1

Я решил рассказать о этом маленьком интересном корабле, почти неизвестном за пределами узкого круга интересующихся кораблестроением.

Броненосец под названием "Анри IV" был заложен 15 июля 1897 года на стапеле верфи ВМФ в Шербуре. Он был целиком и полностью спроектирован новым Генеральным Инженером французского флота – Луи-Эмилем Бертэном, ранее известным как создатель флота японского. В своих дизайнах Эмиль Бертэн склонялся к радикальным, революционным решениям, и получив практически неограниченный доступ к кораблестроительным ресурсам Франции – он решил построить корабль, который бы служил по сути дела экспериментальным стендом, демонстратором технологии, которую предполагалось воплотить в ряде последующих проектов.

Конструкция

Самым необычным элементом проекта была конструкция его корпуса. "Анри IV" имел очень низкий (1,2 метра над ватерлинией) надводный борт, при этом его подводная часть полностью соответствовала обычному броненосцу. Посередине этой широкой платформы проходила высокая, но узкая надстройка, на которой располагались орудийные башни и казематы вспомогательного калибра. В передней части надстройка переходила в высоко поднятый нос с полубаком, обеспечивающим хорошее всхождение на волну.

Фактически, "Анри IV" был классическим французским броненосцем (с их сильным завалом бортов внутрь), у которого надводный борт вертикально срезали по ширине верхней палубы, оставив лишь высокую, но узкую надстройку. Это уникальное сочетание элементов – высокий нос, низкий борт и высокая надстройка – решало сразу комплекс проблем:

– корабль имел отличную мореходность (высоко поднятая носовая часть);

– артиллерия располагалась высоко и не заливалась волнами (высокая надстройка);

– корабль был очень устойчивой артиллерийской платформой (сведенный к абсолютному минимуму верхний вес);

– поражаемая вражескими снарядами площадь корпуса "Анри IV" была значительно меньше, чем у любого "нормального" броненосца, что позволяло более эффективно расположить броневую защиту.

Сразу же за кормовой башней главного калибра надстройка заканчивалась. Кормовая часть корпуса представляла собой открытую (и заливаемую) платформу. Фок-мачта, в соответствии с классическими французскими концепциями, была боевой мачтой, с боевыми марсами и прожекторным постом на верхушке; грот-мачта же была лишь легкой сигнальной мачтой. Броненосец имел две трубы, расположенные одна за другой в центре надстройки.

В результате, при водоизмещении всего в 8800 тонн, французам удалось создать корабль, вполне сравнимый по основным характеристикам с гораздо более крупными современниками. Его максимальная скорость составляла около 17 узлов, при мощности силовой установки в 11 500 л.с. Броненосец был трехвинтовым, что, по мнению французских адмиралов, обеспечивало лучшую маневренность. Дальность экономичного хода составляла 14 350 км.

Бронирование

Классический французский главный броневой пояс проходил по всей длине корабля, от штевня до штевня. Он был изготовлен из гарвеированной брони и имел высоту в 2,5 метра (из которых над ватерлинией выступало только 1,5). В центре корпуса пояс достигал максимальной толщины в 280 миллиметров, утоньшаясь к нижней кромке до 180 миллиметров. В оконечностях пояс был тоньше и достигал толщины в 180 миллиметров у верхней кромки и 75 миллиметров – у нижней.

Сверху над главным поясом располагался верхний, толщиной в 100 миллиметров на всей протяженности. Он проходил по бокам центральной надстройки и заканчивался в девяти метрах позади середины корпуса корабля 75-мм траверзной переборкой. Высота верхнего пояса в носовой части корабля достигала 4 метров (!), но к середине корпуса уменьшалась до 2,5 метров.

Горизонтальная защита обеспечивалась двумя броневыми палубами – главной и противоосколочной. Главная палуба проходила на уровне ватерлинии и достигала максимальной толщины в 60 миллиметров в центре корпуса, и до 30 миллиметров – в оконечностях.

Под главной палубой располагалась противоосколочная палуба, предназначенная для защиты от пробивших главную палубу снарядов. Толщина противоосколочной палубы составляла 20 миллиметров в центре корпуса и 30 миллиметров – в оконечностях. Интересной особенностью дизайна были загнутые вниз края противоосколочной палубы, формирующие в центре корпуса, своего рода, противоторпедную переборку приблизительно в 1 метре от бортов. Впоследствии развитие этого решения было с успехом применено на броненосце "Цесаревич".

Артиллерия главного калибра защищалась 305-мм башенной броней, элеваторы подачи боеприпасов закрывались 240-мм плитами. Казематы вспомогательной артиллерии (и кормовая башенная скорострельная установка) защищались плитами толщиной от 75 до 115 мм, элеваторы подачи боеприпасов имели толщину 167 мм.

В целом, для скромных размеров корабля (8800 тонн полного водоизмещения), бронирование его было чрезвычайно мощным и хорошо продуманым. Даже тяжелые 305-миллиметровые орудия того времени не могли пробить главный пояс "Анри IV" с дистанций более чем 6000–7000 метров. Для снарядов же скорострельной артиллерии, маленький французский броненосец был практически неуязвим, из-за большой площади бронирования и сведенного к минимуму надводного борта.

Вооружение

Основное вооружение "Анри IV" состояло из двух 274-миллиметровых 40-калиберных орудий образца 1896 года, располагавшихся в носовой и кормовой одноорудийных башнях. Носовая башня главного калибра располагалась на уровне верхней палубы и могла стрелять в любую погоду, в то время как кормовая была опущена двумя палубами ниже.

274-миллиметровые орудия, хотя были и несколько слабее 305-миллиметровых, тем не менее, были весьма эффективными образцами тяжелой артиллерии. Они могли запустить 262-килограммовый бронебойный снаряд, начиненный мелинитом, со скоростью до 815 метров в секунду. Стрельба обеспечивалась 84,8-килограммовым зарядом "Состава B" (основной французской пороховой смеси того времени). На дистанции в 8000 метров бронебойный снаряд пробивал 250-миллиметровую вертикальную гарвеированную плиту.

Скорострельность орудий составляла 3 выстрела в минуту. Башенные установки были полностью стабилизированы и приводились в действие гидравлическим приводом.

Вспомогательный арсенал маленького броненосца состоял из семи 138-миллиметровых 45-калиберных скорострельных (не очень) орудий, образца 1893 года. Четыре орудия располагались на главной палубе в бронированных казематах, установленных в центральной части надстройки (по два на борт). Еще два скорострельных орудия находились палубой выше и были смонтированы в щитовых установках.

Наиболее интересным было расположение седьмого скорострельного орудия. Для него французы впервые в мире применили линейно-возвышенное расположение орудий. Седьмое 138-миллиметровое орудие было установлено на корме, в небольшой вращающейся башенке, стрелявшей поверх кормовой башни главного калибра. Таким образом, французы рассчитывали получить хорошие сектора обстрела и возможность нацелить на корму одновременно 5 скорострельных орудий.

Идея была революционной, но реализация ее подкачала. Ствол 138-миллиметрового орудия был слишком коротким, и в результате пороховые газы негативно воздействовали на крышу орудийной башни главного калибра и наблюдательные колпаки. Проведенные опыты с овцами, помещенными в башню главного калибра, дали негативный результат, и от развития идеи в итоге отказались. Ряд инженеров высказывали мнение, что проблему можно было бы решить, приподняв башню 138-миллиметрового орудия чуть выше.

В результате броненосец имел немногочисленное, но расположенное крайне эффективно скорострельное вооружение. Сильный срез бортов дал скорострельным пушкам отличные сектора обстрела. Прямо по носу могли действовать два казематных и два верхних орудия (в щитовых установках), на каждый борт – два казематных, одно верхнее и башенное орудие, и на корму – два казематных, два верхних и башенное орудие.

Главным недостатком скорострельной батареи были неудовлетворительные качества французских 138-миллиметровых орудий. Их практическая скорострельность составляла всего четыре выстрела в минуту. Дальность стрельбы 38-кг снарядом достигала 11 000 метров.

ПРИМЕЧАНИЕ: в ряде источников приводятся 164-мм 45-калиберные орудия образца 1893 года. Причина расхождений неясна.

Противоминное вооружение состояло из двенадцати 47-миллиметровых орудий Гочкиса, образца 1888 года. Эти уже устаревшие орудия имели скорострельность 7–15 выстрелов в минуту и уже не обеспечивали достаточной эффективности в борьбе с современными миноносцами.

Вооружение корабля довершали два подводных 450-мм торпедных аппарата, стрелявших тяжелыми торпедами с весом боеголовки 110 кг, дальностью хода в 6000 м и скоростью до 36 узлов.

Служба

Заложенный в 1897 году, корабль, несмотря на свои маленькие размеры, был спущен на воду лишь в 1899, а вступил в строй только в октябре 1903 года. Виной тому была традиционная французская безалаберность: система заказов и оплаты работ на верфях была чрезвычайно несовершенна, из-за чего выполнение работ постоянно затягивалось. В результате корабль вступил в строй уже не самым современным. Общая стоимость постройки составила 15 660 000 франков.

Боевая служба этого маленького броненосца не изобиловала событиями. Большую часть своей карьеры он провел то в Средиземноморском, то в Северном Эскадроне, считаясь кораблем береговой обороны.

В 1914 году, когда Франция объявила войну Германии, "Анри IV" все еще находился в строю. Начало войны застало его в качестве корабля портового охранения в Бизерте. Часть его орудий – три 138-мм пушки – сняли в ноябре 1914 года для отправки в качестве военной помощи в Сербию. В феврале 1915 корабль был временно прикомандирован к Сирийскому Эскадрону – отряду военных кораблей, которые должны были атаковать турецкие позиции в Сирии и Ливане – но прежде чем "Анри IV" успел принять участие в этой операции, он был спешно переведен для поддержки действий в Дарданельской Операции. Гибель броненосца "Бувэ" и тяжелые повреждения "Голуа" сильно ослабили французский эскадрон: подкрепление требовалось немедленно.

В Дарданеллах броненосец принимал участие в обстреле форта Кум-Кале, 22 апреля 1915, поддерживая огнем отвлекающую французскую высадку. Позднее, в мае, он оказывал огневую поддержку войскам на берегу. Он был поражен снарядами 8 раз в ходе этой операции, но выдержал попадания без особых последствий, тем самым косвенно доказав правильность идей своих конструкторов.

В 1916 году корабль перевели в состав вспомогательной (резервной) дивизии 3-го боевого эскадрона. Тем не менее, разукомплектован он не был и в 1917 году поддерживал французскую Восточную Дивизию в Египте. После этого он был послан в 1918 году в Таранто для использования в качестве корабля снабжения при итальянском флоте.

В 1920 году старый броненосец был исключен из списков флота и в 1921 году разобран на металл.

Подписаться
Уведомить о
guest

80 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account