Бесшумные грузовики. Транспортно-десантные планеры Gotha Go 242. Германия

14

Бесшумные грузовики. Транспортно-десантные планеры Gotha Go 242. Германия

Содержание:

Предисловие редакции: Транспортные самолеты были дорогими и дешевую альтернативу им представляли грузовые планеры. Благодаря простоте пилотирования и способности нести до четырех тонн грузов планеры Go 242 были очень удачными представителями своего класса. О планерах Go 242 рассказывает Герберт Ринглштеттер.

В мае 1940 года во время нападения на бельгийский форт Эбен-Эмаэль был впервые использован с большим успехом малый грузовой планер DFS 230. Однако еще до этой атаки ответственные лица в Имперском министерстве авиации (Reichsluftfahrtministerium –RLM) заказали разработку более крупных транспортных планеров. В ответ на спецификацию Немецкий научно-исследовательский институт планеризма (Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug – DFS), и компания Gothaer Waggonfabrik AG (Gotha) представили свои проекты. После изучения проектов RLM поручило компании Gotha изготовить пять прототипов, в том числе три DFS 331, конструкция которых должна была быть доработана для серийного производства. Компания Gotha была знакома с подобной проблемой, поскольку ранее её инженерами была проведена доработка конструкции транспортных планеров DFS 230 для крупномасштабного производства.

Двумя другими прототипами, которые должны были быть построены компанией Gotha, стали Go 242, изготовление которых было начато по результатам испытаний модели в аэродинамической трубе.

Опытный планер DFS 331, представляющий собой сильно увеличенный DFS 230, совершил свой первый полёт в сентябре 1940 года. Прототип считался многообещающим, и расположенному в Эрфурт ремонтному авиазаводу (Reparaturwerk Erfurt – REWE) был выдан заказ на изготовление двадцати предсерийных машин. Однако из-за производственных споров этот заказ выполнен не был, и в конце марта 1941 года RLM закрыл программу DFS 331. Впрочем, Gotha Go 242, который был разработан под руководством дипломированного инженера Альберта Калкерта, также был признан многообещающим военно-транспортным планером.

Первый прототип Go 242 V1 совершил свой первый полет в октябре 1940 года. Последующие испытания прототипов прошли удовлетворительно, хотя испытательные полеты омрачила трагическая авария: в феврале 1941 года во время высокоскоростных испытаний было повреждено горизонтальное оперение второго прототипа Go 242 V2. Вскоре после этого были разрушены хвостовая балка и консоль крыла. Пилоту удалось спастись с помощью парашюта, но бортмеханик не смог выбраться из разбившегося самолета. После этой аварии была усилена конструкция хвостовых балок и хвостового оперения.

буксировка по земле: отсутствие двигателей было заметно не только в воздухе. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

буксировка по земле: отсутствие двигателей было заметно не только в воздухе. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

приборная панель транспортно-десантного планера Go 242 могла поворачиваться вперед и назад посредством нажатия ногой на рычаг с овальной выемкой. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

приборная панель транспортно-десантного планера Go 242 могла поворачиваться вперед и назад посредством нажатия ногой на рычаг с овальной выемкой. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

В конце 1940 года уже было заказано 20 предсерийных самолетов Go 242 A-0. В таком варианте были изготовлены 17 планеров, в то время как остальные три машины были оснащенными двигателями прототипами Go 244 V1 – Go 244 V3. Кроме того, RLM заказал прототип Go 242 V3. После предсерийных машин последовал крупный заказ на транспортные планеры Go 242 модификации A-1, за которым последовал заказ на почти идентичную модификацию Go 242 A-2.

Очень простая конструкция

Крыло планера имело цельнодеревянный силовой набор, основу которого составляли два лонжерона. Конструктивно крыло было разделено на две консоли, которые крепились к верхней части фюзеляжа и их соединение было усиленно подкосами. Носовая часть крыла была обшита фанерой, тогда как остальная часть получила тканевую обшивку. На задней поверхности консолей крыла были размещены средства механизации. У законцовок крыла были размещены элероны с триммерами, а между элеронами и фюзеляжем двухсекционные посадочные щитки; они были разделены хвостовыми балками цельнодеревянной монококовой конструкции. Хвостовое оперение планера состояло из двухкилевого вертикального оперения и свободнонесущего горизонтального оперения. Неподвижные плоскости вертикального и горизонтального оперения имели цельнодеревянный силовой набор и для повышения прочности фанерную обшивку. Оснащенные триммерами рули высоты и направления имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку.

транспортно-десантный планер Go 242 A-1 из состава 1/Go 242, Восточный фронт. Планер окрашен по стандартной схеме (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65). © 2011 Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта www.aviaticus.com

транспортно-десантный планер Go 242 A-1 из состава 1/Go 242, Восточный фронт. Планер окрашен по стандартной схеме (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65). © 2011 Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта www.aviaticus.com

Интерцепторы, установленные на верхних поверхностях крыла на внешних сторонах от хвостовых балок, используются в качестве дополнительной возможности снижений подъемной силы и, следовательно, скорости.

Достаточно места для полезной нагрузки

Гондола фюзеляжа длиной 11,30 метра представляла собой ферму, сваренную из стальных труб и покрытую полотном. Погрузка и выгрузка осуществляется через погрузочный люк, расположенный в задней части гондолы и открывавшийся после подъема хвостовой оконечности фюзеляжной гондолы. С помощью пандуса грузы можно было удобно разместить в грузовом отсеке. При размерах 6,0×2,0×1,9 метров этот отсек имел впечатляющий полезный объем около 23 кубических метров.

в транспортно-десантный планер Go 242 был способен перевозить в своем грузовом отсеке даже джип. На заднюю часть фюзеляжной гондолы была нанесена желтая полоса – обозначение немецких самолетов, действующих на Восточном фронте. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в транспортно-десантный планер Go 242 был способен перевозить в своем грузовом отсеке даже джип. На заднюю часть фюзеляжной гондолы была нанесена желтая полоса – обозначение немецких самолетов, действующих на Восточном фронте. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Управляли транспортным планером два пилота. Соответственно кабина экипажа была оснащена двойным управлением с расположенным слева штурвалом и ручкой справа. Вероятно, оснащение места второго пилота ручкой управления было связано с тем, что он еще управлял подвижным 7,92-мм пулеметом MG 15, установленным на крыше кабины экипажа (установка пулемета была опциональной). В задней части гондолы могли быть установлены еще один или два пулемета MG 15 (модификации C-1 и C-2). Кроме того, в бортах фюзеляжной гондолы можно было установить по одному подвижному пулемету MG 15, огонь из которых в экстренной ситуации могли вести перевозимые планером солдаты. Однако эти пулеметы устанавливались редко.

в задней части фюзеляжной гондолы можно было установить два 7,92-мм пулемета MG-15. Ствол еще одного пулемета выступал из правого борта фюзеляжной гондолы планера Go 242. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в задней части фюзеляжной гондолы можно было установить два 7,92-мм пулемета MG-15. Ствол еще одного пулемета выступал из правого борта фюзеляжной гондолы планера Go 242. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

В качестве шасси планера использовались три полоза: носовой и два основных. Передняя опора шасси была частично убираемая. Помимо этого, планер Go 242 мог устанавливаться на двухколесную стартовую тележку, которая отделялась после отрыва планера от взлетной полосы. Однако, если в пункте назначения имело смысл приземлиться на колеса, например, потому что нужно было снова быстро взлететь или покрытие взлетно-посадочной полосы было неподходящим для полозьев, колесное шасси оставалось на планере.

Смешанные экземпляры

Модификация Go 242 B-1 получила оснащенную тормозами носовую стойку шасси, разработанную для Go 244 – транспортно-десантного самолета, являвшегося дальнейшим развитием Go 242. Машины с трехопорным шасси, которое также можно сбрасывать в чрезвычайной ситуации, сначала были редкими, но их количество увеличивалось по мере того, как самолеты Go 244 все больше переоборудовали в планеры Go 242 B. Планер Go 242 B-2, которых было построено 256 экземпляров, получил улучшенное колесное шасси за счет перемещения рессорных стоек шасси в фюзеляж.

транспортно-десантный планер Go 242 B с носовым шасси транспортно-десантного самолета Go 244. Грузовой отсек планера Go 242 имел объем примерно 23 м³. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантный планер Go 242 B с носовым шасси транспортно-десантного самолета Go 244. Грузовой отсек планера Go 242 имел объем примерно 23 м³. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Для перевозки большей массы полезной нагрузки некоторые планеры Go 242 B-2 были оборудованы менее прочными полами. Из модернизированных Go 244 B-3 были получены Go 242 B-3, которые были рассчитаны на перевозку 27 десантников.

в транспортно-десантном планере Go 242 могли разместиться до 27 солдат. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

в транспортно-десантном планере Go 242 могли разместиться до 27 солдат. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

Для специального применения была запланирована модификация Go 242 C-1 с глиссирующим днищем и подкрыльевыми поплавками, однако планер Go 242 в варианте летающей лодки построен не был. Предположительно в 1944 году они должны были действовать совместно с штурмовыми катерами против британского флота в Скапа-Флоу.

Для эксплуатации с сильно заснеженных взлетно-посадочных полос инженеры компании Gotha разработали специальные полозья. Было заказано 30 комплектов таких полозьев.

транспортно-десантный планер Go 242 (военный номер TE+UD) во время тестирования специальных полозьев для действий с заснеженных взлетных полос. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантный планер Go 242 (военный номер TE+UD) во время тестирования специальных полозьев для действий с заснеженных взлетных полос. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

В целях сокращения длины разбега на планер пытались устанавливать стартовые ускорители, но они работали неудовлетворительно. С 1942 года была возможна установка тормозного парашюта, размещенного в задней части фюзеляжного гондолы. Данный парашют в исправном, то есть не совсем развернутом состоянии позволял совершать пикирующий полет, при этом скорость не должна была превышать 230 км/ч. Только после выравнивания перед посадкой парашют полностью раскрывался.

Самолеты-буксировщики

Первоначально для буксировки планеров Go 242 использовались трехмоторные транспортные самолеты Junkers Ju 52/3m. Однако большую часть времени в воздух планеры поднимали двухмоторные бомбардировщики Heinkel He 111, которые для этой цели были оснащены буксировочными соединениями с тяговым усилием 6 тонн.

транспортно-десантный планер Go 242 в стандартной окраске (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65). Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантный планер Go 242 в стандартной окраске (цвета RLM 70, RLM 71, RLM 65). Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантный планер Go 242 буксируется транспортным самолетом Ju 52/3m. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантный планер Go 242 буксируется транспортным самолетом Ju 52/3m. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантные планеры Go 242 A-1, буксируемые бомбардировщиками He 111. Планер в левом нижнем углу снимка «выделяется» своим превосходным камуфляжем. Из-за изменений в окраске, выполнявшихся непосредственно в частях, камуфляжные схемы планеров были индивидуальными. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантные планеры Go 242 A-1, буксируемые бомбардировщиками He 111. Планер в левом нижнем углу снимка «выделяется» своим превосходным камуфляжем. Из-за изменений в окраске, выполнявшихся непосредственно в частях, камуфляжные схемы планеров были индивидуальными. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

С начала 1943 года в качестве самолета-буксировщика использовался He 111 Z. Тяжелый самолет-буксировщик He 111 Zwilling состоял из двух двухмоторных бомбардировщиков He 111, соединенных друг с другом специальной секцией крыла с пятым двигателем. Эта машина была создана для буксировки тяжелых планеров Messerschmitt Me 321. Поскольку общая мощность пятимоторной силовой установки He 111 Z составляла 7600 л.с., то работавший в полную силу «цвиллинг» одновременно буксировал две «готы». Поскольку буксировка двух планеров бок о бок казалась слишком рискованной, то один планер Go 242 получил в задней части фюзеляжной гондолы буксировочное соединение, к которому можно было прикрепить второй Go 242. Сцепное устройство в носу было заменено на более мощное (десять тонн тягового усилия).

Оперативное развертывание «гот» началось в 1942 году после формирования специальных эскадрилий, оснащенных планерами Go 242. Первыми подразделениями, оснащенными грузовыми планерами Go 242, шесть эскадрилий, получивших обозначения с 1/Go 242 по 6/Go 242. Машины показали себя хорошо, и экипажи с удовольствием их пилотировали.

Впоследствии эти эскадрильи были приписаны к различным транспортным частям, так, например, летом 1942 года эскадрильи «гот» вошли в состав 5-й и 30-й боевых групп специального назначения (Kampfgruppen zu besonderen Verwendung [KGr.z.b.V.] 5 und 30). Действуя в составе 2-й транспортно-десантная авиационная эскадра (Luftlandegeschwader 2), сформированной в апреле 1942 года, «готы» в боевых вылетах часто буксировались вместе с другими планерами. Согласно ряду утверждений парашютисты с «гот» не десантировались. Планерами Go 242 было перевезено большое количество военной техники, а также раненых, для чего некоторые «готы» получили специальное оборудование. Подавляющая часть операций была проведена на восточном фронте, небольшое количество боевых вылетов было сделано в Северной Африке.

транспортно-десантный планер Go 242 акульими зубами, нарисованными на передней части фюзеляжной гондолы. Снимок был сделан на аэродроме в Сицилии, откуда доставлялись припасы в Северную Африку. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

транспортно-десантный планер Go 242 акульими зубами, нарисованными на передней части фюзеляжной гондолы. Снимок был сделан на аэродроме в Сицилии, откуда доставлялись припасы в Северную Африку. Снимок из коллекции Герберта Ринглштеттера

К моменту завершения производства в 1944 году на заводах компаний Gotha и Hartwig, Зоннеберг, изготовили впечатляющее количество планеров Go 242 – около 1500 экземпляров.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gotha Go 242 A-1

Назначение: транспортно-десантный планер

Статус: крупносерийное производство

Год постройки: 1941

Экипаж: 2 человека

Размеры:

размах крыла 24,50 м
общая длина 15,80 м
длина фюзеляжной гондолы 6,05 м
высота 4,40 м
площадь крыла 64,40 м²
ширина колеи основных стоек шасси 3,23 м
ширина фюзеляжной гондолы 2,60 м
длина грузового отсека 6,00 м
ширина грузового отсека 2,00 м
высота грузового отсека 1,90 м

Масса:

пустого 3236 кг
с полной нагрузкой
• на травяной ВВП 3564 кг
• на бетонной ВВП 4046 кг
взлетная
• на травяной ВВП 6800 кг
• на бетонной ВВП 7300 кг

Удельная нагрузка на крыло: не более 113 кг/м²

Летные характеристики:

скорость буксирования максимальная 240 км/ч
скорость планирования максимальная 290 км/ч
посадочная скорость
• без груза 105 км/ч
• с грузом 140 км/ч

Вооружение: до трех 7,92 мм пулеметов MG 15 (возможна установка в боковых окнах дополнительных пулеметов MG 34 и MG 15)

источник: Herbert Ringlstetter «TECHNIK. Typengeschichte. GOTHA GO 242. Lautloser Transporter» «Flugzeug Classic» 2012-03, Seiten 32-37

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-besshumnye-gruzoviki-transportom-desantnye-planery-gotha-go

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account