Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.

2

Идея этой статьи появилась при выкладывании материала, посвященного новозеландскому импровизированному танку на базе трактора (см. "Новозеландские танки времен ВМВ: часть 1-я, юмористическая (Танк Боба Сэмпла)."). Вообще попыток использовать гусеничные  тракторы в качестве боевых машин, навесив на них броню (подчас самопальную) и вооружив предпренимались неоднократно. Первые попытки предпренимались еще в Первую мировую.   
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.

 
Сразу оговорюсь: была мысль вообще поговорить об импровизированной бронетехнике, но юзая по ссылкам пришел к выводу, что данная тема пока для меня неподьёмна. Также в контексте только в некоторых случаях будут упоминаться попытки установки на трактора различных артилерийских систем, т.к. в этом случае трактор используется по сути в качестве самодвижущегося лафета, и рассчет/экипаж не прикрыты броней.
Т.е. речь в основном  пойдет об импровизированных танках.
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.


Полевое орудие на тракторе Холта.
Сперва немного истории и техликбеза.
Гусеничный движитель был изобретен выходцем из крестьянского сословия Саратовской губернии, Федором Абрамовичем Блиновым (1827-1902 гг.).
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
В 1877 году Блинов изобретает "гусеничный вагон", своеобразные гусеничный прицеп, передвигавшийся  пароконной упряжкой; опытный образец был построен летом 1880 г. и испытан, в том числе и на болотистой местности. Эффект был весьма и весьма многообещающим, в частности в пароконной упряжке «вагон» мог перевозить груз, для перевозки которого на колесной тележке требовалось не менее десяти лошадей. Привилегию (патент) на свое изобретение автор получил в 1879 г. , вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Федору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…».

 

 

 

 

 

Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.

Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.В 1888 году был изготовлен "Самоход" , педставлявший по сути первый гусеничный трактор. Двигателем служили две паровые машины по 12 л.с. при 40 оборотах каждая, котел на 6 атм.  был с нефтяной топкой. Движение от паровых машин к ведущим звездочкам гусеничного хода передавалось литыми чугунными шестернями. Каждая гусеница приводилась отдельно. Поворот «самохода» обеспечивался выключением или включением соответствующей машины. Машина демонстрировалась на сельхохозяйственной выставке в Саратове в 1889 г., улучшенная модель была представлена на Нижегородской выставке в 1896 г., при этом за свое изобретение автор получил похвальную грамоту; тем не менее массовой постройки гусеничных тракторов в Российской Империи не производилось.
Если кто хочет более подробно, то иформация взята отсюда: http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/blinov/
Это я к тому, что если господа альтернативщики надумают танковые атаки в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. планировать, то технической основы это, к сожалению, тогда не имело. А вот в англо-бурскую уже можно было-бы изобразить какой-нибудь шушпанцер на основе "самохода" Блинова с какой-нибудь скорострелкой Барановского в качестве основного вооружения. 
Немного о техническом аспекте проблемы. Мало-мальски скоростную машину на базе трактора построить тоже весьма проблематично. Чтобы не быть голословным, сошлемся на статью В. Чобитка "Ходовая часть танков" (http://armor.kiev.ua/Tank/design/suspen

sion/1/).
Цитирую:
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война. Рисунки С. Буркатовского.
Подвески всех гусеничных машин подразделяются на жесткие , полужесткие (иногда их называют тракторными) и мягкие (эластичные).  
При жесткой подвеске катки крепятся непосредственно к корпусу машины без использования рессор. С точки зрения сохранности механизмов и удовлетворительного состояния водителя скорость машины с жесткой подвеской не должна быть более 3-4 км/ч. Жесткая подвеска применялась на первых английских танках Mk.
Полужесткая подвеска представляет собой промежуточный тип подвески и применяется в основном на сельскохозяйственных тракторах. Она представляет собой две тележки (по одной на борт), на которых собраны детали ходовой части. Задняя часть тележек связана с корпусом шарнирно, а передняя — через рессору. С оговоркой подобную подвеску имел французский FT-17 и первые советские танки М ("Борец за свободу тов. Ленин"). Оговорка состоит в том, что опорные катки FT-17 и М к тележкам крепились не жестко, а через промежуточные рессоры.
Первые два типа подвески на танках и других боевых машинах распространения не получили…
Тем не менее именно эти типы подвесок использовались на всех танках времен ПМВ. Как известно, их появление было связано с началом "позиционного кошмара". Требовалось разработать некое приспособление, способное добраться своим ходом до линии обороны противника по территории, напоминавшей лунный пейзаж из-за воронок от снарядов различного (порой весьма крупного) калибра, проделать проход в заграждениях из колючей проволоки, ухитриться не застрять в траншеях и при этом еще успевать подавлять огневые точки (прежде всего пулеметные).  
Интересная штука, и в Великобритании, и во Франции работы по созданию этих машин начались с попыток использования забронированных гусеничных тракторов Холта.
Краткая справка (взято отсюда http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/shneider/1/):
…В 1892 году Бенджамин Холт открыл фирму «Holt Manufacturing Со.», которая специализировалась на производстве тракторов с паровыми двигателями. С 1894 по 1904 год было выпущено около 130 тракторов. В 1904-1905 годах «Холт» провел успешные испытания трактора с применением траков соединенных в замкнутую цепь. В 1910 году была зарегистрирована торговая марка «Caterpillar» (гусеница). В Северо-Американских соединенных штатах (САСШ) гусеничные трактора были оценены и пользовались спросом. К 1914 году фирма стала ведущей на этом рынке в САСШ. Несколько тракторов уже в 1912 году были импортированы в Европу для коммерческого использования, и компания «Холт» открыла представительства в различных странах. Старый свет не торопился признавать новшество, но все возрастающая роль средней и тяжелой артиллерии в Первой мировой войне требовала мощных механических тягачей с повышенной проходимостью. 
В Великобритании был испытан "Малыш Вилли", французы разработали бронированную машину на базе трактора "Бэйб".
Ни та, ни другая машины в серию не пошли, но на базе элементов их конструкций были разоработаны вполне оригинальные бронеобьекты, ставшие впоследствие известными как танки МК, "Сен-шамон" Н-16 и "Шнейдер" СА.1. Кстати, французы свои машины называли в официальных бумагах "артиллерийскими тракторами", хотя по назначению они скорее соответствуют артштурмам Второй мировой.
Истинной же попыткой создания бронетрактора является такой британский эксперимент (неудачный):
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Прошу любить и жаловать: Killen-Strait, построенный на базе трактора американской фирмы Richard Hornsby & Sons (в общем-то именно его считают первым в мире танком, хотя на мой взгляд это все-же типичный бронетрактор, с минимальным обьемом доработки базового шасси).
Цитата (взято отсюда http://www.popmech.ru/article/5968-kratkaya-istoriya-russkogo-shushpantsera/):
30 июня 1915 года Killen-Strait был торжественно продемонстрирован в парке Уэмбли первому лорду адмиралтейства сэру Уинстону Черчиллю и главе министерства вооружений Дэвиду Ллойд-Джорджу. Трактор успешно продирался через деревянные заграждения, окопы и траншеи, но на вооружение он так и не был принят: проволочные препятствия наматывались на переднюю гусеницу – управляемую, но без привода. Поэтому проволочные заграждения танк брал только задним ходом. Черчилль был впечатлен успехами бронированной машины и в последующее время активно поддерживал развитие бронетанковой техники в Великобритании. До сегодняшнего дня сохранились разве что фотографии этой странной машины.
А в это время на Восточном фронте проблемы, в общем-то, были такие-же, как и на Западном. Со своей, конечно, национальной спецификой. Позиционная война пожирала человеческие и материальные ресурсы и так не очень-то богатой страны, недовольство общества нарастало как сверху, так и снизу. В этих условиях было разработано несколько разнообразных проектов самоходных бронированных машин, повышенной проходимости, с различным вооружением ("Вездеход" Пороховщикова, колесный танк Лебеденко). Наиболее реальным в осуществлении из них, пожалуй, является бронетрактор Гулькевича. Далее цитата (взято отсюда http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr1.php):

К середине 1915 года русская армия накопила богатый опыт по использованию нового пила боевой техники — броневых автомобилей. К этому времени стало совершенно очевидно, что используемые в качестве базы для броневиков шасси обычных коммерческих автомобилей не годятся для этих целей. Одной из основных причин этого являлась, прежде всего, их низкая проходимость по грунтовым дорогам и полное отсутствие таковой при езде по бездорожью. Многие военные видели выход из положения в применении для постройки броневых автомобилей тракторной базы. 

Одним из активных сторонников данного решения был полковник артиллерии Гулькевич. В июле 1915 года он получил "охранное свидетельство" (говоря современным языком — патент) на изобретенный им "новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно передвигаться при самых трудных условиях — по пахоте, грязи, снегу, оврагам." 3 марта 1916 года автор изобретения представил в Комиссию по броневым автомобилям Главною Военно-техническою Управления (орган, ведавший оснащением русской армии броневиками) проект такого трактора. Одновременно Гулькевич сообщил, что на свои собственные средства он уже ведет постройку такого трактора на Обуховском сталелитейном заводе. Рассмотрев проект. Комиссия одобрила его и выделила необходимый для продолжения работ кредит. Одновременно с этим, ввиду загруженности Обуховскою завода различными заказами, изготовление машины передали на Путиловский завод. В ноябре 1916 года бронировка трактора, названного "Илья Муромец" была закончена.
 

Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Испытание шасси трактора "Эллис-Чалмерс" в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме летом 1916 года

В качестве базы для бронирования Гулькевич выбрал гусеничный трактор американской фирмы ALL1S CHALMRRS MOTOR TRUCK. (Десять таких машин были закуплены Военным Ведомством весной 1916 гола для испытания в качестве тягачей тяжелых орудий). Он имел 68-сильный газолиновый двигатель, четыре передачи вперед и одну назад и независимую подвеску гусениц, которые могли поворачиваться одна относительно другой в вертикальной плоскости. Для более надежной работы в бою машину оборудовали вторым постом управления, установили стартер и усилили передние колеса, служащие для управления трактором на ходу. Полностью бронированный корпус, склепанный из 6,5 мм броневых листов, делился на два отделения, сообщавшихся между собой. В переднем находилось место водителя, запасы патронов, горючего и вращающаяся башня с двумя пулеметами Максима в специальных шаровых установках конструкции Гулькевича. В заднем отделении размещались: запас снарядов, второй пост управления и 3"(76 мм) пушка с углом обстрела по горизонту 90 градусов. (Следует пояснить, что "Муромец", как впрочем и все другие броневики русской армии, должен был идти в бой задним ходом, чтобы иметь возможность не разворачиваясь выйти из-под огня. Поэтому основное вооружение и размещалось в кормовой части машины.) При полной боевой нагрузке с экипажем из 7 человек, масса забронированного трактора составляла 12 тонн, а скорость по дороге — 12-15 км/час. Испытания "Муромца", проведенные в ноябре-декабре 1916 года, показали его высокие боевые качества. В конце 1916 года Путиловский завод получил заказ на второй аналогичный образец, построенный в марте 1917 года. "Ахтырец". такое название получил этот трактор, испытывался в апреле. Затем обе машины были переданы в Запасной броневой дивизион в Петрограде. В дальнейшем полковник Гулькевич предлагал массированное применение бронированных тракторов своей конструкции, придавая их по 40 штук на армейский корпус в качестве эффективного средства прорыва укрепленных позиций противника. По замыслу Гулькевича, в бою часть машин должна была буксировать за собой 42-линейную (107 мм) пушку и боеприпасы к ней для развития успеха в глубине обороны.

Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Фото слева: Бронетрактор "Ахтырец" на улицах Москвы. 4 ноября 1917 г. (из коллекции М. Барятинского);
Фото справа: Солдаты на броневике "Илья Муромец" (из коллекции М. Барятинского).

Интересно сравнить отечественную бронемашину с иностранными аналогами. И, что характерно, наша машина ничуть не хуже! Более того, вооружение располагается более рационально, обеспечивая быстрый перенос пулеметного и артиллерийского огня на различные цели. Несколько неудачным может выглядеть способ передвижения на поле боя (опять-же скорость передвижения на задней передаче не может быть высокой по определению), но с другой стороны танкам того времени полагалось сопровождать пехоту, а для этого возможностей вполне хватало. Более того, вне поля боя средняя скорость передвижения соответствовала грузовику того времени, при значительно лучшей проходимости. Да и на британских танках МК-1 поворот машины происходил при помощи специальной колесной тележки в корме. Сравните две картинки, представив, что бронетрактор движется по-боевому:

Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.

Продолжаю цитировать:

 

После октябрьского переворота 1917 года оба трактора вместе с другими броневиками Запасного бронедивизиона попали в руки большевиков. В октябре 1917 года "Илья Муромец" переименованный в "Красный Петербург" охранял Смольный, где был запечатлен камерой неизвестного оператора. А "Ахтырец" 29 октября 1917 года вместе с тремя другими бронеавтомобилями отправили в Москву. устанавливать власть Советов. 1-2 ноября трактор участвовал в боях на Кудринской площади, улицах Поварской и Бронной, поддерживая огнем отряд подольской Красной гвардии. В сентябре 1918 гола "Ахтырец" убыл в Казань, где вошел в состав 3 автобронеотряда Красной Армии. В течение 1918-1919 годов броневик участвовал в боях на Восточном фронте, а в январе 1920 года прибыл для ремонта в Москву. "Красный Петербург" всю гражданскую воину числился в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии.

 

В 1922-23 годах из-за отсутствия запасных частей обе машины пошли на слом.

Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Слева: "Красный Петербург" у гаража броневого отдела ГВИУ. 1920г., Москва
Справа: "Красный Петербург" на свалке. 1923г

Аналогичные машины собственной разработки использовались в Добровольческой армии (http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/b

ronetr0.php):
Некоторое количество машин аналогичных конструкций было изготовлено для бронечастей Белой армии на заводах Юга России. Здесь работы по созданию бронированных тракторов начались в начале 1919 года. Основным побудительным мотивом было не только малое количество броневых автомобилей в частях белых, а главным образом то, что почти все имевшиеся броневики были сильно изношены и обладали очень низкой проходимостью. С весны 1919 года в состав Вооруженных Сил Юга России из Англии стали поступать трактора "Холт", "Буллок-Ломбард "(в документах красных проходят как "Висконсин" — по названию штата в США, где находился завод-изготовитель), "Рустон" и "Клейтон" (все эти тракторы были штатными артиллерийскими тягачами в английской армии в годы Первой мировой войны).
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Трактор "Буллок-Ломбард" (фото погрузки трофейного трактора на платформу) и шушпанцер на его базе (Испытания бронетрактора "Буллок-Ломбард", построенного на заводе "Судосталь". Район г.Новороссийска 1919г.)
Работы но их бронировке велись на Ревельском заводе и заводе Судосталь в Новороссийске. Уже в феврале 1919 года в состав 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии вошли два бронетрактора — "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай" — изготовленные на шасси тракторов "Буллок-Ломбард" (номера двигателей тракторов 50 и 89). Вооружение каждого состояло из пяти пулеметов Максима. Обе машины получились довольно удачными и активно использовались в боях против красных частями 2-го Кубанского корпуса. В конце 1919 года оба бронетрактора попали в руки красных. Но не все попытки белых были удачными. Так, 1 апреля 1919 года в Новочеркасск с Ревельского завода в Новороссийске прибыл бронированный трактор "Астраханец". Машина сразу же была отправлена на фронт 3-й Донской армии, а на следующий день, 2 апреля, начальник штаба 3-й армии Говоров телеграфировал в Екатеринодар; "Присланный и армию броневик "Астраханец" оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно". Документ, как говорится не требует комментариев. О дальнейший судьбе "Астраханца" сведений нет. Известно только, что он находился на ремонте на Ревельском завело в конце апреля 1919 года.
Кроме этих машин но документам известны еще несколько бронетракторов в составе Вооруженных Сил Юга России, Так, в состав бронечастей Донской армии в апреле 1919 года был включен бронированный трактор под названием "Полковник Безмолитвенный" (на базе трактора "Клейтон"). Он был вооружен одним орудием и шестью пулеметами и имел экипаж 11(!) человек. Машина подучилась очень тяжелой маломаневренной и использовалась в качестве учебной.
 Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Трофейный бронетрактор "Клейтон". (Фото из журнала "Броневое дело")
 
О бронированных тракторах сообщал на допросе 1 мая 1919 года перебежчик из Добровольческой армии поручик Г.Петрашин: "В Екатерннодаре я видел танки, но не английские, а русские, переделанные из тракторов и вооруженные пулеметами." Сейчас трудно сказать, сколько бронетракторов было построено белыми, ведь документов по известным причинам практически не сохранилось. Правда, кое-что можно узнать из документов бронечастей Красной Армии. Так, 29 ноября 1920 года в Бронеотдел Главного Военно-Инженерного Управления поступила телеграмма: "В Таганроге комиссия под председательством Ингусо Граевского произвела испытание бронетрактора фирмы "Ломбард" и признала, что таковой как боевая единица к использованию на фронте непригоден." Два других трофейных "Ломбарда" предполагалось использовать в боях. Обе машины доставили на Броневой авторемонтный завод в Москве в сентябре 1920 года, где предполагалось усилить их вооружение установкой 47-мм морской пушки Гочкиса. Однако, этот проект реализован не был. Кроме бронированных, на тракторной базе изготавливались и импровизированные самоходные артиллерийские установки. Они представляли собой морские орудия калибром до 120-мм, установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Изготовление таких машин велось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, но судя по всему, было построено всего несколько штук. Организационно все эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии. Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боев с десантом генерала Улагая на Кубани, красные использовали одну "бронетракторную батарею", потерянную в районе станции 1 Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 года.
Бронетракторы. Они же шушпанцеры. Часть 1-я: эксперименты, ПМВ, Гражданская война.
Трофейный бронетрактор "Буллок-Ломбард", построенный на заводе "Судосталь". Москва 1920 г.
Трофейные бронетрактора недолго были в составе бронечастей Красной армии, и 1921-1923 годах они были разбронированы.
В конце данной статьи хотелось бы еще добавить такой момент: после Гражданской войны иногда наблюдался обратный процесс: не тракторы использовали в качестве танков, а танки применяли по несвойственному им, сельско-хозяйственному назначению, т.е вместо тракторов.
СССР, начало 20-х годов.
Во второй части будут рассмотрены бронетрактора периода Второй Мировой Войны.

(продолжение)

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account