Давно надо было написать первую часть моей серии про «забытые» бронеавтомобили Российской империи. Возможно, вам это будет неинтересно, но… созрел наконец. Итак — Фрезе 8 л.с.
Многие считают, что первый бронеавтомобиль русской разработки (именно разработки, а не постройки) – это бронеавтомобиль Михаила Накашидзе. Однако правдиво данное утверждение только отчасти: князь Накашидзе действительно принимал участие в работах по этому бронеавтомобилю, но строили его во Франции на заводе Charron Girardot et Voigt, да и по сути он не был первым российским вооруженным автомобилем с бронированием. Первая такая машина, которую сейчас можно было бы классифицировать как полубронированная разведывательная машина, была построена двумя годами ранее пионером российского автомобилестроения Петром Александровичем Фрезе.
Петербургская экипажная фабрика «Фрезе», основанная в 1873 году, объединилась в 1876 г. с экипажной фабрикой «К.К. Неллис». Новая фирма «Неллис и Фрезе» была в 1883-м переименована во «Фрезе и К°». Владелец фабрики и ее главный конструктор, П.А. Фрезе, в 1899 г. открыл филиал фирмы в Варшаве. С этого времени фирма в соответствии с Высочайше утвержденным уставом от 11.06.1899 стала называться «Акционерное общество постройки и эксплуатации автомобилей Фрезе и К°».
В 1896 г. фирма «Фрезе» участвовала в постройке первого российского автомобиля совместно с заводом Е.А. Яковлева, а в 1899–1901 гг. содействовала постройке электрических экипажей и электрического омнибуса конструкции И.В. Романова.
С 1899 г. фабрика «Фрезе и К°» начала строить электромобили собственной конструкции, а в 1900 г. был изготовлен и первый автомобиль с бензиновым мотором De Dion-Bouton (Франция). До 1905 г. фирма выпускала целый ряд легковых и грузовых автомобилей, во многом повторявших конструкцию «Де Дион-Бутон»: на этих машинах использовались агрегаты (двигатель, трансмиссия, радиатор и др.), закупленные во Франции.
Именно машины, построенные под влиянием «Де Дион-Бутон», и были показаны военным.
Произошло это в августе 1902 г., когда под Курском состоялись большие военные маневры, на которых российская императорская армия впервые в своей истории применила автомобили. Всего на учениях было задействовано 10 машин, из них два автомобиля (грузовой и легковой) системы «Луцкий-Даймлер», изготовленные в Германии на заводе Motorfahrzeug-und-Motorenfabrik Berlin-Marienfelde (ММБ, «Мариенфельде») по патенту русского инженера Б.Г. Луцкого. Остальные восемь машин предоставила фирма «Фрезе»: четыре были легковыми с моторами мощностью 6 и 8 л.с., один 8-сильный омнибус. Еще три являлись 8-сильными бортовыми грузовиками.
По окончании маневров военное ведомство приобрело у фирмы «Фрезе» только легковые машины, посчитав «грузовозы» для военной службы недостаточно мощными. Интересно, что обе модели легковых автомобилей отличались компоновкой: с передним расположением двигателя был 8-сильный автомобиль, а на 6-сильном двигатель был установлен сзади.
Автомобили фабрики Фрезе военного ведомства: восьмисильный на переднем плане, шестисильный на заднем.
Приободрённый успехом, Петр Александрович решил продолжить сотрудничество с военными, представив им уже специальную машину, оснащенную пулеметом и частичной бронезащитой.
Поскольку военных заинтересовали именно легковые машины, то и свою «пулеметную коляску» Фрезе делал на базе автомобиля Фрезе-8 л.с. который в свою очередь был практически копией французской машины «Де Дион-Бутон Популяр», однако детали ходовой и кузов делали в России. Коробка передач была сблокирована с главной передачей.
Автомобиль Фрезе 8 л.с.
Нельзя сказать, что Фрезе был пионером в этом направлении: еще на автосалоне 1902 года был представлен пулеметный автомобиль Charron, Girardot et Voigt (который построила та самая фирма, что и броневик Накашидзе). В принципе машина не представляла из себя ничего необычного – созданный на основе серийной модели легкового автомобиля, этот броневик получил круговую 7-мм бронезащиту места стрелка, который был вооружен 7,7-мм пулеметом «Hotchkiss». Два других члена экипажа сидели так же, как на серийной гражданской модели, что в боевой обстановке имело бы фатальные последствия. Несмотря на явное несовершенство этот образец (построенный, кстати, в двух опытных экземплярах) произвел должное впечатление на военных.
Пулеметный автомобиль Charron, Girardot et Voigt 1902
Этом автомобиль не был секретом для Фрезе, поскольку он был официально показан на выставке, но русский конструктор подошел несколько по-другому к проблеме защищенности.
Для начала, понимая, что масса брони будет не меньше 250 кг, конструктор усилил раму и рессоры своего автомобиля.
Потом приступил к формированию корпуса, а по сути двух бронещитков из 6-мм закаленной стали.
Первый щиток был установлен в передней части автомобиля и прикрывал водителя и пассажиров спереди и частично с боков. В щитке сделали опускаемую заслонку с двумя смотровыми щелями, которая опускалась в походном положении на капот двигателя.
Второй щиток меньшего размера установили позади заднего ряда сидений; он должен был прикрывать экипаж при уходе машины от преследования.
Первоначально предполагали, что на специальную стойку в центральной части «боевого отделения» установят пулемет Максим, который уже стоял на вооружении русской армии; но он оказался слишком тяжелым и появлялась возможность сильной вибрации пулеметной стойки при стрельбе, да и саму пресловутую стойку пришлось бы серьезно усиливать. Тогда через ГАУ в мае 1903 года удалось получить во временное пользование новый ручной пулемет системы Мадсена датской фирмы «Dansk Rekylriffel Syndika», который был закуплен в количестве 3 ед. для испытаний в кавалерии.
Интересно, что именно озвученное Фрезе в предложении военному ведомству назначение новой машины, а именно: разведывательная и дозорная служба, а также поддержка пулемётным огнем кавалерии сыграло не последнюю роль в получении вожделенного оружия.
Пулемет несколько доработали, оснастив его мешком для сбора стреляных гильз. Сама пулеметная стойка позволяла вращать пулемет на 360 градусов в горизонтальной плоскости и на 270 в вертикальной, это качество обеспечивало круговой обстрел и облегчало смену магазина, который находился сверху оружия.
Экипаж машины составлял 3 человека, два из них расположились сзади на уменьшенном по сравнению с базовой машиной диванчике (чтобы не мешать пулеметчику), а спереди находился водитель, левое переднее штатное кресло было снято.
Правда, Фрезе, зная вкусы военного ведомства, решил перестраховаться и левое кресло заменил откидным сидением (сейчас подобное часто можно увидеть в минивэнах); это позволило использовать машину в качестве обычного штабного автомобиля, правда при этом возможность быстро поменять позицию пулемётчику исчезала.
Машина была представлена военному ведомству в сентябре 1903 года и ограниченно испытывалась в течении нескольких месяцев. Начавшиеся дожди, правда, показали полную непригодность машины при движении по раскисшей дороге, да и находиться в сырую погоду в ней было сомнительное удовольствие.
Кроме того, было указано на недостаточную защищенность экипажа, хотя результаты стрельбы и с неподвижного автомобиля и на ходу оказались неплохими.
Окончательный вариант пулеметного полубронированного автомобиля Фрезе 8 л.с.
В декабре машину вернули Фрезе с указаными недостатками, сняв пулемет. Он принялся ее модернизировать, в частности планировал установить уже 9-сильный двигатель «Де Дион-Бутон», но этого было явно недостаточно. Когда в середине 1904 года тот же «Де Дион-Бутон» начал поставлять двухцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с., его также старались поставить на разведывательный автомобиль, но в случае установки закрытого бронекорпуса не хватало ни мощности, ни прочности шасси. В середине 1905 года наконец-то был создан проект полностью закрытого бронеавтомобиля на базе грузовика Фрезе с использованием бельгийского 35-сильного 4-цилиндрового двигателя фирмы «Germain», но в постройке уже находился броневик «Накашидзе-Шаррон» и в финансировании Фрезе отказали. Больше он к бронеавтомобилям в любом виде не возвращался.
Остается открытым два вопроса.
Первый: повлияли ли работы Фрезе на деятельность князя Накашидзе? Думаю, что нет.
Во-первых, Михаил Александрович имел тесные связи с компанией Шаррон и, естественно, ему были известны результаты работ 1902 года.
Во-вторых, работы по полноценному броневику начались еще в 1904, а заказ был выдан раньше предоставления проекта 1905 года Фрезе, да и характеристики существенно отличались.
Второй вопрос: почему первый полубронированный автомобиль в России был забыт?
А многие ли знают про штурмовик Сикорского или бронированный самолет Пороховщикова? Возможно, так сложились звезды, ведь даже про первое автомобилестроительное предприятие в России сейчас знают и помнят не многие.
Что касается прототипа автомобиля, который даже не получил специального обозначения, то его история была достаточно забавная.
После разбронирования осенью 1904 года и установки старого 8-сильного двигателя автомобиль был продан по сниженной до 900 рублей цене по беспроцентному кредиту одному из квалифицированных рабочих фабрики Фрезе. Выплаты по сохранившимся документам составляли 20 рублей в месяц, то есть Фрезе снова стал в чем-то первым, теперь уже в первом специализированном автокредите в России.
Что же, талантливый человек должен был быть первым во всем.
Характеристики полубронированного разведывательного автомобиля Фрезе:
- Число мест – 3 (4);
- Двигатель:
- тип — четырехтактный, карбюраторный,
- число цилиндров — 1,
- рабочий объем — 864 см3,
- мощность — 8 л.с./5,9 кВт при 1500 об/мин;
- число передач — 4;
- главная передача — конические прямозубые шестерни;
- размер шин — 700X80 мм;
- Размеры;
- длина — 3120 мм;
- ширина — 1380 м;
- высота — около 1500 мм;
- база — 2110 мм;
- колея — 1130 мм;
- масса в снаряженном состоянии — 900 кг;
- наибольшая скорость — 40 км/ч.
- Вооружение – пулемет системы «Мадсена» калибра — 7,62×54 мм.