Бой с тенью. Взгляд из довоенной Франции на истребитель Focke-Wolf Fw 198
На сайте Secretprojects мной был найден скан с небольшой заметкой из довоенного французского журнала, в которой шла речь о французском видении немецкого мифического самолета-истребителя Fw 198. Надеюсь, что перевод этой заметки заинтересует коллег.
Предисловие редакции: Неужели это тот самый «Лев», которым немецкая пропаганда угрожает авиации союзников? Конечно, аэродинамическая схема этого самолета очень интересна, но она имеет не только преимущества. Эта машина имеет высокую скорость, мощное вооружение и обладает отличным обзором. Однако безопасность пилота, в частности при полете и приземлении, не была в несколько подзабыта?
В сентябре 1938 года в Нюрнберге участники съезда национал-социалистической партии стали зрителями парада. Они увидели, как на большой скорости пролетел новейший истребитель Focke-Wulf F.W.-198 – один из секретных прототипов немецкого воздушного флота.
Самолет вернулся на укрытый от посторонних глаз свой испытательный полигон, и о нем вплоть до последних нескольких недель больше не было слышно.
Новости из английских источников сообщают нам, что через семнадцать месяцев после «призрачной» презентации в Нюрнберге Focke-Wulf F.W.-198 стали поступать в истребительные эскадрильи Третьего рейха.
Начальные этапы производственного процесса, принимая во внимание период разработки, в Германии будут продолжиться также долго – если не дольше, – как в другой стране или же все пройдет гораздо быстрее?
Есть ряд утверждений, согласно которым маршал Геринг держал эти самолеты в резерве до весны, чтобы преподнести союзникам технический «сюрприз»!
Тем более, что недостаточные характеристики одноместных Messerschmitt Me-109 уже, пожалуй, не вызывают сомнений. Их готовы сменить новые немецкие истребители. В попытке улучшить управляемость и маневренность Me-109 в его конструкцию внесено большое количество изменений. Это неблагодарная задача, потому что эти самолеты, изначально предназначенные для работы с двигателем мощностью 650 л.с., больше не ведут себя также на тех скоростях, которые они теперь достигли, используя двигатели с мощностью более 1100 л.с..
В «Handbuch der Luftwaffe» 1939 года – ежегодном авиационном справочнике, – составленном в сотрудничестве с Имперским министерством авиации и опубликованном по ту сторону Рейна, несколько строк посвящено Focke-Wulf F.W.-198.
Таким образом мы в свою очередь можем дать лишь приблизительные летно-технические характеристики этого нового самолета противника, сославшись на заметки немецкого ежегодника и, прежде всего, опираясь на информацию, собранную нашими британскими коллегами. Британцы всегда замечательно информированы, потому что у них есть средства, которых нет в специальной французской прессе.
Имеющиеся в настоящее время сведения об истребителе F.W.-198 частично подтверждает то, что могли заметить опытные наблюдатели в Нюрнберге в тот краткий момент, когда самолет промчался на их глазах.
Фактически это одноместный самолет для преследования и боя, моноплан со среднерасположенным крылом. Двигатель, установленный в задней части короткой фюзеляжной гондолы, приводит в движение толкающий воздушный винт. Двухкилевое вертикальное оперение располагается на оконечностях хвостовых балок, и, наконец, самолет, вероятно, оснащен шасси с носовой стойкой.
Данная аэродинамическая схема, мягко говоря, не очень новая. Почти во всех отношениях она напоминает небольшие туристические самолеты, которые были созданы более десяти лет назад в Соединенных Штатах в ответ на знаменитый план Видаля.
Французский инженер г-н Беш (Beche) по возвращении из поездки в Америку возглавил компанию в пользу улучшения обзора пилотов самолетов, входе которой он отстаивал преимущества этой аэродинамической компоновки. Затем Беш использовал данную компоновку в боевом самолете – истребителе Hanriot-110, испытания которого, в сущности, не вызывали никакого интереса.
Примерно в 1933 году проблемы были решены одной британской авиастроительной компанией, которая также отказалась от данной аэродинамической схемы, поскольку в то время преимущества компоновки не компенсировать все её недостатки.
В любом случае с аэродинамической точки зрения использование двигателя с толкающим винтом было интересно, особенно на очень больших скоростях полета. Взаимодействие будет весьма незначительным, а положение силовой установки должно обеспечить более высокую эффективность руля высоты.
Тем не менее, F.W.-198, кажется, не достигает достаточно высокого уровня летных характеристик, чтобы оправдать принятие компоновочной схемы. Кроме того, в короткой фюзеляжной гондоле поперечное сечение мидель-шпангоута непропорционально ее длине. Как следствие сопротивление этой фюзеляжной гондолы не будет существенно меньше по сравнению с сопротивлением обычного фюзеляжа.
Мы можем сравнить Focke-Wulf F.W.-198 с одноместным истребителем D-23, который компания Fokker представила на прошлогоднем парижском авиасалоне. Следует напомнить, что самолет компании Fokker оснащен двумя двигателями, установленными тандемом, что полностью меняет характер проблемы. Исходя из этого нельзя исключать возможность появления версии F.W.-198 с двухмоторной силовой установкой.
Распределение масс вокруг центра тяжести однодвигательного самолета компании Focke-Wulf сильно отличается от варианта с тандемной силовой установкой и не может способствовать улучшению маневренности. Крепление двигателя и неподвижные носовые огневые установки размещены далеко от прочных элементов конструкции самолета, что должно привести к дорогостоящим конструктивным изменениям, вероятно, состоящих из кольцеобразных кессонов, которые прикреплены к лонжеронам крыла. Наконец, пилот истребителя Fokker D-23 хорошо защищен спереди от огня противника, что, очевидно, не относится к FW-198, чья силовая установка, скорее всего, защитит летчика от всех тех ливней пуль, которыми зашедший в хвост «фокке-вульфа» истребитель противника будет поливать его.
Однако, чтобы быть объективными, следует отметить, что обзор пилота, который столь важен для самолетов-истребителей, у этой машины является наилучшим. С другой стороны, Focke-Wulf F.W.-198 по сравнению с Messerschmitt-109 обладает более мощным вооружением, состоящим из четырех крупнокалиберных пулеметов, установленных попарно на каждой стороне носовой части кабины, и двух пушек, размещенных на осях хвостовых балок. Как и в случае с истребителями Fokker и Me-110, легкость – как на земле, так и в воздухе – осмотра и обслуживания вооружения, расположенного близко к оси симметрии самолета, также должна быть очень высокой, что является дополнительным преимуществом для получения высокой производительности подачи боеприпасов.
С другой стороны, факт заключается в том, что пилоты всегда очень неохотно относились к размещению двигателя в задней части. Это касается и самолета компании Focke-Wulf, если, разумеется, обустройство кабины F.W.-198 не заставит летчиков изменить свое мнение. Прыжок с парашютом является последней отчаянной попыткой спастись, и ее возможность создает психологический эффект, которой положительно влияет на экипаж. Кажется пилоту при покидании кабины F.W.-198 – вне зависимости от положения самолета в момент прыжка – будет трудно добиться успеха и избежать удара винтом.
За исключением фюзеляжной гондолы и хвостовых балок остальные элементы F.W.-198 не имеют закруглений, что облегчает производство прессованных деталей. Судя по более ранним моделям, выпущенным компанией Focke-Wulf, основу силового набора крыла F.W.-198 скорее всего, состоит из трех-четырех лонжеронов.
Официальные данные о летно-технических характеристиках пока не публиковались. Поэтому в этом вопросе мы доверяем специалистам из британского журнала «The Aeroplane», которые тщательно рассчитал летно-технические характеристики F.W.-198.
Согласно опубликованным данным, самолет, оснащенный двигателем Daimler-Benz D.B.-601, развивающим 1360 л.с. на уровне моря и 1175 л.с. на высоте 5000 метров, будет иметь снаряженную массу 2130 кг и взлетную массу 3260 кг. При площади несущей поверхности 23,50 кв. метров удельная нагрузка на крыло составит 138 кг на кв. метр, что не является чрезмерным для современных монопланов.
Истребителю F.W.-198 приписывают высокую максимальную скорость. Фактически этот одноместный самолет должен развивать у земли скорость 520 км/ч и 600 км/ч на границе высотности двигателя. Его скороподъемность составляет около 840 м/мин, а практический потолок почти 10500 метров. И, наконец, в крейсерском режиме при 50% развиваемой мощности, крейсерской скорости 475 км/ч и запасе топлива 500 литров продолжительность полета составляет 2 часа.
Нам представляется, что даже если предположить, что эти данные не слишком оптимистичны, то Focke-Wulf F.W.-198 совсем не похож на грозного «Льва», про которого трубила немецкая пропаганда. Со своей стороны союзники тоже готовят сюрпризы врагу, и для этого можно довериться нашим инженерам, ведь они этого достойны.
источник: André FRACHET «LE MATERIEL DE L’AVIATION ENNEMIE Une nouveauté: le chasseur «198»» «LES AILES» №973 — 21-3-40, page.5