1

 

…«Camperdown» ударил в «Victoria» почти под прямым углом, как раз перед бронированной переборкой, окружавшей фундамент башни. Таран врезался почти на девять футов, раздробив одну угольную яму и сломав ногу одному из людей. Один унтер-офицер, находившийся в это время и своей кают-компании, взглянул наверх и увидел нос громадного судна, двигавшийся вперед среди облаков угольной пыли. Слышно было, как внизу вода вливалась в судно. Палуба и железная обшивка закручивалась под тараном; слышен был ужасающий треск. Сотрясение было громадное, если это можно назвать сотрясением, потому что «Victoria» была положительно отброшена в сторону на расстояние 70 футов…» 

– так английский военно-морской историк X.У. Уилсон (Вильсон) описывал столкновение в Среди­земном море двух первоклассных броненосцев «Camperdown» и «Victoria» 22 июня 1893 года. Результатом таранного удара стала катастрофа. Броненосец «Victoria», один из новейших и сильнейших кораблей британского флота того времени, через 10 минут после столкновения пошел ко дну, унеся с собой адмирала и 320 офицеров и матросов.

* * *

Начало 80-х годов XIX века в английском военном кораблестроении ознаменовано переходом к стали для корпусов, сталежелезной броне (компаунд) и так называемым длинным орудиям (с нарезами прогрессивной крутизны), заряжаемым с казенной части. За счет повышения начальной скорости полета снаряда до 582–597 м/с (против 424–485 м/с у «коротких» орудий, заряжаемых с дула) новые орудия обладали значительно бóльшими настильностью стрельбы и броне­проби­вае­мостью. Так, 12-дюймовая (305-мм) пушка с длиной ствола 25 калибров в упор (у самого дула) пробивала железную плиту толщиной 24,4 дюйма (620 мм) – практически такую же, как и 80-тонное 16-дюймовое (406-мм) дульнозарядное орудие длиной в 18 калибров.

Такой качественный скачок в артиллерии, даже при уменьшении ее калибра (что имело место), не мог быть компенсирован введением улучшенной двухслойной (сталежелезной) брони. Поэтому начальник управления военного кораблестроения (главный инспектор, или главный инженер-кораблестроитель) британского Адмиралтейства сэр Натаниел Барнаби оставался убежденным сторонником частичного бронирования броненосцев с доведением до максимально возможной толщины брони цитадели, защищавшей на небольшом протяжении корпуса машины, котлы и погреба боезапаса. Н. Барнаби, сменивший на столь важном посту известного Эдварда Рида, ушедшего в отставку в 1870 году после гибели злополучного броненосца «Captain» [1], работал в сложной обстановке переходного периода. Высокие темпы технического прогресса в сочетании с неустоявшимися тактическими взглядами (иногда противоположными) требовали гибкости проектных решений, направленных на выработку наиболее рационального типа броненосного линейного корабля. Многочисленный британский броненосный флот 1860–1870 годов представлял собой, в известной степени, музей образцов, где высокобортные казематированные фрегаты соседствовали с низкобортными безрангоутными башенными броненосцами.

В таких непростых условиях под руководством Н. Барнаби был спроектирован корабль наиболее сильного типа – «Inflexible» (спущен на воду в 1876 году), вооруженный четырьмя 80-тонными орудиями в двух башнях, основания которых защищались 610-мм броней цитадели в средней части корпуса. Башни «Inflexible» имели так называемое диагональное расположение – были разнесены по бортам, что ограничивало возможности применения всех четырех орудий, которые одновременно могли стрелять почти строго по траверзу либо – теоретически – строго по носу или по корме.

Броненосец «Victoria». Часть 1

Однако «Inflexible» не получил дальнейшего развития, а его слабые реплики с 12,5-дюймовыми (318-мм) пушками – «Ajax» и «Agamemnon» были, скорее, шагом назад. Дело в том, что многим морякам корабль показался слишком большим (11 880 т) и, следовательно, дорогим, а также тихоходным (13,8 уз). Возникали и вполне обоснованные сомнения в правильности размещения орудийных башен, выбора малой высоты надводного борта (оси орудий возвышались над уровнем воды на 4,3 м), ограничения бортовой броневой защиты 33-метровой цитаделью (при длине корпуса по ватерлинии почти 100 м).

На рубеже 1870–1880-х годов, в связи с переходом к новой системе орудий, появилось мнение о возможном задымлении закрытых башен при открывании орудийных замков. Сторонники такого мнения считали необходимым переход к барбетным установкам, введенным впервые французами и принятым на английском броненосце «Temeraire» (1876 г., 8540 т).

Барнаби пошел на компромисс, развивая параллельно типы барбетного и башенного броненосцев при сохранении мощной броневой защиты относительно короткой цитадели. К первому типу принадлежали так называемые "адмиралы", начало которым положил «Collingwood» (1882 г., 9500 т), вооруженный четырьмя 12-дюймовыми орудиями в двух барбетах, расположенных в носу и корме, что обеспечивало сильный бортовой огонь в широком диапазоне курсовых углов. За ним последовали более крупные (10 300 – 10 600 т) «Rodney» (1884 г.), «Howe» (1885 г.), «Camperdown» (1885 г.), «Benbow» (1885 г.) и «Anson» (1886 г.). Четыре из них получили орудия калибра 343 мм, a «Benbow» – два 413-мм орудия, размещенных по одному в носовом и кормовом барбетах. Артиллерию крупного калибра на всех этих кораблях дополняли установленные в закрытых батареях на верхней палубе 152-мм орудия (по шесть на каждом), а также мелкие скорострельные пушки и торпедные аппараты.

Башенные броненосцы были представлены двумя парами однотипных кораблей, первая из которых – «Edinburgh» и «Colossus» (1882 г., 9420 т) – представляла собой уменьшенный «Inflexible» с новыми 12-дюймовыми пушками. Прототипом для второй пары стал башенный таран «Rupert» (1872 г., 5440 т), вооруженный двумя 234-мм орудиями в носовой башне. Так популярная в 1870–1880-х годах идея боя на носовых курсовых углах с последующим применением тарана нашла отражение в создании двух кораблей типа «Conqueror» (1881–1885 гг.).

Этот броненосец, спроектированный под руководством Барнаби, отличался от современников меньшими размерами (6200 т, длина наибольшая – 87,8 м, ширина – 17,7 м, осадка – 7,3 м) и скромным вооружением: два 305-мм орудия в носовой башне, четыре 152-мм, двадцать малокалиберных скорострельных орудий и шесть торпедных аппаратов. Защита корпуса включала два ряда броневых плит – нижний по ватерлинии толщиной 203–305 мм на протяжении около 0,9 длины корабля (ширина 2,4 м с погружением в воду на 1,8 м) и 31-метровый центральный каземат толщиной 305 мм. Башня и передняя боевая рубка защищались 305-мм, траверзы – 267-мм и 279-мм плитами, а броневая палуба (поверх нижнего пояса) имела толщину 38–64 мм. При суммарной мощности двух главных паровых машин 6000 л.с. «Conqueror» развивал скорость до 15,5 уз, а при запасе угля 650 т и скорости 10 уз мог пройти 3000 (по другим данным 5200) миль. Экипаж корабля насчитывал 300 матросов и офицеров.

Броненосец был заложен в апреле 1879 года в доке Чатемского казенного адмиралтейства, выведен из дока в сентябре 1881 года и изготовлен к плаванию к началу 1884 года. Ходовые испытания в январе 1883 года дали следующие результаты: при естественной тяге – 4660,6 л.с., 14,7 уз, при искусственной тяге – 5859,3 л.с., 15,5 уз в течение двух часов.

В 1885 году в Чатаме сошел на воду однотипный броненосец «Hero». Как раз в это время кораблестроительная политика Адмиралтейства оказалась под прицелом острой критики со стороны ряда авторитетных офицеров флота и парламентариев. Критике подверглись как типы судов («адмиралы» за небронированные оконечности), так и разнотипность броненосцев, количество которых не обеспечивало сохранение Великобританией статуса владычицы морей. Проект Н. Барнаби, по которому была построена «Victoria», нельзя считать прямым ответом на критические высказывания. Но его вполне можно объяснить стремлением конструктора создать в развитие «Conqueror» броненосец наиболее сильного типа – с двумя 413-мм орудиями (как на «Benbow») в хорошо защищенной носовой башне.

Проект предусматривал довольно полные обводы корпуса при отношении длины к ширине 4,86:1 и водоизмещении почти 10 500 т, защита борта ограничивалась коротким (0,45 длины) «казематом» (цитаделью) из толстых (до 457 мм) сталежелезных плит. Применение паровых машин тройного расширения (впервые в британском флоте) должно было обеспечить скорость полного хода 16–16,5 уз при форсированной тяге и мощности машин 12 000 л.с. (мощность с естественной тягой не менее 7500 л.с.).

Как и его прототип «Conqueror», новый броненосец отличался низким надводным бортом (около 3,3 м) в носовой части корпуса и легкой надстройкой в кормовой, где помещалась артиллерия среднего калибра. Впрочем, сравнительно небольшая высота надводного борта была характерна также для «адмиралов» и «эдинбургов», т. е. всех кораблей, спроектированных под наблюдением Барнаби.

Возможность постройки двух броненосцев по новому проекту была обеспечена принятием в декабре 1884 года программы экстренных расходов Адмиралтейства в размере 3,1 млн. ф. ст. на сооружение в течение пяти лет 27 кораблей различных классов. Первым по контракту от 21 апреля 1885 года был заложен «Sans Pareil» на верфи «Тэймз Айрон Уоркс» в Блэкуэлле (вблизи Лондона), вторым – в мае того же года – однотипный «Renown» на верфи фирмы «Армстронг, Митчел и К°» в Эльсвике на реке Тайн. Последний корабль, спущенный на воду 9 апреля 1887 года, был переименован в «Victoria» в честь главы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, отмечавшей 50-летие своего правления.

Фирма «W. G. Armstrong, Mitchell & С°» в 80-х годах XIX века владела уникальным производственным комплексом, который позволял строить корпуса кораблей, изготавливать броню и артиллерийское вооружение. В отношении последнего Армстронг, в известном смысле, конкурировал (и не без успеха) с королевским арсеналом в Вуличе. Впрочем, Адмиралтейство не баловало фирму крупными заказами, и прибыль ее во многом обеспечивалась постройкой кораблей для других государств.

Талантливые инженеры-конструкторы Д. Рендел и У. Уайт, бывший в 1882–1885 годах директором кораблестроения в Ньюкасле и Эльсвике, и Ф. Уаттс, сменивший последнего, спроектировали и построили целое семейство сравнительно небольших, но имевших сильное вооружение и быстроходных кораблей – канонерских лодок, бронепалубных и безбронных крейсеров.

Особый тип созданного на верфях Армстронга быстроходного безрангоутного крейсера с сильным вооружением получил нарицательное наименование «эльсвикского» и оказал влияние на развитие класса крейсеров во многих флотах.

Хорошая организация работ при У. Уайте обеспечивала сравнительно высокую скорость постройки. В 1885 году Уайт сменил Барнаби на посту начальника управления кораблестроения в Адмиралтействе, и постройкой «Victoria» фактически руководил Ф. Уаттс, в то время как автор проекта фактически оказался не у дел. Корпус броненосца – самого большого из кораблей, построенных до того времени фирмой, был сооружен и подготовлен к спуску на воду за 23 месяца. Главные механизмы – котлы и машины – были поставлены известным машиностроительным заводом фирмы «Humphreys Тennant & С°» в Дептфорде.

Спуск на воду корабля, названного в честь правящей королевы, был ознаменован также изготовлением двух серебряных моделей: 120-пушечного парусного корабля «Victoria» (1820 г.) и нового броненосца. Обе эти модели, иллюстрирующие прогресс кораблестроения за пять десятилетий, были торжественно поднесены королеве Виктории в день юбилея – 20 июля 1887года.

Броненосец «Victoria». Часть 1Броненосец «Victoria». Часть 1

«Victoria» в официальных документах именовалась «turret-ship» (башенный броненосец) и по новой классификации была отнесена к «battleships of the 1 class» (броненосцам 1-го класса). Корабль был изготовлен к службе и укомплектован личным составом (вступил в строй флота) в январе 1890 года. Полная стоимость «Victoria» составила 841,384 тыс. ф. ст. (около 5,3 млн. рублей серебром).

Однотипный броненосец «Sans Pareil», спущенный на воду 9 мая 1887 года, был готов к службе в июне 1890 года.

Корпус броненосца «Victoria» был построен из стали с двойным дном и разделен внутри тремя стальными палубами, продольными и поперечными переборками на 170 водонепроницаемых отделений. Нормальное водоизмещение по проекту составляло 10 470 т, длина наибольшая – 109,7 м, по ватерлинии – 107,6 м, между перпендикулярами – 103,6 м, ширина – 21,3 м, осадка носом – 7,92 м, кормой – 8,31 м. Глубина интрюма – от второго дна до верхней палубы – составила 10,36 м, высота надводного борта – 3,2 м.

Прямой в надводной части, форштевень под водой – на глубине 3,05 м – образовывал таран, выступавший вперед на 2,1 м от носового перпендикуляра. Прямая корма острого образования (со свесом) была оборудована балконом.

Броненосец «Victoria». Часть 1Броненосец «Victoria». Часть 1

Броневая защита включала бортовой броневой пояс («каземат», или «цитадель») между 32-м и 114-м шпангоутами длиной по ватерлинии 49,4 м. Общая ширина этого пояса составила 2,3 м с погружением в воду на 1,52 м, толщина – 457 мм в средней части и 406 мм – по краям. Броня этого пояса устанавливалась на 152-мм тиковой прокладке, за которой помещался водонепроницаемый коффердам. Цитадель ограничивалась 457-мм траверзами, а поверх вертикальной брони располагалась двухслойная стальная броневая палуба толщиной 76 мм. Такую же толщину имела и броневая палуба в оконечностях, которая в носу шла от нижней кромки брони цитадели до тарана, а в кормовой – от нижней же кромки брони до свеса кормовой оконечности.

Под защитой каземата, или цитадели, – своего рода перевернутого броневого ящика – находились машины, котлы и часть погребов боезапаса (бомбовых и крюйткамер). Броневая палуба в оконечностях должна была служить защитой от навесного огня для части бомбовых погребов, боевого штурвала и рулевой машины.

Основание башни 413-мм орудий, массой по 110 т, – грушевидной формы в плане редут (барбет) – защищалось плитами толщиной 457 мм. Такую же толщину имели и плиты вращающейся части самой башни наружным диаметром 11,1 м (внутренний – 8,5 м). Боевая рубка, расположенная позади башни, бронировалась 406-мм плитами. Её расположение обеспечивало хороший (почти круговой) обзор горизонта и позволяло видеть большую часть палубы.

Кормовая надстройка служила помещением для закрытой батареи 152-мм орудий, защищенной спереди от продольных выстрелов 152-мм стальной броней, установленной на верхней палубе под углом около 40° к диаметральной плоскости, а по бортам и с кормы – 89-мм стальными броневыми плитами.

Две главные машины тройного расширения питались паром от восьми цилиндрических котлов. Каждый котел диаметром 4,3 м, изготовленный из 31-мм стальных листов, внутри разделялся перегородками на четыре отделения и имел, соответственно, четыре топки. Рабочее давление пара в котлах достигало 9,15 кгс/см². Котлы размещались в четырех водонепроницаемых котельных отделениях (по два с каждого борта), а их дымоходы выводились в две дымовых трубы, стоявшие рядом поперек корабля. Машины вращали четырехлопастные винты и находились позади котлов в двухмашинных отделениях. Между котельными и машинными отделениями вдоль диаметральной плоскости устанавливались две водонепроницаемые переборки, образующие коридор, полом которого служил настил второго дна. По всей длине котельных и машинных отделений по бортам помещались угольные ямы, служившие дополнительной защитой от снарядов (помимо 18-дюймового пояса и коффердама) и от подводного минного взрыва. Нормальный запас угля составлял 750 т, полная вместимость угольных ям – 1200 т (при водоизмещении 10 920 т), что обеспечивало дальность плавания 4900 миль при скорости хода 10 уз.

Прямоугольной формы руль, верхняя кромка которого отстояла от поверхности воды на 3,4 м, имел площадь 18 м² и паровой привод.

Вооружение броненосца носило печать высших достижений переходной эпохи, связанных с именем Н. Барнаби. Во вращающейся башне помещались два наиболее мощных в то время 110,5-тонных 413-мм орудия системы Армстронга длиной в 30 калибров. Управление ими осуще­ств­лялось с помощью гидравлического привода. Оси орудий возвышались над водой на 5,1 м. Они стреляли снарядами весом 817,2 кг с начальной скоростью 636 м/с (вес заряда – 436 кг). По данным X.У. Вильсона, «живая сила» снаряда у дула достигала 54 390 футо-тонн, при этом он мог пробить 37,5 дюйма (952,5 мм) железной брони. Эти показатели были значительно выше, чем у 30-калиберной 343-мм пушки, принятой позднее для новой большой серии броненосцев типа «Royal Sovereign» (35 230 футо-тонн и 34,2 дюйма соответственно). Согласно теоретическим расчетам, снаряд 413-мм орудия на дистанции 5 кб пробивал 36,6 дюйма (930 мм), а на дистанции 10 кб – 31,7 дюйма железной брони (по Ф. Джейну – 19 дюймов брони компаунд на 2000 ярдах – 1829 м). При гидравлическом управлении скорость стрельбы составляла один выстрел в две минуты (три выстрела в шесть минут, считая с того момента, когда орудие заряжено для первого выстрела). Этот показатель следует считать весьма высоким, но для его достижения, естественно, требовалась не только хорошая отработка расчета, но и безусловная исправность всех механизмов. По некоторым данным, в действительности для производства одного выстрела при гидравлическом заряжании требовалось восемь минут.

Броненосец «Victoria». Часть 1Броненосец «Victoria». Часть 1

Согласно нормам британского Адмиралтейства, на одно орудие большого калибра полагалось 80 снарядов. В их числе для 413-мм орудий были «обыкновенные» (common shell) бомбы с донным взрывателем и весом заряда 80,9 кг, «обыкновенные» бомбы с трубкой в головной части и весом заряда 81,7 кг и шрапнели – составные снаряды, подрыв которых обеспечивался взрывателем с временной установкой, а также так называемые «shots» – бронебойные снаряды весом 817,2 кг (стальные, литые) с малой пустотой внутри, но без взрывчатого вещества и взрывателя. Угол обстрела орудий в башне был доведен до 270°.

На палубе надстройки в корме было установлено 29-тонное 254-мм орудие длиной в 32 калибра с углом обстрела 300°. Это орудие, прикрытое тонким броневым щитом, управлялось только вручную и стреляло 227-килограммовыми снарядами (боекомплект 80 штук) со скоростью один выстрел в 2 мин 10 с. При начальной скорости полета снаряда 622 м/с расчетная пробиваемость этого орудия (у дула) составляла 24,8 дюйма (630 мм) железной брони, возвышение над уровнем ватерлинии – 7,3 м.

Батарея орудий среднего калибра включала двенадцать 152-мм пушек длиной в 26 калибров. Оси этих орудий возвышались над уровнем воды примерно на 4,5 м.

Для отражения минных атак на «Victoria» имелась весьма многочисленная скорострельная артиллерия: двенадцать 57-мм пушек Норденфельда (6-фунтовых, вес снаряда – 2,7 кг), из которых шесть были установлены на специальных выступах, девять 47-мм пушек Гочкисса, две 25,4-мм пушки и четыре 11,43-мм картечницы Норденфельда.

Минное вооружение состояло из четырех бортовых надводных «минных пушек» и четырех подводных торпедных аппаратов. Для них предусматривался запас из восемнадцати 356-мм (14-дюймовых) самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1888 года длиной 15 футов (4,57 м) с зарядом весом 29,5 кг (дальность хода 600 ярдов – 3 кб, или 549 м, при скорости 26 уз). Боевое электрическое освещение в ночное время обеспечивалось двумя прожекторами Манжена, а противоминная защита – сетями Булливана. На броненосце имелось 13 шлюпок, в том числе четыре 56-футовых (длиной 17 м) минных катера, вооруженных минами Уайтхеда.

Помещения для командира, офицеров и команды (общая численность по штату – 550 чел.) располагались в жилой палубе (вторая непрерывная палуба под верхней). Адмиральское помещение было оборудовано в надстройке на верхней палубе позади батареи 6-дюймовых орудий. Все жилые помещения имели электрическое освещение.

Ходовые испытания «Victoria» состоялись в конце лета 1888 года, когда корабль еще не имел вооружения и был специально нагружен балластом для достижения осадки, соответствующей нормальному водоизмещению. Суммарная мощность двух машин при искусственной тяге достигала 14 244,7 л.с. (правая развивала 7107,7 л.с. при 101,3 об/мин, левая – 7137 л.с. при 100,6 об/мин). Скорость составила 17,25 уз, расход угля – около 900 г/л.с. в ч.

На испытаниях артиллерии в 1889 году выявилось весьма досадное обстоятельство: одно из 413-мм орудий (прозванных монстрами) оказалось «несколько согнутым» в дульной части, почему комиссия Адмиралтейства ограничила срок его службы сотней боевых выстрелов, обязав оружейников сделать добавочные крепления. Впрочем, дефекты таких же орудий выявились также на «Sans Pareil» и «Benbow», а 343-миллиметровых – на «Anson» и «Howe».

Очевидная ненадежность системы главного вооружения привела к отказу Адмиралтейства от дальнейшего применения 110,5-тонных орудий в пользу 67-тонных (343-мм) орудий нового, так называемого улучшенного, чертежа, установленных впоследствии на броненосцах 1-го класса типа «Royal Sovereign».

Броненосец «Victoria». Часть 1Броненосец «Victoria». Часть 1

Во многом из-за сомнений в качестве орудий особо крупного (413 мм) калибра броненосцы типа «Victoria» не получили в британском флоте дальнейшего развития, оставшись высшим достижением «эры Барнаби». Не менее важными причинами отказа от дальнейшей постройки броненосцев подобного типа стали новые взгляды на систему бронирования, воплощенные в 1886–1889 годах (т. е. практически одновременно с постройкой «Victoria») инженерами Барнсом и Морганом в броненосцах «Nile» и «Trafalgar» (11 940 т). Эти последние получили не только более полное бронирование по ватерлинии (70-метровый броневой пояс толщиной до 510 мм), но и дополнительную защиту средней части корпуса двумя рядами броневых плит.

Увеличение забронированной площади надводного борта было характерным и для последующих английских кораблей этого класса – броненосцев типа «Royal Sovereign», спроектированных под руководством У. Уайта. На этих кораблях (за исключением уникального «Hood») также применялись барбетные установки орудий крупного (343 мм) калибра, которые в британском флоте посчитали наиболее перспективными (легкими и удобными в управлении) по сравнению с башенными установками, восходившими по конструкции к первым башням капитана Кольза.

Таким образом, «Victoria» и «Sans Pareil» стали уникальными кораблями, боевая мощь которых не была проверена на практике, но внушала уважение, по крайней мере в теории. Учитывая, что к 1890 году большие броненосцы 1-го класса (эскадренные, броненосные корабли) имели в составе своих флотов, кроме Великобритании, только Франция, Италия и Россия, сравнение «Victoria» с кораблями других держав целесообразно проводить применительно к боевым единицам, построенным одновременно с нею (таблица).

Броненосец «Victoria». Часть 1

Это сравнение показывает, что «Victoria», имея явный перевес в силе носового огня и вообще мощности залпа, благодаря большей огневой мощи и особенностям размещения 413-мм орудий, уступала французским («Hoche») и российским («Синоп») современникам в полноте броневой защиты по ватерлинии и в силе кормового огня. Несомненно, что английский «Nile» (однотипный «Trafalgar» был спущен на воду уже в 1887 году), спроектированный на переломном этапе от «эры Барнаби» к «эре Уайта», был лучше защищен и в целом имел более выгодное расположение главного вооружения и брони.

Броненосец «Victoria». Часть 1

Обращают на себя внимание два важных обстоятельства: явная слабость бортового огня французского броненосца «Hoche», спроектированного, впрочем, в 1880 году, исходя из требований тактики таранного боя, и относительная (по сравнению с английскими и итальянскими кораблями) слабость бортового огня русских кораблей («Синоп»). Последнее во многом объяснялось ограничением калибра крупных орудий (305 мм). Нет сомнения, что пробивная способность 30-калиберных 305-мм отечественных орудий Обуховского завода в начале 1890-х годов находилась на уровне высших требований тактики. Однако следует признать, что 413-мм снаряды «Victoria» и даже 343-мм снаряды «Nile» имели гораздо большую поражающую способность, чем российские 305-миллиметровые, имевшие массу 331,7 кг против 817,2 кг и 567,5 кг соответственно у британских кораблей.

Что касается защиты, то английские броненосцы, несомненно, были гораздо лучше ограждены от поражения жизненно важных частей – котлов, машин и погребов боезапаса. Однако уже в начале 90-х годов XIX века в теории, а потом и на практике, по опыту морских войн 1894–1895 годов, 1898 года и, особенно, 1904–1905 годов, выявилась опасность недостаточного бронирования оконечностей корабля. Это обстоятельство в бою могло привести к потере хода, остойчивости, а следовательно, и к преждевременной гибели, когда боевые возможности броненосца еще не были полностью исчерпаны.

Поэтому «Hoche» и «Синоп» в определенной степени выглядели лучше защищенными, чем «Victoria» и «Sans Pareil». Итальянские крупные броненосцы (боевые суда 1-го класса), созданные гением Бенедетто Брина (к их числу относится и «Re Umberto»), имели явное тактическое преимущество в скорости хода, обладая при этом мощным вооружением и запасом водоизмещения. Последнее не всегда верно оценивается военно-морскими экспертами, но из опыта войн известно, что величина корабля сама по себе зачастую являлась важным фактором, который на практике определял его сравнительно высокую боевую устойчивость (пример – бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года). Тем не менее, отсутствие полноценного бортового бронирования на «Re Umberto», в свете опыта боевых столкновений 90-х годов XIX века – начала XX века, следует признать уязвимым местом проекта, а сами корабли этого типа – сильными по наступательным элементам, но сравнительно слабыми по оборонительным.

Публикуемая сравнительная таблица элементов, естественно, не свободна от недостатков. Так, вполне очевидно, что стрельба по одной цели на носовых курсовых углах практически не могла вестись из четырех 305-мм орудий на «Синопе» или из 340-миллиметровых и двух расположенных по бортам 270-мм орудий на «Hoche». Поэтому наступательные элементы «Victoria» в бою в диапазоне курсовых углов от 0° до 135° каждого борта должны получить, и вполне заслуженно, более высокую оценку, чем это следует из простого сравнения табличных данных.

Несомненно, что боевая мощь «Victoria» и «Sans Pareil» зависела, главным образом, от эффективности действия единственной двухорудийной башни с двумя 413-мм «монстрами». При этом известно, что указанный выше комплект боеприпасов для этих орудий был принят только к 1901 году. Тем не менее, даже единственное попадание 800-килограммового «shot'а» могло вызвать весьма тяжелые повреждения на любом корабле. Дистанция же эффективного артиллерийского огня в начале 90-х годов XIX века ограничивалась пятью – пятнадцатью кабельтовыми из-за отсутствия достаточно надежных дальномеров.

В заключение сравнительной оценки можно отметить, что в Российском флоте также имелись броненосцы, спроектированные в развитие идеи боя на носовых курсовых углах: это «Император Александр II», «Император Николай I» (1887–1888 гг., водоизмещением более 9000 т каждый) и «Гангут» (1890 г., около 7000 т). Все три корабля уже вскоре после вступления в строй не оценивались как удачные. Правда, по сравнению с «Victoria» они имели более высокий борт в носовой части и обусловленное срезами бортов удачное расположение носовой пары 229-мм орудий, имевших возможность стрелять в широком диапазоне курсовых углов. Однако эти преимущества сводились на нет превосходством главного вооружения британского корабля – 413-мм орудий над 305-миллиметровыми в 30 калибров длиной, принятыми в Российском флоте для броненосцев указанных типов.

Броненосец «Victoria». Часть 1

Вскоре после вступления в строй «Victoria», как один из сильнейших броненосцев британского флота, был послан в Средиземное море. Флот Великобритании на этом морском театре почти на всем протяжении XIX века (после наполеоновских войн) составлял большую и лучшую часть военно-морских сил страны.

Броненосец «Victoria». Часть 1Броненосец «Victoria». Часть 1

В 1891 году Великобритания постоянно держала под вымпелом более 150 судов с экипажами численностью более 25 тыс. человек. Из них в Средиземном и Красном морях находилось 29 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 11 броненосцев 1-го класса и два броненосных крейсера.

Кроме Средиземноморского флота, броненосцы 1-го класса имелись только во Флоте (Эскадре) Канала, призванного защищать берега метрополии. Это были «Anson», «Camperdown», «Howe» и «Rodney». Второй из них, на беду для «Victoria», был вскоре переведен в состав Среди­земно­морского флота.

Великобритания в конце XIX века являлась сильнейшей средиземноморской державой, так как ее флот, опиравшийся на твердыни Мальты и Гибралтара, был самым мощным на этом театре. Командовал Средиземноморским флотом Великобритании заслуженный моряк – вице-адмирал сэр Джорж Трайон (G. Trayon).


  • [1] Низкобортный рангоутный башенный броненосец «Captain» погиб в 1870 году во время шквала в Атлантическом океане из-за потери остойчивости. Причинами его опрокидывания, как и гибели «Victoria», во многом были конструктивные недостатки, хотя несколько иного порядка (низкий борт при большом рангоуте).

источник: В. Ю. Грибовский «Броненосец "Victoria"» // сборник «Гангут», вып.38

Часть 2

Подписаться
Уведомить о
guest

72 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account