За точку отсчёта в каком-то деле принято брать важные события, повлиявшие на дальнейшее развитие этого направления. Первая мировая война дала мощнейший толчок научно-техническому и промышленному развитию, военному делу. Правильно будет и историю бомбардировочного вооружения рассматривать начиная с 1914 года, но справедливее вспомнить предвоенные события в районе Средиземноморья, связанные с применением самолётов и воздухоплавательных аппаратов.
Итальянцы первыми произвели воздушную бомбардировку в ходе начавшейся в 1911 году войны с Турцией. 1 ноября вылетевший на задание лейтенант Гавотти (Gavotti) прихватил в кабину своего «Таубе» четыре бомбы системы Чипелли (Cipelli). Обнаружив противника в одном из оазисов, Гавотти сбросил с высоты около 100 метров свой «смертоносный груз». Бомбы Чипелли были специально разработаны для вооружения дирижаблей и самолётов, но кроме них итальянские пилоты использовали и обычные пехотные ручные гранаты: круглые «Мальгезе» и цилиндрические Aasen A2, которые кроме деревянной ручки имели матерчатый стабилизатор-«юбку», благодаря которому граната падала торцом вперёд.
Ручные гранаты на вооружении пехоты состояли с XVI века, а то и раньше. К XX веку их производство было отлажено, боеприпасы и взрыватели доведены до возможного совершенства – грех было авиации этим не воспользоваться. Тем более что специальных авиационных средств поражения первоначально было крайне мало, а выпускавшиеся серийно первые авиабомбы были ещё плохо адаптированы для размещения на самолётах. В авиации большинства стран, вступивших в Великую войну, ручные гранаты «продержались» недолго, исключением стала германская авиация, где гранаты сбрасывались с самолётов всю войну.
Кроме дефицита вооружения, в авиации были ещё две проблемы, связанные с бомбами: их размещение на летательном аппарате и сброс. На некоторых тогдашних самолётах не было ни кабины, ни, естественно, пола кабины, куда можно было хотя бы положить боеприпасы.
В авиабомбы переделывались и артиллерийские снаряды, это направление больше всех и дольше всех развивалось во Франции. Окопная война привела к широкому использованию бомбомётов (миномётов) – на основе миномётных мин создавались и авиабомбы.
Предлагаем вашему вниманию подборку фотографий, сделанных на заре боевой авиации, когда для сброса нестандартных авиационных боеприпасов использовались самые разные ухищрения.
В итало-турецкую войну для размещения на борту своих «фарманов» ручных гранат А2 итальянцы применяли специальный пенал цилиндрической формы. Пенал (или их связка) закреплялся на несущей раме вертикально. Снизу пенал закрывался откидывающейся крышкой с замком. Сверху в него одну за другой закладывались ручные гранаты. Такие пеналы стали прообразом ящичных бомбодержателей
Шарообразные гранаты производились во многих странах и широко использовались в начальный период войны. Они могли укладываться в деревянные лотки, установленные с наклоном вперёд рядом с местом «бомбардира». Каждая «бомба» находилась в своей ячейке и скатывалась при поочерёдном поднятии фанерной перегородки
Опытный образец бомбодержателя французской конструкции в виде деревянного ящика, в который загружались сферические гранаты. Для сброса ящик наклонялся передним торцом вниз и затем поднимался перегораживающий шток
Ещё одной помехой было не всегда подходящее размещение экипажа. В этом Otto BII летнаб сидел в задней кабине над нижним крылом. Для удобства сброса «кугельгранат» на правом борту установили «бомбопровод», выводивший скатывающиеся бомбы перед элементами шасси
До самого конца войны экипажи германских «хальберштадтов» брали с собой пехотные гранаты Stielhandgranaten с деревянной ручкой. Гранаты укладывались в бортовые ящики и бросались по одной вручную – как на земле
Для большего эффекта «колотушки» группировались в связки, ручки снимались кроме одной гранаты, от которой детонировали остальные
Чтобы получилась авиабомба, артснаряды оснащались стабилизатором. Например, французы на донную часть снаряда накатывали жестяной конус с перистым стабилизатором. Чтобы взвести взрыватель, бомбу «заставили» вращаться, загнув концы перьев стабилизатора
Французские «снарядные» 155-мм/100 кг авиабомбы были выше человеческого роста и в гондолу «фармана» никак не помещались
Аэродромные умельцы «пронизали» гондолу бомбой и в таком положении подвесили на оригинальном бомбодержателе. В полу кабины МF.11 было сделано окно, через которое бомбу просовывали по диагонали
Удерживали бомбу тросики, прикреплённые к разъёмному хомуту, надеваемому на головную часть
Для сброса бомбы летнаб тянул за тросик, который вытаскивал штырь, удерживавший половинки хомута
В германской авиации применяли гранату Wurfgranate 1915 (Granatewerfer 16), которая в пехоте выстреливалась из окопного миномёта. Изобретатели постарались облегчить сброс Wurfgranate с основного штурмовика «Хальберштадт» CL II. Бомбодержатель напоминал гребёнку и, в общем-то, не имел замка. Просто к отрезку трубки приваривались 4 стальных штыря
Трубка шарнирно крепилась на кронштейнах к борту возле выреза кабины. Между штырями был приварен рычаг, связанный тягой с ручкой в кабине. «Гребёнка» поворачивалась штырями вверх, и на них насаживались гранаты, имевшие пустотелый хвостовик. Для сброса летнаб нажимал на ручку, поворачивая “гребёнку” вниз, и гранаты просто соскальзывали
Итальянские авиабомбы были сконструированы на основе снарядов к миномётам. Использовался только корпус мины без стабилизатора, «перевёрнутый» на 180 градусов
Новый перисто-цилиндрический стабилизатор имел небольшую поверхность, необходимый стабилизирующий момент получался благодаря длинной штанге. Взрыватель донный, штанга стабилизатора являлась ударником. Подвесная система бугельного типа: состояла из хомута с ушком, закрепляемого по центру тяжести бомбы
источник: https://warspot.ru/6145-bombozameniteli