В последнее время, в сети стали мелькать различные образцы украинской бронетехники. Предлагаю вашему вниманию статью, в которой сделана попытка систематизировать весь этот броневенегрет.
Содержание:
Броневинегрет
Разработкой легкой колесной бронетехники на Украине озаботились задолго до 2014 года, но проекты в большинстве своём были эпизодичными. После Майдана и боевых действий на Донбассе делать броневики стали все кому не лень. Начавшаяся на Донбассе требовала защиты от стрелкового оружия и осколков. Поначалу добровольчиским батальонам приходилось превращать мирную технику в настоящие «шушпанцеры», от одного вида которых бросало в дрожь. Но со временем украинцы собрались и выдали на гора целую россыпь броненовинок. Важно понимать, что создавать машины на собственной базе было достаточно сложно – промышленность к тому времени уже не могла предложить современные решения. К изготовлению привлекали иностранных поставщиков, что-то компилировали собственными силами, но на выходе получался настоящий броневинегрет.
Одним из самых профессиональных производителей бронетехники на Украине по праву является Харьковское конструкторское бюро машиностроения. Инженеры предприятия одними из первых предложили армии концепцию легкого колесного броневика. В 2004 году был построен опытный «Дозор-Б» (тактическая колесная боевая машина), который с того времени разошелся тиражом не более 30 экземпляров.
Надо отметить, что ничего хитрого в этой разработке нет – с подобным проектом вполне справилась бы и какая-нибудь африканская республика. Ключевые агрегаты у «Дозора» импортные – 190-сильный мотор Deutz, пятидиапазонная автоматическая коробка Allison. В остальном это классическая бронемашина полной массой 6,3 тонны, выполненная частично на узлах БТР-80, способная взять на борт до 6 человек и имеющая очень условную защиту от мин. Мало того, что украинская промышленность не смогла наладить выпуск собственных моторов и трансмиссии, еще и броню пришлось закупать в Польше.
В итоге до 25 броневиков с 2016 года служат в ВСУ. Укроборонпром предлагает «Дозор» на экспорт, по покупателей пока нет.
Бронемашины «Варта». Источник: ukrarmor.com:
Следующим производителем является конструкторско-производственное предприятие «Украинская бронетехника», которое сами инженеры величают лучшим в стране. Визитная карточка завода – специализированный броневой автомобиль «Варта». Броневик сработан в содружестве с Белоруссией на базе грузовика МАЗ-5434 и относится к поколению машин, появившихся уже после Майдана. То есть непосредственно для карательной операции на Донбассе.
В ходе разработки долго не могли определиться с силовой установкой. Сначала это был российский ЯМЗ, потом Cummins, в итоге остановились на китайском 380-сильном Weichai. Кстати, несколько броневиков уже стали российскими трофеями. «Варта» достаточно серьезно защищена от подрыва – как утверждает разработчик, под колесом без фатальных последствий может взорваться до 6 кг тротила. Сиденья экипажа, как и положено в таких случаях, крепятся к потолку и стенам через энергопоглощающие амортизаторы. Именно поэтому в достаточно большой и тяжелый (17,5 тонн) бронеавтомобиль помещается всего 10 бойцов с экипажем. «Высококачественная шведская бронесталь марки 560» защищает от пули 7,62 мм с термоупрочненным сердечником. На крыше монтируется боевой модуль с пулеметом от 7,62 мм до 14,5 мм.
В 2020 году «Варту» перевели на доморощенную платформу КрАЗа – так появился «Камрат С-130». К использованию шасси из Кременчуга пришли не от хорошей жизни – отношения с Белоруссией на тот момент разладились. На кразовской платформе броневик похудел до 14,5 тонн и стал немного компактнее. Неизвестно, сколько удалось собрать «Камратов», так как КрАЗ уже несколько лет практически не работает. Определенную надежду вселял знаменитый американский контракт на покупку нескольких сотен грузовиков, но сейчас он по понятным причинам неактуален.
В общей сложности, в нацгвардии и армии Украины не менее 200 таких броневиков, часть из которых воюет, а часть уже уничтожена.
Бронемашины «Новатор». Источник: ukrarmor.com:
«Новатор» – это еще один броневик от «Украинской бронетехники». Машина сравнительно легкая (8,8 тонны) и способна вмещать пять человек. Этот тактический бронеавтомобиль, представляющий собой «переодетый» пикап Ford F-550, предназначен для спецподразделений ВСУ и Нацгвардии Украины. Разработка «Новатора» и последующее принятие на вооружение – это попытка украинской армии подобраться к стандартам НАТО и окончательно уничтожить собственные оборонные компетенции. На официальном сайте производителя так и пишется:
Или вот еще:
Таких «Новаторов» успели построить не менее 50 штук. Часть техники оснастили противотанковыми «Стугнами» и «Джавелинами».
«Козаки» и КрАЗы
В разношерстной компании украинской бронетехники, представляющей головную боль для технических служб подразделений, нельзя обойти стороной машину «Козак» с итальянскими корнями. Производят его на киевском «Научно-производственном объединении «Практика» с середины 2000-х годов.
«Козаков» лепили из того, что было. Первоначально рассматривали даже шасси ГАЗ-66, позже склонились к платформе легкого грузовичка Iveco Daily. В качестве платформы модификации № 2 уже используется итальянское шасси Iveco Eurocargo 4×4, за защиту отвечает финская 12-мм сталь Miilux. Инженеры забраковали украинскую броню, говорят, что при сходном уровне защиты машина в итоге становится тяжелее. Разработчики утверждают, что доля импортной техники в отдельных модификациях «Козака» может достигать 80 %. Это, кстати, при девальвации украинской валюты стало причиной заметного подорожания «Козака» в рамках госзаказа в 2020 году сразу на 1 млн гривен.
Если посмотреть на технические особенности, то изделия «Практики» – это одноклассник представленных выше машин от «Украинской бронетехники»: масса около 15 тонн, экипаж 10 чел., на крыше предусмотрена пулеметная огневая точка. Наиболее распространенной версией броневика является «Козак-2М1», способный выдержать до 8 кг (!) тротила под колесом. Есть еще и «Козак-3», представляющий собой бронированную версию британского Land Rover Defender. Используется версия в пограничной службе Украины. В последней модификации «Козак-7» выбрали знакомое шасси Ford F-550 c 390-сильным дизелем. В общей сложности, в ВСУ и Нацгвардии служат около 150 «Козаков» различных версий и исполнений.
«Козаки» второй серии на базе Iveco:
«Козак-2М1»:
Также в Нацгвардии можно встретить броневики «Барс», единые сразу в трех лицах. Первая серия строится на базе Isuzu, вторая – на платформе Kia с мотором Hyundai, а третья уже на американском Dodge Ram. В последней модификации на крышу 10-тонного грузовика установили дистанционно управляемый модуль с 23-мм пушкой. Впрочем, эта модификация так и осталась в разряде экспериментальных. За восемь лет производства производитель «Богдан» поставил в Нацгвардию порядка 100 машин. Непосредственно перед началом российской войсковой спецоперации ВСУ получили броневики «Барс-6» и «Барс-8» на 500 млн рублей.
«Барсы» в различных исполнениях:
Логическим завершением истории про украинский бронированный зверинец станет представление многочисленных машин из Кременчуга. Самый легкий из них – КрАЗ «Кугуар» имеет очень отдаленное отношение к местной промышленности. Разработали 6-тонный броневик в канадского-эмиратской Streit Group на базе японского внедорожника Toyota Land Cruiser. В Кременчуге машины только собирали и красили.
В общей сложности на Украине сейчас около 70–80 таких «Кугуаров». Удачное и выносливое шасси Ford F-550 в Кременчуге стало базой для 8,8-тонного «Спартана». Он также несет эмблему КрАЗа, но разработан в Канаде и так же, как и младший брат, только дособирается в Украине. Обе машины, хотя и защищены от самого распространенного стрелкового оружия, но эффективной противоминной защиты лишены – днище способно выдержать не более двух наступательных гранат. Исходя из этого, броневики способны только на выполнение полицейских функций и с большими ограничениями могут использоваться в боевых действиях.
На базе КрАЗ-6322 6х6 в 2014 году в Кременчуге построили тяжелый броневик «Фиона». Машину подогнали под международные стандарты MPV (Mine Protected Vehicle), оснастили взрывостойким V-образным днищем и броней, защищающей от СВД с термоупрочненным сердечником.
По тактико-техническим характеристикам «Фиона» – типичный конкурент российского «Тайфуна», только вот до конвейера украинец так и не добрался. Несмотря на то, что в разработке участвовали спецы из Streit Group, уровень качества исполнения, цены и надежности не устроил заказчиков. Вопросы возникали и к комплектованию броневиков российскими моторами ЯМЗ.
Немногим больше повезло младшему брату КрАЗу «Шрек», построенному на двух осях вместо трех. Несколько бронеавтомобилей поступили в полк «Азов», батальон им. Кульчицкого и Харьковскую оперативную бригаду. Не вышли из разряда демонстрационных образцов и бескапотные броневики КрАЗ «Халк» (4х4) и гигантский 28-тонный КрАЗ «Харрикейн» (8х8).
В конце остается только пожелать скорейшей встречи с описанными образцами на выставке трофейной техники форума «Армия-2022».
Источник — https://topwar.ru/193441-bronemashiny-ukrainy.html