конструкции И.В. Романова.

С 1899 г. фабрика «Фрезе и К°» начала строить электромобили собственной конструкции, а в 1900 г. был изготовлен и первый автомобиль с бензиновым мотором De Dion-Bouton (Франция). До 1905 г. фирма выпускала целый ряд легковых и грузовых автомобилей, во многом повторявших конструкцию «Де Дион-Бутон»: на этих машинах использовались агрегаты (двигатель, трансмиссия, радиатор и др.), закупленные во Франции.

Именно машины, построенные под влиянием «Де Дион-Бутон», и были показаны военным.

Произошло это в августе 1902 г., когда под Курском состоялись большие военные маневры, на которых российская императорская армия впервые в своей истории применила автомобили. Всего на учениях было задействовано 10 машин, из них два автомобиля (грузовой и легковой) системы «Луцкий-Даймлер», изготовленные в Германии на заводе Motorfahrzeug-und-Motorenfabrik Berlin-Marienfelde (ММБ, «Мариенфельде») по патенту русского инженера Б.Г. Луцкого. Остальные восемь машин предоставила фирма «Фрезе»: четыре были легковыми с моторами мощностью 6 и 8 л.с., один 8-сильный омнибус. Еще три являлись 8-сильными бортовыми грузовиками.

По окончании маневров военное ведомство приобрело у фирмы «Фрезе» только легковые машины, посчитав «грузовозы» для военной службы недостаточно мощными. Интересно, что обе модели легковых автомобилей отличались компоновкой: с передним расположением двигателя был 8-сильный автомобиль, а на 6-сильном двигатель был установлен сзади.

Броня империи. Часть I: Первый во всем - Фрезе 8 л.с.

Автомобили фабрики Фрезе военного ведомства: восьмисильный на переднем плане, шестисильный на заднем.

Приободрённый успехом, Петр Александрович решил продолжить сотрудничество с военными, представив им уже специальную машину, оснащенную пулеметом и частичной бронезащитой.

Поскольку военных заинтересовали именно легковые машины, то и свою «пулеметную коляску» Фрезе делал на базе автомобиля Фрезе-8 л.с. который в свою очередь был практически копией французской машины «Де Дион-Бутон Популяр», однако детали ходовой и кузов делали в России. Коробка передач была сблокирована с главной передачей.

Броня империи. Часть I: Первый во всем - Фрезе 8 л.с.

Автомобиль Фрезе 8 л.с.

Нельзя сказать, что Фрезе был пионером в этом направлении: еще на автосалоне 1902 года был представлен пулеметный автомобиль Charron, Girardot et Voigt (который построила та самая фирма, что и броневик Накашидзе). В принципе машина не представляла из себя ничего необычного – созданный на основе серийной модели легкового автомобиля, этот броневик получил круговую 7-мм бронезащиту места стрелка, который был вооружен 7,7-мм пулеметом «Hotchkiss». Два других члена экипажа сидели так же, как на серийной гражданской модели, что в боевой обстановке имело бы фатальные последствия. Несмотря на явное несовершенство этот образец (построенный, кстати, в двух опытных экземплярах) произвел должное впечатление на военных.

Броня империи. Часть I: Первый во всем - Фрезе 8 л.с.

Пулеметный автомобиль Charron, Girardot et Voigt 1902

Этом автомобиль не был секретом для Фрезе, поскольку он был официально показан на выставке, но русский конструктор подошел несколько по-другому к проблеме защищенности.

Для начала, понимая, что масса брони будет не меньше 250 кг, конструктор усилил раму и рессоры своего автомобиля.

Потом приступил к формированию корпуса, а по сути двух бронещитков из 6-мм закаленной стали.

Первый щиток был установлен в передней части автомобиля и прикрывал водителя и пассажиров спереди и частично с боков. В щитке сделали опускаемую заслонку с двумя смотровыми щелями, которая опускалась в походном положении на капот двигателя.

Второй щиток меньшего размера установили позади заднего ряда сидений; он должен был прикрывать экипаж при уходе машины от преследования.

Первоначально предполагали, что на специальную стойку в центральной части «боевого отделения» установят пулемет Максим, который уже стоял на вооружении русской армии; но он оказался слишком тяжелым и появлялась возможность сильной вибрации пулеметной стойки при стрельбе, да и саму пресловутую стойку пришлось бы серьезно усиливать. Тогда через ГАУ в мае 1903 года удалось получить во временное пользование новый ручной пулемет системы Мадсена датской фирмы «Dansk Rekylriffel Syndika», который был закуплен в количестве 3 ед. для испытаний в кавалерии.

Интересно, что именно озвученное Фрезе в предложении военному ведомству назначение новой машины, а именно: разведывательная и дозорная служба, а также поддержка пулемётным огнем кавалерии сыграло не последнюю роль в получении вожделенного оружия.

Пулемет несколько доработали, оснастив его мешком для сбора стреляных гильз. Сама пулеметная стойка позволяла вращать пулемет на 360 градусов в горизонтальной плоскости и на 270 в вертикальной, это качество обеспечивало круговой обстрел и облегчало смену магазина, который находился сверху оружия.

Экипаж машины составлял 3 человека, два из них расположились сзади на уменьшенном по сравнению с базовой машиной диванчике (чтобы не мешать пулеметчику), а спереди находился водитель, левое переднее штатное кресло было снято.

Правда, Фрезе, зная вкусы военного ведомства, решил перестраховаться и левое кресло заменил откидным сидением (сейчас подобное часто можно увидеть в минивэнах); это позволило использовать машину в качестве обычного штабного автомобиля, правда при этом возможность быстро поменять позицию пулемётчику исчезала.

Машина была представлена военному ведомству в сентябре 1903 года и ограниченно испытывалась в течении нескольких месяцев. Начавшиеся дожди, правда, показали полную непригодность машины при движении по раскисшей дороге, да и находиться в сырую погоду в ней было сомнительное удовольствие.

Кроме того, было указано на недостаточную защищенность экипажа, хотя результаты стрельбы и с неподвижного автомобиля и на ходу оказались неплохими.

Броня империи. Часть I: Первый во всем - Фрезе 8 л.с.

Окончательный вариант пулеметного полубронированного автомобиля Фрезе 8 л.с.

В декабре машину вернули Фрезе с указаными недостатками, сняв пулемет. Он принялся ее модернизировать, в частности планировал установить уже 9-сильный двигатель «Де Дион-Бутон», но этого было явно недостаточно. Когда в середине 1904 года тот же «Де Дион-Бутон» начал поставлять двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с., его также старались поставить на разведывательный автомобиль, но в случае установки закрытого бронекорпуса не хватало ни мощности, ни прочности шасси. В середине 1905 года наконец-то был создан проект полностью закрытого бронеавтомобиля на базе грузовика Фрезе с использованием бельгийского 35-сильного 4-цилиндрового двигателя фирмы «Germain», но в постройке уже находился броневик «Накашидзе-Шаррон» и в финансировании Фрезе отказали. Больше он к бронеавтомобилям в любом виде не возвращался.

Остается открытым два вопроса.

Первый: повлияли ли работы Фрезе на деятельность князя Накашидзе? Думаю, что нет.

Во-первых, Михаил Александрович имел тесные связи с компанией Шаррон и, естественно, ему были известны результаты работ 1902 года.

Во-вторых, работы по полноценному броневику начались еще в 1904, а заказ был выдан раньше предоставления проекта 1905 года Фрезе, да и характеристики существенно отличались.

Второй вопрос: почему первый полубронированный автомобиль в России был забыт?

А многие ли знают про штурмовик Сикорского или бронированный самолет Пороховщикова? Возможно, так сложились звезды, ведь даже про первое автомобилестроительное предприятие в России сейчас знают и помнят не многие.

Что касается прототипа автомобиля, который даже не получил специального обозначения, то его история была достаточно забавная.

После разбронирования осенью 1904 года и установки старого 8-сильного двигателя автомобиль был продан по сниженной до 900 рублей цене по беспроцентному кредиту одному из квалифицированных рабочих фабрики Фрезе. Выплаты по сохранившимся документам составляли 20 рублей в месяц, то есть Фрезе снова стал в чем-то первым, теперь уже в первом специализированном автокредите в России.

Что же, талантливый человек должен был быть первым во всем.

Броня империи. Часть I: Первый во всем - Фрезе 8 л.с.

Характеристики полубронированного разведывательного автомобиля Фрезе:

  • Число мест – 3 (4);
  • Двигатель:
  • тип — четырехтактный, карбюраторный,
  • число цилиндров — 1,
  • рабочий объем — 864 см3,
  • мощность — 8 л.с./5,9 кВт при 1500 об/мин;
  • число передач — 4;
  • главная передача — конические прямозубые шестерни;
  • размер шин — 700X80 мм;
  • Размеры;
  • длина — 3120 мм;
  • ширина — 1380 м;
  • высота — около 1500 мм;
  • база — 2110 мм;
  • колея — 1130 мм;
  • масса в снаряженном состоянии — 900 кг;
  • наибольшая скорость — 40 км/ч.
  • Вооружение – пулемет системы «Мадсена» калибра — 7,62×54 мм.
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account