Предлагаю способ уберечь личный состав при перевозке автотранспортом. Современные БТР не обеспечивают защиту бойцов от поражения фугасом. В «колониальных», противопартизанских войнах последних десятилетий потери от этого фактора составляют до 60% http://topwar.ru/19481-protivominnaya-zaschita-sovremennyh-bronirovannyh-mashin-puti-resheniya-i-primery-realizacii.html. Там же упоминается, что самый распространенный вес тротила в фугасе – 6-8 кг. Распространенность данного оружия обусловлена его простотой, относительной безопасностью и анонимностью его применения, и, наконец, его эффективностью.
Так, 6-кг заряд тротила создает ударную волну, которое гарантирует летальный исход на расстоянии около 5.5 м (избыточное давление 4.34 атм). А вот потеря боеспособности на 3-5 минут будет даже на расстоянии до 20 м (избыточное давление 0.5 атм). С этой точки зрения не помогает отечественный обычай разъезжать на бронетехнике верхом. Если не убьет, то контузит конкретно. Ну, а если подрыв сочетается с огневой засадой… Глушенных можно голыми руками взять. Одна надежда, что противник сэкономит на взрывчатке.
Не стоит завидовать также тем, кто находится внутри бронетехники. Возникновение динамических нагрузок, превышающие предельно допустимые, пролом корпуса и поражение бойцов ударной волной и осколками тоже делают летальный исход, а тем более длительную потерю боеспособности более чем вероятным.
И это не учитывая вибрацию от попадания ударной волны, осколков и отражение ударной волны внутри корпуса.
Далее. Даже 5% от энергии взрыва достаточна для поднятия 15 т машины на высоту 8 м при начальной скорости 13 м/с. Сколько передается корпусу, мне неизвестно, но однозначно, что об как минимум оглушенных людей еще будет отбиваться многотонная масса.
Мое предложение состоит в том, что:
1) Боец после подрыва полностью изолирован от ударной волны. Корпус БТР в это время воспринимает всю мощь взрыва. Боец при этом изолирован от прямого воздействия корпуса БТР на себя
2) После прохождения ударной волны боец покидает БТР, а он летит своей дорогой
Эта идея реализована в бронекапсуле
Капсула прикреплена к пространственной раме статичными опорами. Посадка в нее осуществляется так
В момент подрыва срабатывают датчики (давления, вероятно), которые дают команду на изолирование капсулы. Автоматически захлопывается вентиляция (на рисунке она изображена сверху, возможны варианты). Одновременно рама машины испытывает воздействие ударной волны и осколков. Статичные опоры также автоматически размыкаются и капсула начинает вываливаться наружу, вокруг аварийного шарнира (ЦТ расположен соответствующе). В этом ему активно помогает корпус БТР, который начинает подыматься. Слишком резкое ускорение компенсируется демпфером, который начинает сминаться, не давая передавать слишком резкое ускорение снизу. Возможно он будет состоять из металлических мембран, которые изгибаются, сжимаются и запланировано лопаются, исправно переводя энергию ускорения в энергию деформации металла и сжатия воздуха.
После прохождения ударной волны крышка бронекапсулы автоматически отстреливается. Так как в других ситуациях этот процесс может быть многократным, отстреливается штатным патроном, установленным в специальное приспособление. Импульс от патрона отстреливает крышку вперед, сиденье назад, ну а боец по инерции летит вперед. В дополнение к этому заблаговременно загорается лампа, на которую уже боец рефлекторно реагирует. То есть при ее загарании выпрыгивает вперед.
Вес брони для бронекапсулы оценивается в 230 кг. Лобовая броня – 6 мм, остальные части – 3 мм. Вес, конечно, рассчитан примерно. Примем полутрократный запас на все про все. Плюс боец с самой необходимой экипировкой – 100 кг. Другой груз на бойца – 120 кг. Итого – 580 кг на одного бойца. Хотя возможно будет уложиться и в 400 кг на бойца (280 кг бронекапсула, 120 кг вес бойца).
Если использовать в качестве базы для БТР распространенный грузовик типа ГАЗ 3307 с грузоподъемностью 4500 кг, то запросто можно будет разместить все отделение, 10 бронекапсул.
Но, возможно, не стоит слишком экономить и принять 6 бронекапсул на машину. В конце концов, не надо забывать и про водителя (защита на похожих основаниях). Да и днище возможно надо было бы усилить…
Очевидным преимуществом данной реализации защиты личного состава является его дешевизна и универсальность. Кабина стандартна, может навешиваться на любую гражданскую машину. Уникальна только пространственная платформа, на она тоже собирается из стандартных узлов и различается только длинами стержней.
Также можно резко поменять тактику в случае огневого боя. Если БТР потерял способность покинуть зону обстрела, то оставаться внутри не самая лучшая тактика. Нужно покинуть БТР, залечь, и открыть огонь на поражение. Но выходные люки скорее всего будут под обстрелом. Открыть, выпрыгнуть, добраться до укрытия – очень много шансов быть убитым. Не лучше ли такая схема:
- Командир отделения оценивает обстановку, и, если считает нужным, дает команду на покидание БТР и дает последние ценные указания.
- Нажимает кнопку отстрела, крышка отстреливается, бойцы заученным движением выпрыгивают. Бойцы одновременно (немаловажная деталь!) рассредотачиваются и открывают огонь
Причем крышку можно использовать как прикрытие от пуль! Вес крышки около 60 кг.
Прикрытие будет значительными (6+3) мм под рациональными углами.
Вообще, крышку можно использовать по всякому. Как перекрытие щели, как наблюдательный пункт над ячейкой и т.д.