Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

17

Содержание:

Здесь рассматривается вариант модернизации броненосца «Потемкин» путем доведения среднего калибра до 305 мм. Как справедливо заметили коллеги, 16 305-мм орудий в казематах, безусловно, резко усилят огневую мощь, но такой вариант трудно реализовать технически.

Более того, даже 8 305-мм орудий в казематах не позволят остаться в разумных рамках размеров и водоизмещения корабля.

Реально разместить в казематах 4 орудия ГК, но устанавливать их побортно нерационально: в бортовом залпе будет участвовать только половина казематных орудий. Поэтому предлагается разместить все 4 казематных орудия с одного борта.

Соответственно, этот борт, на котором сосредоточена вся огневая мощь, будет называться «боевой», а противоположный борт — «тыловой».

В реальной истории такое решение было использовано на сверхмощных британских мониторах.

Для возможности ведения огня как вправо, так и влево относительно направления движения кильватерного строя, предусматривается движение корабля в направлении любой его оконечности.

Это диковато звучит, но практически весьма просто реализуется, и широко используется, там, где требуется равноценное движение вперед и назад, например, на ледоколах.

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

Но ледокол все-таки сохраняет разделение оконечностей на «нос» и «корму», а борта правый и левый, даже если носовые двигатели и винты идентичны с кормовыми.

В нашем же случае корабль получается зеркально-симметричный относительно плоскости мидель-шпангоута. А продольная симметрия сохраняется только для обводов подводной части, но броня, каземат и мачта сдвинуты в сторону боевого борта, а башни, котельные отделения и дымовые трубы сдвинуты в сторону тылового борта. См. рис. Орудия ГК отмечены красным цветом, а противоминная 152-мм артиллерия — желтым.

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

ВНИМАНИЕ!

При рассматривании чертежа одностороннего линкора следует испытывать следующие эмоции.

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

Рисунок несколько упрощен, но выполнен в масштабе, и наглядно показывает, что вперед/назад и в сторону тылового борта может вести огонь половина орудий ГК и половина противоминной артиллерии. А в сторону боевого борта может вести огонь вся имеющаяся артиллерия.

Возможно возражение — сосредоточить огонь всего ГК на один борт позволяет и линейно-возвышенная, да и линейная схема с размещением орудий в 4-х башнях.

Верно, но 4 башни окажутся несколько тяжелее, чем 2 башни и каземат. Но в целом для пушек все верно.

Но классическая линейная схема потребует и бронирования с обоих бортов, в то время как односторонний линкор нуждается в толстой броне только со стороны боевого борта.

При дифференцированном бронировании можно иметь пояс, башни, казематы и рубку с броней 305 мм (чего не было на русских и японских броненосцах того времени).

Противоминный калибр увеличен до 152 мм, так как снаряды такого калибра более эффективны против миноносцев, чем малокалиберные. Этот калибр может участвовать и в эскадренном бою.

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

Предлагаемый броненосец имеет размеры корпуса 120х24х8(осадка) метров и водоизмещение 15000 т. Как у «Микасы», но при значительно лучшем бронировании и огневой мощи.

Еще одно возражение может касаться низкого пропульсивного коэффициента передних винтов. Это все верно, так как струя воды, отброшенная передними винтами, будет бить в корпус и создавать дополнительное сопротивление. Частично эту проблему можно решить, подав на передние машины пар только от одного котельного отделения, а на задние — от оставшихся двух. Мощность передних машин упадет, и скорость встречного потока снизится. Но прибавку в тяге передние винты все-таки дадут. Можно надеяться получить 16 узлов полного хода. По сравнению с «Дредноутом» это мало, а по сравнению с той же «Микасой» — нормально. Если учесть, что в реальной истории скорость «Микасы» в сражении не превышала 15 узлов и броненосец тормозил всю эскадру.

Участие в Цусимском сражении
Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

Сражение велось в колоннах, охвата русской колонны и кроссинг-т у японцев не получилось. Поэтому вполне предсказуем разгромный исход для японской стороны.

В самом деле — пушек у русских в бортовом залпе в два раза больше, а японские снаряды русскую броню не берут.

При сближении колонн преимущество у русской стороны возрастает, так как большая часть попаданий будет приходиться не в палубу, а в броневой пояс.

Труднее предсказать действия японского офицера, который примет командование после гибели флагмана.

Позволит ли ему кодекс чести выйти из боя после потери 2-х или 3-х броненосцев? Это было бы разумно, так как в противном случае будет потеряна вся японская эскадра еще до наступления темноты.

Можно попытаться увеличить дистанцию и тогда есть шанс дотянуть до ночи, когда в бой пойдут миноносцы и шансы уравняются. Но корабли уже имеют повреждения, и не все смогут оторваться от противника.

Можно пойти в таранную банзай-атаку, но, так как не все японские корабли могут держать полный ход, а большая часть русской артиллерии исправна, то эта атака может плохо закончиться для японцев.

Можно, ценой гибели всей японской эскадры, попытаться утопить хотя бы один русский броненосец, чтобы счет был не «в сухую».

Влияние на мировое кораблестроение

Односторонний «Потемкин», как мы видим, имеет бортовой залп ГК такой же как у «Дредноута», а вступил в строй и показал свою эффективность в реальном бою раньше.

У британца больше водоизмещение и больше скорость — за счет турбин. А броня — тоньше.

Схема «Потемкина» явно лучше. «Дредноут» устарел еще до спуска на воду.

Хотя по отношению к остальным ЭБР оба этих корабля имеют подавляющее превосходство. Но вот между собой…

Какие корабли будут закладывать державы, включившиеся в дредноутную/потемкинскую гонку? По русской или по британской схеме?

Вопрос слишком глобальный, выходит за рамки данной статьи.

Участие в японской революции 1905 года

Поражение в Русско-японской войне пошатнуло самурайский дух и обострило страдания народа, что привело к созданию революционной ситуации. Основы японского самодержавия были потрясены до основания. В стране начались беспорядки.

Под предлогом защиты и эвакуации русских подданных, в Йокосуку из Владивостока пришел броненосец «Потемкин».

Этот рейс сопровождался секретной миссией. С тыловой стороны каземата на броненосце имелся боевой лазарет на 100 коек. В лазарете хранился немалый запас спирту, поэтому в мирное время он был опечатан и у входа был выставлен пост. Вот в этом-то лазарете и провезли в Японию всю фракцию большевиков в полном составе. В Йокосуке в стельку пьяных социал-демократов переодели в матросские робы и свезли на берег.

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

В.И. Ульянов (Ленин) также приехал в Японию под видом кочегара броненосца.

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

Собственно, участие в японской революции и ограничилось доставкой спецконтингента в пломбированном лазарете. Да и вообще, мы знаем, что революционная ситуация развивается по объективным законам. Поэтому многие исторические события предопределены состоянием общества на данном историческом этапе. Прежде всего – базис, производственные силы. Потом – противоречия между трудом и капиталом. И так далее. Роль отдельной личности или группы может проявиться лишь в форме развития исторических процессов, но никак не в общем направлении таковых.

Тем не менее, то, что после свержения Микадо, власть в Японии взяла именно партия Большевиков, в немалой степени является заслугой моряков с броненосца «Потемкин».

Броненосец “Потемкин”. Односторонний линкор

В статье использованы кадры из фильмов «Броненосец Потемкин» и «Два капитана-2».

Подписаться
Уведомить о
guest

77 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account