Броненосцы-линкоры типа «Сацума», и проблема их артиллерии.
Броненосцы-линкоры типа «Сацума», и проблема их артиллерии.
В процессе проектирования кораблей типа «Сацума» было подготовлено множество эскизов, включая более десяти вариантов расположения вооружения. По одному из проектов, на «Сацуме» могли установить двенадцать 305-мм орудий. Другой вариант был вооружен 8 305-мм орудиями в четырёх башнях в диаметральной плоскости, расположенных, в отличие от более раннего варианта, по линейно-возвышенной схеме, аналогично примененной на американском «Мичигане».
Подсчитав требуемое количество пушек (24 штуки) и количество денег, японцы пришли к выводу что построить «Сацумы» с 12 орудиями не получится. Всего Япония располагала всего 8-ю орудиями в 305-мм (т.е. некомплект 16 орудий), другими словами или надо было ждать или выбирать иной вариант
***
Под иным вариантом, понимался проект с промежуточной артиллерией — в качестве прототипа подошел бы наиболее сильный из существующих и строившихся броненосцев «Лорд Нельсон».
***
Взвесив все «за и против», японцы отдали предпочтение проекту с 8 305-мм орудиями. Хотя такой корабль был бы слабее, но с одной стороны позволял уменьшить не хватку орудий (требовалось уже 16 орудий, т.е. некомплект всего 8 орудий), а с другой стороны не так-то и был слабее – бортовой залп обеих проектов выходил одинаковым. И хотя 305-мм орудий по-прежнему не хватало, Япония, руководствуясь логикой “через 20 лет все само собою разрешится”, а в данном случае через пару-тройку лет, начало строительство кораблей, рассчитывая, что к моменту, когда корабли потребуется вооружать артиллерией, орудия найдутся…
Однако, к моменту, когда пушки надо было ставить, подходящих пушек, по-прежнему не было.
Вариант «подождать» был отвергнут – Япония не могла себе позволить ждать, пока найдутся деньги на орудия. Однако, и делать слабый корабль (т.е. всего с 4 305-мм орудиями), Япония не хотела. Решение было найдено простое и оригинальное – временно сделать корабль со смешанным вооружением, т.е. поставить пока часть 254-мм орудий, а потом (когда деньги появятся) провести замену.
Несмотря на то, что сразу был принят вариант: два 305-мм орудия в нижних башнях три 254-мм орудия в верхних башнях,
стоит отметить несколько альтернативных (и не реализованных) вариантов.
Вариант-1. Внизу 254-мм, наверху 305-мм орудия.
Вариант-2. 305-мм орудия в носовой части, а 254-мм – в кормовой части.
Вариант-3 254-мм в носовой части, 305-мм орудия позади.
Вариант-4 построить два корабля, один с 8 305-мм орудиями, а другой с 12 254-мм орудиями. В результате получалась пара линкор + линейный крейсер.
***
Вариант-5. Ради шутки, разнокалиберные орудия в башне.
***
В 1909 году начато строительство линкоров типа «Кавати», повторяющих как схему «Сацум» (по две башни в носовой и кормовой части), так и проблему с артиллерией (был вооружен 305-мм пушками в 40 и 50 калибров). И по старой привычке, проблему с орудиями для «Кавати», так же было решено решить как-нибудь потом…
В 1913 году были заложены линейные крейсера типа «Конго» уже с 356-мм орудиями. А затем началась Великая Война, в которой Япония не смотря на участие, больше богатела чем несла убытки (Великобритания, Франция и Россия как раз несли убытки от войны). Деньги в бюджете появились, и можно было перевооружать первую четверку линкоров. Однако, гонка дредноутов (точнее уже сверхдредноутов) продолжалась, и модернизация первых дредноутов была не актуальна, актуальным был иной проект: четверка (точнее две пары) сверхдредноутов типа «Исэ» и «Фусо». Затем, деньги потребовались на следующую серию сверхдредноутов – «Нагато», «Амаги», «Тоса»…
Страна Восходящего Солнца стремительно наращивала флот, не обращая внимания на качество. Точнее на качество как раз и было большое внимание – новые линкоры уже имели 410-мм орудия – побольше чем в других флотах.
В итоге, пока «Кавати» по праву считался полноценным линкором, «Сацума» так и оставался неким уж совсем промежуточным вариантом, балансируя на грани «еще не линкор, но уже и не броненосец».
Статус «не мышонка, ни лягушки, а не ведомой зверушки», корабли типа «Сацума» утратил по окончанию Великой Войны. Державы-победительницы решили ограничить количество кораблей, и собирались померяться линкорами. И встал вопрос «у кого сколько линкоров – как заложенных, так и в наличии?»
Стремительно подсчитав имеющиеся (строящиеся проходили по иной категории) корабли, Япония пришла к неутешительному выводу, что имеет 1 линкор «Сетцу» («Кавати» очень не кстати утонул), 4 типа «Конго», 2 тип «Фусо», 2 тип «Исэ», и почти 2 типа «Нагато». Естественно, десяток линкоров никак не устраивал Японию, вот если бы где-то взялась бы еще парочка линкоров…
Есть такая партия!
И тут флот Страны Восходящего Солнца обнаружил / вспомнил, что располагается двумя броненосцами, которыми давно (уже лет 10) как полагается провести модернизацию, и тогда будет переход в класс линкоров.
Неизвестно, какими возгласами встречали чиновников, которые до сих пор не провели модернизацию «Сацумы» и «Аки», но, судя по всему, если бы такая модернизация была бы в последствии не провидена, то последствия были бы гораздо хуже…
Деньги, на необходимую модернизацию для «Сацумы» и «Аки» нашлись мгновенно, и оба корабля (прождав 10 лет) в кратчайшие сроки получили единую артиллерию…
Только учитывая как скорость перевооружения, так и низкий бюджет этой операции, версия что Япония корабли не перевооружала более чем правдоподобна. Убрав центральное 254-мм орудие, и надев трубы на два оставшихся, Япония получила “полноценные” линкоры. Вопрос “почему другие державы не заметили подлог?” — остается без ответа, скорее всего у них так же были некоторые грехи…
Хотя, ставшие линкорами, «Аки» и «Сацума» сыграли роль в увеличении лимита на водоизмещение (+ 40 тыс.тонн), они оказались не нужны новому Японскому флоту. Вскоре они были превращены в корабли-мишени, и позднее потоплены во время учений флота и авиации. Только «Сетцу» прослужил до середины 40-х годов…
***
Примечание. Что-то «Сацумы» с линейно-возвышенной схемой получились на мой взгляд уж слишком длинными – прибавили метров 15-20. По идее должны они были быть короче