0

Мото-велостроение российской империи.

31-ого мая 1913-ого года приезжавших на «краснорядную»Троицкую ярмарку ,в Харькове,купцов встречали не только автомобильные таксомоторы завода «ГСМ» это здесь:

https://alternathistory.ru/antilopa-gnu-avtostroenie-tsarskoi-rossii-0

Но и небольшие тарахтящие,как пулемёт,но всё же закрытые экипажи.

Хотя купцы в возрасте были более склонны к традиционным пролёткам,разные молодые приказчики от торговых домов тяготели к новизне и «инновациям».Поэтому все авто-и мото-таксомоторы были разобраны.

Какое же всех ждало удивление,когда утром 1-ого,на открытии ярмарки,их встречали опять мотоциклетки,но совсем в другой ипостаси:это были передвижные точки «фаст-фуда»!К мото"кафешкам" добавились и подобные велоэкипажи,но с меньшей,конечно же,нагрузкой.

Аппараты были оснащены боковыми прицепами с самоваром,либо с установкой для продажи газированной(Шатиловской или Березовской) воды.Соответственно у первых предлагалась выпечка,а у вторых-мороженое,причём в заокеанской новинке-вафельном стаканчике.

http://origin.iknowit.ru/paper1259.html

Ярмарка прошла на «УРА» и мотоциклетки,как и велосипеды заняли свою нишу в транспортном обеспечении империи.

Ну а теперь собственно АИ.

К указанному году фабрика Лейтнера весьма успешно развивалась и А.А.Лейтнер подумал о развитии предприятия.Помимо основного производства в Риге,он решил развить производство и более к Югу,т.к. там развивалась промышленность вообще,и кроме того,там были условия для реализации продукта,т.к. климат был всё же помягче.

Для этого он совершил деловую поездку по городам малороссийских губерний и остановил свой выбор на Харькове,т.к. тут была довольно развита промышленность и она продолжала своё развитие(т.е. квалифицированные кадры вполне присутствовали)а близость к Донбасскому региону давала дешёвые исходные материалы.По этим причинам он в 1912-ом году начал оснастку нового завода,чтобы через год выдать продукцию.

БЛОХА-ХА-ХА!

http://dalizovut.narod.ru/semenov/semen_8.htm

http://tvoj.kharkov.ua/history/hst.php?r=3

Мотоциклы прошлых лет:

БЛОХА-ХА-ХА!

 

БЛОХА-ХА-ХА!

БЛОХА-ХА-ХА!

БЛОХА-ХА-ХА!

Вообще мотоциклами Лейтнер занимался ещё с 1885-ого года,но сейчас потребовалось нечто новое,не хуже «Дукс»-овских машин и импортных тоже.Поэтому его выбор был за 2-ух цилиндровым V-образн. «Индианом»,одним из законодателей мотомоды в то время.На основе этой конструкции и была создана модель "СТРИЖЪ".

http://motoexpert.ru/eto-uje-istoria/indian-istoriya-motociklov-indian-indian.html

Ничего свехоригинального не было,но наличие сцепления,2-ух(а в варианте буксировщика дополнительно ещё и 3-ей ,«тянущей», передачи),велопривод для запуска мотора,удобные подножки и сёдла,ставили его в один ряд с лучшими мировыми образцами.

БЛОХА-ХА-ХА!

Мало в Российской империи было людей,которые дали так много для развития мото-велопромышленности и один из них А.А.Лейтнер:

http://balakliets.kharkov.ua/siuzhety-tekhnovedeniia/khvz

Важным рубежом в истории предприятия стал 1896 год. Именно тогда Александр Александрович решил выйти на общероссийский рынок. Делает он это далеко не самым легким, но зато самым надежным способом — везет свою продукцию на Всероссийскую выставку-ярмарку в Нижний Новгород. На стенде фабрики велосипедов _ "Россия" было представлено десять дорожных и две гоночные машины. Всего же фабрика выпускала около 15 моделей велосипедов! На выставке Лейтнеру была присуждена золотая медаль со следующей формулировкой: "За хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России". Лучшего признания получить было невозможно.

 

1 июля 1897 года было учреждено товарищество на вере (российский вариант акционерного общества) "Фабрика велосипедов "Россия" А. Лейтнера и К" с уставным капиталом в 100000 рублей. Председателем товарищества и распорядителем кредитов был, конечно, Александр Лейтнер. В то время на предприятии работало 194 человека, имелся великолепный парк из 200 станков, выпускалось более 1000 машин в год.

 

В январе следующего года в Москве, на углу Петровских линий и Неглинного проезда открылся магазин и склад велосипедов "Россия". Об этом событии тогда написал Московский журнал "Циклист". Александр Александрович постоянно совершенствовал конструкции велосипедов, ориентируясь на зарубежные образцы. Так в 1899 году на его машинах появились самосмазывающиеся и защищенные от пыли втулки и каретки, что было весьма прогрессивным нововведением.

 

Не обошел Лейтнер стороной и моторные экипажи. К тому времени в российских магазинах появились первые иностранные мотоциклы и автомобили. Наблюдая за их успешным распространением, предприниматель решил наладить на своей фабрике производство моторных средств передвижения. Первые мотоциклы были построены в том же 1899 году, затем очередь дошла и до автомобилей. Трициклы и автомобили выпускались по лицензии французской фирмы "Де Дион-Бутон", но они не пользовались большим спросом по причине несовершенства конструкции и неподготовленности для российских дорог, вернее бездорожья. Поэтому спустя два года производство трициклов пришлось свернуть, а автомобили выпускались вплоть до 1906 года, после чего фабрика перешла на сборку машин из импортных частей.

К тому времени фабрика достигла высочайшего уровня культуры и качества производства. В 1901 году на ней выпускалось 20 моделей велосипедов: дорожные мужские и дамские, легкодорожные, гоночные, детские, грузовые трехколесные, тандемы двух моделей, триплеты, квадруплеты и велосипеды с приводом посредством карданного вала. При этом фабрика бралась за изготовление любых велосипедов на заказ. Цены колебались от 130 до 200 рублей, многоместки стоили до 450, а безцепная модель — 225 рублей. Начиная с 1908 года на велосипедах "Россия" появились задние втулки со свободным ходом и автоматическим тормозом. Эти втулки были сконструированы и запатентованы А. Лейтнером. Они состояли из 24 деталей и стоили по 15 рублей за штуку. Ими оснащалось большинство моделей, производившихся фабрикой. Конструкция оказалась очень удачной и долговечной, благодаря чему они успешно соперничали с иностранными образцами.

 

С 1903 по 1907 год предприятие выпускало мотоциклетки (по типу французских, конструкции братьев Вернер) с четырехтактным одноцилиндровым двигателем "Фафнир" объемом 250 куб. см и мощностью 2,5 л.с. Мотоциклетка в снаряженном состоянии весила 74 кг и развивала скорость до 40 км/ч. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи клиновидного ремня. Это был один из первых мотоциклов, сделанных в России, специально для наших дорог.

 

В октябре 1913 года фабрика получила от Главного Военно-технического управления (ГВТУ) заказ на изготовление велосипедов  и мотоциклов(АИ)для армии. Надо сказать, что в Российской Империи заказы Военного ведомства очень ценились промышленниками и фабрикантами. Во-первых, они всегда хорошо и своевременно оплачивались, а во-вторых, это было лучшей рекламой изготовителю. Военное ведомство казенных денег на ветер не бросало, всегда всесторонне скрупулезно оценивая качество и пригодность закупаемой продукции. В 1914 году ГВТУ приобрело у фабрики Лейтнера 10000 мужских дорожных велосипедов. Этот факт, а также желание ГВТУ дать новый заказ определило ее дальнейшую судьбу.

 

К этому времени на фирме работало 450 человек. Только в велопроизводстве было задействовано 1300 станков. Объем выпуска достигал 8000 велосипедов в год, а годовой оборот — 400000 рублей. В том же 1914 году фабрика получает новое название — "Лейтнер". Связано это было с тем, что Александру Александровичу больше не нужно громкое название "Россия" для привлечения покупателей — продукцию его фабрики и так уже знали по всей стране. Дать собственное имя фабрике он имел полное право — ведь она была целиком его детищем.

На новом предприятии тяжело было организовать и моторное производство,поэтому ,по кооперации,этим занялся харьковский завод Берлизова,основанный им ещё в 1900-ом году.

БЛОХА-ХА-ХА!

БЛОХА-ХА-ХА!

БЛОХА-ХА-ХА!

БЛОХА-ХА-ХА!

БЛОХА-ХА-ХА!

Армейцам машины пришлись по вкусу,особенно их многофункциональность и приспосабливаемость к любым требуемым условиям.

С началом ПМВ завод вообще прекратил выпуск гражданских моделей и переключился только на военный заказ.

Выпускались машины с боковыми и буксируемыми прицепами,пулемётные и санитарные,грузовые и цистерны,связные и радиоточки и т.д.

БЛОХА-ХА-ХА!

Из велосипедов же изготавливались складные и нескладные(вверху) модели,с прицепками и без.

 БЛОХА-ХА-ХА!

Остаётся только добавить,что в РИ завод Лейтнера в Харькове открылся только в 1915,а после революции и ГВ стал одним из велогигантов СССР,знаменитым «ХВЗ»

 БЛОХА-ХА-ХА!

Подписаться
Уведомить о
guest

59 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account