Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

3

Доброго времени суток, коллеги. Это снова я со своей альтернативой Флота адмирала Невского, и сегодня речь пойдет о могучих и прекрасных дредноутах. Так как это мой любимый класс/подкласс кораблей, а также из-за того, что пришлось затронуть некоторые политические аспекты России в альтернативе, пост вышел большим. Приступим.

Российская империя и ее флот после Русско-Японской войны

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Таврический дворец в Санкт-Петербурге, место заседания Думы. В нем решались если не все, то почти все вопросы империи, в том числе вопросы по финансированию кораблестроительных программ.

Рассказывая о создании первых русских дредноутов, нельзя не затронуть тему того, в каком положении оказался Российский Императорский флот в 1905-1906 годах. А положение это было довольно интересным, и было тесно связано с деятельностью Думы, созванной манифестом императора еще в 1900 году. Дума I созыва просуществовала недолго, так как состояла, в основном, из антимонархически настроенных социалистов и социал-демократов, а также сторонников дворянской республики. Их деятельность почти целиком была направлена на смещение монархии, из-за чего уже в 1901 году император, пользуясь своим исключительным правом, распустил Думу. II созыв оказался немногим лучше — поддерживающих правительство и курс государства в ней оказалось меньшинство. При Думе II созыва началось постепенное урезание расходов на армию и флот, даже с учетом противодействия министров Куропаткина и Невского. В результате после начала войны Дума, отказав в увеличении расходов, была вновь распущена императором и временно не созывалась — официально до конца войны.

Вероятно. надо поблагодарить японцев за то, что они объявили нам войну — иначе наши вооруженные силы зачахли бы от недостатка финансирования.

Морской министр Невский в письме военному министру Куропаткину

Весь контроль над расходами перешел в руки "двуединого диктаторства" в лице военного и морского министров. Фактически это был первый в России опыт установления диктатуры тыла, хотя права министров были не столь широкими, какие обретут главы армий в Первую мировую войну. Первое время такое решение вызвало возмущение общественности, подогреваемое социалистами, дворянством и желтой прессой, которая по "официальным" сводкам потерь за 1904-1905 год умудрилась положить в Корее, Маньчжурии и Желтом море полторы русских армии и четырежды потопить флагманский броненосец флота "Император Александр III". В начале 1905 года на Кавказе, в Польше и Финляндии, в Москве и Петербурге проводились массовые выступ­ления против войны, часто перераставшие в вооруженные выступления, для подавления которых приходилось привлекать войска. Но в августе 1905 года морок рассеялся, и оказалось, что на Дальнем Востоке русские войска одерживают победы, а флот, пускай и не уничтожив японский, все же смог завоевать господство на море и отрезать японскую армию от снабжения. Результат — Вашингтонский мирный договор, по которому Россия хоть и вынуждена была умерить свои требования из-за жесткой позиции Великобритании, действующей примерно так же, как и Россия в конце японо-китайской войны по отношению к Японии, но в то же время смогла полностью очистить Корею от японцев (сама Корея была признана совместным русско-китайским протекторатом) и добиться выплаты значительной контрибуции (которая, впрочем, из-за той же Великобритании была выплачена лишь частично, после чего договор был разорван – и последовала Вторая русско-японская война, но об этом позднее).

Победы значительно подняли престиж армии и флота, в государстве наметился патриотический подъем, а на фоне антирусских выступлений в Великобритании и даже союзнической Франции возникла и война шовинизма. Националистические группировки с окраин потеряли влияние, позиции социалистов ослабли настолько, что случился раскол на три фракции — меньшевиков, большевиков и умеренных социал-патриотов. После войны принципы Думы и выборов были изменены, в результате чего число партий. Среди них оказалась и молодая Имперская партия, пользовавшаяся поддержкой офицеров и крупных промышленников. Возглавил ее бывший губернатор Саратовской губернии П.А. Столыпин. Благодаря его ораторским способностям, гибкой политике и влиянию, Имперская партия еще до выборов поглотила франции умеренных социал-патриотов, националистов и многих других, в результате чего в Думу по результатам выборов попали 217 ее представителей из 500 избираемых (37 получили меньшевики, 25 большевики, 37 Союз Окраин, 70 кадеты и 114 Дворянская партия). Пользуясь довольно тесными связями с Союзом Окраин (имперцы активно продвигали равенство всех жителей перед законами Империи независимо от сословий и региона проживания) и кадетами, они сформировали эффективную коалицию, которая фактически без затруднений могла проталкивать любые законы. Для морского министра Невского важным было то, что партия признавала важным содержание и модернизацию вооруженных сил, в том числе и флота.

Послевоенные затруднения и политическая чехарда на какое-то время вызвали затруднения в финансировании ВМС, кроме того вся империя в конце 1905 года переходила на метрическую систему мер и весов, что также вызвало вынужденный простой судостроительной промыш­лен­ности – но эта пауза пришлась очень кстати. Требовалось проанализировать опыт войны с Японией. Результатом этого процесса стало рождение концепции русского дредноута.

Проектирование и постройка линкоров типа "Севастополь"

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

"Севастополь" во время достройки

Опыт РЯВ начали анализировать в МГШ (до 1904 года — ГМШ, велика разница) еще во время боевых действий. В результате к августу 1905 года накопился довольно серьезный груз инфор­ма­ции, который требовалось обдумать и решить. Специально для этого при морском министре Невском была создана Особая Флотская Комиссия (ОФК), которая должна была перелопатить все доклады, записки и прочие тонны текста для определения главных выводов закончившейся войны. Одним из самых активных ее деятелей стал капитан I ранга Н.Л. Кладо (не совсем тот Кладо, который был в реальности, но как теоретик пойдет – Невскому недолго осталось). Среди документов, подлежавших обсуждению, были и доставленные подсуетившейся военной разведкой доклады британских наблюдателей о эффективности японских кораблей и полученных ими повреждениях. В результате, среди прочих, были определены следующие выводы:

— среди отечественных броненосцев самой эффективной показала себя бронезащита броненосцев типа "Бородино";

— из всех попаданий в броненосцы, как японские, так и русские, реальную опасность представ­ляли лишь снаряды калибром 305 и отчасти 254 мм, снаряды же калибром 152-203 мм хоть и наносили урон небронированным элементам кораблей, но реальной опасности кораблям не представляли;

— потенциал текущего 305-мм орудия использован почти на 100% и может быть увеличен лишь по части улучшения снарядов;

— дистанции боя капитальных кораблей постоянно увеличиваются, из-за чего среднекалиберная артиллерия еще больше теряет свою эффективность в бою, а необходимость установки торпед­ного вооружения становится крайне сомнительной;

— 75-мм артиллерия является недостаточной для борьбы с миноносцами, в то время как 152-мм обладает избыточной мощностью и недостаточной скорострельностью для взятия на себя функций противоминной;

— эскадренная скорость является не менее важным параметром капитального корабля, чем вооружение или защита, более медленная эскадра неизбежно будет разгромлена более быстрой даже в случае численного превосходства первой;

— вместо боевых отрядов первой линии из шести броненосцев двух разных или трех однотипных броненосцев серий предпочтительнее иметь один боевой отряд первой линии из четырех современных однотипных броненосцев;

Из этих выводов проистекало следующее – требовалось создать по-настоящему новый корабль, вооруженный дальнобойной 305-мм артиллерией нового образца в большем количестве, чем устанавливается на современных броненосцах, с бронезащитой, заточенной под противостояние орудиям крупного калибра, со скоростью хода, превосходящей скорость текущих броненосцев. Как оказалось, подобные расчеты уже проводились в частном порядке. Кроме того, к концу 1905 года в Российском Императорском флоте окончательно отработали и наладили производство котлов со смешанным отоплением и паровых турбин Парсонса. Обуховский завод еще по заказу середины 1904 года готовился представить новые 102/60-мм, 152/50-мм (впрочем, ее разработка провалилась, в результате чего орудие было заменено на 130/55-мм как более соответствующее требованиям времени) и 305/50-мм орудия (на самом деле их длина достигла 52 калибров). Кроме того, разведка добыла для Морского министерства детальную информацию о корабле, строящемся в Великобритании ("Дредноут"), основные решения которого полностью подтверж­дали основные выводы ОФК.

Кроме того, на Черном море в 1904-1905 году, во время войны с Японией, в инициативном порядке командующим Черноморским флотом Г.П. Чухниным были проведены опыты над "судном №4" — бывшим броненосцем "Екатерина II", который из-за взрыва погребов затонул прямо у стенки в Севастополе в 1903 году. Вместо восстановления в качестве боевого корабля было решено пустить его на испытания старых и новых образцов вооружения, которые в сумме заняли 15 месяцев (включая восстановление корпуса, "убитого" артиллерией, а в начале 1905 года — и торпедами нового образца). Результатом их стала выработка двухслойной противоторпедной защиты вместо однослойной, примененной на "Цесаревиче" и броненосцах типа "Бородино", и вывод о необходимости обеспечения монолитности броневого пояса путем связки плит шпонками типа "ласточкин хвост".

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

"Севастополь" в строю. Приземистый и мрачный вид русских дредноутов, вкупе с количеством лучших в мире 305-мм орудий на одном таком корабле, не раз заставлял вероятного противника ворчать про себя грубости на английском, немецком, японском и турецком языках.

В результате был объявлен конкурс эскизных проектов, в котором победил совместный проект Бубнова и Костенко (служившего в войну на "Императоре Александре III" и анализировавшего все повреждения не только своего броненосца, но и большинства кораблей Тихоокеанского флота, вследствие чего у него выработалась твердая теория по защите современных кораблей, которая пришлась по нраву Бубнову). Его отличительными чертами стало равномерное линейное распо­ло­жение башен ГК, что экономило водоизмещение и обеспечивало хорошие углы обстрела, а также использование трехорудийных башен — впервые в мировой практике. Оба этих решения позволяли использовать в бортовом залпе 12 орудий ГК — столько же, сколько располагали три любых старых броненосца! Описанный в деталях, он лег на стол министра Невского для окончательного одобрения в марте 1906 года, а уже в мае Балтийскому и Адмиралтейскому заводам (последний — сменившее название Новое Адмиралтейство) был выдан заказ на постройку серии из четырех однотипных кораблей. Морского министра не смутило небывало большое водоизмещение корабля — 23 150 тонн, что было на 8 тысяч больше водоизмещения предыдущей серии броненосцев. Он видел, что серьезно возросшее водоизмещение было ценой мощнейшему вооружению из 12 305/52-мм и 16 130/55-мм орудий, бронезащите в 280 мм, не пробиваемой старыми орудиями броненосцев, и скорости хода в 21 узел. Весьма значительным было и количество дальномеров, установленных на корабле — вместо 1-2 на кораблях времен РЯВ были установлены 2 главных 6-м на крышах боевых рубок и 2 вспомогательных 3-м по бокам в носовой надстройке. Кроме того, в 1915 году на "Севастополи", как и на прочие дредноуты, были установлены по 4 8-м башенных дальномеров. Все они были связаны воедино, работая в составе СУО Гейслера обр. 1906 года (в процессе службы модернизировались). После установки башенных дальномеров башни смогли вести прицельный огонь даже после выхода из строя СУО. В общем, корабли были однозначно сильнее британского "Дредноута" и, как оказалось после, всех прочих дредноутов первого поколения. Не принять такой сильный проект морской министр Невский просто не мог.

Впрочем, строились они не самыми высокими темпами и вступили в строй лишь в конце 1910 года. К тому моменту Великобритания ввела в строй 7 дредноутов (не считая линейных крейсе­ров), Германия – 4. Несмотря на качественное превосходство, Российские линейные силы отставали количественно от ведущих стран мира. Кроме того, нужда строить корабли на три удаленных и фактически изолированных друг от друга ТВД ставила русские корабли в меньшин­ство в любом случае — так что ставка на качество оправдала себя. Балтийские дредноуты хорошо покажут себя во время Первой мировой войны, противостоя германским кораблям, и будут серьезной занозой в з проблемой для Хохзеефлоте, разрывающегося между двумя морями, вплоть до вступления в строй в 1915 году еще больших заноз проблем в виде линейных кораблей типа "Измаил". После войны "Севастополи" служили недолго, и в 1922 году были пущены на слом согласно Вашингтонскому договору.

«Севастополь», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 03.06.1906/16.06.1908/11.1910

«Гангут», Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 03.06.1906/27.06.1908/12.1910

«Император Александр I», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 03.06.1906/27.06.1908/08.1910

«Петропавловск», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 03.06.1906/24.09.1908/05.1910

Проектирование и постройка линкоров типа "Императрица Мария"

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

"Императрица Мария" при выводе ее с Ингула в Южный Буг для испытаний. Вы таки не поверите, но сейчас там все выглядит абсолютно так же, за исключением пары высоток на заднем плане. Ну и, конечно же, "Марии".

Практически сразу же после начала дредноутной лихорадки в 1906-1907 годах появились слухи, что дредноутами собирается обзавестись извечный противник России на юге — Османская империя. И хотя слухи еще долгое время оставались слухами, Морское министерство не могло не отреагировать на него. В результате было решено усовершенствовать проект "Севастополей" "на вырост" — т.е. с возможным перекрытием будущего заказа османов, и построить четыре таких корабля, сформировав полноценный боевой отряд. Водоизмещение увеличилось на тысячу с лишним тонн, броню пояса и башен довели до 305 мм. Кроме того, перетасовалось расположение противоминной батареи, которая также была усилена — на 4 пушки. Для сохранения скорости в 21 узел дредноутам увеличили мощность ЭУ на 3000 л.с. Кроме того, лишь на линкорах типа "Императрица Мария" окончательно отказались от торпедных аппаратов, хотя мысли об этом витали еще при проектировании "Севастополя". Из-за ограничености мощностей на юге империи, а также чтобы не затруднять постройку линкоров на Балтике (где требовалось строить корабли и для Тихоокеанского флота), было решено строить корабли парами, друг за другом. Кроме того, постройку искусственно затянули после того, как стало ясно, что Османская империя не сможет закупить дредноуты за рубежом, а когда она все же смогла (последний и самый мощный из них, "Решадие", был передан туркам в начале 1914 года), Россия уже вводила в строй вторую пару, сформировав полноценный боевой отряд кораблей на Черном море. После Первой мировой войны корабли-ветераны оставались в составе флота до 1922 года, когда по Вашингтонскому договору все они были пущены на слом.

«Императрица Мария», «Руссуд», Николаев – 17.10.1907/19.10.1909/08.1912

«Императрица Екатерина Великая», «Руссуд», Николаев – 20.11.1909/15.05.1911/1914

«Георгий Победоносец», Черноморский завод, Николаев – 17.10.1907/20.11.1909/10.1912

«Синоп», Черноморский завод, Николаев – 13.12.1909/15.09.1911/1914

Перепил — "Севастополь"

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

При расчетах брались проектные статьи нагрузки и проектные характеристики кораблей.

1) Первым делом правим ЭУ. С нормальными котлами (точнее, хорошими котлами) Нормана-Шухова со смешанным отоплением, удельной мощностью 15 л.с./т наш линкор развивает мощность 36 000 л.с. и максимальную скорость хода 21 узел. При этом вес ЭУ уменьшается на -283 тонны;

2) Запас водоизмещения великоват, уменьшаем на -413,8 тонн;

3) Бронепояс по высоте слишком большой, под воду уходят 2 метра из 5. Срезаем нижний метр пояса -529,4 тонны;

4) Убираем внутренние броневые продольные переборки, которые ну просто не нужны, в сумме -405,3 тонны;

5) Перетасовываем броню боевых рубок, убираем нижний ярус бронезащиты и доводим верхний до 400 мм, что даже даст нам экономию в -25 тонн;

6) Снимаем 75-мм пояс в носовой части корабля -98,8 тонн;

7) Доводим толщину пояса в районе цитадели до 280 мм, +407,6 тонн;

8) Верхний пояс уменьшаем по толщине до 100 мм, -115,8 тонн;

9) Противоторпедная защита в виде 25-мм главной и 10-мм средней противоторпедной переборки обойдется в 469,5 тонн;

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Линкор "Севастополь", сечение по мидель-шпангоуту с указанием бронезащиты

10) Лобовые и тыльные плиты башен (для уравновешивания) доводим по толщине до 280 мм, +94,6 тонн;

11) Крыши башен доводим до 100 мм, добавочный вес на всякий случай берем с запасом +79,8 тонн;

12) Доводим броню барбетов до 250 мм в верхней части и 125 мм в нижней части, +789,9 тонн;

13) Перетасовываем бронепалубы, верхнюю 37,5-мм приплюсовываем к нижней, вероятнее всего получаем 51-мм палубу с 75-мм скосами без смены весов;

14) Меняем 120-мм артиллению на 130-мм, +128 тонн;

15) Доводим среднюю палубу везде до 25 мм. С учетом того, что доводить придется на 6 мм, и лишь узкие участки вдоль бортов, добавочный вес невелик – +51,7 тонн;

16) Чисто конструктивные нюансы, не связанные по факту с развесовкой и прочим – носовой части дредноутов по отношению к реальным добавлен развал шпангоутов вроде того, что был на немецких дредноутах. Теоретический чертеж остался прежним. Ошибки в распределении весов быть не должно, т.е. дифферент на нос если и будет, то меньше.

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Схема бронезащиты линкоров типа "Севастополь". На "Мариях" конструктивно не менялась, за исключением толщин брони на отдельных участках.

Собственно, все. От проектных 23 000 тонн водоизмещение увеличится всего на 150 тонн. Получаем достойный дредноут первого поколения. Жирноват, правда (я про водоизмещение), но при таком вооружении не удивительно. Тут либо большой и нормальный, либо маленький, мощный и картонный, как "Идзуми" против 1-го броненосного отряда 2-й ТОЭ, или олень в свете фар за секунду до столкновения…

Перепил — "Императрица Мария"

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Скажу сразу — перепил "Императрицы Марии" базируется исключительно на моем перепиле "Севастополя", а не на реальном корабле. Это сильно упростило мне жизнь.

1) Увеличиваем ширину на 0,5 м, осадку на 0,3 метра, получаем водоизмещение 24 200 тонн;

2) Снимаем ТА, что в сумме даст экономию примерно (повторюсь, примерно) в 45-50 тонн. Так как до этого я додумался после просчета всех весовых статей, то вес вооружения не уменьшил, хотя ТА я снял. Будем считать, что вес "скушали" более тяжелые установки ГК;

3) Увеличиваем мощность ЭУ на 3000 л.с. для сохранения скорости в 21 узел, +200 тонн; 

4) Из-за роста размерений вес корпусных конструкций увеличится примерно на +303 тонны;

5) Добавляем 4 130/55-мм пушки с приблудами – +121,6 тонн;

6) Снабжение +13,1 тонн;

7) Доводим пояс в районе цитадели до 305 мм, +188,4 тонн;

8) За счет увеличения ширины палубы станут тяжелее примерно на 46,4 тонны;

9) Доводим толщину лобовых и тыльных плит башен до 305 мм, +9,5 тонн;

10) Увеличиваем толщину барбетов до 280 мм в верхней части и 150 мм в нижней, +468 тонн/

Вот как-то так. Будем считать, что в следствии перепроектирования нагрузок на корпус дифферента на нос не получим, а если и получим, то небольшой.

1-я правка

В общем, как мне тут сказали коллеги Андрей, земляк и NF, я местами совершил ошибки (что, в общем-то, было ожидаемо лично мной).

1) Прежде всего, возвращаем на оба линкора продольные броневые переборки. При этом их толщина равняется всего 25 мм (даже на "Бисмарке" аналогичная переборка была толщиной всего 30, утолщать ее не вижу смысла — лишние траты веса), нужные 115,8 тонн берем из нашего и так немаленького запаса водоизмещения.

2) Пересчитаны характеристики ЭУ обоих кораблей, так как изначально я взял великоватую удельную мощность — теперь она равняется 13,5 вместо 15. Мощность машин и скорость изменены. Говорю сразу — скорости округлял, так, к примеру, скорость "Императрицы Марии" при определении вышла 20,81, и я посчитал правомерным округлить ее до 21, у "Севастополя" же вышло 20,61 — что я решил уменьшить до 20,5 узлов. Мощность машин указана номинальная. При форсировании, само собой, мощность увеличится, и оба типа дредноутов будут развивать до 21,5-22 узлов.

Все нужные иллюстрации обновлены.

Тактико-технические характеристики линейных кораблей типа "Севастополь"

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Водоизмещение:            23 150 тонн

Размерения:                   180,4х26,9х8,6 м

Механизмы:                    4 вала, 4 ПТ Парсонса, 20 котлов Нормана-Шухова, 32 400 л.с. = 20,5 узлов

Запас топлива:               816/1500 тонн угля, 200/700 тонн нефти

Дальность:                     2300 миль (15 узлов)

Броня:                            пояс по ВЛ 125-280 мм, верхний пояс 100 мм, траверз 100-125 мм, продольные переборки 25мм, башни 203-280 мм, крыши башен 100 мм, барбеты 125-250 мм, средняя палуба 25 мм, нижняя палуба 51-75 мм, ПТП 25+10 мм, рубки 100-400 мм

Вооружение:                   12 305/52-мм, 16 130/55-мм, 4 75/50-мм орудий, с 1915 года 4 75/50-мм зенитных орудия, 4 457-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              31/1094 человека

Тактико-технические характеристики линейных кораблей типа "Императрица Мария"

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Водоизмещение:            24 200 тонн

Размерения:                   180,4х27,4х8,9 м

Механизмы:                    4 вала, 4 ПТ Парсонса, 20 котлов Нормана-Шухова, 35 100 л.с. = 21 узел

Запас топлива:               816/1500 тонн угля, 200/700 тонн нефти

Дальность:                     2300 миль (15 узлов)

Броня:                          пояс по ВЛ 125-305 мм, верхний пояс 100 мм, траверз 100-125 мм, продольные переборки 25мм, башни 203-305 мм, крыши башен 100 мм, барбеты 150-280 мм, средняя палуба 25 мм, нижняя палуба 51-75 мм, ПТП 25+10 мм, рубки 100-400 мм

Вооружение:                   12 305/52-мм, 20 130/55-мм, 4 75/50-мм орудий, с 1915 года 4 75/50-мм зенитных орудия

Экипаж:                              37/1202 человека

От автора

Как-то так с дредноутами получается. С прочими классами кораблей что-то вот пока не сраста­ется – из эсминцев отработал половину да забросил, турбинный вариант "Жемчуга" со 130-мм артиллерией отрисовал и забыл… В общем, констатирую начинающийся кризис перепроек­тиро­вания. Но! Возможно, займусь словоблудием. В смысле — описанием РЯВ на море, а может и на суше. Хотя, к стыду своему признаюсь, что помимо осады Порт-Артура, про боевые действия на суше знаю лишь в самых общих чертах.

А, и да, еще один момент. Похоже намечается статейка про корабельных разведчиков Россий­ского Императорского флота. Началось все с простейшей отрисовки шаблонных самолетиков для базирования на линкорах ("Петр Великий" по штату 1-2 разведчиков несет), ну а там и до конца ВМВ сразу всех определил, прописал ТТХ и отрисовал в простейшей форме. Осталось отрисовать в непростейшей — и можно позориться, показав всем свое поразительное незнание нюансов авиации cool

Балтийские и черноморские дредноуты Российского Императорского флота (ФАН)

Подписаться
Уведомить о
guest

60 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account