На военном параде 9 мая 2012 была впервые показана новая российская бронемашина «Рысь». Поэтому, мне кажется многие захотят о ней узнать поподробней.
Представляю вам, пожалуй, самую подробную и развёрнутую статью посвящённую «Рыси». Она появилась в журнале «Авто Ревю» №8 за 2012 год.
Все началось с того, что в середине 2009 года КАМАЗ закупил для испытаний два «многофункциональных автомобиля малой грузоподъемности» —бронированные Iveco LMV. Стоимость каждого —аж 300 тысяч евро без растаможки и НДС. О самих броневиках и причинах их покупки мы рассказывали в АР №10, 2010: машина, которая уже служит в десятке стран, понравилась руководству Минобороны России прежде всего своей взрывозащищенностью. Аналогичных конструкций в России не было…
Военачальники заявили, что будут закупать LMV вместо отечественных Тигров, и немедля приняли броневик на снабжение (что равносильно принятию на вооружение) —Приказом №650 от 16 июня 2010 года. А теперь сравните:скажем, российский БТР — 90 Росток был создан в середине девяностых, однако на снабжение его приняли только в 2008 году. (И все равно МО РФ отказалось закупать эту модель, назвав ее бесперспективной). А тут незнакомую, да еще и полностью импортную машину, купленную в двух экземплярах, принимают на вооружение не просто без конкурса, но и без полного цикла испытаний. Не находите это странным?
Общественность взорвалась негодованием: нашу армию собираются пересадить на итальянские броневики! Масла в огонь подлила видеозапись сравнительных испытаний на снежной целине, где LMV вчистую проиграл Тигру. Перед публикацией этой статьи мы еще раз просмотрели видео (оно есть на интернет — сайте Youtube): все честно! После старта на целине глубиной 65 см Тигр быстро уехал вперед, а итальянская машина с трудом ползла, нагребая гору снега перед бампером. Впрочем, камазовцы уверяли, что дело в слишком широком бампере и отсутствии защиты поддона —и у последующих образцов это исправили.
Итак, главным аргументом Минобороны стало то, что Iveco защищен гораздо лучше армейского Тигра не только от пуль (класс 6а —высший по ГОСТУ против третьего класса), но и от мин и фугасов (более шести килограммов тротила против 200 граммов). Это правда. Но —лукавая. Ведь когда сами же военные составляли техническое задание на Тигр, от него никто не требовал такой противопульной и противоминной стойкости! Другое дело, что Военно-промышленная компания (ВПК), которой Тигр достался в наследство от ГАЗа, сама не предлагала взрывозащищенную модель…
Так что армейский Тигр — 233014 выдерживает подрыв гранаты «лимонки>» под днищем и обстрел из автомата Калашникова пулями со стальным сердечником, хотя наша армия давно перешла на более мощные пули с термоупрочненным сердечником (ТУС). Между прочим, Тигр СПМ — 2, созданный по заказу МВД, бронирован куда мощнее, по пятому классу, и «держит» пули с ТУС. При этом и армейские, и эмвэдэшные Тигры служат в горячих точках, где стреляют по-настоящему!
Когда Рысь уже вовсю проходила испытания (в 2010 году были куплены еще два образца), компания ВПК по собственной инициативе создала модель Тигр — ба, защищенную от пуль так же, как Iveco. Но и эта машина не заинтересовала армейское руководство: на прошлогодней выставке в Бронницах она стояла в открытой экспозиции, а вот камазовские Iveco с русскоязычными надписями «Рысь» на передках —в закрытой, доступной только министру обороны и его свите.
На все вопросы об lveco — Рьюи генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин улыбался: «Машина отличная». В конце прошлого лета камазовцы купили десять машин, а затем собрали их в придачу к четырем готовым броневикам, купленным ранее.
Но сразу после этого КАМАЗ вышел из проекта! Почему? Средства массовой информации уверяли, что итальянцы не смогли предоставить лицензию, поскольку компоненты Рыси производят в разных странах…
В итоге Минобороны взяло дело в свои руки, и на осенней выставке в Нижнем Тагиле броневики Iveco стояли уже на стенде «минобороновской» коммерческой фирмы Оборонсервис. Вот только на демонстрационном показе Рысь вновь опозорилась по причине проходимости —на этот раз перед трибунами, на глазах у Путина, прибывшего на показ. Дело в том, что за день до показа экипаж Рыси (говорят, он специально прибыл из Италии) решил потренироваться на полосе препятствий и застрял.
Поэтому во время демонстрации Рысь под ехидные комментарии зрителей попросту объезжала крупные препятствия (это видео тоже можно найти на Youtube).
А вот Тигр преодолел их все! Неудивительно: его клиренс —400 мм против 290 мм у Рыси и днище гладкое, без торчащих рычагов подвески.
Но вернемся к КАМАЗу. Вот фрагмент моего диалога с его генеральным директором Сергеем Когогиным.
—Сергей Анатольевич, что с проектом?
—Сейчас мы выступаем только консультантами.
—Но Минобороны все же будет собирать LMV?
—Теперь этой работой занимается Оборонсервис. Но с точки зрения локализации он вряд ли сможет выполнить те функции, что выполнял КАМАЗ…
—Почему проект не пошел? Из-за проблем с лицензиями?
—Не совсем так. Да, была проблема с генератором из США: он сделан герметичным для преодоления бродов. Но мы с IVECO нашли подходящий вариант замены.
—Тогда в чем причина выхода из проекта?
—Мы в течение года испытали автомобиль, обеспечили принятие его на снабжение, сделали закупку, подготовили персонал, собрали десять машин… Но есть закон о военно-техническом сотрудничестве, который накладывает очень серьезные ограничения и на компанию, и на людей, которые ее возглавляют. Есть один очень важный момент. КАМАЗ сотрудничает с Министерством обороны, но наша зона интересов —в гражданском сегменте, а военная тематика вторична.
—Это обременительно?
—Не в том дело: требует больших инвестиционных затрат, трудозатрат и четкой стратегии. И сознание военных еще не изменилось. Я разговаривал с бойцом ГРУ (Главного разведывательного управления): «Хочу, чтобы ты получил шанс выжить». А он: «Это как? Мне надо с командиром посоветоваться…»
КАМАЗ не может быть до бесконечности самым большим патриотом страны!
Я увидел, что проект имеет право на жизнь, когда мы провели ходовые и ресурсные испытания машин. Потом отдали их Министерству обороны и испытали вместе с ними. Да, потребовались мелкие доработки. Потом с делегацией военных я поехал в Германию и смотрел, как там итальянцы расстреляли и взорвали LMV. Еще шутил над главным конструктором Iveco: «Сядь в машину, когда стрелять будут!» Кстати, стреляли бронебойными пулями Б — 32.
—Заряд какой мощности подрывали?
—Шесть килограммов 140 граммов. При мне взвесили тротиловую шашку, заложили в имитацию скального грунта —стальную трубу, которая была загнана в землю. Взорвали машину, и манекен не получил ни одного повреждения, несовместимого c жизнью. А бэтээры, которые сегодня делает наша страна, —это техника для истребления собственных солдат, а не солдат противника!
На этом интервью с Когогиным завершилось: он спешил.
Что касается испытаний подрывом (видео есть на Youtube), когда я показал их кадры специалистам, те вынесли свой вердикт: «Да, кузов цел. Но экипаж получил сильнейшие травмы или погиб! Не от осколков, а от затекания ударной волны, когда давление внутри бронекапсулы мгновенно нарастает и так же мгновенно падает. На снимке прекрасно видно, что взрывом распахнуло люк, а если кузов разгерметизируется, люди получают баротравму».
Да и сами испытания вызывают большие сомнения. Как бы они не были хорошо поставленным спектаклем! Похожие спектакли приходилось видеть и мне —как в Германии, так и в России, когда на глазах журналистов бронеавтомобиль или его стекло расстреливали пулями не со стальным сердечником, а с мягким, свинцовым…
В данном случае хорошо видно, что заряд находится перед левым передним колесом. Но по европейскому стандарту STANAG 4569 он должен лежать прямо под колесом, да еще и с 50 — процентным смещением вглубь машины. Кроме того, специалистов настораживают цвет и яркость пламени от взрыва. «Похоже на отечественный ШИ — РАС, шашку —имитатор разрыва артснаряда, в состав которой входит 75 г тротила и примерно килограмм хвойных опилок. Взрывается несильно, но невероятно эффектно».
Как бы то ни было, у нас есть подозрение, что заряд, заложенный в трубу действовал направленно, по заданному сценарию —оторвал колеса и разворотил моторный отсек, но оставил кузов невредимым. А теперь взгляните на снимки LMV, которые подорвались в Афганистане на настоящих фугасах: их экипажам повезло гораздо меньше! Неудивительно: маленький и относительно легкий броневик невозможно превратить в неуязвимый танк.
И с противопульной защитой есть проблемы. Российские бронировщики нашли ряд мест, где она не просто ослаблена —ее нет вовсе. Скажем, бронепанели кузова разделены толстым уплотнителем из резины, а отверстия в передних дверях, через которые проходят рычажки регулировки зеркал, никак не защищены.
В связи со всем этим —один из главных вопросов: почему LMV не подрывали и не расстреливали в России? Ведь зарубежные покупатели нашей бронетехники зачастую требуют провести испытания в своих странах! Скажем, бразильская полиция, прежде чем начать испытания Тигров, изрешетила одну из машин из разных видов местного оружия —чтобы убедиться, что класс защиты соответствует заявленному.
А вот другой вопрос. Почему Минобороны выбрало именно Iveco, хотя в Европе есть ряд не менее достойных конструкций —скажем, немецкий Dingo 2 или швейцарский Eagle IV? Ведь, повторим,никакого конкурса или сравнительного отбора не проводилось!
Как бы то ни было, в цеху воронежского авторемонтного завода Минобороны (ОАО 172 ЦАРЗ) уже идет стапельная сборка Рысей. Пока объем работы невелик: рабочие крепят к готовым машинам грузовые отсеки, привинчивают капот, лебедку, запаску… Машинокомплекты идут в Воронеж фурами —по два броневика в трейлере.
В нынешнем году будет сделано 57 экземпляров, затем,по нашей информации, завод станет выпускать по 114 броневиков ежегодно. Всего же до 2020 года Минобороны собирается закупить 1775 экземпляров. И если это произойдет, Россия может стать обладателем самого крупного парка LMV в мире!
И самого дорогого, поскольку, по нашим данным, общая сумма контракта —более 30 млрд рублей, а конечная цена одной машины —аж 17,1 млн рублей. Для сравнения: здоровенный БТР — 82А в полной комплектации с комплексом вооружения, его стабилизатором и навигацией, стоит 20,1 млн рублей, а Тигр —всего 5,7 млн рублей.
Проблема в том, что Рысь сама по себе невероятно дорога. Считайте сами: цена машинокомплекта на таможне —275 тысяч евро, или в переводе на наши деньги —10 млн 725 тысяч рублей. КАМАЗ растаможивал Рыси как обычные легковушки, с 30 — процентной пошлиной. Оборонсервис —видимо, уже как «танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства», под 20% пошлины. В итоге машина стоит с НДС от 15 до 16,5 млн рублей. «Туда — сюда — маржа — потери» —вот и искомые 17 миллионов.
Знаете, сколько стоят подножки Рыси, измененные по просьбе КАМАЗа? Одна штука —почти тысячу долларов! А «ограждение подогревателя кузова» —870 долларов за штуку.
Кстати, Оборонсервис отправил письмо в Федеральную таможенную службу с просьбой вообще освободить Рысь от таможенных пошлин: мол, стратегический проект под контролем президента… Интересно: если это произойдет, уменьшится ли конечная цена Рыси? Кроме того, в течение четырех лет Оборонсервис планирует сделать половину компонентов отечественными —за счет создания совместных предприятий «пятьдесят на пятьдесят» с итальянцами и немцами. Цитируем служебную записку: «Так как значительная часть комплектующих —керамическая броня, коробка передач, компоненты для двигателя, боевой модуль и др. —производится в ФРГ».
Тем временем сборка Iveco LMV началась и в Австрии. Местный производитель армейской и пожарной техники EMPL соберет для своей страны 147 экземпляров на общую сумму 104 млн евро, а израильская компания Elbit поставит для них системы дистанционного управления огнем еще на 25 млн евро. Итого каждый LMV обойдется австрийцам почти в 880 тысяч евро! На этом фоне российские Рыси весьма недороги…
Когда статья была готова, Минобороны США начало сравнительные испытания шести легких бронеавтомобилей, защищенных от мин и фугасов, —с целью выявить лучшие. Мы не сомневаемся: так и будет, тем более что американская армия с 2007 года получила тысячи более крупных моделей, уже проверенных в Иране и Афганистане.
А наши военные и оборонка проспали: когда срочно понадобилась взрывозащищенная модель, оказалось, что выбирать не из чего! Отсюда и результат.
Только сейчас компания ВПК завершает государственные испытания «противофугасного» Медведя для Внутренних войск МВД (он крупнее и тяжелее Тигра и Рыси), а Урал и КАМАЗ испытывают еще более тяжелые модели Тайфун.
Впрочем, известно и о других разработках. Год назад НПО «Спецтехника и связь» МВД объявило конкурс на создание взрывозащищенного бронеавтомобиля малого класса Антиградиент: он должен выдержать подрыв семи килограммов взрывчатки, иметь колесную формулу 4×4, шины с регулируемым давлением и разгоняться до 110 км/ч.
А в конце нынешнего марта российский интернет обошла шпионская фотография невиданного броневика на Дмитровском автополигоне (но сделанная не нами: мы не имеем права снимать там технику, которую сами не испытываем). Машину, похожую на фантастический «бэт — мобиль», испытывал не кто иной, как Владимир Чагин.
Вскоре на одном из автомобильных сайтов появилось разъяснение с компьютерными эскизами и фотографией прототипа —опять же шпионскими: мол, это проект ЗИЛ Каратель (помнится, один броневик с этим чудесным названием уже был, только делал его ГАЗ), автор концепции —дизайнер Саакян. Но почему у прототипа, созданного ЗИЛом, зиловские же колеса, а у машины на Дмитровском полигоне —такие же, как у «дакаровского» КАМАЗа, и видны спаренные стойки гоночной подвески?
По нашей информации, Саакян сделал два одинаковых с виду проекта для ЗИЛа и КАМАЗа, причем речь идет не о самом заводе, а о спортивной команде КАМАЗ — Мастер. И если зиловский прототип существует уже пару лет и судьба его туманна, то на снимке, который вы видите вверху страницы, —новейшая «гоночно — камазовская» версия!
А сами камазовцы не оставляют надежды разработать аналог убежавшей от них Рыси: насколько нам известно, они уже обращались по поводу создания «легкого бронированного транспортера переднего края» к сторонним конструкторам.
Ну что же, на этом наша история заканчивается. Удачи и чаще заходите на car-doc.ru !!!