Бой с тенью. Образ истребителя MiG-19 на западе в начале 1950-х годов. Часть 1 Дезинформация и MiGстификация
Предисловие редакции: Дезинформация или меркантилизм? Появление пластиковой модели этого псевдо-МиГ-19 является полной мистификацией. Однако кто был самым обманутым в этой истории: публика, считавшая, что держит в своих руках новый Super-MiG, или производители, которые, желая на волне сенсации сорвать большую куш, решили не проверять свои источники? В любом случае единственный, кто посмеялся над всем этим был Советский Союз… В конце концов именно представители СССР могли стоять за этим обманом, поскольку за моделью якобы «мига» скрывается прибыльный (и незаконный) трафик фальшивых фотографий из Восточной Германии. Кто знает, не было ли это еще одной операцией по дезинформации? В любом случае мир пластиковых моделей внес свой вклад в поддержание накала холодной войны.
Примерно в 1956 году на полках магазинов игрушек появилась модель компании Lindberg. Данная модель представляла собой изготовленный в масштабе 1/48 самолет, несший название «Russian MiG-19» (модель №1521). Подсчитав свои сбережения, я купил эту модель, которая за несколько часов была собрана и затем была гордо выставлена на полку. Прошло время, модель однажды исчезла со своей полки, и я постепенно забыл об этом … но, каково было мое удивление (и, признаюсь, радость), что в магазине, специализирующемся на продаже старинных игрушек, я обнаружил коробку с этой моделью!
Следует сказать, что этот MiG-19 не имеет ничего общего с реальным истребителем МиГ-19 (кодовое обозначение НАТО Farmer), о котором сегодня очень хорошо известно. На вопрос: была ли сделана в те годы ошибка в идентификации? можно смело дать ответ – нет. Тогда в чем смысл этого события? Было ли это примером присвоения одного и того же номера двух разным машинам, как это было с самолетами Сухого? Тоже нет!
Эта история не является такой уж большой тайной, но она заслуживает того, чтобы о ней рассказали.
Прежде всего, давайте вернемся в те далекие времена, когда любой новый самолет с красными звездами рассматривался как таинственный пришелец из расположенного за железным занавесом другого мира. Не будет большим преувеличением сказать, что контакт с марсианами казался довольно банальным по сравнению с появлением нового русского самолета.
Пятидесятые годы двадцатого века были тем временем, когда жители запада с большой наивностью были готовы поверить во что угодно. Воспользовавшись этим состоянием ума и не имея реальных фактов, некоторые люди, спекулируя на любопытстве жителей запада и банально желая заработать денег, выдавали рисовали свои рисунки за русские самолеты.
Согласно результатам ряда расследований, в 1950-е годы в Германии был организован трафик с востока на запад поддельных фотографий несуществующих советских самолетов. Со временем среди поступающих из Германии фотографий и схем появился двухмоторный истребитель, который получил наименование «Super-MiG» и который согласно данным американского журнала был идентифицирован в небе Кореи как самолет конструкции ОКБ Микояна. Самолет представлял собой нечто среднее между МиГ-9 и F-86 Sabre и таким образом оказался
«первым введенным в эксплуатацию самолетом-убийцей [sic! (автор)], сделанным исключительно в стиле красных [re-sic! (автор)]» [1].
То, что должно было произойти, наконец, случилось. Любая редкость или вызывающая интерес новинка продаются хорошо, и компания Lindberg выпустила модель самолета
«Russian MiG-19».
Изготовленная в масштабе 1/48 модель имела размах крыла 224 мм и длину 241 мм, что давало реальные размеры 10,75 метров и 11,58 метров соответственно – вполне правдоподобные данные самолетов-истребителей, строившихся в те годы.
Для сравнения приведем размеры двух основных истребителей тех лет:
МиГ-15 | F-86D | |
Размах крыла | 10,08 м | 11,31 м |
Длина | 10,10 м | 11,78 м |
При более пристальном взгляде на якобы русский истребитель мы обнаружим, что MiG-19 или Super-MiG является экстраполяцией МиГ-9. Также как и МиГ-9 истребитель Super-MiG был двухмоторным и имел фюзеляж с несколько треугольным поперечным сечением, однако в виде сбоку MiG-19 лишь напоминал МиГ-9, отличаясь от последнего значительно усовершенствованной аэродинамикой. От перехватчика F-86D Sabre-Dog создатели истребителя Super-MiG позаимствовали носовой радар. Также следует отметить, что два расположенных бок о бок реактивных двигателя должны были иметь малый диаметр, поскольку поперечное сечение фюзеляжа MiG-19 мало отличается от сечения фюзеляжа одномоторного истребителя МиГ-15. Таким образом, Super-MiG должен был оснащаться двигателями того же типа, что стояли на МиГ-9!
Другая компания по производству пластиковых моделей Aurora также откликнулась на запрос публики и выпустила свой «Russian MiG». Хотя на первый взгляд MiG-19 от компании Aurora был схож с моделью компании Lindberg, он имел размах крыла 232 мм и ряд значительных отличий: он имел более компактный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение вместо крестообразного.
Фактически модель компании Aurora, которую я к своему сожалению никогда не держал в руках (м.б. кому-нибудь из читателей повезло гораздо больше меня), за исключением носового радара являлась воспроизведением самолета, представленного в журнале «Aviation 1953». Снимок, приведенный в рубрике «Наука и жизнь», сопровождала подпись
«советский MiG-19».
В 1957 году эта фотография была опубликована в книге «L’Aviation Nouvelle» издательства «Larousse».
Самолет казался одномоторным и не имел носового радара. Так сказать, еще один MiG-19…
На сегодняшний день прошло 15-20 лет с момента исчезновения компании Aurora. Что же касается «русского MiG-19» от компании Lindberg, то последняя прекратила свою деятельность в 196 году, и модель истребителя Super-MiG исчезла из каталогов. Между тем история «виртуального» самолета не была бы полной без одной забавной истории.
Когда в 1963 году в Советском союзе было принято решение начать изготавливать пластиковых моделей, то первой моделью, выбранной для производства, стала реплика знаменитого … Super-MiG, скопировав модель компании Lindberg или приобретя ее пресс-формы. Разумеется, имя Артёма Микояна больше не было связано с этой моделью, которую сотрудники Государственной коммерческой компании (московский завод металлических и пластиковых игрушек) [2] не мудрствуя лукаво назвали «самолет». Точнее и не скажешь!
По мнению некоторых экспертов в области масштабного моделирования данная модель была широко распространена в странах Восточной Европы, где многие считали, что она изображает или истребитель Ла-160 (1947 г.) или Су-15 (1948 г.), имеющие с ней некоторое сходство (Су-15 был двухмоторным, более крупным и объемным).
Англичане, которые являются серьезными людьми даже в масштабном моделировании, приветствовали «обманку» со свойственным им чувством юмора, объявив эту русскую модель
«худшей из когда-либо созданных на сегодняшний день».
В выпуске журнала «Flying Review» за март 1964 года критика русской масштабной модели была завершена следующим пассажем:
«Отлитая из практически прозрачного пластика с легкой смесью серебряного порошка, модель с лампочкой внутри фюзеляжа будет выглядеть весьма воздушной и станет идеальным украшением для верхней части новогодней елки. В конце концов своим появлением Super-MiG в равной степени обязан как воображению, так и традиционным новогодним чудесам».
История с появлением фейковых самолетов с последующим созданием из пластиковых моделей повторилась в 1987 году и была связана с модной тогда темой самолетов-невидимок. Компании Monogram и Italeri, основываясь на слухах и впечатлениях художников, выпустили модели стелс-истребителя Lockheed F-19 (в масштабах 1/72 и 1/48 соответственно). В состязании двух компаний победу одержала Italeri, которая в дополнение к F-19 представила советский аналог американского самолета-невидимки – MiG-37 Ferret!
В заключение следует сказать, что данный тип фальсификации – добровольный или нет – не является фактом, связанным исключительно с масштабным моделированием. В июле 1942 года Фрэнк МакКой, руководивший столь серьезной организацией как подразделение авиационной технической разведки ВВС армии США, опубликовало сборник силуэтов японских самолетов, некоторые из которых были взяты из конкурса детских рисунков, организованного японским журналом! МакКой даже присвоил одному из данных «проектов» собственное имя Frank. Впрочем, как только МакКой осознал свою ошибку, он передал имя Frank новейшему истребителю Nakajima Ki.84, переименовав бумажный самолет в Harry…
[1] в использовавшейся в ВВС Франции идентификационной таблице самолетов потенциального противника (Docavia, 1955) были указаны следующие характеристики истребителя Super-MiG: размах крыла – 10,20 метров, длина – 11,30 метров, силовая установка – два ТРД M004H с тягой по 1800 кгс
[2] скорее всего речь идет о московском заводе игрушек «Огонёк» «Юный техник»
источники:
текст – Jean-Claude Mermet «Intox et MiGstification» «Aero journal» №7 june-jule 1999, стр.22, 24, 25
часть фотографий – https://karopka.ru/community/user/8686/?MODEL=381278