Безрельсовый бронепоезд. Предшественик танка?
0
Была у меня в детстве книга: "броненосцы железных дорог". Предлагаю коллегам маленький отрывок посвященный одному интересному эпизоду Англо-Бурской войны.
Кроме блиндированных железнодорожных поездов, в англо-бурской войне применялись и безрельсовые, то есть двигающиеся по обычным дорогам. Такой поезд состоял из блиндированного автомобиля-тягача, трех блиндированных повозок и двух 150-мм орудий.
Автомобиль со всех сторон был защищен листовой 6.3 мм хромоникелевой сталью, которую пули маузеровских ружей не пробивали даже на расстоянии 6 м.
Для обозрения местности и управления автомобилем в боковых выступах блиндажного кожуха имелись маленькие узенькие отверстия в виде окон. Машинист смотрел в правое окошечко, наблюдая левую часть пути в зеркало, установленное внутри блиндажного кожуха. Бронированная обшивка не мешала прислуге исполнять все служебные обязанности, не выходя наружу.
Для наибольшей проходимости ширина ведущих колес достигала 61 см. Шины по всей 60-см ширине снабжены были упорными выступами высотой 5 см, шириной 61 см. Имеющие тавровую форму, при ширине тавра 125 см и расположенные наклонно выступы усиливали проходимость тягача в местах с рыхлой и болотистой почвой. Для увеличения сцепления ведущих колес с грунтом могли быть установлены и дополнительные съемные зубья или резцы. При буксовании или необходимости вытянуть застрявший транспорт тягач использовал свою паровую лебедку.
«Автотягун» приводился в движение паровым двигателем. Паровая машина – системы компаунд с двумя цилиндрами диаметром 6,4 дюйма и 11,5 дюйма и с длиной хода поршня в 12 дюймов. Рабочее давление пара доходило до 180 фунтов на квадратный дюйм, а мощность двигателя – до 60 лошадиных сил. На автомобиле находились емкости для воды – 400 галонов (150 ведер) и угля – 15 квинталов (около 50 пудов). Для более мягкого хода тягач был снабжен пружинными рессорами. Автомобиль имел три скорости 2, 5 и 8 миль в час.
Ширина тягача с ведуми колесами доходила до 2,75 м, вес защитного кожуха – 4,5 т, общий же вес составлял 22 т.
Вес блиндированной повозки доходил до 5 т. Грузоподьемность 6 т. Длина 4,5 м и чуть более 2 м ширина. Блиндирование повозок производилось той же сталью что и тягача.
В поперечном сечении блиндированная повозка представляла весьма сложную форму. По линии пола ее ширина составляла около двух метров. Вверх от пола боковые стенки расположены сначала вертикально, затем под внешним углом до высоты в один метр от пола. На этом уровне ширина повозки была наибольшая. От этой линии боковые стенки располагались под внутренним углом 80 градусов к плоскости пола.
Такая форма повозки была обусловлена тем, что в ней устанавливалось крупное артиллерийское орудие, длинное дуло которого просовывалось в специальную бойницу на торцевой стенке. Отверстия, закрываемые блиндированными заслонками, имелись и в верхней части всех стенок. Они служили как для обозрения местности так и для стрельбы. Поперечные стенки повозки устроены на петлях в виде створчатых дверок. Для поднятия артиллерийского орудия на повозку служили съемные подставки, сделанные из стали желобообразного фасона. Для подъема орудия использовался стальной трос паровой лебедки.
Сцеплялись повозки между собой и тягачом специальными дышлами, сцепной крюк служил для тяги артиллерийских орудий.
Передняя пара колес повозки располагалась таким образом, что обеспечивала возможность даже самых крутых поворотов. Кроме того повозки как и тягач были снабжены сильными тормозами что обеспечивало безопасность на спуске.
Сравнивая два вида блиндированных поездов, необходимо отметить важное преимущество безрельсовых поездов, обеспечивавших возможность более широкого маневра.
Подполковник фон Лейриз (von Layriz), немецкий корреспондент, при виде бронеповозок тут же применил сумрачный тевтонский гений и предложил вместо тяжелого 150-мм орудия поставть более легкое и более скорострельное. Англичане идеей воспользовались несколько позже — в 1916 году…