Беседы о «Тайфун-У»
Несколько месяцев назад в моем блоге было размещено большое интервью о семействе бронеавтомобилей «Тайфун», производимых на ОАО «КАМАЗ». Теперь же настала пора замолвить слово и о «Тайфун-У», разработанных на «Автомобильном заводе «Урал». Для этого я побеседовал с очень компетентными людьми, досконально разбирающимися в данной теме.
Расширенная версия статьи, вышедшей на Ленте.ру.
— Какие автомобили входят в семейство «Тайфун-У»?
— Изначально завод «Урал» получил ТТЗ на разработку автомобильной платформы и семейства автомобилей на базе этой платформы с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8. В защищенном и незащищенном исполнении. Тактико-техническое задание было выдано одинаковое, что КАМАЗу, что «Уралу». Единственно, для КАМАЗа было указано: «… на базе автомобилей бескапотной компоновки», а для «Урала»: «… на базе автомобилей капотной компоновки». Получив ТТЗ, специалисты проанализировали все компоновочные решения, включая бескапотные варианты, включая различное расположение осей по длине, в том числе, у 6х6. Пришли к выводу, что 4х4 можно сделать только капотным, 8х8 сделали все-таки два варианта: бескапотный и капотный с расположением осей 2+2. Такие машины известны, они есть, не сильно широко распространены, но тем не менее. Вторая ось получается примерно под кабиной.
— Каковы перспективы «Урал-53099» с колесной формулой 4х4?
— 4х4 сделан как концепт. «Урал» показал, что может эту идею реализовать, но для производства машины в оптимальном виде требуется уточнение ТТЗ от Министерства обороны. В таком ли виде необходимо делать эту машину, либо нужен более легкий вариант по типу «Тайфуненка» КАМАЗа. Ответ пока не получен. По большому счету судьба «Тайфунов» пока открыта: нужны они или не нужны. Если нужны, то в каком виде, если не нужны, то зачем ими 7 лет занимались… И так по всему семейству. У 8х8 вообще очень туманные перспективы, поскольку машина сложная, дорогая. Потребность-то в ней есть, но ответа заказчика на вопрос конструкторов: «Если мы ее сделаем для таких-то нужд, в таком-то виде и вот за такие-то деньги, она вам будет нужна?» — нет.
— 8х8 уже есть в металле?
— Нет. Машина слишком дорогая, чтобы делать ее в инициативном порядке, силами завода. Да и вообще все «Тайфуны» недешевы. АЗ «Урал» сейчас предложил Министерству обороны, и оно уже начинает соглашаться, вариант с перенесением бронекапсулы «Тайфуна-У» на платформу нового автомобиля «Торнадо-У». В результате цена на машину сразу же упадет в два раза.
— Не так давно в программе «Военная приемка» телеканала «Звезда» была показана обновленная версия «Тайфун-У». Что изменилось в машине по сравнению с макетными образцами?
— Основные изменения следующие. Снято требование по вписыванию в железнодорожный габарит 02-ВМ, осталось требование 02-Т. В результате удалось увеличить забронированный объем, упростить производство деталей и повысить их качественные характеристики. Изменена форма и размер дверей (уменьшен размер и снижена масса), убраны пневматические помощники. Появилась аппарель в корме машины для более удобной погрузки/выгрузки десанта.
— В той же программе было рассказано и о предварительных испытаниях «Тайфуна-У».
— Испытания были проведены в августе 2014 года. По ГОСТу. Первые испытания – пробеговые: образцы прошли каждый более чем по 50 тысяч км (в том числе, по дорогам асфальтовым, грунтовым, с прицепом). Каждый образец прошел специспытания: воздействие электромагнитного импульса, ударной волны, химических веществ (в том числе, напалма). Прошел стрельбовые испытания и дистанционно-управляемый модуль в Нижнем Тагиле. На заключительной стадии испытали машины обстрелом, проверили на стойкость при поражении осколками и взорвали последовательно 2, 6 и 8 кг под колесами и днищем. «Тайфун» всё успешно выдержал.
Отмечу, что в базовой версии «Тайфун-У» по периметру защищен от попаданий пуль калибра 7.62 мм. По желанию заказчика может навешиваться защита от пуль калибра 12.7 или 14.5 мм. Стекла в базовой версии защищают от попаданий пуль калибра 14.5 мм.
— Не было планов ставить на лобовое стекло бронежалюзи?
— Нет. Какой смысл? Оно и так держит пули калибра 14.5 мм на дальностях от 200 метров.
— На машине ведь для лучшего обзора и видеокамеры есть?
— Есть. Они нужны для того, чтобы водитель, в случае попадания в лобовые стекла, мог беспрепятственно вести машину. Стекло-то и попадание пуль калибра 14.5 мм удержит, но после этого будет покрыто сетью трещин, что может существенно снизить обзор. Водитель переключится на видеомонитор, имеющийся в кабине, и будет дальше ориентироваться в движении по нему. Камеру заднего обзора, например, удобнее всего использовать при открытии аппарели, чтобы случайно не зацепить людей. Ну, и видеокамеры могут использоваться десантом, чтобы вести наблюдение за окружающей обстановкой.
Всего установлено 8 камер на модели 63099 и по 6 на 63095, 53099.
— Для чего необходим козырек над лобовым стеклом?
— У него несколько функций. Первая – это дань традициям, дань узнаваемости: на Урал-4320 тоже он был. Конструктора считают, что такой козырек вписывается в образ машины, при определении которого использовались, в частности, такие слова, как «сила, мощь». Вторая – функциональность: это небольшая, но защита от солнца, плюс в козырьке находятся стеклоочистители.
— Планируется ли какая-либо дополнительная защита «Тайфун-У» от выстрелов РПГ? На «Тайфун-К», как опция, заявлены специальные маты, снижающие вероятность пробития брони.
— Военное ведомство не выдвигало таких требований. Сделать-то можно, в частности, те же металлические решетки поставить.
— Были ли какие-нибудь требования в ТТЗ по составу брони?
— Нет, там был просто указан необходимый уровень защиты. «НИИ стали» представило заключение, что для защиты от пуль калибра 7.62 мм вполне хватит и просто стальной брони. Для защиты от 14.5 мм пуль (а на макетных образцах лобовая проекция должна была защищать и от 30 мм снарядов) устанавливаются керамические панели. В основном, они прикрывают десантное отделение.
— Насколько керамические панели утяжеляют машину?
— Примерно на 1 тонну.
— Керамика на машине «НЭВЗовская»?
— Да. Пробовали панели и питерских производителей, но в итоге остановились на продукции ЗАО «НЭВЗ-КЕРАМИКС».
— Сообщалось, что ахиллесова пята отечественной керамики – ее нестабильное качество?
— Имелась такая проблема. Не всегда выдерживаются размеры бронероликов в одной партии, их качество. Сейчас, вроде бы, эти недостатки устранили. Во всяком случае, на предварительных испытаниях «Тайфун-У» проблем с нею не было.
— Как реализовано размещение снаряжения десанта в «Тайфун-У»?
— В ТТЗ требования по размещению снаряжения не были четко прописаны. На уточняющий вопрос, что и в каком исполнении должно перевозиться внутри, Минобороны ответило в духе «разберитесь сами, как лучше». В итоге было решено выделить под снаряжение каждому десантнику пространство объемом 20 л. Это, не считая той экипировки, что находится на нем самом. Поскольку при подрыве имущество может служить вторичным поражающим фактором, разлетаясь по салону, было решено разместить его за спинками десантных сидений. Это не идеальный вариант, но все же оно там более-менее закреплено.
— Какого типа колеса используются на «Тайфун-У»?
— После получения ТТЗ конструкторы начали разбираться в вопросе какие колеса можно использовать, чтобы соответствовать заявленным требованиям. Быстро выяснилось, что в России нет производства боестойких вставок. Тогда представители АЗ «Урал» обратились к известному производителю — «Hutchinson Group». На макетные образцы «Тайфуна-У» были поставлены два альтернативных варианта:
1) боестойкая алюминиевая вставка и колесо от «Hutchinson», шина — «Michelin»;
2) опытная разработка от ЗАО «ЧОЗ» — боестойкое колесо с устройством BEAD-LOCK, шина – Бел-95.
Когда был заключен контракт с Минобороны на производство 30 «Тайфун-У», то из-за определенных проблем с Челябинским опытным заводом пришлось ставить на все изготовленные машины колеса «Hutchinson». С этими колесами «Тайфун-У» прошел все предварительные испытания, они хорошо себя зарекомендовали. Но был у них и существенный минус: цена. Поэтому АЗ «Урал» параллельно наладил работу с ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Были проведены стендовые испытания колеса их производства, испытания шины Бел-95 с боестойкой вставкой. В итоге есть надежда получить два варианта колес с шинами для «Тайфуна-У»: «натовский» и отечественный.
— Расскажите о дистанционно-управляемых модулях на «Тайфун-У».
— В ТТЗ требовалось установить на «Тайфун-У» ДУМВ. Ни «Урал», ни КАМАЗ ранее не занимались дистанционно-управляемыми модулями, поэтому они обратились к Минобороны с просьбой предоставить сам модуль, необходимые параметры жесткости крыши, диаметр погона, размеры креплений. Военное ведомство ответило, что вопросы с модулями заводам необходимо самостоятельно решать со своими подрядчиками. АЗ «Урал» наладил сотрудничество с ОАО «НПО «Электромашина» (Челябинск). ДУМВ «Электромашины» прошел на «Тайфуне-У» специальные стрельбовые и пробеговые испытания. Это основной вариант модуля для «Тайфуна-У». Также прорабатываются и альтернативные варианты. Был опробован модуль ОАО «Буревестник» на макетных образцах, но от него пришлось отказаться из-за его стоимости: очень дорогой. Недавно к АЗ «Урал» обратился «Концерн «Калашников» с предложением опробовать на «Тайфун-У» модуль МБДУ. В демонстрационных целях он был установлен на машине, демонстрировавшейся на форуме «Армия-2015». Но пока Министерство обороны окончательно не решило какой ДУМВ должен стоять на «Тайфун-У».
Кстати, у военных бродили мысли: «А не поставить ли нам на машину модуль с пушкой?» Им пришлось объяснить, что на высоте 4 метра возникнут большие проблемы с точностью стрельбы. В итоге от этой идеи отказались. Основным вариантом вооружения ДУМВ остается пулемет «Корд».
— Система постановки дымовых завес появится на машинах?
— Этот вопрос прорабатывался, никаких сложностей в установке нет, но Минобороны отказалось от этой опции из-за удорожания машины. Кстати, рассматривался вариант и с установкой на «Тайфун-У» комплекса активной защиты, но от него также отказались, т.к. стоимость машины с КАЗ выросла бы вдвое.
— Что с уже произведенными 30 «Тайфун-У»? Где они сейчас находятся?
— Эти машины собраны на АЗ «Урал» в рамках государственного контракта и находятся сейчас в Южном военном округе, в бригаде спецназа. В одной бригаде 30 «Тайфун-К», в другой – 30 «Тайфун-У» (модульный 63095).
— Какие впечатления у спецназа от машины?
— Отзывы можно разделить на две части. Первый тип отзывов: «Зачем нам такая машина? Нам необходимо проводить боевые операции, разведывательные операции, но «Тайфун» — это не машина для боя и не машина для разведки. Он большой и шумный.» Второй тип отзывов: «Машина, конечно, защищенная, удобная, можно нормально сидеть, есть куда пристроить снаряжение.»
— То есть, Минобороны надо просто определиться кому поставлять данную технику?
— Да. Было удивление, конечно, почему машины отдали в спецназ, а не мотострелкам, но поступил ответ, мол, у них есть специфические задачи на Кавказе.
— Однообъемный и модульный «Тайфун-У» будут и дальше сосуществовать параллельно?
— Это зависит от Министерства обороны. Мне представляется, что однообъемные задумывались как некие командные пункты, санитарные машины. Модульные же машины, возможно, нужны были только для испытаний или же как шасси для спецтехники.
— Возвращаясь к Вашей фразе об открытости дальнейшей судьбы машин семейства «Тайфун»: определенность в судьбе – это…?
— Прописывание «Тайфунов» в Государственной программе вооружений, их появление в Государственном оборонном заказе. Хотя бы те же 30 штук каждый год. Возможно, судьба «Тайфунов» будет решена после проведения государственных испытаний. Есть договоренность, что испытания «Тайфун-У» и «Тайфун-К» будут проходить в равных условиях, по одним и тем же методикам, с оценками одной и той же комиссии. Две машины 6х6 (63095 и 63099) на АЗ «Урал» стоят уже два месяца, с готовностью выехать в Бронницы. «99-й» с дистанционно-управляемым боевым модулем. Все ждут приказа начальника Генерального штаба на проведение испытаний.
Оригинал взят у