Бой с тенью. Если завтра война
Винтажная статья из журнала 1951 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
Первый из самозваных «победителей реактивных истребителей» красных полон решимости сражаться.
Это более крупный, оснащенный более мощным двигателем и вооружением Super MiG внезапно и впечатляюще ударил из своего маньчжурского укрытия в тот момент, когда война в воздухе достигла своей кульминации.
Но появление MiG-19 – этого самого современного истребителя красных ВВС (Red Air Force) – стало полной неожиданностью. MiG-19 – именно тот самолет, появление которого над подмосковным аэродромом Тушино во время празднования Дня авиации вызвало столько беспокойства у иностранных военных атташе и наблюдателей.
Западные наблюдатели окрестили MiG-19 «плоским мигом», хотя на самом деле он более изящный и аэродинамически совершенный, чем его предшественник MiG-15. По сообщениям наших источников, оснащенный двумя осевыми турбореактивными двигателями Super MiG находится в классе самолетов, способных развивать максимальную скорость 700 миль в час (1127 км/ч).
Массовое появление истребителей данного типа имеет огромное значение. Наши источники согласны с мнением пилотов «сейбров» из состава ВВС США на Дальнем Востоке (Far Eastern Air Forces – FEAF), что в кабинах «супер мигов», принявших участие в корейской войне, сидели бывшие летчики люфтваффе. В течение некоторого времени большое количество восточногерманских летчиков сражались над «аллеей мигов» [1].
Сама скорость, с которой новый истребитель был запущен в массовое производство – возможно, как сообщают наши источники, на новых заводах, расположенных в дальневосточном регионе СССР в непосредственной близости от Маньчжурии, – в дальнейшем будет иметь самые серьезные последствия для войск ООН.
Не менее здравым и непоколебимым решением, несомненно, принятым в Кремле, является участие этих новейших советских истребителей в боях за пределами территории СССР. Похоже, что главный маршал авиации Павел Жигарев не хвастался, когда в «Правде» цитировали его слова, что
«на каждый самолет капиталистических агрессоров мы будем отвечать своим самолетом и на каждый новый их тип – своим новым типом».
В данной статье приведено первое наглядное свидетельство того, с какими самолетами красные через несколько месяцев надеются на равных сражаться с реактивными истребителями наших ВВС и Флота. Коммунисты поторопились с первым показом истребителя образца 1951 года. Хотя Super MiG обещает стать широко известным под обозначением MiG-19, наши источники указывают на высокую вероятность того, что в действительности этот самолет может быть известен в СССР как MiG-17. Западные наблюдатели, увидевшие этот самолет в Тушино, были впечатлены его скоростью, а также сходством, особенно с задней части кабины, с нашим истребителем F-88A Voodoo, который вскоре будет принят на вооружение.
Таким же впечатляющим был и второй самолет, изображенный здесь художником ДеЛэнси (DeLancey) на основе грубых зарисовок, фотографий и информации, добытых разведкой в Восточной Европе. Эта грациозная машина может быть способна развивать скорость 700 миль в час (1127 км/ч) – равную скорости истребителя Super MiG, – поскольку она в дополнение к основному турбореактивному двигателю оснащена ракетным двигателем. Считается, что этот самолет создан в конструкторском бюро Лавочкина или в одном из новых конструкторских бюро; в настоящий момент эта машина к нашему сожалению еще не идентифицирована.
Эти рисунки показывают, что Советы делают ставку на превосходство истребителей с более совершенной аэродинамикой, рядом довольно радикальных конструктивных узлов, силовой установкой в виде комбинации ракетного и турбореактивного двигателей, тяжелым вооружением с более высокой начальной скоростью снарядов и с радиолокационным прицелом. Установка радиолокационных прицелов, наличие которых можно определить по выступающему «носу», может преодолеть отмеченное в Корее отставание в теории и практике стрельбы.
«Плоский миг» с фактически плоской только нижней частью и двумя установленными бок о бок реактивными двигателями имеет треугольное поперечное сечение фюзеляжа вместо круглого поперечного сечения истребителя MiG-15. Иллюзия сплющенности истребителя MiG-19 усиливается благодаря его высокорасположенному крылу.
MiG-19 является более крупным, чем MiG-15. Примерные размеры истребителя Super MiG: размах крыла 33 фута 6 дюймов (10,21 м), длина 37 футов (11,28 м), высота 11 футов 3 дюйма (3,43 м). У нас нет данных об общем весе, но, безусловно, Super MiG находится в категории 13-15 тысяч фунтов (5900–6800) кг.
Силовая установка самолета разработана Швецовым и представляет собой два турбореактивных двигателя небольшого диаметра с тягой по 4000 фунтов (1814 кгс). Данные двигатели являются дальнейшим развитием немецких Jumo 004 и их предположительное обозначение M-004H. По предварительным данным максимальная скорость MiG-19 – 700–715 миль в час (1127–1150 км/ч), начальная скороподъемность 7000–7500 футов в минуту (35,5–38,1 м/с) и практический потолок – свыше 53 000 футов (16 155 м).
Новое вооружение в виде четырех 30-мм пушек делает Super MiG очень грозным противником. Хотя тип орудий не установлен, русские эксперты в области стрелкового вооружения активно изучали немецкие Rheinmetal Mk.108 и Mauser 213/C.
Наиболее заметной отличительной особенностью истребителя MiG-19 является обтекатель радиолокационного прицела. Его установка в целом аналогична той, что мы видели на истребителях MiG-15 и La-17. В некотором роде напоминающий акулий нос нашего F-86D, нос красного самолета фактически является дальнейшим развитием носовой части фюзеляжа немецкого экспериментального истребителя Heinkel P.1078A. Наши источники пока не уверены: установлена ли под обтекателем небольшая зеркальная антенна или «антенная решетка осевого излучения» колонного типа, но они согласны с тем, что эта бортовая радиолокационная станция перехвата с большой долей вероятности способна не только облегчать прицеливание, но и выполнять поисковые функции. Радиолокационный прицел – это больше, чем просто лучшие условия ведения стрельбы.
Появление истребителей с акульим носом означает, что русские тактики стремятся предоставить своим одноместным истребителям возможность ведения воздушного боя в любых погодных условиях, которая ранее была прерогативой только двухместных ночных истребителей. В американских ВВС данная концепция возникла недавно.
Оснащение одноместных истребителей F-88A, F-86D, F2J, F3H Demon и F4D Skyray радиолокационным оборудованием позволит этим поступающим на вооружение ВВС и Флота машинам вести воздушный бой в темноте или в условиях плохой видимости, а также в ночное время – так же как и F-94C и F-89 Scorpion. Кроме того, оснащенные радарами дневные истребители могут выполнять свои дневные задачи с большей эффективностью по нескольким причинам:
- более темное небо и яркий свет на высоте затрудняют визуальное обнаружение других самолетов;
- скорости сближения сегодняшних «мигов» и «сейбров» настолько велики, что необходимо немедленное обнаружение самолета противника; в будущем у истребителей скорость сближения будет еще выше, и элемент неожиданности будет еще больше.
В любом случае прицеливание с помощью радиолокационного оборудования является более надежным, чем прицеливание, которое выполняется непосредственно человеком. Особенно это справедливо в отношении боев, которые «миги» и «сейбры» ведут на больших высотах, где даже самые лучшие стрелки испытывают трудности в оценке расстояний. Таким образом, появление у красных одноместных истребителей с радиолокационными станциями означает, что они быстро догоняют нас.
Электроника является единственной областью, в которой ВВС и ВМС США обещают сохранить наше превосходство, и, вероятно, советское радиолокационное оборудование не идет ни в какое сравнение с американским, таким как, например, радиолокационный прицел A-1C. Но дело в том, что даже если радар красных лишь вдвое хуже нашего, то пилоты коммунистов в Корее и в других местах смогут стрелять значительно точнее.
В любой попытке на этом раннем этапе игры сделать оценку новых советских истребителей кажется разумным вспомнить, что сказали те, кто очень хорошо знают о его предшественнике MiG-15. Капитан Джим Джабара (Capt. Jim Jabara) сказал:
«Следующим после «сейбра» я предпочел бы летать на «миге», нежели на каком-либо другом истребителе».
Полковник Джонни Мейер (Col. Johnny Meyer), командовавший «сейбрами», пока на эту должность не вступил полковник Фрэнсис Габрески (Col. Francis Gabreski), сказал:
«С точки зрения летных характеристик «миг» является одним из двух лучших в мире истребителей воздушного боя».
Если новый Super MiG – результат работы старинного дуэта Микояна и Гуревича, и есть основания полагать, что так оно и есть, то боевые действия обещают быть намного более жесткими как в Корее, так и в любой другой стране, в которой янки могут схлестнуться с красными.
[1] MiG Alley – название, данное американскими пилотами северо-западной части Северной Кореи вдоль южного берега реки Ялуцзян, которое контролировали советские лётчики. Во время Корейской войны этот район стал местом многочисленных воздушных схваток между новейшими американскими и советскими реактивными истребителями F-86 и МиГ-15. «Аллею МиГов» считают местом первых воздушных боёв между реактивными истребителями, поскольку в этом районе были зафиксированы первые крупномасштабные сражения между американскими и советскими самолётами: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аллея_МиГов
источник: CHALMERS H. COODLIN and JAMES L. H. PECK «IF WAR COMES» // Flying Magazine 1951-12, стр.30-31, 62