Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Французские военные наверняка знали о первых попытках применения бронепоездов на фронтах американской гражданской войны и сделали из этой информации правильные выводы. Уже в 1869 году был построен первый французский бронепоезд, представлявший собой два или три коротких двухосных броневагона в составе личного эшелона императора Наполеона-III и предназначенный для укрытия этой августейшей особы и ее приближенных в случае обстрела противника или нападения террористов.
Из-за болезненной секретности, которой всегда страдали французы, нормальных снимков "имперских" броневагонов не сохранилось, а единственная известная на сегодняшний день фотка выглядит вот так:
На ней видно, что вагоны обеспечивали стрельбу из ружей через окна-амбразуры, которые закрывались поворотными броневыми заслонками. Технической документации по вагонам пока не найдено, но, судя по размерам заклепок, броня у них была довольно толстая, державшая не только пули, но и снаряды тогдашних полевых пушек.
Когда Наполеон-III позорно сдался в плен под Седаном возмущенные таким поведением своего монарха жители Парижа провозгласили республику, но вскоре у них возникли серьезные проблемы с французской провинцией, отказавшейся признать самопровозглашенную власть парижан. Это вылилось в короткую, но очень жестокую гражданскую войну.
Парижане, назвавшие себя коммунарами, естественно, применили в ней всё то оружие, которое оказалось у них под рукой, в том числе и бронепоезд бывшего императора.
На гравюре из английского журнала "Лондон иллюстрейтед ньюс" изображена атака коммунаров при поддержке бронепоезда "Наполеон-III" (наверняка эти люди, люто ненавидевшие свергнутого монарха, как-то переименовали состав, но информации об этом, к сожалению, не сохранилось, поскольку большинство документов Коммуны сгорело в ходе боев с версальцами).
"Наполеон-III", конечно, представляет определенный историко-технический интерес, но гораздо более любопытен, на мой взгляд, другой французский бронепоезд, безусловно, ставший этапным явлением в развитии военной техники.
Этот бронепоезд, спроектированный инженером Станиславом (да, по матери он поляк) Дюпуи де Ломом и названный "Орлеан", предвосхитил развитие рельсовой бронетехники не только в девятнадцатом, но и в двадцатом веке. В нем впервые было воплощено то, что в дальнейшем считалось общепринятым и очевидным, — бронированная силовая установка и поворотные орудийные башни.
Бронепоезд был построен во время осады Парижа прусаками в 1870 году, но, поскольку немцы так и не решились штурмовать город, в бой он вступил против французов во время кровавой "разборки" между парижанами-коммунарами и контрреволюционерами-версальцами.
Он не сыграл заметной роли в судьбе Франции, но остался в истории как очень интересный, хотя и почти неизвестный технический артефакт.
Бронепоезд коммунаров в бою. Обратите внимание на то, что он движется по двум параллельным рельсовым путям, а его орудийные броневагоны скреплены бортами. Такая оригинальная схема не встречалась более нигде, кроме сверхтяжелых железнодорожных орудий вроде "Доры". В данном же случае подобную компоновку состава можно объяснить желанием обеспечить обоим броневагонам возможность вести курсовой огонь.
Чертеж первого в мире бронепаровоза Дюпуи де Лома. В отличие от локомотивов более поздних бронепоездов этот паровоз одновременно являлся боевым броневагоном с амбразурами для стрельбы. Его защита состояла из толстых деревянных брусьев, обшитых снаружи железными листами.
Пушечный вагон бронепоезда "Орлеан". На чертежах хорошо видно, что его верхняя часть представляла собой цельноповоротную броневую башню с ручным приводом. Блиндирование, как и на паровозе, состояло из деревянных брусьев с железной обшивкой на заклепках. Такая броня обеспечивала стопроцентную защиту от огня стрелкового оружия и легких полевых пушек.
Вооружение броневагона — одно 160-миллиметровое дульнозарядное морское орудие Дальгрена.
С 15 апреля по 22 мая 1871 года бронепоезд, которым командовал начальник западного сектора обороны Парижа генерал Ладмиро, занимал боевые позиции в районе виадука Пойнт де Жур. Оттуда он вел огонь по "белогвардейцам" совместно с плавбатареями и канонеркой "Либерте".
Когда версальцы обошли бронепоезд с тыла, отрезав ему пути отхода, команда взорвала его на оставшихся боеприпасах.