С той поры, как первобытные люди расселились в отдельных пещерах, взгляд в чужую пещеру и вопрос: «Что там у соседей?» стал неотъемлемой частью человеческого общества. Окончание Второй Мировой войны и начало Холодной войны с подачи Трумэна и Черчилля только добавило остроты и придало новые силы этому узаконенному любопытству.
В период после 1946 года между разведывательными службами США и СССР шла напряженная борьба за любые зацепки, которые могут позволить опередить оппонента, или предугадать его действия.
Так, к примеру, в докладе ЦРУ от 12 декабря 1949 года докладывается о том, что немецкий инженер Гейстер, советская зона оккупации, должен был разработать гидравлические системы для новых советских подводных лодок в начале 1947 года. Можем сказать, что этот доклад (169 страниц, вводный анализ и далее техническая информация) подчеркивает тезис о привлечении немецких специалистов к проектированию первого послевоенного дизельного проекта 613, с учетом опыта трофейных немецких подводных лодок VII и XXI серии (возможно, и большие океанические лодки IX проекта).
Уже в 1953 году от ЦРУ поступает очередной доклад о развитии подводного флота СССР. В нем отмечается:
1) что «генерал-полковник Маленков, эксперт по массовому строительству танков», отвечает теперь за строительство подводных лодок. Имеется в виду Георгий Максимиллианович Маленков, отвечавший в годы войны за авиацию, радиолокацию и реактивное оружие, входивший в состав комитета по ядерной энергетике.
2) «В 1953 году было построено 250 подводных лодок на всех верфях Советского Союза. Атомная подводная лодка, по слухам, будет строиться в Палдиски. 19 сентября 1952 года экспериментальная подводная лодка с экипажем в 107 человек была потеряна в Финском заливе около Кронштадта. Хорошо известный советский специалист по подводным лодкам, главный инженер Николай В. Тирисон, и немецкий инженер Вильгельм фон Рейфенштайн были на борту. Капитаном был Ж.Ж. Мигирусов. Техперсонал Тирисона составлял 15 человек». Этот абзац можно охарактеризовать как «смешались в кучу кони, люди» — указанных фамилий и аварию ПЛ в открытом доступе найти не удалось, возможно это часть дезинформации разведслужб СССР. Интересен абзац о постройке атомной подводной лодки в Палдиски. Учитывая, что атомный центр подготовки советских подводников будет построен в Палдиски в начале 60-х годов, либо чья-то необычайная прозорливость, либо часть похожей на правду дезинформации.
3) «Обучение личного состава лодок в Советском ВМФ происходит на девятимесячных курсах в 19 школах, с выпускаемой численностью в 300 человек каждой школы. Автор этой схемы обучения личного состава — адмирал В.С. Жургев» — так же возможна дезинформация отечественных разведслужб по темпам обучения подводников (выпуск 5700 человек каждые 9 месяцев обучения).
Однако уже в 1953 году, пока американцы достраивали Наутилус и заглядывали по мере сил в наши планы, а советские ученые заканчивали теоретическую разработку проекта атомной подводной лодки, командование ВМФ СССР при участии ракетостроителей предложили оснастить часть существующих проектов лодок баллистическими или крылатыми ракетами, поскольку задачи по укреплению обороноспособности страны никто не отменял.
Ракетным комплексом должен был заниматься лично Королев.
Сама идея не нова, еще подводный флот Третьего Рейха планировал запуск ракет Фау-1 с борта подводной лодки, хотя и рассчитывал на внешний контейнер для запуска с палубы лодки из надводного положения.
Для проектирования первого советского ракетоносца за основу был взят существующий проект дизельной подводной лодки 611, которому был присвоен индекс В611. На борту подводная лодка должна была в шахтах нести две ракеты Р-11 (индекс ФМ — флотская модификация, жидкотопливная) с дальностью 250 километров и мощностью заряда 10 килотонн. В 1954 году лодка Б-67 была переделана на заводе в Северодвинске из проекта 611 согласно проекта В611.
Первые пуски ракет производились в сентябре-октябре 1954 года на полигоне Капустин Яр, далее в мае-июле с качающего стенда, для имитации морского запуска. Из одиннадцати запусков девять достигли цели.
16 сентября 1955 года из акватории Белого моря в 17 часов 32 минуты, впервые в мире, с борта подводной лодки (в надводном положении) успешно стартовала баллистическая ракета (предсказание Риковера (меморандум 1947 года от начштаба ВМФ Нимица к министру обороны США Форрестолу), о запуске подводной лодкой баллистической ракеты к середине 1950-х годов сбылось в полной мере. Другое дело, что страна была не та).
Здесь фактическая иллюстрация того, что если имеется ответственный и способный лидер, который способен продавливать свои решения, сроки работ сводятся к минимальным.
К декабрю 1957 года испытания ракеты Р-11ФМ закончились, и к февралю 1959 года ракетный комплекс Д-1 с данной баллистической ракетой был принят на вооружение.
источник: https://www.facebook.com/george.rooke.1/posts/690552724879605