Броненосный крейсер «Новик». Нет, такого не было. Да вот же он — смотрите!
Поздним майским вечером, когда дневная жара уже спала, по одной из улиц Эльбинга, к себе домой шёл инженер и главный конструктор верфи "Ф. Шихау" Отто Борделиус. Несмотря на окончание рабочего дня из его головы не уходило задание главы предприятия — представить в русский МТК проект лёгкого крейсера, который бы наголову превосходил конкурентов. "Что бы такого придумать, что бы эти русские сразу поняли, что немецкая идея выше всех" — проносилось в голове инженера.
Мысли его неожиданно перекинулись на проект миноносца для русских, который он недавно закончил. "По сути крейсер, тот же миноносец, только под 3000т водоизмещением, ну тогда и поставим в крейсер котлы и машины с миноносца, а что бы русские сильно не возражали,- одну машину установим крейсерскую, более надёжную. А счёт экономии веса поставим броневой пояс и усилим вооружение" — осенило инженера Отто Борделиуса. "А заодно и денег сэкономим за счёт однотипных котлов и машин на миноносцах и крейсере" — продолжал думать конструктор.
И вот какой проект предложила верфь "Ф. Шихау" русскому МТК:
Красным обозначены погреба б/з 6" орудий и элеваторы его подачи, сплошным красным б/з 47мм и 63,5мм орудий, а также пулемётов Максима. Синим- броневая палуба и броневой пояс, зелёным угольные ямы, жёлтым — креновые отсеки.
По началу в МТК были ошарашены ТТХ предлагаемого крейсера: проектное водоизмещение 3000т, вооружение 7-6", 4-47мм, одно 63,5мм десантное орудие и два пулемёта, а также 4 надводных поворотных торпедных аппарата. Бронирование- основной бронепояс высотой 2,4м толщиной 70мм крупповской цементированной брони, в носу бронепояс высотой 3м толщиной 50мм КНЦ, рубка- 70мм КЦ, бронепалуба между продольными переборками и в оконечностях 30мм, к бортам 20мм. Запас угля полный 600т, нормальный- 360т. И всё это- при проектной скорости 25 узлов. Но остальные представленные проекты не шли ни в какое сравнение с предложением предприятия "Ф. Шихау". Несомненно, что представь такой проект какой-нибудь отечественный завод, его бы не приняли, а тут всё-таки иностранцы, предлагающие лучшие проекты миноносца и крейсера. Да и цена крейсера оказалась весьма конкурентоспособной. И после долгих обсуждений МТК решил дать "добро" на реализацию проектов крейсера и миноносцев фирмы "Шихау".
Распределение весов по статьям нагрузки получилось следующее:
-корпус без бронепалубы 930т
-МКУ 630т
-вооружение и б/з 190т
-оборудование 100т
-бронепалуба 180т
-бронепояс 260т
-уголь(норм.) 360т
-команда и запасы 100т
итого 2750т
Далее, до 7 августа АИ ничем не отличается от РИ. Поэтому перенесёмся сразу в залив Анива, недалеко от Корсаковского поста в 17 часов 07.09.1904г, когда началось сражение японского крейсера "Цусима" и теперь уже альт "Новика".
Сблизившись до 35каб "Новик" повернул влево, что бы ввести в бой всю артиллерию и открыл огонь. То же сделали и японцы, только с правым поворотом. Несмотря на превосходство в одно 6" орудие в первый час боя, "Новик" получил гораздо больше попаданий , чем нанёс сам. Как то русским артиллеристам не удавалось выйти на накрытие и перейти на беглый огонь. "Цусима" же успел засадить десяток снарядов в "Новик", но серьёзных повреждений они не нанесли, благодаря бронепоясу. Из строя выбыло 15 человек экипажа, в основном ранеными.
Незадолго до 18ч русским удалось всё же, сократив дистанцию, взять в вилку противника и дать три залпа, пока японцы не вышли манёвром из-под огня. В этот момент в "Цусиму " попало два снаряда, но один из них привёл его впоследствии к гибели. Разорвавшись о борт чуть ниже ватерлинии, в носу, под баковым орудием, русский снаряд проделал дыру и повредил ближайшие переборки. На 18 узловом ходу вода начала быстро заполнять носовую часть левого борта. Уже через 20 минут японский крейсер имел крен на левый борт и значительный дифферент на нос.
Командир "Цусимы" был вынужден убавить ход до 10 узлов и повернуть почти назад, навстречу крейсеру "Читосе". Русские тоже повернули, и имея несколько больший ход догоняли, одновременно сближаясь. Командир "Новика" М.Ф. Шульц приказал сосредоточить огонь по носовой части противника. И через 10 минут это дало свои результаты,- русский 6" снаряд разорвался о броню боевой рубки японцев и на несколько минут крейсер стал неуправляем, перестал маневрировать и получил ещё три снаряда в носовую часть, что привело к ещё большему дифференту на нос. Точность японского огня упала , несмотря на сократившуюся до 18каб дистанцию, хотя им и удалось временно вывести из строя два 6" орудия русских.
Японцы успели передать на "Читосе " радиограмму о своём положении и он немедленно пошёл на помощь, развив полный ход. Но для преодоления расстояния в 60 миль требовалось около трёх часов. Тем временем, "Новик", введя в действие четвёртое орудие левого борта и сократив расстояние до 15каб сумел ещё несколько раз попасть в "Цусиму", сделав её положение безнадёжным.
Погрузившись носом по баковое орудие, японский крейсер почти остановился, т.к. винт наполовину вышел из воды. "Новик" хотя и имел на тот момент всего четыре действующих котла, вышел далеко вперёд. Прозвучала команда: "Приготовить торпедные аппараты!". Развернувшись влево и выйдя на контркурс, "Новик" медленно сближался с "Цусимой", носовые орудия которой уже не действовали, а кормовым не хватало углов обстрела. Подойдя на кабельтов к японскому крейсеру, "Новик " выпустил две торпеды, одна из которых попала в средину "Цусимы". После взрыва в считанные минуты всё было кончено,- "Цусима" носом с креном на правый борт ушла под воду. На "Новике" прекратили огонь и убедившись, что пара шлюпок у японцев ещё осталась. немедленно направились на юг, предполагая разойтись со вторым японским крейсером.
И это удалось сделать, благодаря постепенно наступающей темноте. Через три часа хода, введя в действие 6 котлов, уже в густых сумерках повернули к проливу Лаперуза.
"Читосе" же, уже в сумерках, подойдя к месту гибели "Цусимы" ещё два часа в темноте подбирал многочисленных уцелевших из экипажа затонувшего крейсера.
После боя положение "Новика " было серьёзным,- в действии было 6 котлов, машинисты и кочегары выбились из сил, исправляя повредения и неисправности, в бортах зияло до десятка пробоин, правда благодаря бронепоясу все надводные, насчитывалось до 30 убитых и раненых. Лучше было положение с артиллерией, окончательно из строя вышло одно 6" и три 47мм орудия, остальные орудия обещали исправить к утру. Пришлось вывести из действия две бортовые машины из-за поломок золотников, сильно возрос расход угля из-за пробитых труб, но крейсер упорно шёл курсом на Владивосток десятиузловым ходом.
"Читосе" , закончив около полуночи подбирать экипаж "Цусимы" и узнав от него курс "Новика", также двинулся к проливу Лаперуза и далее курсом на Владивосток, развив скорость 16 узлов. Т.о. утром японский крейсер оказался впереди русского, но не обнаружив его, ещё 6 часов шёл прежним курсом. В полдень командир "Читосе" решил, что если "Новик" имеет ход 16-18 узлов, то ему его не догнать, если русские, вследствии повреждений имеют ход 10-12 узлов, то имеет смысл повернуть назад и подождать их. Его расчёт оказался верным, пройдя назад 8 узловым ходом 25 миль, сигнальщики заметили на горизонте дым. Дав 20 узлов , "Читосе" устремился к "Новику".
На "Новике" ночь прошла спокойно, уставшая команда успела отдохнуть, у орудий дежурила прислуга 47мм пушек ещё в начале боя убранная под бронепалубу. С утра все принялись за исправления повреждений котлов, машин, орудий, заделку пробоин. Но к моменту начала боя ввести в строй больше 6 котлов и трёх машин не удалось. Около трёх часов дня на горизонте, по носу, заметили дым, пробили боевую тревогу, изменили курс, взяв его к ближайшему русскому берегу, ход увеличили до 14 узлов. Бежать назад не было смысла, т.к. через два, три часа ходавсё равно часть котлов выйдет из строя и "Читосе", если это он, всё равно догонит. К этому моменту погода , бывшая идеальной, начала меняться, со стороны Японии задул ветер, появились облака, всё шло к тайфуну, частому явлению в это время года в тех краях.
Около четырёх часов дня "Читосе" оказался в 50каб на параллельном с "Новиком" курсе. Ход обоих составлял примерно 18 узлов, это максимум, что мог дать "Новик" па короткое время.
Вначале боя японский командир решил воспользоватся дальнобойностью своих 8" пушек и не сближался меньше 50каб. Но русские постоянно меняли курс, сбивая пристрелку и отвечая лиш изредка огнём своих шестидюймовок. Через полчаса командир "Читосе" решил сблизится до 30каб и ввести в дейсвие 120мм орудия, увеличив при этом точность огня и имея полуторное превосходство в весе залпа. Ещё через полчаса удалось попасть в "Новик" 120мм снарядом , а затем и 8"-ым. На "Новике" от последнего начался пожар в корме. Но и русские ответили двумя попаданиями, одно из них вывело из строя 120мм орудие, от второго образовалась пробоина в надводном борте. С 25каб оба противника перешли на беглый огонь. Попадания в "Новик" сыпались одно за другим,- вышло из строя три орудия, в борту становилось всё больше пробоин, прибавлялось раненых и убитых, то тут, то там, возникали пожары. Но и оставшиеся русские пушки попадали в японский крейсер, стараясь целится в носовую часть, в которой уже зияли пять надводных пробоин.
Тем временем ветер усилился, пошла штормовая волна. "Новик" получил две подводные пробоины, под бронепоясом, вода затопила угольные ямы по левому борту, крен пришлось выравнивать путём затопления отсеков противоположного борта.
Через два часа , после начала боя, "Читосе" получил пробоину ниже скоса броневой палубы, напротив передней кочегарки, вероятно русский снаряд попал между волнами. Ещё через полчаса вода уже подходила к топкам и котлы пришлось загасить. Крейсер сел носом и получил крен на правый борт. Командир "Читосе" капитан 1-ого ранга Такаги принял решение выйти из боя и следовать в Хакодате, тем более, что "Новик" почти прекратил огонь и всё более зарывался во всё увеличивавшиеся волны.
В последней радиограмме с "Читосе" говорилось, что он нанёс тяжёлые повреждения "Новику", но и сам имеет затопленным первое котельное отделение.
Через два часа тайфун вошёл в полную силу….
Больше об обоих крейсерах никто не слышал и никто их не видел. Только поздней осенью на берегу бухты Владимира русский охотник нашёл обломки шлюпки, по которым позднее удалось установить, что принадлежала она славному русскому крейсеру "Новик".
Две стихии, война и море, которым преданно служили японские и русские моряки поглотила их, примирив всех погибших.
О героическом экипаже броненосного крейсера "Новик" ныне напоминает скромный памятник недалеко от места, где когда-то были найдены обломки шлюпки крейсера.