13
Башенный броненосец «Рольф Краке» Часть 1

Башенный броненосец «Рольф Краке» Часть 1

Содержание:

Некогда Дания располагала весьма солидным военным флотом, но нанесенные британцами в 1800 и 1807 годах сокрушительные удары подорвали морскую мощь королевства. Однако в середине XIX века датчане предприняли усилия по укреплению своих военно-морских сил, состав которых пополнило несколько весьма совершенных для своего времени кораблей. Одним из них стал построенный по проекту британского моряка Купера Ф. Кольза небольшой броненосец, получивший свое название в честь полулегендарного датского короля, героя целого ряда преданий.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

После окончания Наполеоновских войн в Европе произошло немало изменений, впоследствии приведших к кровопролитию в разных частях континента. В частности, причиной нескольких войн стал переход Венеции во владение австрийских императоров. Важным событием стало исчезновение с политической карты такого объединения германских государств, как Священная Римская империя германского народа. При решении территориальных споров правители великих держав зачастую не учитывали интересы народов, а руководствовались своими представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Чтобы компенсировать территориальные потери, понесенные Швецией (армия этой страны сыграла важную роль в разгроме Наполеона), Дании пришлось уступить шведам Норвегию. Но оставить Датское королевство без компенсации «владыки Европы» также сочли неправильным, а потому под власть Копенгагена окончательно – как тогда казалось – передали часть северогерманских земель: герцогства Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург. Эти территории, несмотря на включение в состав Дании, сохранили значительную автономию и даже имели собственные вооруженные силы.

Датские власти стремились как можно полнее ассимилировать новых подданных, в то время как немецкое в основной своей массе население Шлезвиг-Гольштейна, равно как и представители правившего в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбургской династии, стремилось к максимально возможной (в идеале – полной) независимости и вступлению в Германский Союз. Итогом противоречий стала Первая война за Шлезвиг, известная в Германии как Шлезвиг-Гольштейнская война, в Дании – как Трехлетняя война, а российской литературе как Датско-прусская война 1848-1850 годов.

Боевые действия, начавшиеся весной 1848 года, шли с переменным успехом, не слишком кровопролитные баталии перемежались перемириями, а завершилось противостояние для Германского союза безрезультатно. Благодаря вмешательству великих держав, в том числе России, 2 июля 1850 года в Берлине был подписан мирный договор. По нему признавались довоенные границы Датского королевства, и, соответственно, Шлезвиг и Гольштейн остались в его составе. Мирный договор был подтвержден на конференции в Ольмюце осенью того же года. В Пруссии многие считали произошедшее серьезной неудачей и даже национальным унижением. Кстати, именно поэтому Пруссия оказалась в числе стран, поддерживавших антироссийскую коалицию в период Крымской войны.

Одной из важнейших причин успешного для Дании окончания войны стало полное господство датского флота (к тому же, получившего поддержку от России и Швеции) на море. Германские гавани были датчанами успешно блокированы, торговля несла большие убытки, а главное – даже в случае успехов на суше захват важнейших островов немецкими войсками представлялся невозможным. Однако в ходе сражений германские артиллеристы смогли добиться серьезного успеха.

5 апреля 1849 года датская эскадра подошла к берегу в Эккернфьорде, к северо-западу от Киля, где располагались прусско-голштинские береговые батареи. Итог противостояния деревянных кораблей и установленных на берегу орудий оказался для «потомков викингов» катастрофическим: в результате попаданий каленых ядер 84-пушечный линейный корабль «Кристиан VIII» взорвался, а поврежденный 48-пушечный фрегат «Гефион» стал трофеем победителей.

бой датских кораблей с прусскими береговыми батареями в Эккернфьорде 5 апреля 1849 года (обратите внимание – на переднем плане изображена печь для каления ядер). Итог баталии оказался для датчан плачевным: линкор «Кристиан VIII» взорвался, а поврежденный фрегат «Гефион» стал трофеем победителей. По итогам неудачи в Дании был сделан вывод-деревянные корабли не слишком подходят для действий против берега

ПОДГОТОВКА К НОВОЙ ВОЙНЕ

К началу 1860-х годов в Европе многое изменилось. В Пруссии на трон в начале января 1861 года взошел решительный и энергичный Вильгельм I, вскоре назначивший на пост премьер-министра выдающегося политика Отто фон Бисмарка. Монарх и его окружение стремились начать объединение Германии под эгидой Пруссии, «отодвинув в сторону» формально считавшуюся общегерманским лидером Австрийскую империю. И в качестве первого шага, призванного сплотить немцев, прусское руководство рассматривало отторжение от Дании Шлезвига и Гольштейна, где преобладало тяготевшее к Германии немецкое население. Австрия также не могла остаться в стороне от «справедливой борьбы за освобождение немцев от иностранного владычества», потому император Франц-Иосиф планы Бисмарка поддержал.

Тем временем в принадлежавшей Российской Империи части Польши началось восстание, грозившее для России обернуться новым противостоянием с Великобританией и Францией. Едва ли не единственной из великих держав, полностью поддержавших действия русских властей в Царстве Польском, оказалась именно Пруссия. Это обусловило союзнические отношения между странами на много лет, причем немаловажную роль сыграли и личные симпатии монархов – Александр II был племянником Вильгельма I, и относились они друг к другу достаточно тепло. Так что рассчитывать на поддержку со стороны Петербурга датчанам уже не приходилось.

Важнейшие изменения происходили и в военно-морском деле. Неожиданный для многих специалистов успех неуклюжих и далеких от совершенства французских броненосных плавбатарей под Очаковом привел к пересмотру значения деревянных кораблей – особенно в плане борьбы флота против берега. Для Дании, с учетом ее географических особенностей, противодействие неприятелю в прибрежных водах приобретало первостепенное значение, а потому не приходится удивляться тому, что небольшая и не самая богатая страна одной из первых приступила к созданию броненосного флота.

Оговоримся сразу: по мнению датского военно-политического руководства угроза не ограничивалась только сухопутными войсками «вероятного противника». Приходилось считаться и с вероятностью появления у берегов королевства австрийской эскадры, причем Австрия в 1861 году приступила к постройке броненосцев. Поэтому датчанам волей-неволей пришлось заняться созданием не только единиц, предназначенных для береговой обороны, но и достаточно мореходных кораблей. Возможностей национальной промышленности на масштабное усиление флота явно не хватало, а потому было решено прибегнуть к заказу броненосцев у кораблестроителей «фабрики мира» – в то время так частенько именовали Великобританию. В 1862 году корабелы Туманного Альбиона построили для Дании две небольшие и вполне заурядные канонерские лодки – броненосные шхуны «Абсалон» и «Эсберн Снаре». Максимальная толщина их бортовой брони составляла всего 2,4 дюйма.

Подобная защита могла уберечь от бомб и сферических ядер, выпущенных гладкоствольными пушками среднего калибра, но представлялась совершенно недостаточной против снарядов тяжелых нарезных орудий или гладкоствольных «монстров». Последние получили распространение как раз в те годы – в ходе Гражданской войны в Америке. Эта же война продемонстрировала ценность и такого новшества, как орудийная башня, впервые прошедшего «крещение огнем» во время знаменитого боя между «Монитором» и «Вирджинией».

И еще одно обстоятельство, связанное с американской усобицей: поскольку Конфедерация не обладала сколько-нибудь серьезной судостроительной промышленностью, морские агенты Юга (в первую очередь – энергичный Стивен Мэллори) заказывали на европейских верфях броненосцы, крейсера-рейдеры, быстроходные блокадопрорыватели. В результате цены на постройку кораблей и судов, образно говоря, взлетели до небес. Возможно, именно это обстоятельство немного умерило аппетиты и датчан, и их будущих противников. Интересная подробность – не успевшие пополнить флот Конфедеративных Штатов броненосцы впоследствии служили как в составе датского, так и прусского/ германского флота.

ПРОЕКТ КЭПТЕНА КОЛЬЗА

Приняв решение о заказе броненосца в Великобритании, датчане обратились к одному из наиболее энергичных сторонников создания башенных кораблей – британскому морскому офицеру Куперу Фипсу Кользу. Он получил известность во время Крымской войны, именно по проекту Кольза в 1854 году был построен артиллерийский плот «Леди Нэнси», успешно действовавший на мелководье у Таганрога. Затем Кольз спроектировал «защищенные» плоты, предназначенные для действий против российских крепостей на Балтике, но эти его идеи остались нереализованными – война закончилась.

В мирное время Кольз, получивший в 1856 году звание кэптена, остался без назначения и был переведен в резерв (с сохранением половинного жалования). Вероятно, именно это обстоятельство и дало ему возможность заняться изобретательством всерьез, и уже в 1858 году он запатентовал вращающуюся артиллерийскую башню. По конструкции башни Кольза были совершеннее, чем башни Эриксона, устанавливавшиеся на американских мониторах. Британское Адмиралтейство пусть и не сразу, но пришло к выводу о необходимости строительства башенных броненосцев, однако эти корабли не принесли изобретателю полного удовлетворения – проекты разрабатывались не им, кользовскими оказались только башни…

Британский морской офицер и изобретатель Купер Фипс Кольз

В случае же с датским броненосцем, получившим название «Рольф Краке» (Rolf Krake), ситуация сложилась иная. По разным данным, Кольз либо самостоятельно создал проект, либо принял самое активное участие в этой работе. В результате флот Дании получил весьма совершенный для своего времени корабль, по дате вступления в строй, ставший первым европейским башенным броненосцем. Интересный факт: судя по сохранившимся чертежам, первоначально Кольз намеревался установить на «датчанине» башни с наклонными стенками, но затем от этой идеи отказался.

«Рольф Краке» – первый по времени вступления в строй европейский башенный броненосец (броненосная батарея)

Заказ шотландской верфи Роберта Нэпира (официальное название – R. Napier & Sons), расположенной в Глазго, был выдан в конце лета 1862 года. Закладка корабля, получившего заводской номер 110, состоялась в начале осени. Работы британские кораблестроители вели быстро, и уже 6 мая следующего года броненосец спустили на воду. Отношения между Данией и германскими государствами к тому времени были уже весьма напряженными, а потому датчане стремились получить новый корабль как можно скорее. Они опасались, что в случае начала войны правительство королевы Виктории будет строго придерживаться законов нейтралитета, а потому откажется передавать корабли воюющим странам. В результате процесс достройки и установки различного оборудования оказался очень непродолжительным, а часть работ пришлось выполнять уже в Копенгагене.

«Рольф Краке», команду для которого доставил из датской столицы колесный пароход (иногда классифицируется как пароходо-корвет) «Гейзер», был подготовлен к испытаниям к концу июня. 29-го числа в сопровождении «Гейзера» броненосец вышел в море для проведения ходовых испытаний. Согласно опубликованным документам, кораблю удалось превысить контрактную скорость и развить 10,5 узла, хотя во время службы под датским флагом повторить подобный «подвиг» уже не удавалось. Свидетелем этих испытаний стал известный датский художник-маринист Карл Фредерик Сёренсен, запечатлевший событие на одном из своих полотен.

Новая боевая единица была официально передана датчанам 1 июля 1863 года. Спустя два дня «Рольф Краке» и «Гейзер» покинули Глазго, а в Копенгаген они пришли 9-го числа. В то время какой-либо четкой классификации кораблей не существовало, а потому новое приобретение датского флота именовали по-разному: броненосцем, броненосцем мониторного типа, монитором и т.д. Сами датчане считали его броненосной батареей – Panserbatteri.

Поскольку из-за опасений ареста уход броненосца из Глазго несколько напоминал бегство, то целый ряд испытаний пришлось проводить уже в датских водах. Заодно шло освоение корабля экипажем. Испытания официально завершились 20 августа, а полностью боеготовым «Рольф Краке» был признан только несколько месяцев спустя.

Картина датского мариниста Карла Фредерика Сёренсена носит «романтическое» название «Морской пейзаж с паровыми и парусными судами» (Seascape with steam- and sailing ships). Однако это название не совсем соответствует изображению – фактически художник запечатлел корабли «Рольф Краке» и «Гейзер» у берегов Шотландии в июне 1863 года

Броненосная батарея имела следующие характеристики: водоизмещение – 1320 длинных тонн, длина – 183 фута, ширина – 38 футов 2 дюйма, осадка – 10 футов 6 дюймов; корпус железный. Поскольку небольшая высота надводного борта негативно сказывалась на мореходности, корабль имел 5-футовый откидной железный фальшборт.

«Рольф Краке»
Теоретический чертеж броненосного корабля «Рольф Краке»

Кованная железная броня толщиной 4,5 дюйма защищала весь надводный борт, плиты опускались на 3 фута ниже ватерлинии; деревянная подкладка под броню – 8 дюймов. Полноценной горизонтальной защиты корабль не имел, однако его верхняя палуба была железной и имела толщину 0,5 дюйма, поверх этого своеобразного «панциря» укладывался деревянный настил.

«Рольф Краке». Схема бронирования

Любопытна конструкция артиллерийских башен. На чертежах хорошо видно, что они были как бы двухуровневыми, причем нижняя часть располагалась ниже верхней палубы, а обеспечивавший вращение погон опирался на главную палубу. Толщина башенной брони также составляла 4,5 дюйма, но в передней части (у амбразур) имелась дополнительная защита в 3,5 дюйма. Подкладка под броню – деревянная двухслойная, между слоями дерева – железная обрешетка. Сверху башни прикрывались решетчатой крышей, обеспечивавшей нормальную вентиляцию, и имели брезентовые чехлы. Вращение башен осуществлялось вручную, для чего требовались усилия 18 человек.

На этих чертежах видно, что по первоначальному замыслу башни конструкции Кольза должны были иметь наклонные стенки
Устройство двухорудийной башни (копия подлинного чертежа)

В каждой башне устанавливались две гладкоствольные бомбические чугунные 68-фунтовые пушки. Порой такой состав вооружения рассматривается как недостаток проекта, но следует помнить и о том, что нарезные орудия в то время оставались еще не слишком совершенными, и гладкоствольными 68-фунтовыми орудиями был вооружен британский броненосец «Уорриор». Да и «продвинутые» американцы повсеместно использовали гладкоствольные пушки разных образцов, остававшиеся на вооружении кораблей еще много лет после окончания Гражданской войны.

Установка 68-фунтового орудия в башне броненосной батареи «Рольф Краке» (копия подлинного чертежа)

В кормовой части корабля имелась боевая рубка, защищенная 4,5-дюймовой броней на толстой (11-дюймовой) деревянной подкладке. Отмечалось, что обзор из рубки был совершенно неудовлетворительным, и управлять кораблем в бою оттуда считалось весьма непростым делом – особенно в ситуациях, когда при стрельбе собственных орудий всю палубу заволакивало пороховым дымом.

Боевая рубка броненосной батареи «Рольф Краке» (копия подлинного чертежа). В ходе нескольких боев с неприятельскими батареями броневая зашита корабля успешно выдержала множество попаданий
 Превосходно выполненная модель броненосной батареи «Рольф Краке» позволяет рассмотреть особенности внешнего вида первого (по времени вступления в строй) в европейских водах башенного броненосца

«Рольф Краке» имел один винт, вращавшийся машиной мощностью 700 л.с. (на испытаниях – до 750 л.с.). Пар для механизмов вырабатывался четырьмя так называемыми «прямоугольными» котлами. Запас угля в 135 т обеспечивал дальность плавания под парами в 1150 миль при скорости 8 узлов. Можно отметить, что относительно проектной скорости в датских источниках единства нет, обычно указывается, что она должна была составлять 9,5 узла, но встречаются и другие, несколько меньшие цифры. В дополнение к паровой машине плавбатарея несла и парусную оснастку трехмачтовой шхуны.

Схема парусного вооружения броненосца «Рольф Краке»

Экипаж броненосца составлял 141 человек.

ВОЙНА ОБЪЯВЛЕНА!

Война между германскими государствами и Данией в то время считалась неизбежной, причем повод для ее начала дали сами датчане. В ноябре 1863 года умер король Фридрих VII, а вскоре после вступления на престол Кристиана IX в стране приняли новую конституцию. Ее положения ущемляли права Шлезвига, и в ответ войска Германского союза – саксонцы и ганноверцы – заняли Гольштейн и Лауэнбург. Вслед за тем 16 января 1864 года Пруссия и Австрия предъявили Копенгагену совместный ультиматум с требованием восстановить статус Шлезвига. Датчане ультиматум отклонили, и уже 1 февраля объединенная австро-прусская армия двинулась вперед.

Союзники сосредоточили против Дании 60-тысячную армию, которая постоянно получала подкрепления. При необходимости только Пруссия могла выставить в несколько раз больше штыков и сабель, но этого и не потребовалось. Все сухопутные силы Дании ненамного превышали 50 тысяч человек, из них непосредственно в боевых действиях приняли участие около 38 тысяч солдат и офицеров. Театром военных действий стали Шлезвиг, Ютландия и некоторые принадлежащие Дании острова (Альс, Фемарн и ряд других). Безусловно, на стороне Германского союза имелся значительный перевес в силах, однако положение Дании отнюдь не считалось безнадежным, о чем свидетельствовал опыт предыдущей войны. И хотя с тех пор многое изменилось, датский флот по-прежнему мог претендовать на господство на море, пусть даже появление у берегов Северной Европы австрийских кораблей существенно меняло соотношение сил.

К началу войны Королевский датский флот насчитывал в своем составе два броненосца – «Рольф Краке» и перестроенный из деревянного корабля «Даннеброг» (окончательно подготовить к боевым действиям его удалось только к лету), в достройке находился броненосный корвет «Педер Скрам». В строю также числились деревянный винтовой линкор, четыре винтовых фрегата и три корвета, а также почти два десятка винтовых и колесных канонерских лодок и различных пароходов, включая две «панцирные» шхуны. Имелись и парусные корабли, включая два линкора, однако их значение было уже совсем невелико. Интересная особенность флота, обусловленная характером береговой линии и прибрежных вод, – наличие в его составе такого пережитка прошлого, как флотилии гребных канонерских лодок в составе 50 единиц.

«Рольф Краке» в море». После спешного ухода из Глазго выяснилось, что броненосец нуждается в устранении многочисленных недоделок. Работы растянулись на несколько месяцев, и окончательно боеготовым корабль был признан только II февраля 1864 года – уже после начала войны с Пруссией и Австрией

Автор и редакция благодарят за помощь в работе над материалом Александра Александрова и Алексея Черкасова.

Часть 2

источник: Борис Соломонов ««Рольф Краке» – датский башенный броненосец» «Моделист-конструктор» 2019-09, стр.31-35

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account