3

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я представляю вам… Да сами увидите. С какой-то стороны этот корабль – почти полное повторение предыдущего "Айгайона". А с другой – уже совершенно другой корабль, с другими возможностями…

Вступление

Как-то с этим кораблем все у меня не складывалось. Было просто необходимо связующее звено между следующей серией броненосных крейсеров Византии и "Айгайоном", но сделать его сильно уникальным никак не получалось. В результате, несмотря на многие часы, проведенные в граф. редакторе и блокноте с расчетами, получился просто чуть-чуть раскабаневший "Айгайон" с 280-мм артиллерией ГК и легкой бронезащитой батареи. Ничего шибко особенного.

Сразу же оговорюсь по поводу классификации. Да, фактически это (да и "Айгайон" тоже) – броненосец II ранга. Я это не отрицаю. Но… Все упирается в классификацию. В Византии, по моим предположениям, на указанный период времени броненосцы низкоборотны, но хорошо вооружены и защищены. Высокобортные же корабли, пускай и с немногим более слабым вооружением, на фоне этого так и напрашиваются в ранг крейсеров, тем более что скорость хода таки немножко выше, чем у ЭБРов. Хотя вообще, если прикинуть – грань между броненосными крейсерами и броненосцами II ранга весьма и весьма тонкая…

А вот следующий тип броненосных крейсеров получился, как по мне, очень и очень любопытным. И вполне себе предтеча линейных крейсеров как быстроходного крыла боевых эскадр. Собственно, к этому и иду… Но о "Фракиях" я расскажу уже в следующей статье.

Отдельно про пункт со сравнением кораблей. Он, ИМХО, крайне спорен из-за выбора того, с кем я "Морею" сравниваю. Если "Орландо" и "Дюпуи де Лом" еще подходят, то русские образцы — "Память Азова" и "Адмирал Нахимов" – смотрятся уже очень сомнительно, ибо их проекты заметно (для того времени) старше ромейского образца. Тем не менее, я все же выбрал их – "Память Азова" как наиболее близкий по времени, а "Нахимов" как весьма близкий по боевому потенциалу. Вероятно, имело смысл взять для сравнения также и "Рюрика", но решил, что это будет перебором. В конце концов, "Морея" создается именно как ответ зарубежным аналогам, и потому более поздние проекты не дают оценить ответ Византии.

Так как эти крейсера являются не особо желаемыми моими детищами, то возможно большое количество косяков и некоторое скудословие. Что, как и в прошлый раз, не скажешь по тому объему, который получился в результате…

Проектирование и постройка

Первоначальные планы по развитию броненосных крейсеров Византии включали в себя 12 колониальных броненосных крейсеров, но эти планы очень быстро рухнули в свете реалий. Собственно, у Византии были средства реализовать эти планы, были яростные защитники подобного подхода – но все решил приговор Магистра флота Мануила Валантиона Морейского, который отменил разработку следующей серии крейсеров в свете того, что

Если мы можем построить четыре крейсера по цене трех броненосцев вместе с огромным запасом вина для их офицеров, то лучше построить эти самые три броненосца [1], чем тратить деньги на заведомо уступающие врагу корабли.

Магистр флота Мануил Валантион Морейский

В результате "Айгайоны" на какое-то время остались единственными броненосными крейсерами Автократорико Нафтико [2]. Но уже в 1887 году вопрос о постройке следующей серии подобных кораблей поднялся опять. Причиной тому стали крепнущие флоты стран Дальнего Востока – Китая, Японии и России (которая рассматривалась в качестве теоретического противника даже с учетом военного союза с ромеями). "Айгайоны" смотрелись на их фоне все более и более неуверенно. Китайские броненосцы типа "Динъюань" и русский крейсер "Адмирал Нахимов" вызывали наибольшие опасения. Кроме того, начала приходить информация о том, что во Франции силами фирмы "Форж и Шантье де ла Мидетерране" для Японии готовятся к постройке какие-то диковинные бронепалубные крейсера, способные противостоять в бою броненосцам [3]. В результате главный противник дальнейшего развития "Айгайонов" – Магистр флота – дал "зеленый свет" на разработку

… броненосного (тяжелого) крейсера, способного в бою противостоять броненосцам вероятного противника…

Устоявшаяся (с 1870-х годов) традиция о коллегиальной выработке четкого техзадания на проектирование привела к очередному заседанию МТР [4], в ходе которого, как и в прошлый раз, важную роль сыграл Валерий Паксан, представлявший интересы ромейского оружейного концерна "Паксан". После обмена мнениями и выработки общей идеи, что для упрощения проектирования за образец следует взять "Айгайон" и просто заменить 210/35-мм артиллерию на 280/35-мм, с чем согласились большинство присутствующих членов МТР. Кроме того, было решено увеличить количество противоминных орудий до 20 (решение, принятое как бы между прочим и не имевшее под собой никакого серьезного обоснования), увеличить скорость хода на один узел и довести запас хода до пяти тысяч миль. С весьма странным предложением выступил один из членов комиссии, капитан I ранга Леонид Псар, служивший до того в составе Китайской эскадры:

… многочисленные небольшие корабли таких вероятных противников, как Китай и Япония, ставят нас в невыгодное положение, когда на один наш крейсер в случае сражения будет обрушиваться град мелкокалиберных снарядов, которые могут поразить сквозь обшивку расчеты нашей среднекалиберной артиллерии и вывести ее из строя. Потому предлагаю защитить батарею 130-мм орудий хотя бы 8,5-см броней, чтобы оградить наших артиллеристов от пагубного влияния мелких снарядов и осколков со стороны противника…

Предложение вызвало бурю споров. Многие считали, что такого рода бронезащита будет бесполезным балластом на корабле, другие же (в основном офицеры, служившие на флоте) указывали на рациональность подобной защиты. В конце концов, все решили слова предста­вителя концерна "Вулкания", отвечавшего за производство корабельной брони:

… указанное вами усиление бронезащиты корпуса не должно составить проблем с точки зрения изготовления плит, кроме того, у нас уже имеется опыт и задел по производству брони такой толщины для армии и флота, так что стоимость корабля от подобных изменений возрастет незначительно…

В результате в техзадании стала фигурировать и "батарейная палуба, защищенная легкой броней". Конкурс было решено не проводить – так как новый корабль должен был стать улучшенным "Айгайоном", то задание на проектирование выдали фирме ENVF, которая за короткий срок справилась с переработкой. На ее же верфях были заложены в 1888 году два корабля – "Морея" и "Лакония" [5]; они же стали единственными кораблями этого типа – Магистр флота наотрез отказался выделять средства на постройку третьего и четвертого кораблей, утверждая, что

…деньги, нужные на постройку еще двух крейсеров этого типа, мы найдем – но только если отменим постройку двух полноценных броненосцев…

Впрочем, причина эта была явно надуманной – средств у Византии хватало. Магистр флота скорее был убежден в бесперспективности подобных кораблей, и соглашался строить их лишь для усиления Китайской эскадры, и никоим образом не в ущерб боевым эскадрам Средиземного моря [6].

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

"Лакония" в парадной окраске мирного времени

Постройка обоих крейсеров шла быстрыми темпами, и уже к концу 1891 головная "Морея" проходила испытания в Средиземном море. Оба корабля были построены с незначительной перегрузкой, что не помешало на испытаниях превысить проектные мощности и скорости хода. На тот момент концерном "Паксан" уже были проведены испытания фугасных снарядов с пикриновой кислотой в качестве ВВ, и решение защитить 85-мм броней батарейную палубу оправдало себя, несмотря на то, что при его принятии руководствовались совсем другими причинами. В результате при вступлении в строй обра корабля считались одними из самых современных в мире, способных противостоять не только крейсерам, но и броненосцам (при определенной толике удачи) противника.

Тактико-технические характеристики

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

"Лакония" в типичной боевой окраске Китайской эскадры, 1904 год

«Морея», ENVF, Эфес – 15.07.1888/20.09.1889/1891

«Лакония», ENVF, Эфес – 15.07.1888/03.02.1890/1892

 

Водоизмещение: нормальное 8750 тонн, полное 9400 тонн

Размерения: 109,9×19,5×7,5 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 10 800 л.с. = 18 узлов

Запас топлива: 1000/1400 тонн угля

Дальность: 5000 миль (10 узлов)

Броня (стальная): пояс 150-250 мм, палуба 25-50 мм, батарея 85 мм, кожухи КО 25 мм, подача 85 мм, башни 210 мм, крыши башен 25 мм, щиты орудий 25 мм, рубка 210 мм

Вооружение: 2 280/35-мм, 12 130/40-мм, 20 50-мм орудий, 3 380-мм торпедных аппарата

Экипаж: 27/635 человек

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Характеристики артиллерии "Мореи"

В 1897 году 280-мм артиллерия "Мореи" и "Лаконии" была переведена на стрельбу бездымным порохом [7]. Соответствующие изменения в конструкцию были внесены силами Артиллерийской мастерской в Кирене.

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Схема бронезащиты "Мореи".

Глядя на современников

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Крейсер типа "Орландо". Первые подобные корабли были заложены на год раньше "Мореи" и стали прототипами многих броненосных крейсеров второстепенных морских держав мира. В Византии же на основе общей концепции "Орландо" разрабатывались бронепалубные крейсера конца 1880-х – 1890-х годов.

Для сравнения с современниками следует взять корабли, которые строились в одно и то же время с "Мореей". Таковыми являются русские "Память Азова" и в некоторой мере "Адмирал Нахимов", британский "Орландо" (на 1 год "младше" Мореи") и французкий "Дюпуи де Лом". Кроме того, будет уместным сравнить "Морею" также и с китайскими броненосцами типа "Динъюань", хотя заложены они были на 9 лет раньше.

В случае с британским крейсером все предельно просто – фактически он слабее во всем, имеет крайне ограниченные способности по огневому воздействию на "Морею", а бронезащита не позволяет говорить о надежной защищенности от огня как 280-мм тяжелых орудий, так и 130-мм скорострелок. Схема защиты "Орландо" сводится к местной бронезащите, узкому короткому бронепоясу толщиной 254 мм и карапасной бронепалубе. Все это не дает достаточной защиты от огня ромейского корабля, а "Морея" в свою очередь имеет достаточно хорошую защиту от всего того, что может ей "предложить" британский крейсер.

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Русский броненосный крейсер "Память Азова"

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"

В случае с русским крейсером сравнение получается не в его пользу – ромейский корабль быстрее, лучше защищен, имеет более тяжелую артиллерию главного калибра, а более мало­числен­нная и легкая артиллерия среднего калибра компенсирует свои недостатки в сравнении со 152/35-мм орудиями скорострельностью (на "Памяти Азова" стояли нескорострельные пушки). Сравнивать "Морею" с другим русским крейсером – "Адмиралом Нахимовым" – не совсем корректно, так как он в 1888 году уже успел вступить в строй. Тем не менее, его шансы на победу в бою с "Мореей" выглядят все же несколько лучше – более толстая бронезащита, шесть 203-мм орудий в бортовом залпе делают его более уверенным в столкновении с ромейским кораблем.

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Французский крейсер "Дюпуи де Лом"

Сравнение с французским крейсером является весьма любопытным. Его броневая защита, ориен­тированная на площадь, а не на толщину, давала надежную защиту от скорострельных орудий, а карапасная палуба сводила к минимуму шансы на попадание в погреб или машинерию 280-мм снаряда, пробившего тонкий внешний пояс. Это, а также высокая скорость в 19 узлов теоретически позволяли французу говорить если не о возможности избежать боя, то хотя бы пережить его. Со средствами воздействия на ромейский корабль у "Дюпуи де Лома" все несколько хуже – несмотря на хорошие характеристики французских пушек, их было банально мало, а размещение всех их в башнях имело как плюсы, так и минусы.

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

Китайский броненосец "Динъюань"

Как говорилось ранее, весьма сомнительным выглядит сравнение с китайскими броненосцами типа "Динъюань" – они старше "Мореи" на 9 лет по дате закладки. Тем не менее, на 1888 год это были самые вероятные противники, и ромейские крейсера (на тысячу тонн более тяжелые, чем китайцы) обладали подавляющим превосходством над ними. Броненосцы "Динъюань" не были способны нанести критические повреждения ромейским кораблям (исключая таран), а сами были уязвимы для огня 280-мм орудий и 130-мм скорострелок. Тем не менее, способность ромейских кораблей отправить на дно китайские броненосцы оценивается невысоко – в ходе японо-китайской войны, в частности во время сражения у реки Ялу, оба броненосца показали высокую живучесть под огнем японской артиллерии.

Стоит отметить, что все указанные корабли, кроме китайских броненосцев и "Адмирала Нахимова", имели водоизмещение намного меньшее (на 2-3 тысячи тонн), чем у "Мореи", что заранее ставит их в менее выгодное положение при сравнении. Кроме того, все эти корабли предназначались для защиты своей торговли ("Орландо") или для воздействия на морскую торговлю противника (все остальные), а никак не для боя с одноклассниками, как "Морея". Потому сравнение это проведено на самых общих основаниях и фактически не значит ничего. Наиболее вероятными противниками Византии на Дальнем Востоке были Япония, Китай, Великобритания и Франция, и в случае конфликта они могли задействовать для выполнения задач в регионе броненосцы I ранга. В таком случае "Морея" смотрится хуже практически любого из них, хотя и имеет намного большие шансы на успех, чем типичные крейсера-рейдеры.

Тридцать лет на службе империи

Броненосные крейсера типа "Морея" - крейсера, да не совсем (Phoenix Purpura)

"Морея" в типичной "викторианской" окраске.

1891-1892 – "Морея" и "Лакония" проходят испытания, сразу же после которых отправляются в Антоли [8].

1889-1891 – участие в подавлении Боксерского восстания.

1904-1905 – участие в войне с Японией и Великобританией в составе Китайской эскадры, при этом "Морея" до конца войны выступает флагманским кораблем. Оба крейсера переживают войну, несмотря на повреждения, включая подрыв на мине "Лаконии".

1911-1913 – оба крейсера переводятся в ранг учебных кораблей, хотя в случае войны предполагается их использование для береговой обороны Антоли.

1914 – перед самым началом Первой мировой войны "Морея" и "Лакония" переходят в Кирену и возвращаются в состав флота в качестве мониторов (броненосцев береговой обороны).

1915-1916 – оба крейсера отправляются в Александрию, где проходят капитальное переобо­ру­до­вание – заменяются котлы, устанавливаются були. Корабли перевооружают – снимают все 50-мм пушки, 130-мм орудия заменяются на 100-мм скорострелки, вместо башен с 280-мм пушками устанавливаются две барбетные установки с 380-мм осадными мортирами. [9] В таком варианте оба крейсера используют во время Мальтийской операции, а после – для поддержки приморского фланга в Италии и Северной Африке.

1918 – сразу после окончания войны оба корабля выводят в резерв. Какое-то время обсуждается возможность капитального ремонта изношенных корпусов.

1922 – по условиям Вашингтонского морского договора оба корабля исключаются из списков флота и продаются на слом.

Примечания

1) Что делать с деньгами, достаточными для закупки указанного количества вина, Магистр флота так и не сказал. По крайней мере, история не сохранила его уточнение на этот счет.

2) Имперский флот.

3) На самом деле возможность противостоять броненосцам крейсеров типа "Мацусима" представляются весьма… Ограниченными.

4) Marine Techniko Prosopiko – Морской технический штаб.

5) В случае с "Лаконией" произошел отход от уже принятой на тот момент традиции называть броненосные крейсера в честь фем, так как провинция Лакония была частью фемы Морея.

6) Пока предположительно Византия будет иметь в Средиземном море 3 боевых эскадры – Греческая (базирование в Саламине и Кидонии, современная Суда), Египетская (Александрия) и Эгейская (Адрамитион, современный Эдремит). При этом Египетская и Греческая являются основными, а Эгейская по сути выполняет функции береговой обороны и состоит в основном из мониторов, ББО, канонерок и миноносцев. Кроме того, имеются второстепенные малочисленные эскадры, но о них как-то в другой раз.

7) Собственно, на бездымный белый порох (Poudre B) Византийский флот начал переходить еще в 1888 году, но из-за приоритета на постройку и переоснащение броненосцев и бронепалубных крейсеров "Морея" и "Лакония" были переведены на него одними из последних во всем Афто­краторико Нафтико.

8) Кто не в курсе – ВМБ Византийского флота в Китае.

9) Скорее всего такому варианту "Мореи" будет посвящена отдельная статья.

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account