После развала СССР, всем бывшим республикам, ставшим независимыми странами достался огромный парк БМП-1 и БМП-2 60 – 80-х годов выпуска. При всей неубиваемости, в плане надёжности, этих легендарных советских машин, к 90-м годам они исчерпали свой ресурс и нуждались в замене.
В СССР для этих целей была подготовлена БМП-3, которая и начала поступать в армию России и армии дружественных стран. Однако страны недружественные, такие как Украина, её естественно не получали.
В 21 веке на Украине, выработка ресурса старыми БМП стала ощущаться особенно остро, машины больше ремонтировались чем находились в строю. Какое-то время это решалось поставками запчастей из России. Но когда, после очередного украинского Майдана, с поставками из России наступили проблемы, перед Украиной замаячила перспектива остаться вообще без боевых машин пехоты. В общем, срочно потребовалась отечественная разработка, в этой области которая могла бы поступать на вооружение мотострелковых подразделений.
Решением этой амбициозной задачи занялось легендарное, ещё советское, бронетанковое КБ — ХКБМ имени Морозова.
Когда началась разработка абсолютно новой украинской БМП, получившей название БМП-У, точно неизвестно. Но думается началась она уже в 21 веке, а скорее всего даже в прошлом десятилетии. Конечно, Майдан, а точнее события, последовавшие после него, замедлили разработку. Однако, конструкторские работы по машине всё же были закончены. Осталось построить опытный образец и начать испытания. По планам, в металле машина должна была появиться уже в 2019 году. Однако прошло уже без малого 2 года, а воз всё и ныне там, машина существует только в макетах и чертежах и шансов увидеть хотя бы одну БМП-У не просматривается. Государство даже сравнительно смешные деньги на постройку одного опытного экземпляра найти не может, а частных инвесторов эта разработка не интересует.
Что же известно об украинской БМП будущего. А известно о ней достаточно немало. По своей компоновке БМП-У в целом схожа с аналогичными современными машинами иностранных армий – среднее расположение двигателя, командир и механик водитель располагаются по правому борту, а десант в задней части. Экипаж БМП-У включает 3 человека, машина может переводить 7 десантников. Их посадка и высадка из машины производится через крупный десантный люк с аппарелью в корме.
Машина создана по модульному принципу, с возможностью использования базовой платформы для целого семейства гусеничных машин. Что весьма востребовано в рамках необходимой замены старых гусеничных шасси средней грузоподъемности на Украине, используемых в качестве базы разнообразных боевых и специальных машин – самоходных ЗУ, ПТРК, минометов, КШМ, разведывательных и санитарных машин.
Для обеспечения высокой маневренности и скорости на поле боя БМП-У будет оснащаться дизельным двигателем мощностью 735 л. с., вероятно разработки ХКБМ, и автоматической трансмиссией. Учитывая массу новой боевой машины пехоты в 25-27 тонн, удельная мощность БМП-У находится на уровне 27-29 л. с. / т., что значительно превышает удельную мощность БМП-1составляющую 21-23 л. с. / т. Кроме того, БМП-У способна преодолевать водные преграды.
В качестве основного вооружения на БМП будет использован новый необитаемый боевой модуль БМ-8, оснащенный 30-мм автоматической пушкой (ЗТМ-2, ЛВГ-30, КБА-113), автоматическим гранатометом (АГ-30), управляемыми противотанковыми ракетами «Барьер» (разработки КБ «Луч»), а также спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. Отличием боевого модуля БМ-8 от БМ-7 «Парус» является изменение конфигурации вооружения — так автоматический гранатомет АГ-30 теперь находится не в корпусе модуля, а с его правой стороны, что повышает живучесть прицельного комплекса, который теперь защищен корпусом модуля гранатомета.
Однако, главной особенностью модуля БМ-8 является введение в его состав двух прицельно-наблюдательных комплексов — командира и наводчика. Прицельно-наблюдательный комплекс командира имеет круговой обзор, что облегчает обнаружение цели. Прицельно-наблюдательный комплекс наводчика имеет обзор в передней-левой полусфере. Обзорность для экипажа также улучшена за счет установки нескольких видеокамер (уже опробованных на БТР-4МВ1).
Что касается защиты, то бронирование новой БМП по утверждению инженеров будет на 10-12% выше чем у украинской БТР-4. Кроме этого на машине возможна установка комплекса активной защиты «Заслон-Л» (Шершень).
PS. В отличие от разработок полка «Азов», которые страдают разной степенью бредовости, машина вполне адекватная, и достаточно продвинутая. Но думается шансов увидеть её в металле практически нет. Запад, колонией которого, по сути Украина является, взял курс на полную деиндустриализацию страны, и поддержка хоть какого предприятия производящего высокотехнологичную продукцию в его планы не входит. Реально в ВСУ могут появиться только западные БМП, или в крайнем случае турецкие. А поскольку денег для закупок техники на Западе нет и не предвидится то украинской пехоте реально придётся пересаживаться на тачанки, которые, кстати, так же являются украинской разработкой.
PPS. Авторы проекта утверждают, что машина может брать 7-8 человек десанта, однако глядя на представленные чертежи где они будут размещаться я не вижу. На месте где должен располагаться десант расположен боевой модуль. То есть пехотинцы должны будут размещаться под ним. Тогда абсолютно не понятно где размещены механизмы поворота боевого модуля и его боекомплект, а также наводчик этого самого модуля.
Кроме этого передняя часть БМП абсолютно пустая. Что там располагается – загадка.
В общем к компоновке машины есть масса вопросов и возможно с утверждением о её адекватности я погорячился.
Источники:
https://naukatehnika.com/perspektivnyie-novinki-ukroboronprom.html
https://rg.ru/2021/06/08/novaia-ukrainskaia-bmp-u-okazalas-pohozha-na-kitajskuiu-zbd-04a.html
https://twitter.com/o_gilvi/status/1402231279408619521/photo/3