2

Балтийский флот...ик

Находясь под впечатлением от финансовых выкладок уважаемых коллег Стволяра и Андрея, (а паче того, от широко известной книжки Виноградова «Последние исполины Российского Императорского Флота») по стоимости кораблей РИФ и, соответственно, имперских кораблестроительных программ, однажды задумался – а вот ежели бы Дума, зажав деньгу на, как уверен уважаемый коллега Вадим Петров, гораздо более насущные вещи, поставила наших увенчанных немеркнущей славой за РЯВ флотоводцев перед перспективой строить флот, точнее нечто флотоподобное на средства, вдруг и очень существенно урезанные?

Нет, в оголтелый идиотизм мы играться не будем. Поэтому, усиление ЧФ будет осуществляться в полном соответствии с угрозами с туреччины, а вот БФ, вместо «Малой судостроительной программы» получит от комитета Думы по финансам и Минфина здоровенный кукиш с якобы «безупречной» мотивацией:

Поелику Российская Империя держава, в силу своего политико-экономического и географического положения, прежде всего континентальная и все вопросы жизни и смерти для неё решаемы сугубо на сухопутных ТВД, укрепление армии – задача первостепеннейшая – ибо Японская война, которую Россия не только с треском проиграла на море, но также, располагая превосходящими силами, не сподобилась выиграть на сухопутье, являющемся для Империи жизненно важным, именно всемерное реформирование и укрепление армии – задача номер один. Флот же, отныне, (за исключением флота Черноморского) будет финансироваться по остаточному принципу и исходя сугубо из положительного сальдо бюджета Империи.

Простым языком изъясняясь, флот получит лишь часть профицитной части бюджета, причём остатками бюджета текущего финансового года, и только по его завершении, будут финансироваться флотские программы года следующего.

Сурово? Не дай Бог! Но, разве в РИ оно почти так и не получилось?

У того же Виноградова приводится резолюция министра финансов Коковцева от 1906 г. на запрос главы Морского ведомства Берилёва о выделении 42 млн. руб. на постройку двух новых дредноутов: «…нет уверенности в целесообразности заказа». Грубо говоря, «идите лесом», господа «самотопы» и точка.

После этого МГШ разрабатывает серьёзные кораблестроительные программы, в целесообразности которых, вроде бы сомнений быть не должно и сам царь всячески их лоббирует. Но, на заседании Совета Государственной Обороны в 1907-ом году, случился очередной облом: «Члены Совета решили, что выделять почти миллиард рублей на восстановление флота, когда не были удовлетворены многие первейшие нужды армии, совершенно неприемлемо».

Всё чего добились «за флот радетели», это выделения ежегодно по 31 млн. руб. на развитие линейного флота.

И 1908-й, и половину 1909-го года Думе усиленно выкручивали руки, проталкивая линкоростроение, параллельно реконструируя под него судостроительные предприятия и проводя конкурс на проект лучшего линкора. В итоге, в июне того же 1909-го таки состоялась закладка четырёх «Севастополей».

Теперь, представим себе АИ, в которой, несмотря на относительную (именно что относительную, поскольку о полной номенклатуре комплектующих пока не могло быть и речи) готовность промышленности, Дума в очередной раз отвергла «заявку» на 4 линкора для Балтики.

В числе же первостепенных программ, требующих немедленных и масштабных капиталовложений, фигурировали: капитальная модернизация винтовки Мосина (устранение всех её недостатков, выявленных в ходе войны) и соответственно Е.И.В. Тульского оружейного завода, дабы завод этот, мог более сложную (а отнюдь не удешевлённую и упрощённую до безобразия с сохранением всех косяков), модернизированную винтовку выпускать в объёмах, потребных на случай войны не локальной, как РЯВ, а значительно более масштабной, требующей едва не тотальной мобилизации.

Строительство при ТОЗе особого, пулемётного завода, дабы выпуск станкового пулемёта «Максима», довести до соответствия с выпуском винтовок в пропорции минимум 50 пулемётов на каждые 10 тыс. винтовок. Непосредственно на ТОЗе, организовать мастерскую и постояннодействующее КБ стрелкового оружия (прежде всего автоматического) с площадкой мелкосерийной сборки по спецзаказам флота и воздухоплавателей, пулемётов «Максима» и «Мадсена» калибром 10.67 мм.

Строительство нового, пулемётного завода, для производства лёгкого ружья-пулемёта Мадсена обр. 1902 года, объёмом выпуска, обеспечивающего пропорцию в 100 ружей-пулемётов на каждые 10 тыс. винтовок.

Строительство патронных заводов в объёме, обеспечивающем в ходе боевых действий ежедневное четырёхкратное покрытие суточного расхода боеприпасов в РЯВ. (В ходе этой войны, не менее 1/3 расхода патронов покрывалось за счёт импорта).

Строительство пороховых фабрик, для производства новых порохов в объёмах суточного выпуска покрывающих пятикратный суточный расход в РЯВ.

Строительство завода для производства станций беспроволочного телеграфа, дабы оснастить такими станциями каждый пехотный полк. Тоже самое касается проводной полевой телефонной связи и специальных полевых проводов и кабелей. Так же при нём организация специальной, совершенно секретной радиолаборатории.

Строительство завода для производства высококачественных оптических приборов – зависимость от поставок из-за рубежа, либо даже от единственного отечественного, но частного предприятия Герца – недопустима.

Строительство специального цеха, либо большого подразделения с собственным КБ при одном из государственных сталеделательных заводов, по опытам с блиндированием паровозов, автомобилей, тракторов и другой подвижной техники, а так же производство этой техники для нужд армии (прежде всего, бронепоездов, бронеавтомобилей и мощных тягачей для тяжёлой полевой артиллерии).

Перепрофилирование ненужного с окончанием РЯВ РБВЗ в первое российское государственно авто и моторостроительное предприятие с желательной его передислокацией из Прибалтики в глубь страны. В г. Рыбинске, на базе совместного предприятия с «Рено», обязательно построить специализированный моторостроительный филиал с собственным КБ и полной локализацией всех комплектующих.

Строительство опытного военно-промышленного предприятия со специальным профильным ЗАКРЫТЫМ институтом, для производства опытов с летательными аппаратами различных конструкций ради выявления полезности их применения в военном деле и разработки годных для этого конструкций с возможностью их серийного производства в дальнейшем. Развёртывание основанной ещё в 1902-ом году аэродинамической лаборатории Московского университета в мощный институт фундаментальных исследований и подготовки кадров в области аэро, гидро и газодинамики. Точно такой же, но с уклоном в сторону двигателестроения, основать при Императорском техническом училище (будущий МФТУ). А основанный в 1904-ом подмосковный Аэродинамический институт, было бы не плохо развернуть в мощный исследовательский центр типа ЦАГИ.

Строительство железных дорог, развитие железнодорожной сети вообще в Империи и на стратегических направлениях в особенности. Рокадных в т.ч.

Реконструкция старых и строительство новых крепостей по периметру границ Империи с учётом первостепенности на стратегических направлениях.

Ускоренная электрификация страны, и соответственно, развитие топливно-энергетического сектора экономики ориентированного на внутренний рынок.

Полная реорганизация внешней разведки (в т. ч. основание совершенно секретных технического отдела и отдела по проведению специальных акций за рубежом против врагов государства независимо от их местонахождения и подданства). Резкое усиление контрразведки и Жандармского ведомства – ради обеспечения внутреннего порядка в стране вообще никаких средств жалеть не надо бы. Ни кнута, ни пряника.

Разработка и реализация, наконец, тоже требующих государственных расходов, реформ, призванных снять внутреннее социальное напряжение в стране – вполне логичный шаг после знаменитого манифеста 5-го года.

И т. д. и т. п. Список может быть очень длинный и не о нём сейчас речь.

Замечу только, что денег все эти многие и многие пункты потребуют больших, едва ли сопоставимых с теми, что были отпущены на сооружение четырёх, в общем-то, не слишком удачных и оказавшихся в итоге практически бесполезными «Севастополей» (если не считать в качестве очень даже серьёзного фактора сдерживания, само их наличие). Но (и это главное), я совсем не уверен, что тот промышленный бум в России, что мы привыкли объяснять теми гигантскими вливаниями в предприятия, сопряжённые напрямую с судостроительной отраслью, не наступит (или будет серьёзно менее значительным), если деньги пойдут на нужды, указанные выше. Тем более, что от реконструкции собственно заводов мы отнюдь не отказываемся.

В конце-концов, масштабная модернизация и расширение того же Обуховского завода, вполне может быть осуществлена, но не под строительство комплектующих для кораблей линейного флота, а, скажем, под производство тракторов Холта, двигателей и грузовых автомобилей Даймлера и т. д. И хрен-то с ним, что первое время, единственным заказчиком техники будет армия – нам же надо и производство всего этого развивать, и кадры готовить, и армию к технике приучать. А пушки, в т. ч. самого большого калибра, Обуховский может делать не для линкоров, а для береговых батарей и сухопутных крепостей. Тож надо. Не говоря уже о том печальном обстоятельстве, что львиная доля тяжёлой артиллерии нашей армии в ПМВ была импортной.

Ну да ладно. Вернёмся к флоту… и предположим, что денег на кораблестроительную программу возрождения БФ, Дума выделила меньше ровно на ту сумму, что запрашивались на постройку «Севастополей», предложив флотоводцам выкручиваться (обеспечивать безопасность Империи на Балтике) исключительно лёгкими силами (плюс вся имеющаяся на тот момент наличность в смысле корабельного состава).

А дальше, Дума, глубоко (или не очень) подумав, авансом дала добро «Цусимскому ведомству» лишь на ту кораблестроительную программу, выполнение которой обеспечит и минимизацию расходов и НЕВОЗМОЖНОСТЬ отправки Балтфлота кормить крабов у чёрта на куличках, и единственной задачей которого, будет всячески холить и лелеять родную Маркизову лужу, вполне резонно рассудив, что лучшей защитой нашего балтийского побережья, будут успехи сухопутных войск на прибалтийском же ТВД.

Ошалевший от горького разочарования МГШ скрепя сердце начал прорабатывать подобную программу строительства нового БФ, основой которой должны были стать эсминцы/миноносцы/субмарины в качестве главных активных защитников, минзаги и тральщики как средства пассивной защиты, а так же малые скоростные крейсера-минзаги для действий на неприятельских коммуникациях. Им же вменялось в обязанность обеспечивать артподдержку приморским флангам сухопутных войск и даже (при острой на то необходимости) возглавлять торпедные атаки эсминцев/миноносцев.

В общих чертах, программа, неофициально названная уже даже не «сверхмалой», а просто программой «отчаяния», предусматривала отказ от постройки тех самых восьми линкоров, четырёх линейных и девяти лёгких крейсеров для БФ, о которых мечтал МГШ и постройку и формирование на Балтике нескольких дивизий самых современных эскадренных миноносцев, в количестве, соответствующем РИ (36 единиц), плюс 12 малых быстроходных крейсеров. Корабли и суда прочих классов так же должны были строиться в тех же, РИ количествах (подводных лодок, впрочем, предполагалось построить несколько больше).

Задача по прикрытию главной минной позиции, преграждающей кайзеровскому флоту путь к Петербургу, соответственно, возлагалась на имеющиеся додредноуты («Андрей Первозванный», «Павел I», «Цесаревич» и проч.), морально устаревшие броненосные крейсера («Баяны» и «Богатыри» с новеньким «Рюриком» во главе) и все лёгкие силы БФ (не считая береговых батарей, конечно).

Теперь, собственно о малых крейсерах.

К концу первого десятилетия века, стало ясно, что малый крейсер-шкодник, в смысле способный и на коммуникациях пошакалить и мин набросать там, где неприятель шастает с завидным постоянством, может выжить, исключительно имея скорость под 30 узлов и соответственно способные обеспечить такую скорость турбины вместо стремительно устаревающих паровых машин.

Но, высокие показатели скорости, тогда ещё как-то совсем не уживались ни с приличным вооружением, ни с надёжной бронезащитой – особенно, если пытаться утрамбовать всё это счастье в 3-4 тыс. т. водоизмещения (что, в сущности, и стало причиной вымирания скаутов как класса и разделения их функций между не бронированными лидерами эсминцев и значительно более сильными классическими КРЛ).

Но, именно такие крейсера-скауты, Р.И.Ф. данной АИ только и мог себе позволить строить не символической серией, а вполне достойной, имея ввиду достаточное количество и для крейсерства на немецких, скажем, коммуникациях на Балтике и в качестве контрминоносцев и в качестве лидеров новых эсминцев.

Первоначально, предполагалось просто построить специально для БФ серию кораблей типа «Жемчуг», оснастив их турбинной СУ. Но, дело это оказалось непростым и нескорым. Поэтому, как это обычно и делалось, обратились за иностранным опытом.

В САСШ была направлена целая специальная экспедиция, коей вменялось в обязанность собрать всю возможную информацию и досконально изучить малые крейсера-скауты американского флота типа «Честер» небольшую серию из трёх кораблей американцы строили ещё с 1905 года. Крейсера, сами по себе, были довольно слабые, но их фишкой была СУ – на двух кораблях испытывались различные типы турбинных установок и котлов, а один имел привычную паровую машину – для наглядного сравнения ТТХ и условий эксплуатации.

Балтийский флот...ик

Причём контактировать наши специалисты должны были и с официальными представителями флота САСШ (после победы японцев в РЯВ, американцы просто обязаны были начать ощущать пусть пока хоть и эфемерную, но вполне себе перспективную угрозу со стороны ВМС Японии и, соответственно искать подходы к возможному сотрудничеству с РИФ), и с фирмами изготовителями силовых установок нового типа, для которых вполне очевидная перспектива восстановления Россией Р.И.Ф сулила умопомрачительные барыши, если конечно проявить к потенциальному заказчику подобающую любезность, внимательность и готовность удовлетворить кое какие его капризы.

Результатом этой командировки, естественно в сочетании с отечественными наработками, стала «американская» версия «Жемчуга», четвёрка которых была заложена на североамериканских верфях и ещё столько же на Питерских в 1908 году.

Балтийский флот...ик

Крейсер-скаут (по официальной классификации), а фактически рейдер-лидер-минзаг типа «Бриллиант» получил в наследство от «Жемчуга» корпус, удлинённый на добрых 10 метров ради лучшей гидродинамики и его же общую архитектуру. СУ состояла из двух усовершенствованных и несколько более мощных турбин Кёртиса (прототип испытывался на крейсере «Сайлем») и десяти паровых котлов.

Бронезащиту как на американцах копировать не стали, поскольку для полного 51-мм бронепояса банально не хватало водоизмещения, да и скорость американца в 26 узлов не стоила возни с турбинами – ещё предтеча «Жемчуга» – крейсер «Новик» со старыми добрыми ПМ-ами развивал столько же). Поэтому схему бронирования изменили на короткий 25 мм пояс, прикрывающий от осколков исключительно СУ и погреба (что, было даже несколько легче, чем 30 мм бронепалуба с 50 мм скосами, как на том же «Жемчуге»).  Боевую рубку укрыли 76 мм бронёй.

С такой скорлупой бронезащиты, корабль мог развить скорость чуть более 28 узлов и почти безнаказанно истреблять не только торговые пароходы и разные грузовые шаланды, но и практически любые немецкие миноносцы, поскольку система вооружения, под влиянием американцев, была изменена полностью и, частично копировала «Честеры», частично отечественных «Богатырей». Вместо единого 120-мм калибра, ГК «Бриллианта» был представлен двумя весьма дальнобойными 50-калиберными 152 мм пушками в новейших одноорудийных башнях, разрабатывавшихся для мониторов типа «Шквал» (вот только брони на башнях предназначенных для скаутов кот наплакал – максимальная – те же 25 мм). Кроме них, корабль получил 6 скорострельных, относительно лёгких, новейших 102 мм пушек в палубном тумбовом исполнении вообще без какого либо щитового прикрытия.

На крыльях мостика разместили два «дальнобойных» пулемёта системы «Максима» усиленного калибра 10.67 мм (под патроны винтовки системы Бердана, естественно уже модифицированные под мощный бездымный порох и новую остроконечную пулю улучшенной баллистики, принятую одновременно с аналогичной пулей для «мосинки» в том же, 1908-ом году). Теоретически, чтоб издалека стрелять из них по сорванным с якорей минам, атакующим корабль на незначительной глубине торпедам и даже катерам-торпедоносцам. Позже, эти крупнокалиберные пулемёты стали основным (и даже какое-то время единственным) оружием ПВО крейсеров. Уже во время ПМВ, на кормовой надстройке появилась ещё пара таких же пулемётов, а на соответственно усиленной и расширенной кормовой прожекторной площадке, установили трёхдюймовую зенитку Тарнавского-Лендера.

 ТА располагались значительно выше ватерлинии, в носу, по два с каждой стороны от форштевня. Аппараты небольшого «вспомогательного» 381-мм калибра были жёстко закреплены и наводились на цель непосредственно манёвром корпуса крейсера. В кормовой части корпуса, располагались порты для постановки морских мин, коих на главной палубе штатно помещалось 50 штук. Ещё столько же, но уже в перегрузку, можно было разместить на верхней палубе. Там же, (вместо мин) помещалось такое же количество глубинных бомб – новейшая и суперсекретнейшая разработка.

На небронированном марсе мачты, разместили по одному комплекту СУАО и радио (вторые комплекты располагались в корпусе). Как показала практика, само размещение мачты оказалось неудачным (мешал дым из первых двух труб) и позже, её установили между рубкой и первой трубой.

Аналогично, чуть позже, 102 мм артустановки получили 25 мм бронещиты, а ТА заменили на 450 мм со специальными вставками, позволяющими использовать и 450 и 381 мм торпеды. Уже в ходе ПМВ, одноорудийные шестидюймовые башни заменили на новые (чисто АИшные) двухорудийные 130 мм.

Балтийский флот...ик

Балтийский флот...ик

 

Крейсера оказались, в принципе, не так уж плохи. Достаточно скоростные и очень даже не дурно вооружённые (для скаутов, конечно), вот только новая СУ оказалась не слишком надёжной, а мореходность, ограниченная чрезмерно малым водоизмещением кораблей (к тому же конструктивно перегруженных), оставляла желать лучшего. Поэтому, вместо 8 запланированных, на наших заводах построили лишь 4 крейсера, а когда встал вопрос о постройке кораблей аналогичного класса для Черноморского флота, решено было разработать более современный проект и на сей раз обратиться не к американскому, а к итальянскому опыту.

Прямым идеологическим наследником наших крейсеров 2-го ранга «Новика», «Жемчуга» и «Изумруда», был турбинный итальянский крейсерочек-скаут «Куарто» – зарекомендовавший себя на редкость надёжным и удачным кораблём.

Балтийский флот...ик

Этот кораблик, имея турбинную СУ и котлы с нефтяным отоплением (только 2 из 10 могли работать и на нефти и на угле), разгонялся до 29 узлов и был вооружён точно так же как наши «Новик» с «Боярином» – шестью 120 мм пушками (плюс 6 76 мм пушек), и двумя 450 мм ТА.

Бронезащита – 38 мм бронепалуба и 100 мм бронезащита рубки.

Крейсер очень заинтересовал наших специалистов и не только в данной АИ – в РИ, Россия предполагала заказать в Италии скауты типа «Марсала» — являвшиеся прямыми потомками «Куарто».

Балтийский флот...ик

Но, в погоне за дешевизной и преференциями при постройке других кораблей, предпочтение было отдано турбинным скаутам от германской фирмы «Шихау», с которой и был заключён контракт на постройку двух кораблей для ТОФа «Адмирал Невельской» и «Муравьёв-Амурский», вступивших в строй флота уже в ходе ПМВ, к сожалению, естественно кайзеровского.

Балтийский флот...ик

В данной АИ, специально для ЧФ, мы просто покупаем у «Ансальдо» чертежи «Куарто» и полный комплект его СУ «для изучения» с условием возможности последующего ознакомления наших специалистов с проектом «Марсалы» — его дальнейшего развития. Вот, от тех самых «Куарто» с «Марсалой», плясать и будем.

Предположим, так оно всё и «срослось» и на черноморских производственных площадях, началось строительство четвёрки скаутов типа «Берилл» представлявших из себя смесь всего лучшего, что имелось на наших «Бриллиантах» и итальянских «Куарто» и «Марсала».

Крейсера, стандартным водоизмещением чуть более 4 тыс. т.  несли мощное артиллерийское вооружение в виде семи новейших 130 мм пушек обр. 13 г. в палубном исполнении и были отлично оснащены оборудованием для минных постановок (мог принимать до 100 мин).

Четыре торпедных аппарата опять неподвижные, но уже калибра 450 мм (под новейшие торпеды обр. 12 г.) установили в корпусе, перпендикулярно продольной оси, почти по миделю. Причём два предназначались для стрельбы с правого борта, и два с левого. Аппараты размещались на разных уровнях – пара правого борта над парой левого и проходили прямо через резервуар воды, питающей котлы второго КО – т. н. «мокрого хранения». Поэтому запасных торпед предусмотрено проектом не было. (Позже, уже в ходе ПМВ, ТА перенесли из корпуса на верхнюю палубу, сделав поворотными и установив их по бокам от кормовой надстройки).

Вспомогательное вооружение повторяло таковое на «Блиллиантах» – два тульских «Максима» бердановского калибра на крыльях мостика и ещё один – дополнительный, съёмный, на юте.

Бронезащита крейсеров: 51 мм бронепояс, 25 мм траверсы и такой же толщины бронепалуба, 76 мм плиты защиты рубки и погребов.

 

Балтийский флот...ик

Силовая установка, в отличие от «Бриллианта», была как у итальянцев четырёхвальной с четырьмя турбинами (но несколько более мощными) и 12-ю нефтяными котлами, расположенными в трёх КО. Суммарная мощность СУ – ок. 30 тыс. л. с. благодаря которой, крейсер мог развивать кратковременно 29.5 узлов и несколько часов к ряду поддерживать скорость до 28.5 узлов.

Первоначально, вслед за четвёркой для ЧФ, на балтийских верфях и для Балтийского же флота, планировалась серия из 8 кораблей, усовершенствованных по опыту эксплуатации черноморских скаутов. Но, тут на депутатов Думы вдруг нашло просветление…

Линкорное? А как же! Да куда они на фиг, денутся?! Реалии-с!

Подивившись на линкорную гонку англов и германцев, за которыми в меру сил и средств тянулись все прочие мировые «игроки», в т. ч. Турция, весной 1911 года, Дума, сперва, одобряет экстренную программу усиления тремя современных линкорами ЧФ а полгода спустя, утверждает и постройку первой четвёрки супердредноутов для БФ.

Хронологически, это будет выглядеть примерно так:

Три черноморских «Императрицы» закладываются немедленно после принятия соответствующей          программы (проект «улучшенный «Севастополь» давно пылится и предприятия подрядчики «рвутся в бой»), то есть, уже летом 1911-го.

А вот вроде бы уже одобренная Думой закладка балтийских супердредноутов в соответствии с РИ, скорее всего так и не состоится. Дело в том, что выбор в пользу линейных крейсеров («Измаилов»), был во многом обусловлен наличием в достройке линкоров типа «Севастополь». У нас «Севастополей» нет. И начинать балтийское линкоростроение соответственно треба именно с линкоров. И наверняка до МГШ дойдёт какая-то информация о предстоящей в следующем, 1912 году закладке в Англии первой пары из пяти заказанных супердредноутов типа «Куин Элизабет» (не говоря уже о ГК японских ЛКР типа «Конго»). Соответственно, срок выполнения и принятия проекта существенно отодвинется. В РИ, проект «Измаила» был принят в сентябре 12-го года.  Заводы получили заказы со сроком сдачи в 1916-ом. В данной АИ, проект российского супердредноута скорее всего примут не ранее середины 13-го со сроком сдачи кораблей флоту к концу 17-го. И, скорее всего, это будут корабли отнюдь не с 356 мм. артой ГК, а сразу с 381 или даже 406 мм…

Таким образом, на большом «малом флоте» будет поставлен окончательный крест и новых крейсеров-скаутов для БФ будет построено всего 4 и те исключительно в качестве разведчиков для будущей дивизии линкоров. Хотя, после начала войны и приостановки строительства линкоров, об этом придётся позабыть и использовать новые скауты (а их введут в строй никак не позже начала 15-го года) именно так, как и задумывалось изначально – для рейдерства, минных постановок и прочих полезных мероприятий вдали от своих берегов – благо ни одному своему германскому сверстнику-однокласснику, наши скауты последней балтийской серии уступать не будут (ну, разве только «Магдебургам» после их перевооружения с 12/105 мм пушек на 7/150 мм), а по скорости будут всех хоть чуть-чуть, но превосходить – что важно, поскольку немцы бронированы получше: 60 мм против наших 51.

Кто знает, может быть такая АИ и к лучшему? И вместо четырёх, ну никаких «Севастополей», и так и недостроенных «Николая» и «Измаилов», вместо так и не заложенных на стапелях "Светлан", Россия получит более сильную армию, больше порядка в стране, выдюжит ПМВ и достроит-таки после войны четыре заложенных в 13-ом линкора (для начала!), равных по силе (а может и покруче!) знаменитым британским «Куинам»? А что? Предприятия у нас уже реконструированы (этого никто не отменял). Кадры сохранены – крейсеров понастроено в сумме довольно-таки много. Опыт постройки черноморских «императриц» на руках. С проектом тоже будет время определиться более основательно (нормальные супердредноуты вместо «ни рыба, ни мясо» линейных крейсеров).

ИМХО, конечно… в конце концов, сэкономленные, примерно 70 млн. руб. не такие уж большие деньги.

Р.С. Кстати, интересно, каким был бы русский супердредноут, спроектированный в рамках данной альтернативы под впечатлением от бритовской «лизы» и, соответственно заложенный к постройке не ранее 1913-го?

Балтийский флот...ик

Подписаться
Уведомить о
guest

81 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account