Броненосцы «Трайомф»и «Свифтшур». Британские чилийцы, не ставшие россиянами

17

У этих кораблей действительно могло бы быть и российское подданство. Вопрос — принесло бы это нам практическую пользу? Как обычно обо всем по порядку.

Броненосцы "Трайомф"и "Свифтшур". Британские чилийцы, не ставшие россиянами

Во второй половине XIX — начале XX веков молодые государства Латинской Америки, относительно недавно получившие независимость, весьма активно поигрывали мускулами в процессе решения своих территориальных проблем. Не были исключением Аргентина и Чили, которые также имели территориальные претензии друг к другу. Обе страны активно накапливали силы как на суше, так и на море, готовясь, если потребуется, решить вопрос силовым путем. В 1901 году отношения между странами стали особенно напряженными — в воздухе уже витал запах пороха.

Непосредственный предшественник "Конститусьон" и "Либертад" - чилийский броненосец "Капитан Прат" - представитель французской кораблестроительной школы. Его основное вооружение - четыре 240-мм орудия, было размещено в одноорудийных башнях по ромбической схеме. Для своего времени очень удачный корабль, но расположение артиллерии ГК быстро сделало его морально устаревшим.

Непосредственный предшественник «Конститусьон» и «Либертад» — чилийский броненосец «Капитан Прат» — представитель французской кораблестроительной школы. Его основное вооружение — четыре 240-мм орудия, было размещено в одноорудийных башнях по ромбической схеме. Для своего времени очень удачный корабль, но расположение артиллерии ГК быстро сделало его морально устаревшим.

Немалая роль в потенциальном столкновении отводилась военным флотам обоих государств. В то время чилийский флот располагал одним быстроходным броненосцем «Капитан Прат» французской постройки и двумя достаточно мощными броненосными крейсерами «Эсмеральда» и «О’Хиггинс». Ядром аргентинского флота являлись четыре броненосных крейсера типа «Гарибальди» построенных в Италии. По совокупности характеристик корабли обеих стран были сопоставимы друг с другом. Но аргентинцы решили нарушить равновесие в свою пользу — в 1902 году началось строительство еще двух крейсеров этого типа. Чилийцам нужно было дать ответ, причем ассиметричный и быстрый.

На счастье чилийцев у них в то время гостил сэр Эдвард Рид, главный конструктор фирмы «Armstrong Whitworth» и по совместительству один из мэтров военного кораблестроения того времени. Он встретился с представителями чилийского военно-морского флота, чтобы обсудить идею покупки или постройки двух линкоров с высокой скоростью и мощным вооружением при небольшом водоизмещении. Вариант с покупкой уже существующих кораблей был отвергнут и чилийцы попросили Рида спроектировать корабли для последующего строительства в Соединенном Королевстве. Исходным постулатом проекта была необходимость докования обоих кораблей в военно-морской базе Талькахуано, при условии наличия необходимого зазора по длине, ширине и осадке, для очистки бортов и днища, а также ремонта. что определило водоизмещением порядка 11 тыс. тонн. Поскольку будущим броненосцам предстояло противостоять довольно быстроходным аргентинским «гарибальдийцам», скорость хода должна была быть не менее 19 узлов. При этом всем корабль должен был иметь вооружение из четырех 254-мм и десяти, а лучше двенадцати 190-мм орудий. В том же 1901 году чилийское правительство заказало корабли, получившие названия «Конститусьон» и «Либертад». Решив не складывать все яйца в одну корзину «Конститусьон» строился «Armstrong Whitworth» в Эльсвике, а «Либертад» фирмой «Vickers» в Барроу-ин-Фернесс. В феврале 1902 году оба корабля были начаты постройкой, а спустя три месяца, когда они ещё находились на стапелях, произошли события повлиявшие коренным образом на их судьбу.

28 мая 1902 года в Сантьяго были подписаны ряд соглашений (т.н. «Майские пакты») между Аргентиной и Чили, положившие конец военной напряженности между странами. Стороны разделили сферы влияния, в частности на море. Одним из документов стала Конвенция о всеобщем ограничении военно-морских вооружений согласно положениям которой Чили и Аргентина должны были разоружить некоторые корабли, уже находящиеся в эксплуатации, а также продать боевые корабли строившиеся в Европе. В декабре 1903 года Аргентина продала обоих своих «гарибальдийцев» Японии, где они позднее попортили нам немало крови под именами «Ниссин» и «Касуга». Чилийцам также нужно было искать покупателей на свой «товар», который они выставили на продажу в начале 1903 года.

Тем временем готовилось полыхнуть на Дальнем Востоке, где Россия и, особенно, Япония готовились потягаться за лидерство в регионе. Обе стороны усиливали военное присутствие, как на суше, так и на море. В последнем случае нередко прибегая к закупкам кораблей за рубежом. В частности русские уже приценивались к тем самым аргентинским крейсерам, строившимся в Италии, однако успешно провалили сделку — управляющий Морским министерством адмирал П.П. Тыртов отказался от их приобретения, ссылаясь на прямое указание царя — строить новые корабли только на русских верфях, в результате чего оба крейсера и ушли к японцам. Чилийское правительство в январе 1903 года через торговый дом Ротшильдов предложило свои строившиеся броненосцы России, однако предложение было отклонено по тем же причинам, что и покупка «гарибальдийцев», мол царь сказал самим строить и точка. Второй заход был сделан спустя три месяца через посредничество итальянцев, но снова сделка не состоялась. В августе 1903 года Япония предложила Чили купить оба броненосца за 1 600 000 фунтов стерлингов, но эта цена не устроила продавцов. Наконец в ноябре «созрела» Россия, предложив купить оба корабля за 1 875 000 фунтов — в этот раз стороны пришли к консенсусу. В Японии неслабо так напряглись, получив сведения об успехах в русско-чилийских переговорах, и, поскольку в тот момент свободных денег не имели, обратились за помощью к Великобритании с просьбой хотя бы помешать сделке. Зная о военных планах своего азиатского союзника, Британия совсем не была заинтересована в усилении российского флота, но в тоже время не желала и излишне накалять и без того напряженные отношения с Россией. Поэтому, после некоторых обсуждений в верхах, в начале декабря 1903 года оба броненосца… были приобретены за 2 432 000 фунтов для британского флота.

Броненосцы "Трайомф"и "Свифтшур". Британские чилийцы, не ставшие россиянами

В январе 1903 года оба корпуса были спущены на воду, а в июне 1904 года законченные постройкой корабли вошли в состав Королевского флота. Бывшие «Конститусьон» и «Либертад» получили наименования — “Свифтшур” (HMS «Swiftsure») и “Трайомф” (HMS «Triumph») соответственно.

Броненосцы "Трайомф"и "Свифтшур". Британские чилийцы, не ставшие россиянами

Корабли имели гладкопалубный корпус разделенный на 170 водонепроницаемых отсеков и имевший двойное дно. Он имел большее отношение длины к ширине и меньшая осадка, чем на других кораблях британского флота. Для обеспечения должной маневренности , кормовой дейдвуд на кораблях был срезан и поставлен балансирный руль. В носовой части имелся таранный выступ, характерная черта для кораблей того времени.

Броненосцы "Трайомф"и "Свифтшур". Британские чилийцы, не ставшие россиянами

В носовой части киль также приподнят больше, чем это было принято в английских проектах. Поскольку при строительстве использовались экспортные стандарты качества, наложившиеся на ограничения в размерах от первоначального заказчика, конструкция корпуса оказалась весьма облегченной. У «Свифтшура» она долгое время вызывала опасения как недостаточно прочная: в рапортах наблюдающих отмечались течи в отсеках через расходившиеся стыки и швы. Время от времени производились подкрепления набора и обшивки и к 1913 году признали, что корпус наконец-то доведён до требуемого состояния. В тоже время «Трайомф», с подобными проблемами никогда не сталкивался, поэтому дело было скорее всего не столько в конструкции, сколько в качестве постройки.

Двухвальная силовая установка состояла из двух вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения прямого действия, размещавшиеся в двух машинных отделениях. Пар для них вырабатывали двенадцать котлов системы «Ярроу» с трубками большого диаметра, размещенных в четырех котельных отделениях. Проектная мощность механизмов — 12 500 л.с. при скорости хода — 19 узлов. Машины и котлы для «Трайомфа» были изготовлены фирмой-строителем, для «Свифтшура» же они были поставлены компанией «Хамфри Теннан» (Humphrys Tennant). На испытаниях корабли превысили проектные показатели по мощности и скорости: «Трайомф» развил 20,17 узла при 14 000 л.с., а «Свифтшур» 20,04 узла при мощности 13 469 л.с. Проектный нормальный запас угля на кораблях типа «Свифтшур» составлял 800 тонн, максимальный — 2048 тонн. Дальность плавания составляла 6210 миль 10-узловым ходом или 3360 миль 17,6-узловым ходом.

Корабли имели довольно развитую систему бронирования. Главный пояс состоял из 178-мм плит и защищал машинные и котельные отделения. Его верхняя кромка находилась на уровне главной палубы. В районе погребов башен толщина брони уменьшалась до 152-мм. Далее к оконечностям пояс имел толщину 76 мм и заканчивался в корме 76-мм поперечным траверзом. В носовой оконечности пояс имел расширение в подводной части для подкрепления таранного выступа. Толщина поясной брони у форштевня уменьшалась до 63 мм. Дополнительной защитой служили угольные ямы расположенные по бортам за казематом — между средней и главной палубами и ниже средней палубы у котельных отделений.

Броненосцы "Трайомф"и "Свифтшур". Британские чилийцы, не ставшие россиянами

Над главным поясом находился броневой каземат высотой до верхней палубы — той же толщины, что и главный пояс. Каземат ограничивался примыкавшими к внешней части барбетов угловыми траверзами, толщиной 152 мм между главной и верхней палубой, где они служили стенками 190-мм батареи. Между средней и главной палубами траверзы имели толщину 152 мм, прямо напротив барбетов, и всего 51 мм в примыкающих к борту частях, через которые траектории возможного попадания в барбет проходили под очень острыми к траверзу углами. На это ухищрение пришлось пойти из экономии веса — извечной проблемы при строительстве кораблей ограниченных размеров. Вспомогательная батарея сверху закрывалась 25-мм палубой. Орудия внутри были отгорожены друг от друга четырьмя поперечными 25-мм броневыми переборками. Четыре каземата 190-мм орудий расположенных на верхней палубе имели 178-мм внешние и 76-мм полукруглые задние стенки, а также 25-мм крыши. Горизонтальное бронирование было представлено средней палубой, которая в пределах цитадели имела 38-мм горизонтальную часть и 76-мм скосы, примыкавшие к нижней кромке пояса. За пределами цитадели палуба была карапасного типа толщиной 76 мм.

Башни десятидюймового калибра бронировались следующим образом: лоб — 229 мм, борт — 203 мм, пол — 76 мм, крыша — 51 мм и 38 мм колпаки визиров. Толщина барбетов башен главного калибра — 254 мм во внешних и 203 мм во внутренних частях над верхней палубой, однако за броней цитадели их толщина снижалась до 76 мм в боковых частях и до 51 мм — в задней. Боевая рубка имела 280-мм стенки и 203-мм заднюю часть. Переговорные трубы и кабели были заключены в 203-мм броневую трубу, спускавшуюся до верхней палубы.

Главный калибр составляли четыре 254-мм/45 орудия Mk.VI или Mk.VII расположенных в двух концевых башнях. Они имели вес 31-32 т и вели огонь 227-кг снарядом с скорострельностью 2-3 выстрела в минуту. Механизмы поворота башни, вертикального наведения и заряжания имели гидравлический привод. Заряжание могло производиться в диапазоне углов вертикального наведения -3°+5°. Открывание затворов орудий осуществлялось вручную.

Во вспомогательный калибр Рид умудрился, по просьбам заказчиков, уместить не двенадцать, как предполагалось первоначально, а целых четырнадцать 190-мм орудий Mk. III (на «Трайомфе» — МК. IV). Орудие имело длину ствола 50 калибров, поршневой затвор и вело огонь снарядом массой 90,7 кг, который мог пробить стальную плиту в 200 мм с дистанции 15 кб. Скорострельность достигала 8 выстрелов в минуту. Максимальный угол возвышения орудий составлял 15°, но на практике ограничивался 14°. При проектной осадке возвышение осей орудий в батарее должно было равняться 4 метра, но в реальности из-за строительной перегрузки перегрузки оно составляло 3,81 м, а в полном грузу вообще 3 м. В результате, основная казематная батарея оказалась фактически непригодной к использованию при скорости хода более 15 узлов или даже при небольшом волнении — длинные стволы пушек черпали воду дулом. Помимо этого, образовывавшийся при выстреле внушительный конус пороховых газов мешал стрельбе соседних орудий и мог вызвать повреждения корпуса, поэтому углы обстрела орудий батареи пришлось сильно ограничить. Погреба 190-мм и более мелких пушек находились в оконечностях вне цитадели — довольно далеко от самих орудий, поэтому система подач предусматривала расположенные ниже броневой палубы коридоры, по которым снаряды доставлялись к элеваторам.

Противоминная артиллерия была представлена четырнадцатью 76,2 мм пушками с длиной ствола 45 калибров. Помимо этого на борту имелись четыре 57-мм пушки, четыре пулемета и два 457-мм подводных торпедных аппарата с боезапасом из девяти торпед.

Броненосцы "Трайомф"и "Свифтшур". Британские чилийцы, не ставшие россиянами

Шлюпочное вооружение кораблей состояло из одного парового 56-фут. (17,1 м) полубаркаса, одного парусного 36-фут. (11 м) пинаса, одного 36-фут. (11 м) парового катера, трех 30-фут. (9,1 м) куттеров, одного 27-фут. (8,2 м) вельбот, трех 30-фут. (9,1 м) гичек, двух 18-фут. (5,5 м) и одной 16-фут. (4,9 м) шлюпок. Большая часть плавсредств располагалась на шелтердеке и спускалась на воду при помощи двух больших шлюпочных Г-образных кранов.

Корабли оснащались смешанными якорями: по одному штоковому с каждого борта и одним бесштоковым во втором клюзе левого борта. Это было противоположностью обычной английской схеме с двумя клюзами в правом и одним в левом борту.

Для освещения в ночное время каждый из броненосцев имел пять 762-мм и три 610-мм прожектора. В 1908-09 гг. на «Трайомфе» было добавлено еще четыре 240-мм прожектора. Корабли также оборудовались радиостанциями: первоначально это был «Тип 1», позже замененными на «Тип 2». В 1906-1908 гг. на обоих броненосцах установили дальномеры и приборы централизованного управления огнем. На “Свифтшуре” установлена система фирмы “Виккерс”.

Поскольку новоприобретенные броненосцы ощутимо выбивались из ряда стандартных британских линкоров, новые хозяева еще в ходе достройки призадумались над тем, куда же их пристроить. В итоге они вошли в состав Флота метрополии (Home Reet), который в январе 1905 года был реорганизован во Флот Канала (Channel Fleet) — так англичане называют пролив Ла-Манш. В целом довоенная служба кораблей протекала достаточно буднично. Хотя в начале своей службы была пара инцидентов. Первое происшествие случилось 17 сентября 1904 года когда с «Трайомфом» столкнулся торговый пароход «Сирен». Последний шел малым ходом, поэтому броненосец отделался слегка помятой обшивкой. А 3 июня 1905 года в качестве тарана выступил сам «Трайомф». Он снес кормовой балкон своему систершипу и повредил винты «Свифтшура». Сам при этом также получил небольшие повреждения носовой части. «Свифтшур» прошел в 1906 году ремонт в Чатэме и вернулся строй.

С октября 1908 года по апрель 1909 года он был выведен в резерв в Портсмуте. В апреле 1909 года зачислен в состав Средиземноморского флота вместе с «Трайомфом», где они оба и пребывали до 1912 года. Затем было короткое возвращение во Флот Метрополии в состав вновь созданной 3-й дивизии линейных кораблей. В 1913 году после ремонта и небольшой модернизации оба корабля были отправлены на Дальний Восток: «Свифтшур» стал флагманом Ост-Индийской станции, а «Трайомф» получил назначение в Китай. Здесь их и застало начало войны.

С началом боевых действий «Свифтшур» с сентября по ноябрь 1914 года сопровождал транспорты с индийскими войсками из Бомбея в Аден. После того как 9 ноября 1914 года в бою с крейсером «Сидней» был уничтожен кайзеровский рейдер «Эмден» угроза британскому судоходству в Индийском океане миновала и 1 декабря линкор был приписан к соединению Суэцкого канала. С декабря 1914 года патрулировал Суэцкий канал, но при этом продолжал оставаться флагманским кораблем Восточно-Индийской эскадры. С 27 января по 4 февраля 1915 года артиллерия линкора принимала участие в отражение атак оттоманских войск в районе Кантара — т.н. Первое суэцкое наступление.

«Трайомф», перед началом войны находившийся в резерве в Гонкоге, был спешно доукомплектован и введен в строй. Предстояла «работа по специальности» — корабль принял участие в поиске германской эскадры адмирала фон Шпее, однако до столкновения с германскими крейсерами дело не дошло и успех британского линкора ограничился лишь захватом одного из угольных транспортов немцев. Следующим боевым эпизодом стало участие в осаде германской военно-морской крепости Циндао в которой «Трайомф» действовал совместно со 2-м японским флотом. 7 ноября 1914 года принимал капитуляцию фортов Циндао.

После ремонта в Гонконге в январе 1915 года был направлен в Суэц, куда прибыл 7 февраля. Здесь оба броненосца воссоединились для участие в Дарданенлльской операции. «Трайомф» 18-19 февраля участвовал в атаке на защищавшие вход в пролив форты. 25 февраля вместе с линкорами “Альбион” и “Корнуолис” подавил артиллерию форта Седд Эль Бахр, а на следующий день вместе с “Маджестиком” и “Альбионом” уже атаковал внутренние форты. Три старых линкора стали первыми вошедшими в пролив. Причем без прикрытия. Турецкий миноносец “Тимур Хиссар” вышел в атаку и выпустил торпеду в один из стоявших броненосцев. Им оказался “Трайомф”. В этот раз торпеда прошла мимо…

2 марта он участвует в бомбардировке форта Дарданос, а 18 марта в главной атаке на побережье пролива. 15 апреля броненосец вел стрельбу по траншеям в Ачи Баба. 25 апреля корабль поддерживал и главную высадку австралийско-новозеландских войск у Габа Тепе. 19 мая его орудия помогли десантникам отразить сильную турецкую контратаку.

«Свифтшур» также не отставал от своего систершипа. 2 февраля принимал участие в атаке форта Дарданос. С 5 по 9 марта “Свифтшур”, и “Трайомф» участвовали в операции против фортов Смирны. 18 марта броненосец участвовал в главной атаке и поддерживал основной десант у Хелласа в западном участке высадки. Участвовал он и в последующих операциях, в том числе атаке на Ачи Баба. 18 сентября во время перехода с о. Мудрос в Сильвию был атакован подводной лодкой, но благополучно избежал попаданий. 18 января 1916 года принимал участие в обстреле Дедеагатча.

Для «Трайомфа» встреча с подводным противником стала фатальной. 25 мая линкор шел малым ходом для обстрела турецких позиций на галлиполийском побережье в районе Габа Тепе. Зная о присутствии в районе боевых действий немецких подлодок были приняты меры предосторожности: в сопровождение был выделен эсминец «Челмер», были опущены противоторпедные сети, задраены водонепроницаемые двери, прислуга противоминных орудий находилась в полной готовности. Однако командира германской подводной лодки U-21капитана-лейтенанта Отто фон Херзинга все это ничуть не смущало…

В 12.30 примерно в трех сотнях метров от траверза правого борта был замечен перископ. Началась стрельба, но почти сразу же линкор был поражен торпедой по правому борту в район котельного отделения № 2. В очередной раз противоторпедные сети доказали свою бесполезность — торпеда прорезала сеть, словно паутину, и ударила в корпус. Мощный взрыв подбросил корабль из воды. На палубу обрушился дождь из угля и обломков. Через несколько минут корабль накренился на 10° на правый борт, а затем остановился. Пять минут спустя он уже достиг почти 30°, и было очевидно, что она вот-вот перевернется. Броненосец не опрокидывалось около десяти минут, и после того, как был отдан приказ покинуть судно, большая часть экипажа успела это сделать. После «Трайомф» перевернулся вверх килем, и ещё около получаса оставался в таком положении. Затем он медленно погрузился носом, провожаемый криками спасенной команды — “Прощай, “Трайомф”, прощай, старина!” . Корабль затонул на глубине около 30 метров, унеся с собой трех офицеров и 75 матросов.

«Свифтшур» до февраля 1916 года продолжал действовать в Дарданеллах, после чего был зачислен в состав 9-й эскадры крейсеров, патрулировавшей Атлантику и сопровождавшей конвои. Службу эту он нес с февраля 1916 по март 1917 года. В апреле 1917 года прибыл в Плимут, затем перешел в Чатэм и выведен в резерв — флоту требовались люди чтобы укомплектовать экипажи новых патрульных кораблей, а гонять линкор, хоть старый, в роли противолодочного эскорта было весьма нерационально.

Осенью 1918 года “Свифтшур” был разоружен, часть его орудий была передана на сухопутный фронт и береговые батареи. Сам корабль планировали переоборудовать в брандер для использования во второй попытке заблокировать выход из Остенде. Но после заключения перемирия операцию отменили. Некоторое время бывший броненосец использовался в качестве судна-мишени. В марте 1920 года выставлен на продажу в Портсмуте. 18 июня продан на слом фирме “Стэнли Шипбреакинг К°” в Данди.

Если давать оценку этому проекту, то можно сказать коротко — удачный броненосец второго класса, по своим скоростным характеристикам близкий к броненосным крейсерам. Увы, с появлением дредноутов, он устарел ещё быстрее, чем его «старшие братья».

Теперь вернемся к вопросу, заданному в начале этой статьи — насколько бы помогло русскому флоту приобретение данных кораблей. Для начала следует оставить за скобками несоответствие данного проекта британским «линкорным» стандартам — корабль изначально предназначался на экспорт и создавался с учетом специфики заказчика. Причем вплоть до того, что было известно какого противника им предстоит «гонять». Для своих размеров, это были сильно вооруженные корабли, с весьма солидным вспомогательным калибром.

Из русских кораблей того времени наиболее близкими к «чилийцам» были эскадренные броненосцы типа «Пересвет» — так же быстроходные и также вооруженные десятидюймовой артиллерией. Изначально создававшийся как океанский рейдер русский корабль имел более высокий борт и обладал лучшей мореходностью, в то время как «трайомфы» зарывались в волны. Номинально «пересветы» имели и более толстую бортовую броню. Однако если взглянуть на общую схему бронирования, то сравнение будет не в пользу отечественного производителя. В отличие от него британцы имели куда как более развитое бронирование оконечностей и бронированную до верхней палубы цитадель. А ведь именно недостаточная площадь бронирования сгубила «Ослябю» в цусимском бою, когда японские фугасные снаряды буквально разворотили носовую часть, вызвав быстрое затопление отсеков и последующее опрокидывание корабля.

Предположим, сделка бы состоялась и оба корабля подняли Андреевские флаги. Как можно было бы их использовать наилучшим образом? Поскольку по объективным причинам в Порт-Артур до начала войны они вряд ли бы успели, то скорее всего вошли бы в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Здесь, опять же ввиду схожести ТТХ, напрашивается их совместное использование с «Ослябей». Вполне возможно такой быстроходный отряд мог бы стать достойным противовесом броненосным крейсерам Камимуры. Но это при условии, если бы корабли оказались в умелых руках — про адмирала Рожественского сказать подобное вряд ли возможно. Поэтому покупка Россией этих двух хотя и весьма незаурядных броненосцев и включение их в состав нашего флота вряд ли что-то могла серьезно изменить в ходе войны с японцами.

Источник — https://dzen.ru/a/ZRKTT3ARMX5niFzA

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

38 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account