16

Балтийские «Императрицы»

Для одной альтернативы вращал башни «Севастополя», и получившийся рисунок — этакий балтийский вариант черноморских линкоров типа «Императрица Мария» заинтересовал, что решил выложить отдельным постом.

***

В 1909 году было заложено 4 линкора так называемой «монархической» серии – «Императрица Мария», «Екатерина Великая», «Имп. Александр 3» и «Имп. Николай-1».

Уроки русско-японской войны и в первую очередь Цусимского сражения дали о себе знать при проектировании отечественных линкоров. «Напуганные» японской «палочкой Т», российские адмиралы хотели получить линкор способный вести сильный огонь на носовых курсах.

В результате, еще на стадии бумажных работ, было выдвинуто требование развернуть башню № 2 на нос. Вот только развернутые на нос башни № 2 стволы орудий уперлись в первую трубу, и пришлось корпус (между башней и трубой) удлинять буквально на пару метров. Трудно сказать, было ли желание получить сильный носовой огонь и последующие переделки проекта благом или напротив ошибкой.

Удлинение корпуса, автоматически (кроме роста водоизмещения) привело к образованию «пустого пространства», которое просто необходимо было заполнить чем-то полезным. Решение оказалось простым и то же «цусимским»: поставить еще одно котельное отделение что бы увеличить скорость. В результате, как установки дополнительного котельного отделения, так и увеличения длины корабля, по сравнению с первоначальным проектом увеличилась скорость – а вот дальность плавания, и без того не большая, сократилась.

***

По сравнению с линкором «Севастополь» из РИ.

Незначительно увеличилась длина

Носовые 120-мм сдвинуты назад.

Да, развернутые орудия на нос (башня №2) были характерны для черноморских линкоров собиравшихся штурмовать Проливы. Перед Балтийскими линкорами такие задачи (если не штурмовать Датские проливы) не ставились. В то же время, назвать такую конструкцию специфической нельзя. Например, итальянский линкор «Данте Алегьере» то же имеют развернутые орудия на нос, но никто не говорил, что итальянцы собирались штурмовать какие-то проливы.

***

В целом, серия «Императриц» была охарактеризована так: «эти женщины подобны змеям – совершить молниеносный бросок и не спеша убраться», и для службы на Балтике данная роль прекрасно подходила.

В 1911 году, на освободившихся вервях были заложены линейные корабли типа «Бородино» («Бородино», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава»), представлявшие дальнейшее развитие «Императриц». Главные усовершенствования были направлены на повышения мореходности: добавлен полубак, удлинен корпус, поработали над носовой оконечностью. В результате, пусть и несильно, но возросла дальность плавания и скорость. Немного было усиленно противоминное вооружение – 18 120-мм орудий (хотя первоначально новые корабли должны были получить 130-мм орудия), избавились от торпедных аппаратов.

В целом, проект такого быстроходного линкора (наиболее точное определение) опоздал на 3 года – будь «Бородинцы» заложены в 1909 году им бы «цены не было», но к 1911 году проект, (хотя и получивший улучшенную защиту) устарел.

В 1912 году на Черном море были заложены первые российские сверхдредноуты с 12 14-дюймовыми орудиями. Закладка первых российских сверхдредноутов, да еще и имевших ярко выраженную «антитурецкую» направленность («Севастополь», «Измаил», «Кинбурн» и «Наварин») была весьма недвусмысленным намеком. Хотя Турецкая Империя и вела себя тихо, предпочитая лишний раз не раздражать своего северного соседа (например предложение об усилении турецкого флота, покупка как германских, так и британских кораблей не встретили поддержки), Российская Империя явно намеревалась решить вопрос о Проливах силой.

Заложенные в мирное время и предназначенные для битв, российские линкоры вступали в строй уже в ходе Великой войны. «Императрицы» вступили в строй в 1914 году, а вот вступление в строй серии «Бородино» затянулось. «Бородино» вошел в строй в 1915, «Полтава» в 1916, а «Петропавловск» и «Гангут» в 1917 году. В ходе боевых действий было потеряно (в сражении с немецким флотом) было потеряно 2,5 линкора: «Императрица Мария» погибла от взрыва боезапаса, «Екатерина Великая» торпедирована эсминцами. Линкор «Полтава» получил тяжелые повреждения, и после войны (поднимался вопрос и о списании) переделан в авианосец.

Черноморские линкоры были достроены уже после отгремевшей войны. К этому времени не только военная, но и политическая обстановка сильно поменялась.

 

На рубеже 20-30-х годов балтийские линкоры прошли модернизацию (при этом, главный калибр,

несмотря на множество проектов по перевооружению на 356-мм и 320-мм орудия остался неизменным).

Что касается черноморских линкоров, то они достраивались согласно новым требованиям науки и техники.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account