11
На авиационном параде в Тушино в 1949 году, советское руководство представило замечательное авиашоу. Советской общественности и зарубежным наблюдателям, была представлена мощь и многочисленность советских ВВС и целое созвездие новейших реактивные истребителей и бомбардировщиков. Хотя, по правде говоря, многие из них были еще только опытными образцами и экспериментальными машинами, но фурор был произведен грандиозный.

БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
 Замысел шоу, увенчался 100% успехом. Западным “друзьям” предлагалось серьезно задуматься над своими планами нанесения ударов по СССР, путем демонстрации нашей авиационной мощи.
Среди прочих авиановинок, западным наблюдателям был продемонстрирован и необычный “безхвостый”ЛА , который эффектно выполнял в небе фигуры высшего пилотажа. Комментатор бодро вещал, что это тренировочный планер, созданный для обучения пилотов сверзвукового (!) реактивного перехватчика! (и это в 1949г.!)
Западные специалисты и военные были в шоке…. У Советов есть сверхзвуковые перехватчики! С этой угрозой приходилось считаться. С тех пор в справочнике ‘Джеин” появилась информация о советском секретном сверхзвуковом истребителе обр.1949 года.
А был ли “мальчик’?  Или это был очередной удачный  и эффектный “блеф”,позволяющий запугивать вероятного противника? И то и другое. И данном случае, дыма без огня не было.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
В Тушино демонстрировался планер Че-22 — безмоторный вариант истребителя Че-24 (БИЧ-24) Б.И.Черановского .
Борис Иванович Черняховский с 1924года, как и Александр Липпишь (Dr.Alexander Lippish) в Германии, до войны специализировался на создании самолетов безхвостовой схемы. Его довоенные экспериментальные машины достаточно известны. Это самолеты БИЧ c номерами от 1 по 17.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Проект 1935 г., “безхвостого” с дельтовидным крылом истребителя БИЧ-17А, c двумя 76,2 мм динамо-реактивными пушками Кручевского.
В годы Великой Отечественной войны проекты скоростных реактивных истребителсй-«бссхвосток» с крылом малого удлинения разрабатывались С.П. Королевым, А.С. Москалевым и Б.И. Черановским. Проект А.С. Москалева РМ-1, отличающийся наибольшей проработанностью, был создан в 1944 г. на основе довоенного проекта «Сигма».
Первый проект реактивного  ПРВД самолета-«бесхвостки» с крылом малого удлинения был разработан в СССР Р. Л. Бартини в начале 1942 г. Этот самолет («Р») должен был представлять собой околозвуковой истребитель-перехватчик схемы «летающее крыло». Интересной особенностью проекта самолета «Р» была идея использования внешних отсеков крыла в качестве плоских прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). Благодаря этому предполагалось увеличить тягу и подъемную силу крыла, уменьшить сопротивление самолета.
Идея реактивного самолета-«бесхвостки» c треугольным крылом переменной по передней кромке стреловидности впервые была предложена в СССР Б. И. Черановским в 1944 г. Немецкого “влияния” на этот проект –не было! Определенные компоновочные преимущества и дополнительное уменьшение балансировочного сопротивления самолета на сверхзвуковой скорости могли быть получены при использовании крыла малого удлинения переменной стреловидности.
Особенностью схемы самолета, предложенного Черановским, были нестреловидные законцовки крыла, являющиеся рулевыми поверхностями.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Схема реактивного самолета Б. И. Черановского с ПВРД (проект 1944г.). Западные аналоги немецкий Gotha Go 229A\ Horten Ho IX V3 c ТРД, братьев Хортен и американский проект McDonnell Douglas A-12 (1990г.)
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Предполагалось, что это решение позволит улучшить управляемость самолета на околозвуковых скоростях. Предлагаемая в указанных проектах форма уменьшала трудности, связанные с компоновкой реактивного двигателя на самолете, позволяла применить схему «летающее крыло», способствовала повышению прочности и жесткости конструкции. Однако ни один из указанных проектов реактивных «бесхвосток» с крылом малого удлинения не был реализован. Опыт применения ракетных самолетов показал, что такие самолеты не обладают необходимой продолжительностью полета. Кроме того, выяснилось, что полеты в околозвуковом диапазоне скоростей связаны с рядом опасных неизученных явлений (в частности, с так называемым затягиванием в пикирование). Для дальнейшего развития сверхзвуковых самолетов требовалось создание мощных турбореактивных двигателей и изучение особенностей устойчивости и управляемости самолета на около и сверхзвуковых скоростях полета

БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.

В послевоенный период конструктор продолжил работу в этом направлении. С ноября 1947 г. по июнь 1949 г. Б. И. Черановский разработал проект сверхзвукового истребителя БИЧ-26 (Че-24) с треугольным крылом малого удлинения и переменной стреловидности по передней кромке.
Испытания созданных им экспериментальных планеров-«бесхвосток» Че-22 (1948 г.) и Че-23 (1949 г.) с крылом переменной стреловидности показали, что выбранная схема обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость летательного аппарата и может найти применение в сверхзвуковой авиации.
17 июля 1949 г. летчик И.А.Петров с успехом показал на планере-бесхвостке Че-22 (БИЧ-22)Б.И.Черановского с крылом переменной стреловидности, полный комплекс фигур высшего пилотажа. Планер был, на его основе собирались строить реактивный истребитель Че-26. После парада ДОСАВ (тогда — общество содействия авиации) решило построить серию из 10 Че-22.
БИЧ-26
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Конструкция сверхзвукового истребителя БИЧ-26 (Че-24)представляла оригинальную схему, летающее крыло малого удлинения, переменной стреловидности  по передней кромке. Крыло самолета имело развитые зализы на передней кромке в местах изменения стреловидности и весьма напоминало крыло оживальной формы, примененное в конструкции последующих сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144 и «Конкорд».
Двигатели 2хТРД АМ-5 (1500 кгс, потом 2000 кгс тяги).
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Предполагалось получить скорость, соответствующую 1,7 Маха (!), на высоте 7000 м и потолок до 22 км. Полетная масса (расчетная)     около 4500 кг, поверхность крыла     27,0 кв.м, из которых 11% приходилось на органы управления.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Вооружение: 2х23мм и 2х37мм пушки.
Были сделаны чертежи, расчеты, модели, строился полноразмерный макет и некоторые детали.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Дальнейшая судьба проекта и самого конструктора очень туманна. Официально истребитель БИЧ-26 не строился и не испытывался. О других проектах  конструктора мне неизвестно. Хотя у него было свое ОКБ с производственной базой. О судьбе самого Череновском, тоже мало что известно, известно только, что он умер  17декабря 1960г.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Но тем не мене, БИЧ-26 внес свой вклад в усиление обороноспособности страны. Противник, был уверен в наличии у СССР сверхзвуковых перехватчиков с выдающимися на то время характеристиками. Ни реальное их количество, ни их возможности западу были не известны. А неизвестность, вызывает осторожность в планах и действиях.
БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г.
Первый сверхзвуковой самолет схемы «бесхвостка» был построен в США в только 1953 г. Этот был перехватчик, Конвер YF-102 «Дельта Деггер».
 Сергей Сыч

 

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account