1

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Продолжаю публиковать альтернативный флот Испании, и сегодня речь пойдет о первых башенных броненосцах Армады Эспаньола. Рассмотрены будут три типа кораблей. Заодно благодарю коллегу Fonzeppelin за пинок в нужном направлении, и в 70-е годы XIX столетия у меня будет много серий кораблей по 2-3 штуки, а не 2 большие, что было бы не совсем типично для того времени.

Вступление

Первоначально у меня планировалось относительно немного типов кораблей на 70-е годы XIX столетия из-за того, что корабли той эпохи мною воспринимаются не очень хорошо с эстетической точки зрения. Но коллеги убедили меня в том, что в это время нужно как раз разнообразие типов, к тому же появились некоторые новые идеи на этот счет — и в результате кораблей получается много. Это будут корабли в общем-то различных концепций, эдакие блуждания в потемках, когда облик будущих броненосцев еще не определен. Так что одна эта статья фактически охватывает лишь небольшой период в 5 лет.

Так как времени не шибко много, да и желания активно словоблудить тоже, то текста будет немного, хотя все нюансы попытаюсь объяснить.

Башенные броненосцы типа «Тронадор» [1]

Башенные броненосцы Армады Эспаньола (Gran Espana)

"Тронадор" во всей его приземистой красе. От мелкого и пузатого прототипа не осталось и следа.

После закладки броненосцев типа "Эускади" в Адмиралтействе стало ясно, что эпоха кораблей с бортовым расположением артиллерии близится к концу. Калибры орудий постоянно увеличивались, их число уменьшалось, а казематное их размещение редко позволяло вести огонь по цели из более чем одной такой пушки. Кроме того, Гражданская война в США породила новый тип кораблей — башенный монитор, обладавший определенными преимуществами перед старыми батарейными и казематными броненосцами. В результате было решено опробовать свои силы и на этом поприще, и в качестве основного вооружения были выбраны 280/20-мм казнозарядные нарезные орудия Онториа. Проект был составлен в кратчайшие сроки, и на нем отпечатались особые требования испанцев — достаточно высокая мореходность и автономность, в результате чего корабль получился заметно крупнее большинства мониторов, и претендовал на звание океанского корабля [2]. Новшеством на фоне предыдущих кораблей был отказ от парусного рангоута — на корабле имелась лишь одна мачта-однодревка. Башенная установка разрабатывалась испанскими инженерами и защищалась в нижней части дополнительным кольцом брони, кооторое должно было защитить слабое место стыка башни с палубой от осколков. Минусом установки было странное решение уменьшить толщину брони у амбразур и разместить орудия как можно ближе к ним, из-за чего стволы 280-мм пушек казались длиннее обычного, а бронезащита башен в указанном месте была ослаблена.

Всего планировалось построить два таких корабля, но так как проект признали крайне удачным, было принято решение достроить еще две единицы этого типа. Вместе все четыре броненосца составили ядро Средиземноморской эскадры Армады Эспаньол [3], сформированной на официальном уровне в качестве особого постоянного соединения испанского флота. Жизнь их проходила достаточно тихо и спокойно — корабли не участвовали в каких-то серьезных боевых действиях, и были выведены из состава флота в 1896-1897 годах, после чего стали вспомогательными кораблями. После начала испано-американской войны существовал проект модернизации этих кораблей (новая ЭУ и вооружение), а после окончания конфликта два корабля по модернизированному проекту даже собиралась купить Куба, но все так и осталось на бумаге. Корпуса же кораблей по мере износа сдавались на слом — благодаря высокому качеству постройки последний из "Тронадоров" был сдан на слом уже после Второй мировой войны.

 

«Tronador», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1871/1872/1873

«Neptuno», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1871/1872/1873

«Numancia», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1872/1873/1874

«Lepanto», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1872/1873/1874

 

Водоизмещение:         нормальное 4900 тонн, полное 5300 тонн

Размерения:                   84,3х17,2х5,5м

Механизмы:                    1 вал, 1 ПГМ, 6 котлов, 3800 л.с. = 14 узлов

Запас топлива:                до 350 тонн угля

Броня (сталежел.):      пояс 180мм, башни 130-240мм, палуба 20мм, рубка 240мм

Вооружение:                   4 280/20-мм орудий

Экипаж:                              229 человек

В 1879-1881 установлено 6 50-мм револьверных пушек

Башенные броненосцы типа «Эспанья»

Башенные броненосцы Армады Эспаньола (Gran Espana)

Вот странное дело — как только на корабле появляются башни, мне и рангоут рисовать сразу становится гораздо интереснее…

Башенные корабли определенно пришлись по вкусу испанским морякам своей перспективностью и возможность вести бортовой огонь из всех наличных на корабле орудий. Потому после решения о переходе на 305-мм калибр и разработке нового типа броненосцев рассматривались исключительно башенные варианты. Сами башни для новых пушек делались с учетом предыдущего опыта — от уменьшения толщины брони у амбразур отказались, а высоту нижнего защитного кольца несколько увеличили, при этом уменьшив толщину брони башни там, где она прикрывалась броневым кольцом. Эта башня, разработанная инженером Антонио Морено, стала действительно удачной и в дальнейшем применялась на двух последующих типах кораблей. Вместе с этим на новых кораблях было решено вернуться к парусному рангоуту, хотя это решение изначально критиковалась как моряками, так и инженерами. Новшеством стало использование новых в то время торпедных аппаратов — на корабле таких установили два, стреляющих прямо по курсу. Кроме того, на проект наложились вопросы политики — после разгрома Франции во франко-прусской войне угроза метрополии со стороны французов значительно снизилась, зато весьма напряженными оставались отношения с США, а заключенный ранее антифранцузский союз с Великобританией начал трещать по швам из-за активной экспансии Испании и исчезновения главной угрозы морскому могуществу Альбиона. Как результат — к проекту выдвигались требования высокой автономности и мореходности, а также довольно нестандартный пункт про впечатляющий внешний вид, основанный на том, что новые броненосцы должны были стать гордостью Армады Эспаньола и представительскими кораблями Испанского королевства в чужих портах. 

При закладке два корабля получили названия "Эспанья" и "Пелайо", и их постройка, также ставшая вопросом престижа, велась ударными темпами. Корпуса удалось спустить на воду уже спустя год после закладки, однако после этого достройка велась уже обычными темпами, вызванными затруденниями с поставкой вооружеия. После вступления в строй "Эспанья" и "Пелайо" стали ядром Карибской эскадры, хотя фактически эти два корабля проводили время в заграничных походах, отметившись даже в Азии. Как и многим испанским броненосцам своего времени, им не довелось участвовать в боевых действиях, и после окончания 20-летнего срока службы корабли были переведены в резерв, а затем и вовсе переоборудованы в учебные корабли. Из-за не самого удачного размещения артиллерии ГК планов по их возвращению в строй во время испано-американской войны не было. На слом оба корпуса сдали незадолго перед вступлением Испании во Вторую мировую войну.

 

«Espana», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1873/1874/1876

«Pelayo», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1873/1874/1876

 

Водоизмещение:         нормальное 7850 тонн, полное 8600 тонн

Размерения:                   91,7х21,5х6,9м

Механизмы:                    2 вала, 2 ПГМ, 14 цилиндрических котлов, 6000 л.с. = 15 узлов

Запас топлива:                690 тонн угля

Броня (сталежел.):      пояс 305-450мм, башни 350мм, рубка 350мм, палуба 50мм

Вооружение:                   4 305/20-мм орудия, 2 350-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              420 человек

В 1879-1881 установлено 10 50-мм револьверных пушек

Башенные броненосцы типа «Девастасион»

Башенные броненосцы Армады Эспаньола (Gran Espana)

"Девастасион" собственной персоной.

"Эспанья" и "Пелайо" уже готовились к спуску на воду, когда стало ясно, что схема размещения башен на этих броненосцах сильно ограничивает их использование. В то же время броненосцы "Тронадор" отлично зарекомендовали себя, моряки хвалили их за хорошие углы обстрела и возможнось вести огонь по любой точке горизнта из 2-4 крупнокалиберных пушек, хоть и жаловались, что пушек этих на корабле маловато. В результате было решено строить следующую пару кораблей по образцу "Тронадоров", но со значительным увеличением размерений и защищенности. Также повышалась мореходность кораблей путем увеличения высоты надводного борта, а в качестве паровых машин было решено использовать вместо горизонтальных вертикальные двойного расщирения, что было своеобразным новшеством в Испании. На вооружении должны были стоять те же 4 305/20-мм пушки, но с гораздо лучшими углами обстрела. Также в проект решили заложить размещение двух боевых рубок для дублирования систем управления броненосцами в бою, а торпедное оружие получило свое развитие — вместо двух 350-мм торпедных аппаратов на "Эспанье" было решено установить более тяжелые 400-мм в количестве 5 единиц (1 штевневый и 4 бортовых).

Уже в процессе постройки "Девастасиона" и "Виктории" (так назвали новые корабли) Армада Эспаньол неожиданно получила дополнительное финансирование. Источником его стало Испанское Общество Единства (La Sociedad Española de la Unidad), которое собирало добровольные пожертвования на развитие армии и флота не только в метрополии, но и в бывших колониях, а среди членов общества числились все члены королевской династии де Веласко и президенты Колумбии и Мексики. В результате в 1875 году, когда общество предоставило деньги Адмиралтейству, денег оказалось достаточно для постройки еще одного броненосца. В знак признательности броненосец получил название "Unidad" ("Единство"), а на его борту постоянно находился увесистый том, в котором были указаны все те люди, которые "скинулись" на постройку корабля. Заложили "Юнидад" на недавно построенной Нервионской верфи в Бильбао [4].

Броненосцы типа "Девастасион" оказались достаточно удачными кораблями как для службы в метрополии, так и в колониях. Чаще всего они включались в состав Средиземноморской эскадры, однако как минимум раз в год один из этих кораблей покидал родные воды, а "Юнидад" согласно договоренности с SEU нес службу в составе Карибской эскадры, став ее постоянным флагманом на какое-то время. Несмотря на это, броненосцы типа "Девастасион" стали последними башенными кораблями Армады Эспаньола своего времени. Причина подобного крылась в несовершенстве механизмов того времени — несмотря на наличие высокого барбета, башни все равно оставались достаточно тяжелыми, вращались тяжело и достаточно часто ломались. К тому же инженеры продолжали опасаться размещать столь тяжелые объекты высоко над ватерлинией, что вызывало острую необходимость в низком надводном борте. В результате после закладки "Юнидада" Адмиралтейство решило начать работы над барбетными установками по образцу французских, готовясь размещать в них тяжелые 380-мм орудия, которые вот-вот обещал предоставить концерн Hontoria. На испанские корабли орудийные башни еще вернутся — но это уже будут другие корабли, другие башни и другая эпоха. А броненосцы "Девастасион" честно отслужили свой срок, став самыми старыми кораблями линии баталии, которые участвовали в Первой испано-американской войне. Точнее, таковым стал "Юнидад" — к началу войны он уже готовился к переходу в резерв, но был взорван после оставления Гаваны испано-кубинскими войсками, до того момента обеспечивая им свою поддержку тяжелыми орудиями. "Девастасион" и "Виктория" в это время уже два года как числились учебными кораблями. На слом оба старых броненосца были отправлены в середине 30-х годов XX века.

 

«Devastacion», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1874/1876/1878

«Victoria», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1874/1876/1878

«Unidad», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1875/1877/1879

 

Водоизмещение:         полное 10150 тонн

Размерения:                   109,1х19,8х7,1м

Механизмы:                    2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8000 л.с. = 14 узлов

Дальность плавания:  4500 миль (10 узлов)

Броня (сталежел.):      пояс 210-350мм, траверсы 150-180мм, палуба 50мм, башни 305мм, рубки 150-350мм

Вооружение:                   4 305/20-мм орудия, 10 50-мм револьверные пушки, 5 400-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              358 человек

Что альтернативного

1) Броненосец "Тронадор" — по сути увеличенный и адаптированный под особенности моей альтернативы монитор "Пучсерда". Это по сути все еще тот же мелкий монитор, но изрядно раскабаневший, и гораздо более серьезно вооруженный. При этом архитектура корабля в результате мне понравилась настолько, что теперь буду отталкиваться от нее как "исконно испанской", хоть "Пучсерда" и построена во Франции.

2) Броненосец "Эспанья" — вариация на тему британского "Инфлексибла". Вместо монстропушек размещены обычные 12-дюймовки, башни размещены в диаметральной плоскости, а не диагонально. В результате получены не самые лучшие углы обстрела, но броненосец получился мореходным, и в комплекте с ним идет рангоут, к тому же сам корабль получился меньше и дешевле, что весьма серьезный плюс для Испании. Не позиционирую корабль как удачный, но для того времени — вполне себе вариант.

3) Броненосец "Девастасион" стал развитием "Тронадора", т.е. никакого реального прототипа за собой не имел, хотя он и очень похож на британские башенные броненосцы того времени в том числе по ТТХ. Вот этот корабль с эстетической точки зрения я считаю чрезвычайно удачным, а с технической — вполне себе на уровне.

Ну а дальше пойдут уже барбетные корабли, но об этом — в следующих статьях…

Примечания

1) "Тронадор" — с испанского "Громовержец", т.е. вариант английского слова Thunderer.

2) При этом отличий между ним и другими кораблями по классификации нет — все броненосцы в статье числятся acorazado, т.е. линейными кораблями. Аналогично различий по классификации не будет между древней "Каталуньей" и суперсовременными линкорами ВМВ, до которых я пока что не добрался.

3) О системе базирования и организации Армады Эспаньол явно надо будет составить отдельную статью.

4) Простое наименование верфей SAN, которые встречается в испанской литературе.

Подписаться
Уведомить о
guest

61 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account