Басни о производительности или как формируется уровень жизни
В очередной раз нам предложили устаревшую басню о том, что производительность труда делает страну счастливой и обеспечить ее можно легко, взяв с потолка. При этом полностью игнорируется длительная история нашей страны, являющая собой непрерывное сражение за рынки сбыта. Если помните, нам все время закрывали к ним дорогу, захватывая в прямом смысле дверь и не случайно Петр I, был вынужден "рубить окно в Европу", поскольку войти в дверь сил не было.
Краткая статья на основе университетского доклада Хьерппе Рииттa — профессора, вице-президента Международной Ассоциации экономической истории (Университет г. Хельсинки, Финляндия), дает неплохое представление о истинном положении в экономике развивающихся стран и о основных факторах, ее определяющих.
Экономическое развитие Финляндии в XIX–XX веках
В докладе Р. Хьерпе представила результаты исследовательского проекта по изучению экономического роста в Финляндии на всем протяжении ХХ в. Данный проект входит в число исследований, использующих систему национальных счетов (SNA) для единообразного выявления и оценки параметров экономического развития в разных странах. В Финляндии такой проект начался в 1959 г. при поддержке Центрального статистического управления, Университета Хельсинки и Финской Академии наук. Проект опирался на промышленную статистику страны. Итоговая публикация увидела свет в 1989 г. и стала основой для изучения экономического роста, структуры экономики Финляндии и основных факторов ее развития в ХХ в.
Финляндия, как известно, получила независимость в 1917 г. Она была частью Швеции до 1809 г., а затем вплоть до 1917 г. входила в состав России на правах Великого княжества с собственным шведским законодательством, относительной экономической независимостью, а с 1906 г. — и однопалатным парламентом. Финляндия сегодня — это 5 млн человек, которые живут в шестой по территории стране Европы, 70% которой занимают леса и 10% которой покрыто озерами. Ключевой вопрос анализа данных экономического роста Финляндии в ХХ в. состоит в том, как именно современная Финляндия превратилась в «страну Нокиа» (Nokia)? Иными словами, каким образом Финляндия стала страной Скандинавского благосостояния (Nordic welfare), членом Европейского Союза (с 1995 г.) и зоной евро.
Если говорить в общем, то ВНП в Финляндии за период с 1900 по 2000 гг. рос в среднем по 3,2% в год, ВНП на душу населения соответственно — 2,5% в год. Значительно менялась структура производства: если в 1900 г. сельскому и лесному хозяйству принадлежало 29% производства, промышленности и строительству — 23%, а услугам — 28%, то в 1950 г. доля сельского и лесного хозяйства уменьшилась до 26%, а доля промышленности и строительства возросла до 40%, а услуг — до 34%. К 2000 г. структура производства претерпела существенное изменение: услугам стала принадлежать большая доля (62%), в то время как доля промышленности и строительства сократилась до 34%, а сельского и лесного хозяйства — до 4%. Подобные изменения сыграли важную роль в развитии экономики наряду с изменениями в показателях импорта-экспорта.
Финляндия сегодня экспортирует порядка трети всех мобильных телефонов мира, а также сложное коммуникационное оборудование и сетевые технологии. Финляндия является крупнейшим экспортером писчей бумаги и шестым в мире производителем газетной бумаги, охватывая 40% мирового рынка по производству бумажного оборудования.
Если подводить итоги развития финской экономики в ХX в., то необходимо указать на непременное влияние участия Финляндии в мировом и европейском рынках, ведь именно экономическая интеграция и беспрепятственность торговли при небольшом внутреннем рынке обеспечили экономический успех. Однако, сегодня окидывая взором исторический путь экономики Финляндии от лесопилок 1870-х гг. через бумажную промышленность 1930-х гг. к высокотехнологичной электронике 1970-х гг., следует отметить, что одностороннее развитие экономики, превращение Финляндии в «страну Нокиа» может оказаться и негативным фактором для дальнейшего развития.
Итак, как видим, речь идет прежде всего о беспрепятственной торговле, т.е. о допуске на развивающиеся рынки сбыта. Именно о том, чего всегда была лишена Россия. Тут и совсем свежие экономические санкции, и предвоенные эмбарго и более древние проблемы с проливами и попыткой прорубить дверь через Дальний Восток. Огромная, просто эпическая картина и … полное ее игнорирование теми, кто любит нас поучать! При этом само понимание есть, просто его стараются обойти и не вспоминать:
" … Британия энергично выступила против … проекта Транссибирской магистрали всеми имеющимися в ее распоряжении средствами, включая попытки повлиять на реакционное российское дворянство, связанное с английской зерновой торговлей. Вскоре после запуска проекта Транссибирской железной дороги британский комментатор А. Колкхэм выразил господствующее мнение Министерства иностранных дел Британии и лондонского Сити. Касаясь нового российского железнодорожного проекта, предпринятого с помощью французского финансирования, который, в конечном итоге, свяжет Париж через Москву с Владивостоком железной дорогой, А. Колкхэм объявил: «Это направление будет не только одним из величайших торговых путей, которые когда-либо были известны миру, но и превратится в политическое оружие в руках русских, значение и мощь которого трудно переоценить. Это сделает Россию единым государством, которому больше не будет необходимости в проливах Босфор и Дарданеллы или Суэцком канале. Он даст ей экономическую независимость, которая сделает ее сильнее, чем она когда-либо была или когда-либо мечтала стать».
http://www.wprr.ru/uilyam-f-engdal-stoletie-vojny-anglo-amerikanskaya-ne…
Источник:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB10/SEM/Hierppe.html?sphrase_id=1730