Беспроводные мушкетеры: сухопутная торпеда Vehicule Pomellet
Содержание:
История создания
Как я уже упоминал ранее, порой довольно сложно установить, кому именно принадлежат лавры первооткрывателя того или иного вида управляемого оружия. Однако, в некоторых случаях все вполне очевидно. И честь первооткрывателей в области наземных боевых роботов принадлежит — бесспорно и несомненно — французам.
Впервые идею дистанционно управляемой самоходной боевой машины во Франции предложили еще в 1915 году. Окопная ситуация Первой Мировой, с относительно стабильной линией фронта создавала благоприятные условия для самоходной мины — все, что от нее требовалось, это переползти несколько сотен метров «ничейной» полосы в нужном направлении и взорваться в неприятельском окопе. Решить эту задачу вполне могла и автоматика 1910-ых. В 1916 году, французская армия с определенным успехом испытала управляемые по проводам самоходные мины «Crocodile» Шнейдера и «Torpille Electrique» Обри-Габэ, но на вооружение они не поступили: танки оказались куда более эффективным решением позиционного тупика, и ограниченные ресурсы Франции не позволяли одновременно производить и то и другое.
В конце 1930-ых, очевидная угроза войны снова пробудила интерес французского командования к самоходным торпедам. Французских генералов весьма беспокоили пограничные укрепления на Линии Зигфрида: значительно переоценивая германские возможности, они представляли Линию Зигфрида как немецкий аналог могучей Линии Мажино (в реальности, Линия Зигфрида была много слабее, да еще и строилась в обстановке нацистского бардака и халатности). Французские генералы прекрасно понимали, что для победы над Германией им необходимо будет прорвать ее оборонительные рубежи. Для этой цели во Франции проектировались новые виды оружия — такие, как сверхтяжелые танки FCM Char F1 и осадные мортиры — но на их разработку требовалось время.
В 1937 году, армейский капитан Жан Помелле по собственной инициативе приступил к проектированию радиоуправляемой беспилотной танкетки, способной доставлять заряды взрывчатки к неприятельским укреплениям. Выбор радио, вместо проводного управления, был не случаен: одной из основных причин, по которым предшествующие сухопутные торпеды не приняли на вооружение, была уязвимость кабелей управление под артобстрелом. По мнению Помелле, такие машины могли поступить на вооружение гораздо быстрее «тяжелого» осадного оружия, и обеспечить французской армии возможность успешного наступления на германские укрепления. Также, Помелле рассматривал и применение своих танкеток для решения тактических задач: подавления огневых точек на поле боя и подрыва танков противника.
Проект машины, получившей незамысловатое название VP-38 (фр. Vehicule Pomellet, 1938 — Машина Помелле, 1938 года) был завершен зимой 1938 года. Армия проявила к машине интерес, и в январе 1938, Помелле открыл небольшую механическую мастерскую в Париже, где занялся сборкой прототипов. Разработкой радиоаппаратуры по заказу Помелле занялась Compagnie Francaise Thomson-Houston — сестринская ветвь могучей «General Electric».
Конструкция
Внешне, телеуправляемая танкетка Помелле сильно напоминала уменьшенную версию бронетранспортера Lorraine 37L, серийно производившегося для французской армии. Корпус ее собирался из тонких листов закаленной стали максимально упрощенного профиля и имел простую коробчатую форму. Только нижняя часть лобовой детали устанавливалась наклонно. Длина машины составляла около 2,5 метров, высота — около 1 метра.
Ходовая часть была во многом заимствована от Lorraine 37L и состояла из продольной балки, к которой на рессорах крепились три двухкатковые опорные тележки. В передней части находилось направляющее колесо большого диаметра, в кормовой — ведущее колесо. Узкая мелкозвенчатая гусеница охватывала корпус машины, и поддерживалась над крышей с помощью пары поддерживающих катков. Для лучшей проходимости на пересеченной местности, танкетка имела «хвост» с опорной плитой, позволявший лучше преодолевать воронки и траншеи.
Внутри, корпус машины разделялся на три секции:
- Переднюю секцию боевой нагрузки — пустой «ящик» в который устанавливалось боевое оснащение машины.
- Центральную секцию управления — в которой располагалось приемное устройство и система управляющих реле.
- Заднюю моторную секцию — в которой располагался двигатель и трансмиссия.
В движение телетанкетку приводил небольшой двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, установленный в моторной секции. Передача была механической, упрощенной модели. На первых образцах использовался готовый двигатель, заимствованный от мотоцикла фирмы «Gillet». Результаты испытаний этого двигателя, однако, не понравились военным — машине явно не хватало мощности — и последующие танкетки оснащались двигателем «Polymécanique» (мне не удалось установить, о чем именно идет речь). Чтобы разместить двигатель и радиатор, на крыше моторной секции была сделана небольшая надстройка, стенки которой сделали наклонными для лучшей пуле-стойкости. Выхлопная труба с глушителем выводилась на левый борт машины.
К сожалению, очень мало информации сохранилось о системе радиоуправления танкетки Помелле. Известно, что использовался единственный канал управления: вероятно, команды задавались комбинацией импульсов при помощи вращающегося дискового коммутатора. Станция управления с радиопередатчиком получилась достаточно массивным и громоздким, и перевозился на автомобиле — что создавало определенные затруднения. Впрочем, так как переброска танкеток своим ходом не предполагалась (разве что на очень небольшие дистанции), габариты командной станции не были принципиальным недостатком.
А вот что являлось принципиальным недостатком, так это ограниченность каналов управления. Фактически, каждая контрольная станция могла использовать только одну предустановленную частоту, что позволяло применять танкетки Помелле только по одной. Несколько контрольных станций могли быть настроены на разные частоты, но ограниченные возможности примитивной радиоаппаратуры не позволяли достаточно эффективно разнести управляющие частоты друг от друга. В результате, при одновременном запуске нескольких машин, существовал риск взаимных помех. Учитывая что тактика применения, предполагавшаяся французской армией, подразумевала только массированное использование танкеток Помелле, этот недостаток выглядит весьма… странным.
Основным назначением телетанкетки виделся подрыв препятствий. В передней ее секции устанавливался 200-килограммовый инженерный подрывной заряд, взрыватель которого приводился в действие по команде с пульта. Такая мощная «боеголовка» позволяла танкетке уничтожать неприятельские ДОТ’ы, инженерные заграждения, подрывать мосты и полевые укрепления. Сброс боевой части, похоже, не предполагался: танкетка подрывалась вместе с зарядом (в отличие от немецких и японских аналогов). По всей видимости, не исключалось применение и другой нагрузки — например, аппаратуры дымопускания для постановки дымовой завесы на линии фронта, или даже дистанционно управляемого фугасного огнемета.
Производство и испытания
Первый прототип VP-38 был готов в марте 1939 года, спустя всего три месяца после начала работ. Уже 29 марта, собранную и проверенную на стенде машину отправили в Рокканур для испытаний.
Испытания телетанкетки Помелле продолжались с марта 1939 по май 1940, и шли не без проблем. Так, в ходе самых первых тестов весной 1940 года выяснилось, что рама танкетки оказалась недостаточно прочной, и опорные балки гусениц — на которые приходился весь вес машины — на пересеченной местности гнутся и ломаются. Танкетку отправили обратно в Париж, где Помелле решил проблему, попросту наварив на основную балку три дополнительные. Двигательная установка из мотоциклетного двигателя «Gillet» тоже вызвала нарекания. Однако, серийный двигатель «Polymécanique» весной 1939 был еще не готов, и поэтому второй прототип (представленный в ноябре 1939) также оснащался мотоциклетным двигателем. Получить «правильный» мотор «Polymécanique» довелось только третьему прототипу, поставленному на испытания в армейский лагерь Фрилезье лишь в декабре 1939.
Неожиданно серъезной проблемой оказалась сложность определения ориентации танкетки в пространстве. Удаленный от машины оператор, в условиях не лучшей видимости на поле боя, видел Vehicule Pomellet в лучшем случае как движущееся пятно камуфляжного окраса. Понять, куда именно смотрит нос машины, было непростой задачей. Во время учений, неоднократно происходили нелепые ситуации, когда оператор, пытаясь провести телетанкетку вокруг препятствия, вдруг обнаруживал, что случайно развернул ее на месте, и танкетка теперь приближается к нему, удаляясь от цели. Такие «эксцессы» определенно не способствовали репутации машины.
В декабре 1939, телетанкетку представили «на самый верх» — испытательную станцию посетил премьер-министр Даладье и ряд высокопоставленных генералов. Увиденное, очевидно, пришлось им вполне по душе, несмотря на недостатки и сложности. В самом конце 1939 года (еще до официального принятия машины на вооружение), французская армия разместила заказ на 500 единиц, и несколько десятков станций управления.
Было совершенно ясно, что мастерская Помелле в Париже справиться с заказом такого размера не в состоянии. Поэтому в качестве партнера выступила небезызвестная автомобилестроительная компания «Лоррейн-Дитрих», располагавшая значительными мощностями. Уйдя в середине 30-ых с автомобильного рынка, «Лоррейн-Дитрих» целиком сосредоточилась на производстве бронетехники — и, судя по конструкции VP-38, капитан Помелле с самого начала ориентировался именно на использование ее мощностей. Производство компонентов телетанкетки осуществлялось на заводе компании в Люнвилле, финальная сборка осуществлялась в мастерской Помелле в Париже.
В феврале 1940, телетанкетка Помелле была официально одобрена к принятию на вооружение. Испытания и доработки все еще продолжались, но французская армия посчитала, что первые серийные образцы так и так будут в основном учебными, а доводить машину до ума можно и в ходе производства. Тогда же, зимой 1940, был заключен второй контракт — тоже на 500 машин. В апреле 1940 года, армия еще раз расширила заказ, на этот раз на 1000 машин. Таким образом, общее число заказанных VP-38 достигало впечатляющей цифры в 2000. Все телетанкетки предполагалось поставить в войска до начала 1941 года.
Однако, с производством дела обстояли не так радужно. Крупной проблемой была острая нехватка радиооборудования. Хотя французская электронная промышленность и была одной из крупнейших в мире, она (как и печально многое другое!) оказалась совсем не готова к мобилизации. Compagnie Francaise Thomson-Houston была завалена приоритетными заказами на производство артиллерийских, авиационных и танковых радиостанций. Обеспечение радиоаппаратурой менее приоритетных направлений — таких, как телеуправляемые танкетки — осуществлялось по остаточному принципу. В результате, производство шасси VP-38 значительно опережало их оснащение аппаратурой управления.
К моменту прекращения производства в июне 1940, завод в Лоррейне успел собрать всего сорок телетанкеток VP-38. Из них полностью оснащены аппаратурой управления и поставлены в войска были всего одиннадцать штук — менее 1% от общего заказа!
Вторжение немцев во Францию застало армию Третьей Республики все еще в процессе лихорадочного перевооружения. Хотя первые образцы телетанкеток VP-38 были направлены в войсковые части, они рассматривались исключительно как учебные машины, для тренировок операторов. Некоторые источники (в частности Funklenkpanzer: A History of German Army Remote- and Radio-Controlled Armor Units) упоминают применение телетанкеток Помелле против немецких танков под Седаном. Согласно этим источникам, несколько образцов радиоуправляемых танкеток были направлены против немецких танков, пересекающих реку Мезе. Однако, другие источники (Les Vechicules Blindes Francais) утверждают, что в ночь на 26-27 июня 1940 года, все имевшиеся образцы VP-38 были разобраны, ключевая аппаратура спрятана а корпуса уничтожены во избежание захвата немцами.
Поражение Франции прекратило производство танкеток Помелле. Сам изобретатель, сумев избежать немецкого внимания, удалился в местечко Барнье-де-Бигор на границе с Испанией, где продолжил работы над телетанкеткой. За неимением прототипов, он использовал серийный транспортер Lorraine 37L — производство которых «втихую» продолжалось армией режима Виши, несмотря на германские запреты. Неизвестно, состоял ли Помелле в секретных структурах Conservation du Matériel (занимавшихся тайным запасением военных материалов и разработкой нового оружия для будущего освобождения Франции), но это представляется весьма вероятным.
После освобождения Парижа в августе 1944, правительство Свободной Франции немедленно приступило к восстановлению производства вооружений. Телеуправляемые танкетки без внимания не остались — тем более, что союзные войска имели уже изрядный опыт «общения» с их немецкими аналогами. Капитан Помелле был призван на службу и немедленно получил приказ восстановить производство VP-38. Хотя не все во французском генералитете были уверены, что телетанкетки все еще остаются перспективными (немецкий опыт показывал, что их применение далеко не так просто, как представлялось до войны), тем не менее, в октябре 1944 армия заказала тридцать новых танкеток. Первая должна была быть поставлена в войска 29 марта 1945, последняя — 15 мая 1945.
На этот раз все усилия по разработке танкеток были сосредоточены на заводе в «Лоррейн-Дитрих» в Барнье-де-Бигор. Однако, из-за значительного урона, понесенного французской промышленностью от немецких грабежей, и дефицита материалов, к сборке танкеток удалось приступить только в феврале 1945. Первые образцы поступили в войска только в мае 1945 года — уже после капитуляции Германии!
Послевоенные разработки
Хотя телетанкетки Помелле и опоздали на войну, отменять заказ никто не собирался, как и дальнейшее их усовершенствование. Еще в 1944, инженеры, работавшие в Барнье-де-Бигор спроектировали новую модель телетанкетки VP-44 — более быструю и проходимую, с усовершенствованным двигателем и трансмиссией — но во время испытаний в 1945, прототип попал в аварию и был тяжело повреждени. Не особенно впечатленные военные отказались от VP-44, сосредоточившись на базовой модели.
В январе 1946 года, тридцать изготовленных серийных телетанкеток (получивших обозначение VP-1) участвовали в армейских маневрах. Результаты армейское командование не впечатлили: работающие на близких частотах системы управления постоянно создавали взаимные помехи, а применение танкеток по одной было явно неэффективно. Кроме того, обнаружился сильный износ этих одноразовых машин на учениях. Пытаясь спасти положение Помелле модифицировал одиннадцать машин, повысив надежность и ресурс агрегатов для длительной эксплуатации, но решить проблему с системой управления не сумел. Армия отказалась принимать «неготовые» машины. 18 февраля 1946 года, военное министерство решило прекратить работы над танкетками Помелле.
Однако, Помелле это не обескуражило. Все еще убежденный, что его машина имеет потенциал развития, он на личные средства основал фирму SEAI (фр. Société d’Équipement Agricole et Industriel — Общество Сельскохозяйственного и Индустриального Оборудования), которая в том числе занималась и дальнейшим развитием телетанкетки. Армия, по всей видимости, не возражала против дальнейших экспериментов с тридцатью машинами VP-1, хранившимися на складах в Бурже.
Проектирование новой машины, получившей обозначение VP-2, началось в ноябре 1947 года. Она делалась на шасси старого прототипа VP-44, починенном и улучшенном. В ходе работы инженеры SEAI улучшили подвеску, надстройку двигателя сделали более обтекаемой и расположили передние листы «щучьим носом». Главным же отличием была система световой сигнализации, установленная с целью помочь оператору определять ориентацию машины в пространстве. Для этой цели, на корме VP-2 смонтировали… железнодорожный светофор с тремя огнями.
Предполагалось, что оператор (находящийся позади машины) сможет определить ее ориентацию в пространстве по видимости трех огней на корме. Козырьки над фонарями были устроены так, что все три огня были видны лишь когда телетанкетка была кормой обращена прямо к оператору. Если танкетка поворачивалась, крайний фонарь с противоположной направлению поворота стороны исчезал из виду. Тем самым оператор мог понять, как именно по отношению к нему повернулась танкетка, и скорректировать ее курс. Неизвестно, была ли система предназначена для использования исключительно ночью, или же сигнальные огни были различимы и днем — например, инфракрасные.
В июне 1948, VP-2 представили на испытания. Особого впечатления на армию она, похоже, не произвела, но все же вызвала некоторый интерес. В результате испытаний, 25 августа 1948 года армия заказала SEAI три улучшенных образца, обозначенных как VP-3.
Модель VP-3 радикально отличалась от предыдущих. Для максимального упрощения производства, корпус ее собирался из трех параллельно расположенных обрезков труб большого диаметра, вмещавших боевой заряд, аппаратуру управление, и двигатель (возможно, спарку двигателей). Шасси также серъезно переработали, усилив несущие балки и сведя число опорных катков к пяти. Поддерживающих катков больше не имелось: гусеница просто висела между ведущим и направляющим колесами. Машина получилась заметно ниже и компактнее предыдущих моделей.
Однако, и этот радикально новый дизайн не сумел заинтересовать французскую армию. Хотя три прототипа поступили на испытания в декабре 1949, Помелле так и не удалось решить проблему с системой управления. Кроме того, с 1948 года у телетанкеток появился опасный конкурент — разработанная фирмой «Nord Aviation» управляемая противотанковая ракета SS.10. Хотя ракета и несла много меньшую боевую часть, чем телетанкетка, но она была значительно компактнее, проще в управлении (поскольку летела, а не ползала) и ее кумулятивная боевая часть прекрасно справлялась с уничтожением танков и ДОТ’ов. В 1950 году, армия распорядилась списать на лом все хранящиеся на складах телетанкетки и более не проявляла интереса к подобным машинам. В мае 1956 года, SEAI окончательно прекратила работу над телетанкетками.
Источники
- Les Vehicules Blindes Francais 1900-1944 — Pierre Touzin, E.P.A. (1979)
- Unmanned Systems of World War I and II — Everett H.R., MIT press (2015)
- Aviarmor.net