Безэкипажная боевая машина «Удар». Россия

16

В последние годы отечественная оборонная промышленность начала активную работу над перспективными проектами беспилотной и безэкипажной техники. Разработка подобных систем позволяет упростить решение некоторых задач, а также значительно снизить риски для личного состава, которому не приходится работать в опасной близости к противнику. В прошлом году промышленность впервые представила перспективный образец сухопутной боевой машины «Удар», управляемой по радиоканалу, а также имеющей автономные средства управления.

Впервые о существовании новой машины стало известно в начале октября прошлого года. Интересный образец необычного вида был снят фотографами во время мероприятий по подготовке выставки «День инноваций министерства обороны». Через несколько дней, уже в ходе самой выставки, разработчики и военные раскрыли некоторые данные о перспективном проекте. В частности, было объявлено, что перспективный образец, получивший условное обозначение «Удар», использует системы дистанционного управления, благодаря чему не нуждается в присутствии экипажа на борту.

Разработка проекта осуществляется специалистами ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров). Представители организации-разработчика упоминали, что основной целью проекта является создание унифицированной системы, состоящей из средств управления и вооружения, которую можно будет монтировать на различных базовых платформах. Подобные особенности проекта должны обеспечить дальнейшее его развитие, которое в будущем может привести к появлению новых аналогичных образцов техники.

 Боевая машина "Удар" на трассе. Фото Gurkhan.blogspot.ru


Боевая машина «Удар» на трассе. Фото Gurkhan.blogspot.ru

Новый проект «Удар», как следует из имеющихся данных, представляет собой экспериментальную попытку разработать перспективную боевую машину на основе существующих комплектующих. В качестве основы для «Удара» было выбрано гусеничное шасси боевой машины пехоты БМП-3. Вооружения перспективного образца смонтированы на боевом модуле «Бумеранг-БМ», заимствуемом из иного проекта последнего времени. Кроме того, в рамках проекта «Удар» было разработано некоторое количество совершенно новой аппаратуры. Прежде всего, это системы управления, использующие радиоканал для двухсторонней связи операторского пульта и боевой машины.

Помимо создания некоторых новых систем авторам проекта «Удар» пришлось доработать существующие узлы и агрегаты с целью обеспечения требуемой совместимости. В частности, некоторым доработкам пришлось подвергнуть броневой корпус базового шасси. Также путем изменений и доработок существующей конструкции была решена проблема установки автоматизированных систем управления, в том числе использующих радиоканал.

По имеющимся данным, в качестве основы для экспериментального образца «Удар» было взято серийное шасси боевой машины пехоты БМП-3. Такая техника давно строится и эксплуатируется армией, а также имеет достаточно высокие технические и эксплуатационные характеристики. При строительстве опытного образца «Удара» базовое шасси подверглось некоторым доработкам. К примеру, для установки требуемого боевого модуля пришлось изменить конструкцию крыши существующего корпуса: на ней появилась подбашенная коробка небольшой высоты, имеющая форму усеченной пирамиды. Необходимость такой надстройки обусловлена особенностями конструкции боевого модуля, а именно габаритами деталей, располагающихся ниже уровня погона. Кроме того, была изменена конструкция лобовой части корпуса. Ввиду удаления экипажа машина лишилась курсовых пулеметных установок, что привело к расширению лобового листа корпуса и иному варианту его соединения с бортами.

Остальные агрегаты базового шасси, по-видимому, остаются без значительных изменений. Таким образом, сохраняется корпус с защитой от малокалиберной артиллерии в лобовой проекции и с противопульным бронированием остальных агрегатов. Компоновка корпуса также должна оставаться без значительных изменений. В передней части корпуса имеется отделение управления, в котором помещается часть новой аппаратуры, а также сохраняются рабочие места некоторых членов экипажа. В центре машины остается боевое отделение, а в корме помещается отсек для размещения силового блока.

В базовой конфигурации БМП-3 оснащается дизельным двигателем УТД-29 мощностью 500 л.с. При помощи такой силовой установки машина с боевой массой 18,7 т способна разгоняться до 70 км/ч по шоссе. При помощи водометных движителей обеспечивается передвижение по воде со скоростью до 10 км/ч. Используется гусеничная ходовая часть, имеющая по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и дополнительными гидропневматическими амортизаторами на каждом борту. Имеется возможность регулировки натяжения гусениц с поста управления водителя.

 БМП-3, ставшая основой для "Удара". Фото автора


БМП-3, ставшая основой для «Удара». Фото автора

В рамках нового проекта была предложена небольшая модернизация броневого корпуса, заключающаяся в использовании специальной надстройки на крыше. На этой надстройке, с некоторым превышением над исходным корпусом, располагается погон для установки башни. По-видимому, использование надстройки связано со спецификой компоновки выбранного боевого модуля, которому требуется некоторое пространство ниже погона.

На надстройке машины «Удар» устанавливается боевой модуль «Бумеранг-БМ», оснащенный набором различного ствольного и ракетного вооружения. На поворотной платформе боевого модуля крепится требуемое вооружение и оптико-электронное оборудование для поиска целей или наведения оружия. Важной особенностью системы «Бумеранг-БМ» является использование дистанционного управления. Все операции осуществляются автоматикой по командам с пульта оператора-наводчика. В случае с проектом «Удар» пульт может быть вынесен за пределы боевой машины.

В центральной части боевого модуля размещается автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм. Слева от нее на общих креплениях помещается 7,62-мм пулемет ПКТМ. Боекомплект ствольных систем состоит из 500 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета. На бортах башни помещаются две пусковые установки с креплениями для двух транспортно-пусковых контейнеров ракет на каждой. Модуль «Бумеранг-БМ» использует противотанковые управляемые ракеты комплекса «Корнет». Также на внешней поверхности боевого модуля присутствует набор дымовых гранатометов.

Модуль оснащается двумя блоками оптико-электронного оборудования, которые должны использоваться наводчиком и командиром боевой машины. Аппаратура наводчика располагается справа от ствольного вооружения, на одном уровне с ним. Командирский прицел, в свою очередь, вынесен на крышу и может поворачиваться вокруг своей оси. Оптико-электронное оборудование «Бумеранга-БМ» обеспечивает поиск целей в оптическом и инфракрасном диапазонах, что позволяет использовать боевой модуль в любое время суток и в различных метеоусловиях. Система управления огнем имеет возможность автоматического сопровождения целей, способна вести огонь по внешнему целеуказанию, а также обстреливать две цели одновременно.

Главным нововведением проекта «Удар» является оригинальная система управления, обеспечивающая решение нескольких основных задач. По имеющимся данным, шасси и боевой модуль сохраняют возможность управления силами экипажа. При необходимости, например на марше, боевая машина может управляться экипажем. В таком случае за движение отвечает механик-водитель, а командир и наводчик могут следить за обстановкой и заниматься самообороной. При решении боевых задач в тех или иных условиях экипаж получает возможность покинуть свою машину и использовать для управления ей выносные пульты. Пульты системы управления по радиоканалу поддерживают двухстороннюю связь с аппаратурой машины и обеспечивают решение поставленных задач при использовании нескольких режимов.

 Боевой модуль "Бумеранг-БМ" и надстройка корпуса для его установки. Фото Sdelanounas.ru


Боевой модуль «Бумеранг-БМ» и надстройка корпуса для его установки. Фото Sdelanounas.ru

Экипаж имеет возможность вести машину, находясь за ее пределами. В таком случае бортовая автоматика получает команды управления, а также передает на пульт сигнал с нескольких видеокамер, установленных по периметру бронекорпуса. Кроме того, передаются данные о работе тех или иных систем. Ориентируясь по изображению от видеокамер, водитель получает возможность управлять движением машины. Аналогичным образом обстоит дело с аппаратурой для управления боевым модулем. При помощи двухсторонней связи оператор-наводчик может получать данные от системы «Бумеранг-БМ», а также передавать ей необходимые команды.

Также разработан режим полностью автономной работы. В таком случае автоматика машины «Удар», получив задачу, начинает движение самостоятельно. До выхода в заданную точку машина не передает и не принимает никакие сигналы, что способствует скрытному ее использованию. Прибыв в указанный район, бронемашина может восстановить связь с оператором для ведения разведки или уничтожения обнаруженных целей.

Частным случаем применения полностью автоматического управления может стать применение платформы «Удар» в транспортных целях. Предлагается режим, в котором боевая машина сможет пройти определенный маршрут по командам водителя, запоминая его. Затем автоматика управления сможет самостоятельно пройти по этой трассе, не нуждаясь в помощи человека. Предполагается, что такой режим найдет применение в рутинных работах, например, при неоднократной перевозке грузов или личного состава по одному и тому же маршруту.

Согласно некоторым источникам, при работе в пилотируемом режиме боевая машина «Удар» использует стандартные органы управления БМП-3 и модуля «Бумеранг-БМ». Экипаж при этом располагается в отделении управления. Дистанционное управление предлагается осуществлять при помощи набора пультов и другой аппаратуры. В случае с выставочным образцом, показанным в прошлом году, рабочие места операторов были смонтированы на стандартном армейском автомобиле. Часть необходимых приборов была установлена внутри кузова, а ряд агрегатов – на крыше. Во время показов «Удара» машина управления находилась недалеко от него и контролировала все действия.

Имеющиеся сведения о проекте «Удар» позволяют предполагать, что в будущем он может привести к модернизации некоторого количества имеющихся в войсках БМП-3 с применением новой аппаратуры, повышающей характеристики боевой машины. Тем не менее, некоторые особенности показанного прототипа могут противоречить этому предположению. В частности, в обсуждениях опытной машины неоднократно указывалось на специфическую доработку корпуса. Установка новой подбашенной коробки и боевого модуля требуемой модели приводит к значительному росту габаритов машины. Также при модернизации должен значительно возрастать вес всей конструкции.

 Кормовая часть боевого модуля и корпуса. Фото Gurkhan.blogspot.ru


Кормовая часть боевого модуля и корпуса. Фото Gurkhan.blogspot.ru

После такой переделки следует ожидать некоторое ухудшение характеристик подвижности. В частности, могут проявится серьезными проблемы с преодолением водных преград вплавь. Увеличение массы может ухудшить плавучесть, а крупные агрегаты, помещенные над корпусом, способны серьезно испортить остойчивость. В итоге существующий образец по некоторым параметрам может опережать существующую машину БМП-3, но по другим отставать от нее.

Такие особенности проекта можно объяснить его экспериментальным характером. Ранее представители ВНИИ «Сигнал» утверждали, что целью проекта «Удар» является создание унифицированной системы, объединяющей боевой модуль и средства дистанционного управления с несколькими режимами работы, в том числе автоматизированной. После успешного завершения подобных работ военному ведомству для заказа может быть предложен новый вариант модернизации различной бронетехники с повышением основных характеристик и появлением новых возможностей.

В будущем новая аппаратура, созданная в рамках проекта «Удар», сможет использоваться при модернизации других боевых машин. К примеру, можно ожидать установки такого оборудования на новые платформы, разрабатываемые в настоящее время. Таким образом, не следует исключать возможность создания безэкипажных машин семейств «Курганец-25», «Бумеранг» и т.д. Такая техника будет иметь некоторые преимущества перед базовыми образцами, которые обеспечат решение некоторых боевых задач в сложных условиях.

Первая демонстрация перспективной боевой машины с возможностью работы без экипажа состоялась в октябре прошлого года. В настоящее время прототип «Удара», по-видимому, проходит различные испытания, дорабатывается и совершенствуется. Вероятно, на новых мероприятиях, посвященных развитию отечественных вооружений и техники, организация-разработчик и министерство обороны вновь покажут интересный и многообещающий образец. Каким будет будущее опытного образца и чем завершится разработка проекта – пока до конца не ясно. Следует ожидать, что в ближайшем будущем промышленность и военные раскроют свои планы относительно новой разработки.

Источник — https://topwar.ru/98684-proekt-bezekipazhnoy-boevoy-mashiny-udar.html

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account