В 1919-м году на заводе «Невъ, Вильде и Ко» в Таганроге были созданы первые российские тяжелые Самоходные Артиллерийские Установки. По крайней мере 2 самоходки на шасси американских грузовиков-тягачей Ломбард были оснащены британскими тяжелыми пушками Ordnance BL 60-pounder. Армия Деникина оптимистично смотрела в будущее и её командир уже наверно видел в своих мечтах купола Московского Кремля, когда части ВСЮР вели бои за Орел.
Производитель: «Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко»
Год выпуска: 1919
Кол-во: 2
- Вооружение: 60-фунтовое казнозарядное орудие (Ordnance 60 Pounder Breech Loading Gun (60 Pdr BL))
- Шасси: Lombard auto tractor-truck
- Бронирование: 10 мм
- Двигатель: 100 л.с.
- Экипаж: 10
- Боевая масса: 10-12 тонн
В 1919-м году Ставка Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) располагалась в Таганроге, куда её перенесен главнокомандующий армией Антон Деникин, который провозглашал «войну до победного конца» и выполнение союзнического долга перед Антантой. Понятно, что он был более привлекательной для Британии и Франции, которые к тому времени уже благополучно закончились воевать с Германией и старательно наводили новый порядок в Европе. Выбрав в качестве союзника Деникина Антанта занялась поставками в России освободившегося военного оснащения, причем в основном видимо поставки шли в расчет погашения уже оплаченной со стороны России техники. Так к деникинцам попали тяжёлые тяжелые тягачи Ломбард, Клейтон и Рустон, а так же тяжелая артиллерий например 127-мм тяжёлые пушки (Ordnance BL 60-pounder), которые по всей видимости планировались к поставкам ещё до событий осени 1917-го года. Уж в чём, а в благотворительности британцы не были никогда замечены.
60-фунтовая пушка (127-мм казнозарядная пушка) была одним из наиболее известных орудий Первой мировой. Пушка была создана еще в 1905-м году. Но из-за своего большого веса (4,4 тонны) орудие требовало для перевозки упряжку из 12-лошадей только для самого орудия. Так как военные всех сторон, ну может кроме Австро-Венгров, ожидали быстрой маневренной войны, такая система выпадала из зоны интереса вплоть до начала первой мировой, когда война оказалась не быстрой и не маневренной, а совсем наоборот — позиционной и закопанной в землю. К этому времени после ряда модернизаций пушка потяжелела до пяти тонн, но так как появились уже гусеничные тягачи типа Холт (Рустон) 75 или Клейтон перевозка системы проблем не представляла. К тому же именно Ordnance BL 60-pounder была установлена на первую импровизированную САУ — Gun Carrier Mark I. Импровизированной не по причине того, что её строили «импровизируя», в по той причине, что САУ была неполноценная — пушка на ней только перевозилась, но огонь вела с грунта после разгрузки. В основном система использовалась для контрбатарейного огня. Максимальная дальность стрельбы 9,4 км, что было существенно меньше, чем у российско-французской системы на базе 42-линейной полевой тяжёлой пушки образца 1910 года, но снаряд был почти в полтора раза тяжелее (27,3 кг по сравнению с 16,4 кг у 107-мм пушки). Несмотря на то, что к началу второй мировой войны появились системы имеющие большую дальнобойность, 127-мм пушка успешно применялась, в особенности на неевропейских фронтах до 1944 года. Российской императорской армией было закуплено при формировании бригад ТАОН (Тяжелой артиллерии особого назначения) было закуплено 52 пушки 60 Pdr BL, которые в ней играли роль осадной артиллерии и предназначались для взламывания обороны противника. Часть из этих пушек оказалась в распоряжении Добровольческой армии. Забегая вперед можно сказать, что по состоянию на 1936 год в РККА на вооружении находилось 18 таких орудий, причем 12 было отправлено в Испанию.
Таким образом сложилась ситуация в которой у Деникина были пушки, тягачи и заводы, которые могли работать с этой техникой. В первую очередь внимание было уделено созданию бронепоездов, чем занимался завод «Судосталь» в Новороссийске, который ремонтировал трофейные бронеплощадки, а в 1919-м году перешел к строительству тяжелый артиллерийских и легких пулеметных бронеплощадок, так же завод изготовил не менее 6 импровизированных танков на шасси полугусеничных тягачей. Не менее 2-х британских 127-мм орудий было использовано при строительстве бронепоездов «Иван Калита» и «На Москву». На бронепоездах пушки устанавливалась на тумбу на платформе, на бронепоезде орудие «На Москву» было оснащен мощным щитом. «Иван Калита» воевал с начала 1919-го, а «На Москву» с начала 1920-го. Возможно на «На Москву» была установлена 127-мм пушка с «Ивана Калиты», который был перевооружен на 152-мм орудия Канэ.
Для создания мобильных тяжелых артиллерийских установок Деникин решил привлечь находившийся в Таганроге, столичном городе ВСЮР, котельный завод.
Предприятие, которое сейчас достаточно успешно работает и называется «Таганрогский котлостроительный завод „Красный котельщик“», было основано в 1896 году и носил при создании название «Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко» с русским и бельгийским капиталом. Завод специализировался на изготовлении, как впрочем следует из названия паровых котлов, а заодно по совместительству делал баки, оборудование для металлургии и шахт, пролеты железнодорожных мостов. Оборудование и специалисты позволяли резать, гнуть и собирать с помощью клёпки разнообразные конструкции, в том числе и из достаточно толстых листов котельной стали. В первый год на заводе работало 150 человек. К 1916 году была увеличена площадь завода — с 10 до 15 десятин. Введен 8-часовой рабочий день. Общее количество работающих на заводе достигало 1200 человек. С началом гражданской войны Котельный завод в Таганроге перешел на работы по заказам военных — ремонт бронепоездов и другой военной техники нужен был всем сторонам конфликта. Что было не нужно так это паровые котлы и в 1922-м завода на три года остановился, что бы с 1925 стать одним из ключевых заводов плана ГОЭРЛО. В октябре 1941 года завод эвакуировали в Златоуст, но в итоге он оказался в Подольске на площадке бывшего Подольского паровозоремонтного завода (с 1936 — Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе). В отличие от многих других заводов с историей сейчас и «Красный Котельщик» и ЗиО-Подольск чуствуют себя вполне уверенно, выпускаю по прежнему энергетическое оборудование.
Завод «Невъ, Вильде и К» просто идеально подходил для сборки бронекорпусов, на нем имелось все необходимое оборудование, недаром и завод в Таганроге и завод в Подольске до второй мировой войны занимались выпуском бронекорпусов.
Сентябрь и первая половина октября 1919-го года были самыми успешными для войск ВСЮР. Войска Деникина 6 октября взяли Воронеж, 13 — Орёл, следующей целью была Тула. Казалось ничто уже не могло остановить наступление на Москву. Южный фронт РККА нес потери и отступал, правда организованно. Большевики стали готовиться к уходу в подполье. Был создан подпольный Московский комитет партии, правительственные учреждения начали эвакуацию из столицы. Но тут как обычно…, почему интересно в советской историографии это не называют «чудо при Оке» подобно польскому «Чуду на Висле» в 1920-м году. Наверно потому, что точно знали цену этому чуду — это договоренности с Батькой Махно и мирный переговоры с Польшей. Батька Махно прошел по коммуникациям деникинцев, а перемирие с Польшей позволило перебросить войска на Южный Фронт. Потом конечно ведомые великой идеей большевики нарушили все договоренности, но к истории САУ Деникина это уже не имеет отношения. Но пока наступление развивалось успешно офицеры ВСЮР планировали усиление своей армии подвижной артиллерией. А для этого её нужно было создать хотя бы возимую артиллерию как британцы, или самоходную как французы. Выбор был сделан в пользу самоходной. Для установки на тягачи было выбрано два 105-мм корабельных орудия и 2 127-мм британские пушки, военные выделили по два тягача типа Клейтон и Ломбард.
Как и многое в ранней истории бронетехники история первых российских САУ легендирована, часто повторяются неточности и ошибки. Ни английский Lombard, ни британский Cleyton не были тракторами, в том смысле, который приписывается этому слову сейчас. И если для 1919-года САУ на базе трактора звучало понятно, то сейчас такое название этих машин ведет к ошибочному пониманию. Для первой мировой войны «Трактор» — это не селькохозяйственная машина, для этого времени «трактор»=»тягач». И если Клейтон ничего другого не умел, кроме как тягать, то Ломбард был в реальности полугусеничным грузовиком-тягачом. Не совсем понятно как вдруг Ломбард стал Буллок-Ломбардом, так как фирма Буллок никакого отношения к фирме Ломбарда никогда не имела. Ну ладно бы называли «Висконсин», по месту изготовления двигателей. Поэтому более точно называть системы построенные в интересах ВСЮР — самоходные артиллерийские установки на базе полугусеничных тягачей.
Для установки британских тяжеловесов выбрали тягачи Ломбард со 100 сильными двигателями. Машины обладали хорошей проходимостью и низким удельным давлением грунт. 7-тонный тягач был хорошей устойчивой платформой для размещения орудия большого калибра, в отличие от колесных машин. Всего в войска Российской императорской армии было заказано 100 грузовиков-тягачей Ломбард. По крайней мере десять тягачей этого типа было в армии Деникина. Из них возможно 7 машин было использовано в качестве шасси для импровизированных танков на заводе «Судосталь» в Новороссийске. Кроме бронирования железнодорожных платформ и тягачей «Судосталь» занимался ремонтом и подготовкой полугусеничных тягачей Клейтон и Ломбард к эксплуатации. По заказу военных было отремонтировано 10 тягачей для тяжелой артиллерии. Возможно именно в Новороссийске подготавливали шасси тягачей для установки орудий, для чего машины отправлялись в Таганрог. Эти работы выполнялись в сентябре 1919 года.
127-мм британские пушки на шасси Ломбардов были построены скорее всего в 2-х экземплярах. Сборка боевых машин проходила на предприятии «Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко» под непосредственным присмотром Деникина, Ставка которого находилась с июля по декабрь так же в Таганроге. Пушка устанавливалась на тумбе ближе к кормовой части машины, стволом назад. С задней стороны пушки были прикрыты высокими броневыми щитами, возможно щиты делались из котельной стали. Благодаря конструкции шасси получилась вполне удачная самоходная установка, которая вполне соответствовала тактике применения бронетехники задним ходом в российской армии. Тем более от таких машин никто не ожидал непосредственного сопровождения войск.
Всего в Армии Деникина было сформировано 9 дивизионов тяжелых пушек. САУ на шасси тягачей попали в VII тракторный дивизион, который состоял из 2-х четырех «тракторных» батарей. 11 батарея из 2-х «тракторов» с английскими 127-мм пушками воевала вместе с 2-мя пулеметными «тракторами» на Царицынском фронте под Черным Яром. Скорее всего под «тракторами» с пулеметами подразумевались импровизированные танки на шасси Ломбарда завода «Судосталь».
В ходе стремительного отступления войск ВСЮР обе 127-мм САУ на шасси тягачей Ломбард попали в руки РККА, где были введены в состав 34-го сводного гаубичного дивизиона 9-й Кубанской Армии и принимали участие в осаде Крыма. Возможно именно эта батарея и была потеряна 18 августа 1920 года во время попытки десанта войск ВСЮР в составе 4 тысяч сабель, 4 тысяч штыков при 17 орудиях и 243 пулемётах, высадившегося в Ахтари (Приморско-Ахтарск), снять блокаду с Крыма захватив Кубань. Не смотря на своё короткое существование самоходные установки на шасси полугусеничных тягачей стали одним из самых оригинальных и интересных образцов боевой техники, созданной на территории бывшей Российской империи. Заслуживает внимание и совместное использование в одном подразделении импровизированных танков и САУ на одном шасси, когда САУ поддерживают наступление танков.
Источник — https://dzen.ru/a/YXfYI30syzK6OGci