Бронетехника РККА. Быстроходные Танки

12

Ещё одна работа нашего бывшего коллеги Инженера, из области альтернативного танкостроения, которая не смотря на свою противоречивость, за фантазию и графику достойна находиться на страницах нашего ресурса.

Испытания купленного летом 1940 года немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III в СССР и появление Т-34 подняли целую волну возмущений, по поводу дальнейшего использования танков типа БТ.

Pz.Kpfw.III

Pz.Kpfw.III

И не удивительно, ведь Германский танк оказался несколько быстрее при «лучшей плавности хода, обзорности, удобным рабочим местам экипажа и бронировании«, а Т-34 значительно превосходил БТ по проходимости, бронированию и вооружению, при том-же двигателе и подвеске…

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11 и Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11 и Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.

А броня немецкого танка также оказалась неожиданно «крепким орешком». Вот что пишет историк танковых войск М.Свирин: «…Как Вам должно быть известно, испытания обстрелом нового немецкого танка, проведенные осенью 1940 г. показали, что для борьбы с ним 45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. непригодна, так как способна пробить его броню на дистанции не далее 150–300 м…»

В комплекте с сообщениями разведки о том, что немцы усиливают броню «трешки» и перевооружают ее более мощной пушкой, картина вырисовывалась неутешительная — советская 45-мм пушка не пробивала броню немецких танков на дальнем расстоянии и уже не могла быть надежным оружием против них, ограничившись только ближним боем.

  1. Удаление элементов рулевого привода передних опорных катков и применение мелкозвенчатых широких гусениц от А-20/32.
  1. Уменьшение диаметра приводных звёздочек и снижение максимальной скорости до 50 км./час.
  2. Усиление лобового и бокового бронирования, за счёт замены бронелистов и опорных пружин в подвеске.
  3. Установка башни от Т-А20/32 с 57 мм. или 76,2 мм. пушками.
  4. Установка 76,2 мм. дивизионной или полковой пушки в неподвижной рубке.

Тип брони: стальная катаная поверхностно закалённая

  • Лоб — 35-45,
  • Борт, корма корпуса – 15,
  • Крыша – 10,
  • Днище – 6.
  • Лоб башни, мм/град. 25 / 90°
  • Борт башни, мм/град. 25 / 25°
  • Корма башни, мм/град. 25 / 25°
  • Крыша башни, мм /град. 10 / 0°

Вооружение:

  • 76,2 мм (полковушка 27 г., ЗИС-3, Л-10)
  • 57 мм (ЗИС-2)
  • ДШК, ШКАС, ДС или спарка ДТ (у заряжающего)
  • ДТ (у наводчика)

Все приборы наблюдения — перископические, панорамные.

ДВИГАТЕЛЬ:

  • М-17Т, 400 л. с.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 50, по местности – 35.

ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе – 280, по местности – 150.

Малоизвестным переходным звеном от лёгких танков серии БТ к средним Т-34 были опытные А-20 и А-32. К сожалению, в процессе создания Т-34 была упущена уникальная возможность создания «Триплекс» — с высокой степенью унификации…

Танк А-20 представлял собой колёсно-гусеничный танк с 6-ю ведущими колесами и синхронизированным колёсным и гусеничным ходом, что позволяло танку двигаться даже при отсутствии одной из гусениц.

Боевая масса танка составляла 18 тонн. Корпус в большинстве своём был выполнен из наклонных броневых листов, защищавших от бронебойных пуль калибра 12,7-мм на всех дистанциях.

Вооружение танка состояло из 45-мм танковой пушки со стабилизатором выстрела («прибор 70») и 2 пулемётов ДТ. Боевое отделение, отделение управления, а также диаметр шариковой опоры башни А-20 относительно танков БТ-7 были существенно увеличены, что позволило улучшить условия работы экипажа и разместить в отделении управления четвёртого его члена – стрелка-радиста.

И оба эти танки прошли полный цикл испытаний и были приняты на вооружение!

Из доклада начальника Автобронетанкового управления Красной армии (далее АБТУ РККА) Д. Г. Павлова народному комиссару обороны СССР К. Е. Ворошилову от 20 сентября 1939 года:

«ТАНК А-20 – колёсно-гусеничный, с тремя парами ведущих колёс.

Танк А-20 имеет большие преимущества по сравнению с существующими танками БТ – по броне, мотору, эксплуатационным и боевым качествам. Танк принять на вооружение РККА. Изготовить установочную партию в количестве 15 шт. к 1-му января 1940 года, подготовив производство серийного выпуска в 1940 году.

ТАНК А-32 – гусеничный

Танк А-32 заданным тактико-техническим требованиям соответствует, но так как при испытаниях выявлены резервы для усиления брони корпуса, целесообразно усилить броню до 45 мм и ей равнопрочной. Танк принять на вооружение РККА. До 1-го января 1940 года сделать опытную партию танков А-32 с 45-мм бронёй в количестве 5 шт.».

[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 928. Л. 41 – 42]

Однако, в ходе полигонных испытаний танков А-20 и А-32 выяснилось, что танк А-32 имеет существенный резерв для увеличения массы. В связи с этим в середине августа 1939 года, не дожидаясь окончания испытаний, командованием АБТУ РККА было дано задание заводу №183 произвести предварительные расчёты о возможности установки на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм.

Танк А-34 (опытный образец танка Т-34) на войсковых испытаниях, весна 1940 года

Танк А-34 (опытный образец танка Т-34) на войсковых испытаниях, весна 1940 года

Таким образом, опытный танк А-32 послужил базой для создания нового среднего танка с противоснарядной защитой, принятого на вооружение Красной армии в декабре 1939 года под названием Т-34 и ставшего одним из символов нашей Победы в Великой Отечественной войне.

И вроде всё замечательно, но почему при этом «забыли» и принятый на вооружение колёсно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32?

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11 и Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11 и Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.

Судите сами, если отказаться от сложного и дорогостоящего колёсно-гусеничного привода на танке А-20, то появляется вполне логическая возможность создание танкового ТРИПЛЕКСА со следующими характеристиками:

  1. Гусеничный А-20 «КРЕЙСЕРСКИЙ», на восьми катках, с противопульной бронёй, 45-мм танковой пушки со стабилизатором выстрела («прибор 70») и 2 пулемётов ДТ. С большим запасом хода для разведки и диверсий на тыловых коммуникаций противника.
  2. Гусеничный А-32 «ПЕХОТНЫЙ», на десяти катках, с 45 мм. лобовой, боковой вертикальной бронёй и бронированием башни (прочая броня противопульная). 57-мм танковой пушки и 2 пулемётов ДТ. С достаточно большим запасом хода и большим боекомплектом.
  3. Гусеничный А-34 «ОГНЕВОГО УСИЛЕНИЯ», на десяти катках, с 45 мм. бронёй по кругу и бронированием башни (прочая броня противопульная). 76-мм танковой пушки и 2 пулемётов ДТ. С достаточно большим запасом хода и достаточно большим боекомплектом.

В идеале конечно иметь все три танка на десяти катках и абсолютной унификацией по форме корпуса, с дифференциацией по толщине брони, запасу топлива и вооружения в зависимости от поставленных задач…

Остаётся только в очередной раз удивляться столь странно упущенному шансу создания унифицированной платформы и отказу от разработки и производства Т-50!

А представьте себе дополнительную головную боль Вермахта, догадаться с кем они ведут бой А-20, А-32 или Т-34…

Уже в начале 30-х годов, советские конструкторы создали Комплекс Боевых машин на базе Т-26. Однако, РККА нуждалась в более эффективных Боевых машинах и конструкция танков Кристи позволяла создать Боевой Комплекс нового качественного уровня.

Любому, мало мальски разбирающемуся в технике понятно, что «чудесная наклонная броня» Т-34, значительно усложняла технологию изготовления корпуса, а расположенные в боевом отделении баки, не оставляли шанса экипажу выбраться из горящей машины. Нужно ли напоминать, что при первой-же возможности, от дальнейших сомнительных экспериментов с Т-34 отказались в пользу нормального танка Т-44, аналог которого — Т-34М должен был появиться ещё в 1941 г…

Однако, если к Т-34 применить напильник, то и из него в 1941 г. можно было получить вполне адекватную боевую машину с минимальными затратами…

  • Прямая бортовая броня бОльшей толщины (эквивалентная наклонной)
  • Бронированные, протектированные баки вынесены на крылья и корму.
  • Рубка механика-водителя с верхним люком и перископическими смотровыми приборами.
  • Рубка стрелка-пулемётчика с верхним люком и перископическими смотровыми приборами (условно не показана).
  • Противоосколочные перегородки в отделении управления и в башне.
  • Трёхместная башня с поликом, развитой кормовой нишей и командирской башенкой со-станковым пулемётом.
  • Рация со-штыревой антенной размещается в кормовой нише и обслуживается командиром танка.
  • Снаряды размещается в зажимах на стенках боевого отделения, во-вращающейся боеукладке под сиденьями и в кормовой нише башни.

Кроме Т-34М1, в Боевой Комплекс входят следующие Боевые Машины на его базе:

  • Т-34М2 — штурмовой аналог Т-34М1 с усиленным бронированием лба и верхних боковых плит за счёт уменьшения размеров лобовой проекции и её клиновидной формы, снижения скорости и запаса хода, сокращение экипажа до четырёх человек.
  • Т-34М3 — крейсерский аналог Т-34М1 с бронированием лба и верхних боковых плит на уровне Т-34М1 и уменьшения прочих до 30 мм. За счёт уменьшения размеров лобовой проекции и её клиновидной формы, сокращение экипажа до четырёх человек и 57 мм орудия, увеличены крейсерская скорость и запас хода…
    • Штурмовая САУ — Боевая Машина Пехоты, с вооружением: Пушка калибром: от 76,2 до 122 мм. Станковый пулемёт: Шкас, ДШК или спаренный ДТ. Ручной пулемёт: ДТ. Количество десантников: 6 — 10 человек. Бронирование десантного отсека соответствует базовой машине.

Штурмовая САУ — БМП:

САУ-100 огневой поддержки с пушкой — 100 / 122 мм. Экипаж 6-8 человек.

САУ-100 огневой поддержки:

Таким образом, предлагаемый Боевой Комплекс, позволяет заменить однотипными машинами и «пехотные» танки Т-50, и «тяжелые» КВ-1. Используя предложенные корпуса, возможно полностью обеспечить все потребности Бронетанковых Сил как машинами переднего края, так и машинами поддержки и управления, включая артиллерийские броне-тягачи и эвакуаторы…

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/russianengineering/alternativa-bronetehnika-rkka-bystrohodnye-tanki-chast-i-5eb9cb8ed7c7396a9aa4e2d8

https://zen.yandex.ru/media/russianengineering/alternativa-bronetehnika-rkka-bystrohodnye-tanki-chast-ii-5ecc4e1ce37e2248960f39e8

https://zen.yandex.ru/media/russianengineering/alternativa-bronetehnika-rkka-bystrohodnye-tanki-chast-iii-5fa1d9e2feef0b1a81d5792a

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account