Броненосец («Исэ» и «Хюга») вместо трех крейсеров
Давно не писал (времени не было), и в результате альтернатива (к которой подходил серьезно) получилась каким-то комком. Даже расчеты коллеги Андрея Толстого (еще раз спасибо ему) не включил. Не определился, сколько будет броненосцев — 1 или 2. Делать две альтернативы, так текст один.
***
РИ. В 1886 году японское правительство пригласило на должность глазного корабельного инженера флота известного французского конструктора Э. Бертена, и это не преминуло отразиться на конструкции вновь строящихся кораблей. “Французские мотивы” проявились в постройке трех единственных в своем роде крейсеров: "Ицукусима", “Хашидате” и “Матсушима”. По-видимому, Бертен предложил японцам корабли, которые в бою должны были действовать обязательно вместе, что позволяло создать боевую единицу, сочетающую в себе достоинства легкого крейсера с тяжелой артиллерией эскадренного броненосца. Эта догадка подтверждается тем, что суммарное водоизмещение этих трех кораблей составляет как раз 13 тыс. т. — водоизмещение тогдашнего броненосца. Кроме того, крейсеры эти и не совсем одинаковы: один из них — “Матсушима” — как бы перевернут на 180°, то есть представляет собой "Ицукусиму", идущую кормой вперед.
* * *
А если бы эти 3 крейсера представляли бы один или два корабля? Собственно об этом и альтернатива.
Э.Бертен (или сами японцы) пришли к выводу, что надо брать не количеством, а качеством. Другими словами, вместо трех крейсеров — один броненосец.
В качестве "вывода" / причины:
— желание выбиться в "люди", а броненосец подходит для этого лучше, чем крейсера;
— испытания, которые показывают, что крейсер не лучшая платформа для тяжелого орудия.
По мне 13 т.т. для Японии в 1886 году — многовато. Поэтому, в качестве альтернативы заложены два броненосца меньших размеров и водоизмещения — тип "Хюга" (6,5-7 тыс.т, 2 320-мм орудия). "Исэ" строился во Франции, а "Хюга" — в Японии. Именно этому броненосцу суждено было стать первым броненосным кораблем, построенным в Стране Восходящего Солнца. И в этой альтернативе японцы не закладывают крейсер "Унаби".
(Никитин) Китайские военно-морские силы включали в себя четыре провинциальных флота, однако фактически в войне участвовал лишь один из них, хотя и самый сильный — Бэйянский. Основную боевую силу эскадры Тинга составляли 8 крупных кораблей ("Восемь больших Юаней"): броненосцы "Тин-" и "Чин-Юани" (7500 тонн, по четыре 12-дюймовых и два 6-дюймовых орудия, 14 узлов хода), броненосные крейсера "Дзин-" и "Лай-Юани" (2900 тонн, по два 8-дюймовых и два 6-дюймовых орудия, 16 узлов) и забранный у Фучжоу "Пин-Юань" (2100 тонн, одно 10-дюймовое и два 6-дюймовых орудия, 10 узлов), бронепалубные крейсера "Цзи-Юань" (2400 тонн, два 8-дюймовых и 6-дюймовое орудие, 15 узлов) и "Чжи" и "Чинг-Юани" и (2300 тонн, три 8-дюймовых и два 6-дюймовых орудия, 18 узлов).
Военно-морские силы Японии в мирное время представляли собой три примерно равные по силе эскадры, размещенные в портах Иокосука, Куре и Сасебо. В канун войны три эти эскадры объединились в один флот. Главную силу Объединенного флота составляли
- • броненосец "Исэ" (13 500 т, 3 12,6-дюймовых и десять 4,7-дюймовых орудий, ход 16 узлов)
- • АИ броненосцы "Хюга" (7000 т, по 2 12,6-дюймовых и десяти 4,7-дюймовых орудий, ход 16 узлов)
- • бронепалубные крейсера — уже бывшие несколько лет в строю "Нанива" и "Такачихо" (3650 тонн водоизмещения, по два 10,5-дюймовых и шесть 6-дюймовых орудий, 18 узлов максимального хода),"Иосино" (4150 тонн, четыре 6-дюймовых и восемь 4,7-дюймовых орудий, рекордный ход в 23 узла), "Акицусима" (3400 тонн, четыре 6-дюймовых и шесть 4,7-дюймовых орудий, 19 узлов), "Чиода" (2400 тонн, десять 4,7-дюймовых орудий, 19 узлов) — английских проектов.
Таким образом, основой японского флота являлись восемь достаточно однотипных крейсеров. Их могли дополнять, как вспомогательные силы, старые броненосные корабли "Фусо" (3700 тонн, четыре старых 9,5-дюймовых и два новых 6-дюймовых орудия), "Хией" и "Конго" (2500 тонн водоизмещения, по три 7-дюймовых и шесть 6-дюймовых орудий), а также чуть более новые легкие крейсера "Такао" и "Цукуси", корветы "Кацураги", "Мусаси", "Ямато", "Тенрю", авизо "Яйеяма" (1300-1700 тонн, от трех до шести орудий среднего калибра) и канонерские лодки "Майя", "Чокай", "Атаго", "Акаги", "Осима" (620 тонн, от 2 до 4 орудий). Кроме быстроходного разведчика "Яйеямы" (21 узел), все они ходили на 12-13 узлах.
Японцы могут противопоставить что-то равное (а то и превосходящее) китайским броненосцам "Тин-" и "Чин-Юань". Таким образом, у китайского командования надежд на победу на море меньше — если они вообще есть. Да и стратегия у японцев теперь не самоубийственная "атаковать с легкими крейсерами броненосцы", а реальная "броненосцы (+ крейсера) против броненосцев".
Учитывая техническое состояние кораблей, кадровую политику (как командного состава, так нижних чинов), бледнолицые ставят японцев много выше китайцев. Фактически победа японского флота — предрешена.
В РИ Тинг понимал, что основным его противником будут слабо бронированные крейсера и требовал заменить бронебойные снаряды на фугасные. Теперь, основным соперником явно видятся японские броненосец/броненосцы, поэтому требование вряд ли будет. Учитывая, что и в РИ китайцы пошли с бронебойными снарядами, развилки нет.
Сражение
Два флота устремились навстречу друг другу для того, чтобы сойтись в первом со времени битвы у Лиссы в 1866 году полномасштабном эскадренном сражении. Впрочем, и Япония, и Китай в тот момент были всё-таки третьеразрядными морскими державами. Корабли такого небольшого тоннажа (600-8000 т.т.), как во флотах Поднебесной и Страны Восходящего Солнца, европейские страны использовали только для второстепенных задач. Ну а китайцы и японцы поставили в свои боевые линии то, что у них было — корабли береговой обороны и легкие крейсеры-разведчики. Наличие одного "настоящего" броненосца не слишком изменит картину: "среди лилипутов и карликов, один нормальный".
При относительном равенстве кораблей, участвовавших в сражении, — 9-10 у японцев и 14 (с миноносцами) у китайцев — Бэйянский флот значительно превосходил противника по крупнокалиберной (8 дюймов и более) артиллерии — 32 орудия против 9-10. Однако в среднекалиберной артиллерии (4,7-6 дюймов) полное преимущество у японцев — 64-74 (вместо 84) орудия против 25. С другой стороны – китайцы имели преимущество в минном вооружении: их корабли были оснащены 44 торпедными аппаратами против 24-28 (вместо 32) у японцев.
* * *
На полтора часа (14-15.30) в сражении наступил этап противостояния снарядов и брони. Китайские корабли заняли оборонительные позиции, надеясь на лучшую бронированную защиту; японцы, в свою очередь, обрушивали на них всю мощь своей превосходящей артиллерии. Битва происходила практически на месте, разделившись на два самостоятельных боя. Летучий японский отряд –крейсера "Иосино", "Такачихо", "Акицусима" и "Нанива" описывали циркуляции вокруг сгрудившихся китайских крейсеров "Лай-", "Дзин-", "Чжи-" и "Чинг-Юани".
Основная эскадра адмирала Ито, в это время кружила вокруг броненосцев Тинга — "Тин-" и "Чин-Юаней". Иногда японские эскадры сходились для совместных действия против одного из китайских отрядов, которые также совершали циркуляции — по меньшему радиусу на малом ходу, стараясь держать к противнику носами.
Теперь, Ито имеет не 4 крейсера и фрегат, на которых много скорострельных орудий, а 1-2 броненосца, крейсер и броненосный фрегат "Фусо" и скорее выберет иную тактику. Корабли идут на сближение, при этом крейсер и фрегат ("Чиода" и "Фусо) прикрываются броненосцем как щитами (атаковать противника с кормы или попытаться его торпедировать).
В РИ, хотя китайцы и добились тяжелых попаданий в "Мацусимы", но не смогли потопить их. Теперь им противостоит первокласный броненосец (или аналогичные по классу броненосцы), которые по живучести крейсера превосходят. С другой стороны — броненосец один (или два), а не три, т.е. целей меньше, и попаданий больше. Другими словами, "Исэ" (или "Хюга") получат больше снарядов с китайских кораблей, но пострадают не так уж и сильно.
В РИ ни одному из японских сверх орудий не удалось попасть в китайский броненосец (или попадание не заметили).
1.
РИ. Легкая и не устойчивая платформа в 4500 тонн
АИ: 13500-тонная (или 7000-тонная) устойчивая (или поустойчивее) платформа.
2.
РИ: 3 корабля, каждый из который индивидуально наводит свое орудие (а сделать это не легко).
АИ: 1-2 броненосца, и 2 орудия в залпе.
3.
РИ. Японцы применяли оружия на дальней дистанции.
АИ: Японцы применяют оружие на всех дистанциях (дальней, средней, малой).
В общем, японцы имееют не плохие шансы попасть, и не один раз из своих сверхорудий в китайские броненосцы. Но вот будут ли повреждения для китайских броненосцев фатальны (повреждение башен ГК, машинного отделения, подводные пробоины)? С другой стороны нельзя исключать и вероятность, что японцы используют свои броненосцы как щиты, чтобы торпедировать китайские броненосцы…..
Альтернатива-1: японцам не удалось потопить китайские броненосцы. Сражение за исключением небольших деталей заканчивается как и в РИ, да и выводы последуют. Как минимум японцы перестанут устанавливать тяжелые орудия на легкие крейсера.
Альтернатива-2: японцам удалось потопить китайские броненосцы. Решающая роль в сражении – броненосцы и тяжелые пушки. А это как минимум удар по идее Макарова о безбронных кораблях.
Судьба "Исэ" (или "Хюга") в плане подготовки к войне с Россией
1. Оставить все как есть. Броненосец (цы) с 2-3 320-мм орудиями.
2. Модернизация. Заменить 320-мм орудия на новые 305-мм или по меньше. Но в РИ "Мацусимы" как-то не модернизировали, хотя можно было заменить 12,6-дюймовку на 8-10 дюймовое….
Или поставить вместо супер орудия в 320-мм, обычные 120-мм в количестве 6 штук и получить "обычный" крейсер. Но Япония на модернизацию не пошла.