Корабли типа «Блейк» — серия крейсеров 1-го класса британского королевского флота, построенная в 1880—1890х годах. Всего было построено 2 единицы: «Блейк» (англ. Blake) и «Бленхейм» (англ. Blenheim). Отличались новаторскими решениями, но и высокой стоимостью. Именно из-за оригинальной конструкции силовой установки я и хочу о них рассказать. К первой мировой войне оба корабля сошли с первых ролей морской мировой сцены, но сам концепт корабля замечателен и великолепен. Это не вершина стимпанка, но вблизи её. Надеюсь, информация пригодится при проектировании АИ кораблей.
Содержание:
Проектирование
Заказаны по программе 1887/1888 годов. Конструктор Уайт получил задание создать корабль, превосходящий по параметрам «скорость, автономность, защита, вооружение» все ранее построенные иностранные крейсера.
Империи нужны были в первую очередь корабли с большой автономностью, способные бороться с возможными рейдерами противника для защиты торговли (кстати, по программе 1881 г. Русского флота планировалось создать крейсерский флот из 30 крейсеров: 21 — корветского ранга и 9 — фрегатского. И они строились. К 1886 году вошли в строй, например, «Витязь» и «Рында». Т.е. опасения англичан имели вполне реальную почву). Конструктивно являлись развитием броненосных крейсеров типа «Орландо» (англ. Orlando 5900 т), но с увеличенными размерами (9000 т) и без бортовой брони.
Корабли типа «Блейк» оказались крупнейшими крейсерами, построенными в то время, как по причине необходимости установить исключительно мощные машины, так и из-за резкого увеличения запаса угля. Уайт спроектировал крейсер 1-го класса, сочетавший высокую скорость и автономность с хорошей мореходностью, защитой и вооружением — это соответствовало взглядам Адмиралтейства на создание корабля, пригодного как для эскадренной службы, так и для выполнения функций «защитника торговли» на удаленных театрах.
Строительство
«Блейк» строился на казенной Чатемской судоверфи. «Бленхейм» на частной верфи «Thames Ironworks»
Имя | «Blake» | «Blenheim» |
Фирма | Chatham Dockyard | Thames Ironworks |
Фирма-строитель ПМ | Maudslay, Sons and Field | Humphrys, Tennant and Co |
Дата закладки | 07.1888 | 10.1888 |
Дата спуска | 23.11.1889 | 05.07.1890 |
Дата опробования | 18.11.1891 | 21.01.1892 |
Дата вступления в строй | 02.02.1892 | 26.05.1894 |
Дата отправления на слом | 09.06.1922 | 13.07.1926 |
Стоимость первого (в приведенных к 1895 г. ценах) в справочнике Брассея составила 440,471, второго — £425,591. Но в журналах при постройке встречается и цифра в £368 000. Можно предположить что это либо стоимость верфи без вооружения, либо реальная стоимость на 1890е годы а в справочной литературе идут уже высчитанные по коэффициентам инфляции цены.
Основные размеры
Водоизмещение, тонн | 9150 |
Длинна, м | 114,3 |
ширина | 19,8 |
осадка | 7,3/7,6 |
Силовая установка | 4 ПМ (3 цил, 3 расш) |
Мощность СУ (л.с.) | 13 000/20 000 |
Тип котлов | Огнетрубные 6+1 |
запас угля, | 1500/650 |
Скорость (уз)без форсировки | 19,2…20,4 |
Дальность (миль) экон | 10 000 (10 уз) |
Вооружение | 2×1 — 234 мм |
10×1 — 152 мм | |
16×1 — 47 мм | |
4×1 — 381 мм ТА | |
экипаж | 570 |
Бронирование [6]
Отказ от бортовой брони произошел по нескольким причинам. Установка 10″ броневого пояса на предыдущем типе «Орландо» себя не оправдала. При полной загрузке (с учетом строительной перегрузки) узкий 1,7 м пояс 10″ брони целиком уходил в воду.
Установка бортовой брони (более чем 1,7 м) неизбежно влекла за собой чрезмерный рост водоизмещения. В то же время установка тонкой (менее 100 мм) поясной и палубной брони признавалась нецелесообразной уже тогда — снаряды новейших нарезных орудий легко пробивали ее. Поэтому англичане решили продолжить постройку бронепалубных крейсеров, но при этом резко увеличить их размеры, увеличить толщину броневой палубы, а для повышения живучести ввести местное бронирование (орудийные башни, казематы, элеваторы и так далее).
Новшеством стало появление бронированных казематов для 6-дм орудий, позволившее разгрузить верхнюю палубу и рассредоточить артиллерию, снизив ее уязвимость — это стало визитной карточкой кораблей, спроектированных Уайтом. Учитывая опасность, исходящую от широко распространившихся скорострельных пушек среднего калибра, два из 152-мм орудий с каждого борта были помещены под верхнюю палубу.
Казематы, оборудованные на главной палубе, вскоре приняли все флоты мира. 234-мм орудия размещались в оконечностях в палубных щитовых установках.
Карапасная нижняя палуба имела толщину 76 мм в плоской части и 152 мм на скосах. Ее верхний срез находился на высоте 46 см выше ватерлинии, скосы опирались на бортовую обшивку в двух метрах ниже уровня воды. Поскольку цилиндры на машинах вертикального типа имели значительную высоту, для них в броневой палубе сделали вырезы, по периметру прикрытые 203-мм гласисом.
Вооружение.
Основным вооружением кораблей являлись два 234-мм орудия (марки VI) [8] и десять 152-мм 40-калиберных скорострельных орудий. Также имелись 16 — 47-мм орудий и четыре торпедных аппарата 356 мм.
Отметим установку самой современной на тот момент ручной системы управления огнем, основанную на патенте Виллиса-Робинсона исполнения фирмы Эллиот Бро. Скорее не конкретно огнем — а полной, выполненной в едином стиле, автоматизированной системы передатчиков и приемников, связывающих ходовую рубку, машинное отделение (обычные машинные телеграфы), дальномерные посты и орудия. Приборы показывали величину оборотов каждой машины, угол пера руля, дальность до цели (до 5000 ярдов).
После переоборудования в плавбазы вооружение сократилось до 4×1 — 152 мм и 2×1 — 102 мм.
Энергетическая установка.
Четыре 3-цилиндровые машины тройного расширения (производства “Maudslay and Co” для «Блейка», «Humpbrys» в г. Deptford для «Бленхейма») имели привод на два вала. Они были размещены в двух машинных отделениях, разделенных продольной водонепроницаемой переборкой. При движении на полном ходу работали все четыре машины, на малом — передняя пара машин в обоих отделениях отключалась с помощью разобщающего механизма.
Диаметры цилиндров машин — 36”,52”, 80”. Ход штока — 48”.
Паром машины обеспечивали шесть больших четырехтопочных двухсторонних огнетрубных котлов «шотландского» типа и один вспомогательный. Размеры основных котлов — 18′ длиной, 15′ 2” диаметром, вспомогательного — 9′ длиной, 10′ диаметром.
Номинальное давление пара составляло 125 фунтов/кв. дюйм, общая поверхность колосников — 863 кв. фута, а общая нагревательная поверхность котлов — 26 936 кв. футов (+ 900 кв. футов вспомогательного).
Расчетная мощность при естественной тяге составляла 13 000 л.с. и обеспечивала долговременную скорость 20 узлов. При форсировании котлов дутьевыми вентиляторами (подаче дополнительного воздуха в котельные отделения) — мощность должна была составить 20 000 л.с/ 22 узла на протяжении 5 часов.
Испытания.
18 ноября 1891 года «Блейк» прошел семичасовые испытания на долговременную мощность.
При давлении в котлах в 125,5 ф/дюйм, водоизмещении в 9000 тонн, 88,41 оборотах на одном валу и 89,39 на другом — долговременная мощность составила 14 525 л.с. Средняя скорость в забеге составила 19,28 узлов.
[7]
Испытания на максимальную мощность (после аварий на плавбазе «Вулкан» и прочих кораблях с подобными котлами) на «Блейке» поначалу решили не проводить. На «Бленхейме» в 1893 году испытания на скорость были — 22,5 узла максимум. [2] Таким образом энергетическая установив получила небывалую по тем временам мощность, теоретически достаточную для достижения 22-узлового хода.
На практике, однако, и машины, и котлы не вполне соответствовали проектным параметрам: оба корабля так и не развили проектную скорость кода, а дальность плавания оказалась на треть меньше, чем запланированные 15 000 миль на 10 узлах. Так, на ходовых испытаниях «Блейк» сумел развить только 21,4 узла, «Бленхейм» — 21,8 [3].
Правда, при этом машины превысили расчетную мощность, котлы уверенно держали пар, необходимый для 19-узлового хода в течение длительного времени. Машины могли форсироваться до 19 579 л.с., что обеспечивало скорость 22 узла, но при этом серьезно повреждались котлы, соответственно, форсирование могло применяться только в исключительных случаях.
Оказалось, что достигнутая на форсаже температура столь высока, что немедленно после образования пара вода стремилась отойти от огнепроводных трубок котлов, оставляя их сильно перегретыми. В результате трубки трескались и начинали пропускать воду, вызывая обширные повреждения в котельной группе; их устранение было весьма дорогостоящим.
Поэтому котлы на «Блейке» постоянно выходили из строя, поэтому в 1899 пришлось полностью их заменить.
Оба корабля были укомплектованы в 1892, но «Бленхейм» принят флотом только в мае 1894. Крейсера активно использовались на заморских станциях (например, «Блейк» был флагманским кораблем Североамериканской Вест-Индийской станции в 1892–1895 г.
В 1907—1908 корабли частично разоружили и превратили в плавбазы (вооружение: 4 — 152 мм, 4 — 102 мм, 4 — 76-мм орудия).
HMS Blake
В 1892–1895 гг. являлся флагманским кораблем Северо-Американской и Вест-Индской станции. В апреле 1893 г. участвовал в Колумбовских торжествах в Нью-Йорке. В 1895–1898 гг. состоял в Эскадре Канала, после чего был выведен в резерв. В 1907 г. переоборудован в плавучую базу эсминцев. Во время Великой войны обслуживал 2-ю, а затем 11-ю флотилию эсминцев Гранд-Флита. 9 июня 1922 г. продан на слом.
HMS Blenheim
В 1894–1898 гг. состоял в Эскадре Канала, после чего был выведен в резерв. В 1901–1903 гг. нес службу на Китайской станции. В 1904 г. выведен в резерв. В 1908 г. переоборудован в плавучую базу эсминцев. Во время 1МВ обслуживал флотилии эсминцев Средиземного моря. Встречается в описаниях действий флона, например, на Галлиполи. 13 июля 1926 г. продан на слом.
Фотографии
в принципе найти в сети можно [5], но качество, конечно, не ахти (что вы хотите от карточек столетней давности).
Выводы
Корабль делался не с чистого листа, а на основе своего и чужого опыта. Если в артиллерии и частично бронировании англичане за образец брали свой «Орландо», то в спаренных машинах явно прослеживается французское влияние (ну например в виде крейсера «Милан». Ну и что, что в нем спарки из горизонтальных компаундов? Принцип-то одинаков). Новая метла в виде Уайта повторила концептуальную идею спарки машин, но не повторила котельную установку. За образец котельных отделений был взят на тот момент английский стандарт — «шотландский» котел (во всяком случае схематично КО помянутого, спущенного чуть раньше «Вулкана» с четырьмя двухсторонними и одним вспомогательным котлом очень походит… ну, без учета разной паропроизводительности). Теоретическая надежда их форсировки на практике не оправдалась, что автоматом сделало корабли неудачными. Наличие вспомогательного котла, каюты от ненужной артприслуги и большая дальность плавания сделали в конечном итоге из боевого корабля — гостиницу для экипажей ПЛ или миноносцев.
Мое мнение — англичане малость поспешили с кораблем (из-за молодости Уайта или в силу консерватизма). Установка Бельвилей на их корабли уже шла, и применив их — расчеты вполне могли сложиться с практикой. Но опять же — если принимать во внимание «газетный галдеж 1888–1889 годов» — англичанам надо было заткнуть общественность, представив «Мега-ловца пиратов» публике уже сейчас.
Сравнение с русским крейсером «Рюрик»
«Блэйк» являлся одним из прототипов при проектировании «Рюрика», что написано у Мельникова.
«Комплексное решение проблемы предложил Н.Е. Кутейников. Уменьшить габаритную высоту и улучшить защиту главных машин под броневой палубой можно было, рассредоточив их мощность (по примеру английских крейсеров «Блэйк» и «Бленхейм»): вместо двух больших машин применить четыре более компактные, работающие по две на гребной вал. Эффективность этого решения, доказывал Н.Е. Кутейников, можно существенно повысить, разделив мощность между ними на неравные части (кормовые должны иметь мощность, необходимую для плавания экономической скоростью).
Непререкаемый авторитет английского опыта заставил принять предлагаемый Н.Е. Кутейниковым состав машинной установки, но котлы Бельвиля «не прошли». (Их на «Блэйке» и «Бленхейме» не было!). «
Имя | Blake | Рюрик |
Дата закладки | 07.1888 | 19.05.1890 |
дата спуска | 23.11.1889 | 22.10.1892 |
Дата опробования | 18.11.1891 | 23.10.1894 |
Дата вступления в строй | 02.02.1892 | 16.10.1895 |
Водоизмещение, тонн | 9150 | 11 690 |
Длина, м | 114,3 | 125,6 |
Ширина, м | 19,8 | 18,6 |
Осадка, м | 7,3/7,6 | 7,5 |
Силовая установка | 4 ПМ (3 цил, 3 расш) | 4 ПМ (3 цил, 3 расш) |
Мощность СУ (л.с.) | 13 000/20 000 | 13 600 |
Тип котлов | Огнетрубные 6+1 | Огнетрубные 8+2 |
запас угля, т | 1500 | 1933 |
Скорость (уз) | 19,2 | 18,8 |
Дальность (миль) экон. | 10 000 (10 уз) | 6700 (10 уз) |
Бронирование: | ||
• борт | — | 203-254 |
• траверз | — | 102 |
• палуба | 76 | 51 |
• скос палубы | 152 | 76 |
• боевая рубка | 152 | 152 |
• казематы | 152 | — |
Вооружение | 2×1 — 234 мм | 4×1 — 203 мм |
10×1 — 152 мм | 16×1 — 152 мм | |
6×1 — 120 мм | ||
16×1 — 47 мм | 6×1 — 47 мм | |
10×5 — 37 мм | ||
4×1 — 381 мм ТА | 6×1 — 381 мм ТА | |
экипаж | 570 | 720 |
стоимость | 440 000 ф.с | 6,7 млн. р [11] |
При курсе 1 фунт к 10 рублям [10] к 6,3 рублям — стоимость оценить можно. Большее количество нескорострельных 6-дюймовых орудий на «Рюрике» самих англичан не пугало. В расчетах скорострельности «Блейк» превосходил «Рюрика» (в отличии от «России») процентов на 15. Во-вторых, ежегодник Брассея писал:
«Борта «Рюрика» ощетинились пушками, и до тех пор, пока вы не поднимитесь на его палубу, он кажется страшным. Но достаточно одного снаряда, разорвавшегося в открытой батарее, чтобы полдюжины орудий оказались бы разом выведены из строя.»[9]
* * *
Корабль, как яркий образчик стимпанка, является кладом для АИ.
Такие видимые пути для изменения:
1. Явная замена котельной группы и вообще плотная работа над МКО.
2. Неявная замена машин на четырехцилиндровые и уменьшение хода штока. Что даст, непонятно — в теории снизит высоту машин. Что снизит высоту гласиса над палубой или вообще его уберет.
3. Установка 4-х валов (ну а почему нет).
4. Замена типа брони по шкале времени. Во Франции как раз идут опыты над стальной/никелевой броней. Потом, естественно, сталеникелевая с закалкой по методу Гарвея. Потом с закалкой по методу Круппа. От года в общем зависит.
В результате возможно (в смелой теории) получить асамоида (очень дорогого) со скоростью в 22 узла минимум уже в 1890х годах.
В качестве занятного момента упомянем деталь об Англии и английском флоте в целом и обозначенных кораблях в частности (про которую я не знал).
Наскочил на бейджик «Бленхейма», на котором зацепился за надпись «сигаретс».
Стал копать. Оказалось — минимум с 1885 года табачные фирмы типа «Юнайтед Кингдом тобакко» в сигаретные пачки (жестяные коробки) кладут такие вкладыши, типа как в жвачках. На самые разнообразные темы: 1885 г — «Корабли и матросы», 1910 — «Авиация», 1927 — «бабочки Британии», 1933 — «Садовые цветы» и т.д Распространенно коллекционирование типа как марки в альбомах.
http://en.wikipedia.org/wiki/Cigarette_card
Конкретно карточка с беджем входила в серию 1925 года «Шипс Бейджес», состоящую из 50 вкладышей с гербами-бэджиками — девизом кораблей HMS. Т.е. девиз плавбазы «Бленхейм» был Amat Victoria Curam — «Победа любит подготовку».
1. тот же Балакин в 4 номере М-К про них вообще не упоминает.
2. Вернее всего «пиар-скорость» на несколько минут. По расчетам мощность в машине в этом случае должна быть 21 000 — 22 000 л.с. Долговременно на такой режим машины не были рассчитаны.
3. так у Патянина. Вероятно пятичасовые испытания на скорость были
По «Марине инженеру» за 1895 «Блейк» проходил четырехчасовые испытания на максимальную скорость по прибытии на Вест-индийскую станцию. При давлении в котлах 147 фунтов на дюйм, мощность была 19 579 л.с. и средняя скорость 21,5 узла. Но это при осадке в 23 фута (7 метров) — т.е. англичане несколько схитрили и делали это при минимуме угля.
4. 650 тонн стало после переоборудования в плавбазы. Подозреваю часть угольных ям переделали под жилые каюты экипажей.
5 например тут:
http://kreiser.unoforum.ru/?1-7-0-00000033-000-10001-0-1385630456
6. вот тип брони и тип закалки не встретил. Вероятно, компаунд. Но есть шанс, что и сталеникелевая по образцу Шнайдера. Делали же что-то англичане, чтоб уйти от тяжелого и нетехнологичного компаунда?
7. Видно, что испытания шли по взрослому.Меряли среднее давление в каждом цилиндре из четырех машин и по оборотам считали мощность
8. http://www.navweaps.com/Weapons/WNBR_92-31_mk3.htm
http://www.navweaps.com/Weapons/WNBR_6-40_mk1.htm
9. С учетом обстоятельств можно считать, что «Рюрик» являлся копией «Блейка» и создавался как его контра. Обычный рашн-стайл золотопогонных адмиралов в проектировании подобных кораблей. «Англичане сделали. А мы сделаем такой же, но чуточку лучше!». То, что при подобном обезьянничаньи повторяются и недостатки прототипа — никого не волновало.
10. реформа по золотому паритету, произошедшая в 1895–1897 годах, хоть и привела к стабильному рублю, с обеспечением в золоте, но значительно девальвировала рубль.
11. без вооружения. С вооружением + 2,2 млн.рублей
12. Статья Джона Харварда Байлса (John Harvard Biles), в будущем сэра и профессора. В 1875 году окончил колледж в Гринвиче и на момент написания работал на Портсмутской казенной верфи. Написанная статья была им озвучена на *тут не уверен* на 38 съезде кораблестроителей и была напечатана в «Морском инженере и архитекторе» за 1887 год, стр 120-123. Сравнивает четыре варианта бронирования крейсеров в 5000 тонн (первый вариант тип «Орландо»).
Материалы:
1. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006
http://bookre.org/reader?file=588562&pg=172
2. Журнал «Инженер»
http://www.gracesguide.co.uk/HMS_Blake
3 «Рюрик был первый» Мельникова