Бронепалубный крейсер «Петре I Багратиони» Жизнь Замечательного Крейсера. Часть II

0

Спасибо Коллеге Wasa написавшему тему и Коллеге Граф Цеппелин, создавшему бой 16.05.1916 г.

Первая часть, тут:

https://alternathistory.ru/bronepalubnyi-kreiser-petre-i-bagrationi-flagman-gruzinskogo-korolevskogo-flota-na-rubezhe-vekov-cha

Спокойная жизнь крейсера закончилась 10 августа 1914 года когда Грузия верная союзническому долгу вслед за Российской империей объявила войну Германии и Австро-Венгрии. 

Бронепалубный крейсер "Петре I Багратиони" Жизнь Замечательного Крейсера. Часть II

Правда первое время война до самой территории царства не добралась.  Грузинское правительства объявило частичную мобилизацию и набор добровольцев для ведении войны в составе особой грузинской добровольческой бригады на австрийском фронте, надо заметить что добровольцев для маленькой Грузии было достаточно и уже к 1 сентября первые 2 батальона отправились морем в Россию. Еще один батальон сформировали к концу сентября и уже 5 октября убыл на фронт. Последний батальон и два эскадрона кавалерии должны были отправиться в Новороссийск 30 октября, но в тот же стало известно, что днем ранее германские корабли обстреляли Севастополь и отныне Грузия находиться в состоянии войны с Османской империей.

Бронепалубный крейсер "Петре I Багратиони" Жизнь Замечательного Крейсера. Часть II

Крейсер "Петр I Багратиони" во время первой мировой

Первый месяц войны крейсер проводил в море крайне незначительное время при том как правило в гордом одиночестве (малые «крейсера» «Тамар Мепе» и «Русудан Мепе» находились в ремонте из которого вышли в конце ноября).

Единственным случаем применения крейсера произошло 1-го ноября когда «Петр I Багратиони» и миноносцы «Хашури» и «Гурджаани» обстреливали турецкий порт Хопа.

Снова все крейсерское соединение в полном составе вышло в море 10 декабря, что бы противодействовать линейному крейсеру «Гебен» ведущему обстрел Батуми.

Маневрируя за пределами действия 280 мм пушек они передавали данные о передвижении турок и корректировали огонь береговой артиллерии (правда безрезультатно). После выхода линейного дивизиона "Гебен" ушел.

Зимой 1915 крейсера привлекались только для патрулирования побережья, никаких боестолкновений не было.

Вплоть до мая 1916 года деятельность турецкого флота была минимальной это связано и с появлением в составе Черноморского флота линкоров и с действиями союзников у Дарданел. Единственный раз крейсера сталкивались с противником в октябре 1915 когда турецкий каботажник постарался удрать от всего дивизиона и был потоплен огнем в упор из 75 мм пушек. Спасенная команда турка показала что шли с балластом, так что такая "победа" в официальных сводках не фигурировала.

Второй раз уже без поддержки «цариц» «Петре I», совершающий переход из Сухуми в Поти, встретился с турецким кораблем в рождественскую ночь, тогда была захвачена одинокая шхуна которая выполняла роль диверсионного судна

Однако самый известный морской бой произошел 1 мая 1916 года когда, крейсерское соединение грузинского флота вышло в море, намереваясь перехватить турецкий транспортный конвой, о котором доложила разведка.

Возглавил соединение крейсер "Петре I Багратиони"; вместе с ним шел малый крейсер "Тамар Мэпе".

Бронепалубный крейсер "Петре I Багратиони" Жизнь Замечательного Крейсера. Часть II

Так как на крейсере "Русудан Мепе" были отмечены поломки механизмов, в последний момент его заменили канонерской лодкой "Кутаиси",

Бронепалубный крейсер "Петре I Багратиони" Жизнь Замечательного Крейсера. Часть II

заимствованной из сухумского отряда береговой обороны.

Вот как описывается бой в книге Вахтанга Арчвадзе «Грузинский Флот в Первую Мировую»:

 12 мая, грузинский отряд вышел в видимость Орду, не обнаружив там конвоя. Командир соединения, контр-адмирал  Лечхум-Моурави приказал быстроходному крейсеру "Тамар Мэпе" пройти далее к западу, и тот вскоре доложил о скоплении турецких кораблей к северо-востоку от Фатсы. Адмирал Лечхум-Моурави скомандовал преследование.

Конвой состоял из трех небольших пароходов и нескольких фелук, сопровождаемых вооруженным пароходом "Зафир" и канонерской лодкой "Сакиз". Завидев грузин, транспорты полным ходом направились в Самсун, в то время как вооруженные корабли заняли позицию в хвосте, явно изъявляя намерение вступить в бой.

"Тамар Мепе" открыла огонь первой, целясь по более крупному кораблю, которым являлся "Зафир". Турки поначалу отвечали довольно активно, но вскоре "Зафир" был поражен снарядами, загорелся, и потерял ход. Грузинские моряки видели, как от парохода спешно отчаливают шлюпки. В то же время, "Сакиз" храбро и искусно вела бой, маневрируя, прикрываясь дымом от горящего "Зафира" и стреляя достаточно метко. Она также оказалась под огнем грузинских кораблей, но, несмотря на полученные повреждения, продолжала бой.

Поначалу несколько отставший "Петре I Багратиони", обогнал "Тамар Мэпе" и продолжил преследование конвоя. Под его обстрелом одна из фелук загорелась и один небольшой пароход потерял ход и спустил флаг. Однако, в этот момент с замыкающей канонерки "Кутаиси" (которая, из-за устаревшей конструкции и сильного обрастания днища, отстала от остальных кораблей) передали "дымы на горизонте".

На горизонте показались крупные турецкие корабли, шедшие из Синопа. Крупнейшим из них был "Гамидие", броненосный крейсер в 7000 тонн, перестроенный из одноименного казематного броненосца. Вооруженный шестью 170-мм орудиями Круппа, он развивал скорость до 17 узлов, и пользовался репутацией опытного корабля, хорошо отметившегося в боях с итальянцами и греками. Вторым был "Худавендигар", бронепалубный крейсер в 5000 тонн, построенный на верфи в Стамбуле; заложенный еще в 1892 году, он был достроен по усовершенствованному проекту только в 1908. Он был вооружен двумя 150-мм и четырьмя 120-мм пушками, скорость его составляла около 17,5 узлов, и его броневая палуба прикрывала только котлы и механизмы. Третьим кораблем был миноносец "Тайяр". Командующий эскадрой контр-адмирал Андавири-бей был известен как компетентный морской офицер, прошедший обучение во Франции.

Завидев турок, грузинские крейсера прекратили стрельбу по конвою (что спасло "Сакиз", которая к этому моменту еле двигалась и сильно оседала на нос от полученных повреждений) и перестроились для отражения новой угрозы. "Петре I Баргатиони" двинулся на сближение с сильно отставшей "Кутаиси", которая,  явно могла стать легкой целью для турок.

Эскадры обменялись залпами с большой дистанции; турецкие источники утверждают, что добились двух попаданий в "меньший грузинский крейсер, на котором вспыхнул пожар", однако, грузинские источники не указывают на какие-либо повреждения, полученные "Тамар Мэпе". Контр-адмирал  Лечхум-Моурави протелеграфировал на "Кутаиси" приказ отступать на юго-восток, и, тем самым, затянуть преследование, но на борту канонерки сигнал не разобрали и "Кутаиси" продолжала идти на сближение с основными силами. Это в итоге подставило ее под огонь "Гамидие", возглавляющего турецкую эскадру. Залпы турецкого крейсера накрыли старую канонерку, и, спустя некоторое время, турецкий снаряд поразил ее, выведя из строя кормовое шестидюймовое орудие и вызвав сильный пожар.

Спасая "Кутаиси", грузинские крейсера развили полный ход и устремились на турок. "Тамар Мэпе" вырвалась вперед, вступив в ожесточенную перестрелку с "Худавендигаром". Турецкий крейсер несколько раз накрывал "Тамар Мэпе" залпами, но попаданий не добился, и, если не считать нескольких осколочных пробоин от близких разрывов, грузинский корабль не получил никаких повреждений. Ответный его огонь был более меток, и вскоре "Худавендигар" получил попадание шестидюймовым снарядом, осколки снаряда взорвавшегося в трубе проникли в котельное отделение и перебили главный паропровод. Крейсер потерял ход, беспомощно закачавшись на волнах, окутавшись облаком пара.

Видя беспомощное положение своего мателота, капитан "Гамидие" резко переложил рули, и, развернувшись, прошел между поврежденным "Худавендигаром" и "Багратиони". Между флагманскими кораблями произошла интенсивная перестрелка на небольшой дистанции, в ходе которой оба корабля получили существенные повреждения. "Гамидие" был сильно поврежден снарядами грузинского крейсера, на нем вспыхнул сильный пожар; кормовая мачта турецкого корабля рухнула за борт. Однако, и "Багратиони" вышел из перестрелки не лучшим образом; он был поражен двумя крупнокалиберными снарядами, один из которых проделал большую дыру в его носовой части, а другой вызвал сильный пожар на корме, временно выведя из строя заднюю пару шестидюймовок. Затем миноносец "Тайар", до этого державшийся в отдалении, попытался атаковать "Тамар Мэпе", но был отогнан.

Обе эскадры разошлись, прервав огневой контакт. "Гамидие", прикрывая еле двигающийся "Худавендигар" медленно отступал к Самсуну. С другой стороны, грузинская эскадра тоже не горела желанием продолжать бой; из трех ее кораблей, "Петре I Багратиони" был поврежден, а "Кутаиси" выведена из строя. Контр-адмирал  Лечхум-Моурави принял решение вернуться в Батуми, взяв "Кутаиси" на буксир. Турецкий миноносец "Тайар" некоторое время сопровождал на почтительном расстоянии грузинский отряд, но, убедившись, что тот уходит, вернулся в Синоп.

Сражение при Самсуне завершилось вничью. С турецкой стороны, пароход "Зафир" был потерян вместе с одной фелукой, и один крейсер и одна канонерская лодка были тяжело повреждены. С грузинской стороны, крейсер "Петре I Багратиони" получил тяжелые повреждения, а канонерская лодка "Кутаиси" так повреждена, что в море больше не выходила.

Результаты этого боя  историография обеих сторон обычно склонна рассматривать как победу той стороны, к которой она относится.

В результате крейсер оказался в ремонте длился до октября 1916 года, сразу после окончания  последнего началась настоящая боевая работа.

По май 1917 года было несколько стычек с кораблями противника и несмотря на откровенно отвратительные погодные условия корабли разведывательного дивизиона записали на свой счет 2 транспорта и тральщик врага который шел в охранении. Притом «Царица Тамара» даже применила торпедное вооружение против транспорта "Салида".

Кроме того весной того же года крейсер как и практически все корабли флота применялись для поддержки сухопутных войск. Встреч с крупными кораблями за исключения случая обнаружения соединения из 2 канонерок не было.

Кампания 1917 года была последней компанией в которой активно учавствовали русские войска, наступление кавказского корпуса в направлении Вана, было успешным. Грузины взяли Трабзон, а русские Эрзерум. Совместными усилиями русских и грузин был взят Каракёз. С юга к Мосулу подошли англичане.

Компания 1918 года охарактеризовалась уходом зимой 1917-18 гг с ТВД основной части русских войск в связи с приходом к власти в России большевиков, некоторая часть офицеров Кавказского корпуса осталась в качестве добровольцев. Их место заняли колониальные британские войска. Но с выходом России из войны грузины лишились поддержки русского флота. Теперь вся надежда была только на собственные силы. Правда грузинскому флоту откровенно везло, в январе 1918 года подорвался "Бреслау" и ушел на дно , а линейный крейсер  "Гебен" тоже после подрыва на мине, до середине марта находился в ремонте. 

Весной 1918 года «Петре I» применялся для поддержки действий единственного грузинского гидрокрейсера «Ачара», мобилизованного парохода «Картли» водоизмещением 5250 т немецкой постройки 1911 года. Интересно что кроме 4 летающих лодок М-5 Григоровича которые размещались во временных ангарах, новоявленный гидроавианосец нес 120 мм орудия которые до модернизации, как раз стояли на крейсере "Петр I" , а теперь, были временно сняты с бастионов Батумской крепости.

Бронепалубный крейсер "Петре I Багратиони" Жизнь Замечательного Крейсера. Часть II

Все работы по переоборудованию велись в Николаеве в конце 1916, но почти год ушел на испытания и обучения команды. Забегая вперед хотелось бы сказать, что в отличие от русских гидро крейсеров «Ачара» был разоружен и передан прежним владельцам только в 1923 году.

Гидросамолеты использовались в основном как бомбардировщики, целями были турецкие порты Хопе и Ризе. Правда серьезных успехов самолеты достигнуть не смогли.

На этом боевые действия фактически закончились перемирьем.

После окончании войны жизнь крейсера потекла спокойно, чередуясь учениями и плановыми ремонтами. В 1924 году его потеснил уже турбинный легкий крейсер «Кавкасиони» который в молодости имел австрийские корни и назывался «Адмирал Шпаун». Но всё же уже два полноценных крейсера смогли наладить взаимодействие в строю несмотря на различая.

Так продолжалось до начала 1932 года когда к двум крейсерам добавился купленный практически по случаю итальянский тяжелый крейсер. Вот тут по кораблю нанесли удар-у него забрали имя — теперь новичок стал именоваться в честь Объединителя Грузии "Петре I Багратиони", а старому бронепалубнику досталось название древнего царства «Иверия». Второй удар был нанесен через несколько месяцев, заслуженного «ветерана» разжаловали в учебные крейсера, правда образованная по случаю пополнения бригада крейсеров не отторгнута старый крейсер и он формально остался в ее составе.

Крейсер несколько облегчили удалив два котла, а оставшиеся перевели со смешанного отопления на чисто нефтяное. На месте носовой котельной оборудовали кубрики для будущих моряков флота и в таком виде он продолжал использоваться обычно проходя между основными портами королевства. Всё же один раз крейсер тряхнул стариной когда в 1937 году с дружественными визитами посетил порты СССР, Болгарии и даже дальше, пройдя проливы,  увидел острова Греческого королевства и берега Югославии.

К 1940 году состояние машин и котлов было посредственным, крейсер после очередной чистки и переборки мог выйти на 18 узлов, но это был предел. Да и в строй должен был вступить новый крейсер построенный пусть и по голландскому проекту но уже на территории Грузии, а место учебного крейсера должен был занять более современный и мощный «Кавкасиони». Были попытки превратить его в минный заградитель со снятием большей части вооружения и постройки в половину длины корпуса ангара для 250 мин, но кроме проблем с механизмами обнаружились проблемы и по корпусу, да и необходимость нахождения в составе флота крупного минзага вызывало много возражений, в итоге решили сэкономить далеко не безграничные средства и сдать корабль на слом.

Крейсер торжественно вывели из состава флота и поставили в отстойник Батуми, дабы в дальнейшем продать на металл, но началась война и крупная цель стала любимицей немецких пикировщиков, уже в начале 1942  года старый корабль получил попадания двух 500 кг бомб и сел на дно бухты. Остов какое то время использовали как площадку для размещения МЗА, а после войны частично разобрали не поднимая весь корабль. До сих пор дайверы под слоем донных отложений могут видеть еле прослеживающий силуэт набора заслуженного корабля. 

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account