Оригинал взят у twower в Бронеавтомобильное
Запись об эксплуатации "Рыси" в 10-й бригаде спецназа вызвала бурные обсуждения о нужности данных машин в ВС РФ. Рассмотрю две главные претензии (в том числе и свою): тесно людям и амуницию с боеприпасами разместить проблематично.
В БТР (где компоновка немного просторнее) вопрос решался несколько проще и имущество распихивалось по углам либо кидалось на пол в район башни, что доставляло наводчику немало проблем (частенько вращение башни было просто невозможно из-за этого). Сидеть в десантном отделении тоже было тесновато, поэтому при любой возможности солдаты стремились разместиться на броне.
Другой проблемой отечественных машин был выход из нее. В БМП кормовые двери обладали достаточно тугим замком, в результате чего бывало изнутри его открыть не получалось. Было несколько случаев, когда мне приходилось в узком пространстве десантного отделения молотить прикладом автомата по ручке, а потом, матерясь, просить кого-нибудь снаружи, чтобы выпустили. В БТР ахиллесовой пятой традиционно были узкие боковые двери.
Несколько лет назад роты специального вооружения некоторых бригад спецназа получили новые бронеавтомобили — СТС "Тигр" ГАЗ-233014. Машина имела 3-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96, но не имела противоминной защиты. Пространства для жизни внутри было немало, кроме водителя и командира помещалось еще 4 десантника.
Все вооружение и имущество размещалось внутри. Это было очень удобно для доступа, но при подрыве все эти коробки были бы сорваны с мест и выступили, как дополнительный поражающий фактор для экипажа.
К счастью, ни одного подрыва "Тигра" во время контртеррористических операций на Кавказе не произошло. Даже обстрелы из стрелкового оружия были достаточно единичными случаями, самый известный из которых был в августе 2008 года под Бамутом. Тогда по машине дважды попали из гранатомета с расстояния 100-150 метров, но обе гранаты не сработали (причем одна влетела прямо в салон, где никого, правда, уже не было), а пули не смогли пробить броню. В результате за "Тигром" закрепилась репутация надежной бронемашины, а ныне некоторые солдаты-срочники в 10-й бригаде на полном серьезе уверяют, что машина выдерживает попадания из РПГ 🙂
Но опыт чеченской кампании и боевых действий международной коалиции в Афганистане наглядно свидетельствовал, что противоминная защита автомобилям нужна, и в 2009 году российской оборонное ведомство закупает на пробу два автомобиля Iveco LMV, обладающих оной. Далее просочились сведения, что ожидается массовая закупка итальянской бронемашины для наших ВС. Российский производитель оказался перед лицом опасного конкурента и к лету 2010 года на гора выдал сразу три модификации новой бронемашины "Волк", которая была заявлена с базовой противоминной защитой по 1-му уровню STANAG (и возможностью модернизации до второго). Машины были собраны к выставке и испытаний не проходили.
В начальном варианте компоновка салона функционального модуля на 8 человек базовой модификации ВПК-3927 блистала аскетичностью. Места под имущество, как видим, вообще не было предусмотрено, сообщение с кабиной отсутствует.
ВПК-39273 с колесной формулой 6х6 имел такую же защиту, как и базовая модификация, но мог перевозить в салоне 18 десантников. Все те же кресла, которые поставлены совсем уж плотно.
В это же время, компания ВПК выпускает усовершенствованную модель СТС "Тигр" — бронеавтомобиль "Тигр-М", который обзавелся отечественным двигателем и бронированным капотом. Машина, по-прежнему не имеет противоминной защиты.
На следующий год на выставке в Бронницах ВПК-39272 "Волк" демонстрируется с новыми креслами десанта. Как видим, места под имущество по-прежнему нет, у машины отсутствует грузовой отсек, сообщения с кабиной нет.
Там же демонстрируется очередная новинка — бронеавтомобиль Тигр-6А, для которого заявлена противоминная защита по новому стандарту ОТТ-9.1.12.1-2010. Машина обзавелась отдельным грузовым отсеком.
Но количество кресел сократилось до 4, исчез люк для пулеметчика и бойницы. Т.е. те недостатки, за которые ругали Ивеко (мало мест для экипажа, нет бойниц, пулеметчику неудобно подниматься в люк) проявились во всей красе, а в чем-то даже стало хуже.
,На выставке "Интерполитех-2011" была продемонстрированы обновленные данные по баллистической защите "Тигра-6А". Из них следовало, что машина должна выдержать подрыв до 3 кг ТНТ под кузовом, а класс защиты по ГОСТ у нее 6-й. Также можно отметить появление на автомобиле люка для пулеметчика.
С тех пор новая информация по этим машинам держится в большом секрете, но генеральный директор компании ВПК в недавних интервью летом этого года заявил следующее.
По "Тигру-6а":
На сегодняшний день, мы в инициативном порядке, сделали машину «Тигр 6 А». Эта машина позволяет защитить личный состав по уровню защиты «6А». Это третий уровень «Станага» натовского и позволяет защитить экипаж от подрыва под колесом до 5 кг в тротиловом эквиваленте. Подрыва не было. На сегодняшний день это математические исследования. Но мы обязательно подорвем эту машину, что бы удостовериться, что это так и есть.
И:
сделали новую модель — «Тигр 6А». Она уже успешно прошла испытания на подвижность, скоро в Кубинке будет проходить испытания на противопульную и противоминную защиту. Вот этот «Тигр 6А» защищен по третьему уровню STANAG в натовской классификации. Фактически это такая же защита, как у Iveco. Математические расчеты позволяют предполагать, что «Тигр 6А» сможет выдержать взрыв до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте под колесом. В случае такого взрыва машина, конечно же, становится обездвиженной, но экипаж при этом выживает.
По "Волку":
«Волк» — это машина, которая делалась не в инициативном порядке, а по заказу Министерства обороны…
«Тигр» — это серийно выпускаемый автомобиль, а «Волк», о нем еще говорить рано потому что мы сделали только первые три образца. Они прошли предварительные испытания. Получили мы предварительные замечания. Эти замечания сейчас отрабатываются. Делаем мы вторые образцы. И надеемся, что в течение года, мы закончим государственные испытания.
Вот когда мы закончим государственные испытания, когда определится облик этой машины, тогда мы можем сказать, получилась она или не получилась.
И:
«Волк» сейчас тоже проходит испытания. Уже есть предварительные замечания, сейчас мы недостатки устраняем. До конца года мы это сделаем и начнем производство трех опытных образцов уже для государственных испытаний. … [замечаний] сорок восемь. Но это не много. Когда мы проводили глубокую модернизацию БТР-80 в вариант БТР-82, замечаний было сто семьдесят! В основном замечания касаются каких-то незначительных отклонений от технического задания. … Если мы будем строго соблюдать график и сделаем опытные образцы в этом году, то уже в следующем отправим их на госиспытания. Они продлятся где-то около года, соответственно, в 2014 году выпустим опытно-промышленную партию.
Подведу небольшой итог.
Бронеавтомобиль Тигр-6А возможно в этом году начнет проходить очередные госиспытания после устранения ранее полученных замечаний. Что изменилось за последний год в машине не ясно: сохранился ли прежний грузовой отсек? Мест 4 или 5? Не ужат ли внутренний объем? Что с пресловутой бронетурелью для защиты пулеметчика, которая, по слухам, сильно перетяжелила машину? Какие ходовые характеристики стали у машины после внесенных изменений? Всю эту информацию в лучшем случае, узнаем через год, когда завершатся испытания.
Бронеавтомобили ВПК-39272 и ВПК-39273 еще находятся на стадии опытных образцов, которые только в следующем году могут быть отправлены на испытания. В старой версии, как можно увидеть на фотографиях выше, данные автомобили не имели грузовых отсеков для перевозки имущества и внутри салона оное размещать было негде. Как должен стоять пулеметчик в них вообще не понятно, т.к. платформы для него не видно. Что изменится в машинах после переделки остается опять же только гадать.
Кроме военных версий бронеавтомобилей, компания ВПК выпускает и полицейские. Первыми ласточками были бронеавтомобили СПМ-1 и СПМ-2, главным различием между которыми был класс защиты по ГОСТ Р 50963-96 — 3-й и 5-й соответственно (плюс мелкие различия типа появления бойниц во второй версии). Противоминной защиты обе машины не имели.
СПМ -1 получил от пользователей не очень благоприятные отзывы в плане удобства, одним из которых было тесноватое размещение.
Далее был разработан бронеавтомобиль СПМ-3 "Медведь", у которого заявлен уровень баллистической защиты 6А и способность держать подрыв под любой точкой днища 8 кг ТНТ. Машина весит более 12 тонн и предназначена для внутренних войск МВД России. На данный момент она проходит государственные испытания:
Мы уже проходим государственные испытания, должны все закончить в этом году. А в следующем планируем поставить внутренним войскам опытно-промышленную партию из пяти машин. Параллельно ведем подготовку к серийному производству, чтобы с 2014-го начать полноценный серийный выпуск.
Грузового отсека в данном бронеавтомобиле нет, только некие полочки между водителем и десантом. При подрыве, любые твердые предметы амуниции, боеприпасов с этих полочек могут разлететься по салону, послужив дополнительным поражающим фактором.
В этом году на выставке "Транспорт в машиностроении — 2012" был продемонстрирован модернизированный СПМ-2М со специальными сиденьями, напоминающими противоминные, но отдельно о противоминной стойкости заявлено не было, класс баллистической защиты остался прежним — 5-й.
Как видим, установка специальных сидений уменьшила число посадочных мест, по сравнению с начальным СПМ-2 (6 против 9).
Кроме компании ВПК в нашей стране бронеавтомобили с противоминной защитой производит и корпорация "Защита", которая первой среди отечественных производителей успешно испытала на подрыв свою машину — Скорпион ЛША Б. Однако из-за жестких ТЗ на габариты и вес, которые, видимо, необходимы для возможности транспортировки по воздуху, автомобиль также получился достаточно тесным для экипажа вплоть до того, что приходится выбирать: брать весь десант, но без амуниции либо половину, но с вещами.
Грузовой отсек отсутствует, размещение платформы с пулеметчиком весьма спорное с точки зрения удобства десантников.
Кроме того, автомобиль имеет более слабую противоминную защиту, чем "Рысь", в частности под колесом держит 4 кг ТЭ, а под днищем — 0.6 кг.
Напоследок отечественная локализация "Рыси", в которой достаточно тесное размещение в салоне.
Но при подрыве ничего не разлетится по салону, т.к. вся амуниция вынесена в грузовой отсек. Но тот, в свою очередь, имеет небольшой объем и все, что душе угодно, с собой не возьмешь. В СТС "Тигр" можно взять все, но противоминной защиты нет. В "Волке" противоминная защита заявлена, но все вещи придется брать в салон, где из-за них будет тесно и при подрыве все разлетится, да испытаний пока еще не было. В "Тигре-6А" вроде бы и грузовой отсек отдельно и в салоне тесноты практически нет, но автомобиль опять же все испытания никак не пройдет и противоминная защита заявлена слабее, чем на "Рыси" (5 кг под колесом против 6.5 кг).
Как видите, у всех машин есть свои достоинства и свои недостатки.
Так что же делать бедным военнослужащим, что им выбрать в таком случае? Поскольку отечественный опыт по эксплуатации бронеавтомобилей только-только начинает нарабатываться, можно посмотреть, как находят выход в таких случаях на Западе.
Часть имущества, которое не помещается в грузовой отсек и нецелесообразно помещать в салон, можно разместить снаружи.
Кроме того, возможно, следует разграничивать задачи, под которые следует брать тот или иной автомобиль. Например, могу вспомнить свою службу, когда в 2009 году приходилось почти ежедневно патрулировать пограничные районы Абхазии. Маршруты были достаточно продолжительные, как по равнине, так и в горной местности и проходили исключительно по дорогам. Асфальта на них практически не было, зато почти на каждом метре присутствовала ямка. Поездка, на имеющихся у нас УАЗиках, превращалась в тряску по колдобинам, когда приходилось на минимальной скорости объезжать тысячи выбоин. Если мне, как командиру, еще было более менее комфортно в кресле спереди, то десант трясся на малопригодных лавочках сзади и проклинал поездку на чем свет стоит. Угроза подрыва была невысокой, но существовала. Вот здесь бы точно пригодилась мягкая подвеска "Рыси" да ее противоминная защита.
А для рейда по суровому бездорожью да, чтоб быстро промчаться, возможно, понадобится и что-нибудь подобное.
А на бездорожье, где шансы подорваться гораздо ниже, чем на трассе, можно и "Тигр-6А" отправлять с меньшей противоминной защитой, коли он подтвердит свои ходовые характеристики.
Так что ждем испытаний в ближайшие годы "Тигра-6А", "Волка" и смотрим под какие задачи их определят.