Белая ворона Императорского флота. Легкие крейсера типа «Оёдо». Япония

18

По четвертой программе обновления флота 1939 года Японским Императорским флотом была запланирована постройка двух крейсеров- флагманов соединений подводных лодок (крейсера C, временные номера 136 и 137) . От крейсеров требовались-дальность плавания порядка 10 000 миль,6 гидросамолетов для разведки,наличие мощных узлов радиосвязи. Согласно программе, постройка каждого из крейсеров C должна была обойтись казне в 31,16 млн иен, из которых 10 470 160 иен шло на корпус, 7 583 610 — на энергетическую установку, 12 609 871 — на оборудование, 469 359 — в бюджет административных расходов .Под эти требования был создан проект легкого крейсера (проект C-42) ,созданный под руководством капитана 3-го ранга Дайсукэ Одзоно и под наблюдением главы секции контр-адмирала Кэйдзи Фукуда .

Белая ворона Императорского флота. Легкие крейсера типа "Оёдо". Япония

Из-за загруженности верфи первый крейсер был заложен на её стапеле только 14 февраля 1941 года. 10 марта 1942 года кораблю присвоили название «Оёдо» — в честь реки, протекающей в префектурах Кагосима и Миядзаки на юго-западе о. Кюсю . На воду он был спущен 4 апреля 1942, прошёл испытания в январе-феврале 1943 и 28 февраля 1943 года был передан флоту. Итоговый срок строительства составил 26 месяцев . А после спуска на воду «Оёдо» в апреле 1942 года на его месте 24 апреля был заложен крейсер № 300 (будущий «Ибуки»). Второй запланированный крейсер получил имя «Нийодо» («Niyodo»),но к его постройке так и не приступили,а 3 августа 1942 постройка его окончательно была отменена . По программе 1942 г. предусматривалась закладка еще пяти единиц (Nr.810 — Nr.814) , однако и эти планы остались нереализованными.

Концепция проекта предполагала использование в качестве флагмана флотилии подводных лодок,рейдерства на коммуникациях,эскадренной разведки.

Японцы первое соединение ПЛ создали в 1915 (4-я эскадра эсминцев-да,да) в составе 1-го флота,с 1 апреля 1919-1-я эскадра ПЛ. 1 декабря 1922 года была сформирована 2-я эскадра ПЛ .В 1-ю входили 6 ПЛ и две плавбазы — «Карасаки» (бывший «Екатеринослав») и «Комахаси» , с 1 декабря 1921 года вместо «Комахаси» флагманом стал крейсер «Яхаги», во 2-ю- крейсер как флагман («Тикума») и плавбаза («Мансю», бывшая «Манчжурия») .Если первым флагманом флотилии ПЛ была плавбаза,то возросшие требования заставили использовать в качестве флагманов легкие крейсера.

От флагманов соединений ПЛ требовалось очень многое и разноплановое- развитые средства связи, помещения для размещения штаба, высокие дальность плавания и скорость хода, адекватное вооружение, чтобы противопоставить в бою кораблям противника,наличие помещений для отдыха экипажей подлодок, возможность пополнения запасов торпед, снарядов, продовольствия, пресной воды и даже осуществления ремонта. То есть функций лидера ,штаба и плавбазы. В 1923-24 годах вошли в строй плавбазы «Дзингэй» и «Тёгэй», имевшие 18-узловую скорость хода, достаточно серьёзное вооружение из две спаренные 140-мм установки и помещения для размещения штаба.

В 30-х подводные лодки стали больше,увеличилась скорость и дальность. Соответственно и потребовалась замена флагманских кораблей.

В итоге японский МГШ так и не понял,что ему делать с новым крейсером,проектная дальность плавания его не устраивала( видимо от страха перед начальством крейсер превысил проектные показатели),а слабое бронирование и отсутствие любимых японцами торпедных аппаратов лишало смысла использовать его в составе эскадры. Скоростные гидросамолеты,на которые делали ставку также не достигли проектных показателей.Пытались даже придумать из него крейсер ПВО с 16 100 мм и множеством 25 мм автоматов,но в итоге переоборудовали его во флагманский корабль Объединеннного флота .

Дальнейшим развитием японской крейсеростроительной мысли стало увеличение запасов нефти на более крупных крейсерах заказов № 800 — 814 ,которые должны были в 1945 составить основу легких крейсерских сил.

В результате, из всех действующих на начало войны и принятых программ военного кораблестроения, «Оёдо» (Nr.136) стал последним из реально построенных японских крейсеров.

«Оёдо»( Оёдо ) IJN Oyodo, 大淀 . Арсенал флота, Курэ. Заказан к постройке 6 декабря 1939 года .Заложен 14 февраля 1941 года. Спущен на воду 2 апреля 1942 года .Введён в эксплуатацию 28 февраля 1943 года. Выведен из состава флота 20 ноября 1945 года,потоплен американской палубной авиацией 28 июля 1945 года, в 1948 году поднят и сдан на слом

Водоизмещение -8534 т (стандартное),10 417 т (на ходовых испытаниях)
11 433 т (полное).Длина 180,0 м (по ватерлинии),192,0 м (наибольшая) . Ширина 16,6 м ,осадка 6,1 м (фактическая).

Бронирование- броневой пояс — 60 мм;
палуба — 30 мм;
башни — 40/30/20 мм (лоб/борта и корма/крыша)

Двигатели- 4 ТЗА «Кампон»,6 котлов «Кампон Ро-Го»,110 000 л. с.,Движитель -4 трёхлопастных гребных винта. Скорость хода 35,31 узла (на испытаниях). Дальность плавания 10 315 морских миль на скорости 18 узлов.Экипаж 776 человек (53 офицера и 723 нижних чинов).782,как флагман-911 чел.

Вооружение- 6 (2 × 3) — 155-мм/60 тип 3, 8 (4 × 2) — 100-мм/65 тип 98,
18 (6 × 3) — 25-мм/60 тип 96(52 к 1945 году) . Авиационная группа- катапульта Тип 2 Модель 1, 6 гидросамолётов Тип 2 (Е15К1), с апреля 1943 г.: катапульта Тип 2 № 1 мод. 10; четыре гидросамолета тип 0 мод. 1 (Е13А1), с марта 1944 г.: две катапульты «Куре 2» мод. 5; два гидросамолета тип 2 (A6M2-N). .Гидролокатор Тип 93 Модель 3

В апреле 1943 г. на крейсере смонтировали радар тип 21. В марте 1944 г. корабль переоборудовали под флагман Объединенного Флота: в 45-м катапульту заменили на стандартную , а число гидросамолетов сократили до двух. Общее число 25-мм автоматов довели до 47 (12×3 и 11×1), установили радар тип 22. В октябре того же года добавили РЛС тип 13, 10×1 25-мм орудий (в два приема — сначала 6 одновременно с другими изменениями, затем еще 4 в конце месяца) и увеличили количество глубинных бомб до 16.

С марта 1944 г.: 6 — 155-мм / 60 тип 3 модиф. 2 мод. Е; 8 — 100-мм / 65 тип 3 мод. В2; 48 — 25-мм / 60 тип 96, с января 1945 г.: 6 — 155мм / 60 тип 3 модиф. 2 мод. Е; 8 — 100-мм / 65 тип 3 мод. В2; 52 — 25-мм / 60 тип 96 .

С апреля 1944 г.: РЛС обнаружения надводных целей тип 21 мод. 2, с марта 1944 г.: РЛС обнаружения воздушных целей и управления огнем тип 13; РЛС обнаружения надводных целей и управления огнем тип 22 мод. 4S (модернизированная станция тип 22 мод. 4); РЛС тип 21 мод. 2, активная акустическая станция тип 93 мод. 3.

Конструктивная подводная защита крейсера была достаточно ограниченной, его максимальная ширина в 16,6 м исключала возможность установки броневых противоторпедных переборок. Поэтому конструкторы полагались на развитое деление корпуса на водонепроницаемые отсеки и двойное дно. «Оёдо» по расчётам мог выдержать затопление только одного машинного и одного котельного отделения на борт, с получением крена в 15°. Фактически же при налёте 28 июля 1945 года и такие повреждения не удалось вовремя уравновесить контрзатоплениями, и крейсер в результате опрокинулся

Бронирование, как и у предшественников, использовалось в силовой схеме набора. Пояс крепился к наружной обшивке. Броневая защита крейсера рассчитывалась, исходя из необходимости выдерживать прямые попадания полубронебойных снарядов калибра 155 мм и сброшенных с высоты 3000 м 250-кг бомб Схема бронирования напоминала примененную на «Аganо” , но из-за размещения всей артиллерии в носу и наличия запасов авиабензина и авиабомб, длина главного броневого пояса из плит CNC основной 60-мм части возросла до 71 м. а высота — до 3,91 м. В районе погребов пояс плавно переходил во внутренний толщиной от 40 до 75 мм. Длина этого участка составляла 35 м, высота плит — 2.6 м. Оба пояса замыкались траверзами толщиной от 35 до 60 мм. Толщина палубы составляла 28 — 30 мм над энергоустановкой и 50 мм над погребами. Элеваторы снарядов всех калибров защищались плитами толщиной от 25 до 55 мм. Барбеты башен главного калибра имели толщину 20 мм. сами башни — 25 мм. Суммарный вес брони — 987 т (около 9,5% от водоизмещения).

Под базирование самолетов и мощной катапульты для их запуска отводилась вся кормовая оконечность, а артиллерия концентрировалась в носу. В качестве главного калибра использовали две трехорудийные 155-мм башни, высвободившиеся при перевооружении крейсеров типа «Mogami”. Их дополняли четыре спаренные 100-мм/65 установки и строенные 25-мм автоматы Для управления огнем главного калибра имелся один директор тип 94 и по одному 8-м (в башне №2 ) и 6-м (на мостике) дальномеру. Также имелось два директора для зенитной артиллерии со своими 4,5-м дальномерами. На крейсере был установлен сонар тип 93. Отличительной чертой проекта «Oyodo” стало отсутствие торпедного вооружения.
Корабль предусматривалось оснастить шестью разведывательными гидросамолетами типа «14” («Kawanishi” Е15К1). Но машина получилась неудачной ,выпущено несколько штук и крейсера их не получили.

155-мм установки на крейсере располагались в носовой части по линейно-возвышенной схеме (высота барбета первой — 13 м, второй — 15,8 м), с углами обстрела по 150° в каждую сторону от диаметральной плоскости. Строенная установка 155-мм орудий была разработана в 1932 году, имела диаметр погона 5,71 м и круговое бронирование из плит NVNC толщиной в 25 мм. Поверх него на расстоянии 10 см крепились тонкие стальные листы, игравшие роль солнцезащитных экранов. Расстояние между стволами составляло 1,55 м, чтобы было недостаточно для нормального использования затвора центрального орудия в стандартном положении, в связи с чем его затворный механизм был повёрнут на 45°.

На «Оёдо» использовались 155-мм снаряды четырёх типов: бронебойный «ныряющий» снаряд с баллистическим колпачком тип 91, нёсший 1,152 кг состава тип 91 и способный пробить 100-мм плиту NVNC с дальности 15 км при угле встречи 60°; снаряд «общего назначения» тип 0, нёсший 6,8 кг тринитрофенола и имевший радиус поражения воздушных целей 23 м (на вооружении с 1940 года), осветительный снаряд с парашютом модификации B и практический снаряд.

Максимальный угол возвышения установок составлял 55°, с предельной дальностью стрельбы (при угле возвышения в 45°) в 27,4 км и досягаемостью по высоте 12 км. Расчёт одной установки составлял 24 человека в боевом отделении, плюс 7 человек в перегрузочном отделении снарядов и 10 — в перегрузочном отделении зарядов.

Среднекалиберная зенитная артиллерия корабля была представлена восемью 100-мм орудиями тип 98 в четырёх спаренных установках, расположенных вокруг дымовой трубы. Орудие было спроектировано в 1938 году под руководством Тиёкити Хата в соответствии с требованиями МГШ о создании зенитной артиллерийской системы с повышенной огневой производительностью. При длине ствола 65 калибров оно имело начальную скорость 1030 м/с и максимальную скорострельность 15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы достигала 19,5 км, а досягаемость по высоте — 14,7 км (эффективные — 14 и 11 км соответственно). Применяемая спаренная установка типа A 1-й модификации была полуоткрытой, с лёгким щитом из 3-мм стали, предназначенным для защиты от брызг. Аналогичные установки имел авианосец «Тайхо», на эсминцах же типа «Акидзуки» орудия тип 98 размещались в закрытых куполообразных установках. 27,15-кг выстрелы включали в себя 13-кг снаряды двух типов — фугасные и практические. Для управления огнём 100-мм орудий использовалась СУАЗО тип 94, включавшая в себя башенки с 4,5-метровыми дальномерами тип 94 по бортам носовой надстройки и пост управления зенитным огнём с вычислителем, находившийся под нижней палубой за погребами.

Малокалиберная зенитная артиллерия по исходному проекту была представлена шестью спаренными 25-мм автоматами тип 96 (всего 12 стволов). Два из них размещались в передней части носовой надстройки, а четыре — на крыше ангара гидросамолётов. Но уже в процессе постройки автоматы были заменены на строенные на тех же местах (число стволов возросло до 18), и в строй крейсер вошёл именно с ними. Для управления огнём зенитных автоматов по проекту предусматривались три визирные колонки тип 95 со стереодальномерами тип 97 с 2-м базой.

«Оёдо» был спроектирован как носитель шести скоростных разведывательных гидросамолётов. Запуск гидросамолётов должен был производиться с установленной на верхней палубе в корме специальной катапульты тип 2 № 1 модель 10, принятой на вооружение в 1942 году.

Для борьбы с подводными лодками «Оёдо» имел два бомбосбрасывателя по обе стороны ахтерштевня. Их боекомплект включал шесть бомб тип 95 2-й модификации, хранившихся в бомбовом погребе и подававшихся по элеватору. Для обнаружения подлодок использовался гидролокатор тип 93 модель 3, как и на типе «Агано». Также для этой цели могло использоваться и система звукоподводной связи типа «Фуку» модель 10. Противоминное оборудование включало два малых трала модели 1 1-й модификации и два малых паравана. «Оёдо» был изначально оснащён размагничивающей обмоткой.

По исходному проекту 1939 года экипаж крейсера состоял из 782 человек плюс на нём должны были размещаться члены штаба эскадры подводных лодок, роль флагмана которой он выполнял. На момент вступления в строй в 1943 году он включал только 776 человек . После перестройки в марте 1944 года в связи с усилением зенитного вооружения и началом выполнения роли флагмана Объединённого флота на «Оёдо» штатно размещались уже 924 человека — 911 членов экипажа .

«Оёдо» вступил в строй, сохранив только ограниченное количество иллюминаторов на средней палубе и совсем их не имея на нижней. Искусственная вентиляция обеспечивалась 81 вентилятором .

Хотя один из вариантов- перестройка в крейсер ПВО стала бы неплохой альтернативой.

Белая ворона Императорского флота. Легкие крейсера типа "Оёдо". Япония

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/legkie-kreiserabelaia-vorona-imperatorskogo-flota-oiodo-5de7f6ecdddaf400b24f06f9

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account