2

Бронетанковые войска появились в Польше как и сама послевоенная государственность – путём ввоза из-за границы.

В июне 1919 г. по железной дороге в Лодзь прибыл танковый полк, сформированный в марте того же года во Франции (на базе 505-го танкового полка) и состоявший из 120 танков «Рено» FT-17 (72 пушечных и 48 пулеметных). Это полк принял активное участие в советско-польской войне 1920 года, успев повоевать под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой.

Часть вышедших из строя танков была установлена на железнодорожных платформах – для импровизированных бронепоездов. Но в целом, в той войне с её стремительными ударами и манёврами эти танки с максимальной скоростью 8 км/ч оказались не очень эффективным оружием. Польская армия потеряла 19 «Рено» FT-17, из них 7 стали трофеями Красной Армии.

Автострадные агрессоры. Польша

WB-10

В 1926 г. в Техническом управлении Министерства военных дел Польши был создан Отдел бронетанковой техники, одним из первых дел которого стало объявление в мае того года конкурса на проект танка для польской армии. Согласно требованиям организаторов конкурса, при массе 12 тонн танк должен был иметь противоснарядное бронирование, скорость не менее 25 км/ч и быть вооруженным 37-мм пушкой и пулемётом. Также предполагалась установка радиостанции и аппаратуры дымопуска (читай – для применения ОВ). На конкурс поступили проекты Варшавского паровозостроительного завода и Государственным машиностроительных заводов в Чеховицах. Победил паровозостроительный завод, и ему было поручено разработать два варианта танков: гусеничный WB-3 и колёсно-гусеничный WB-10 (на нем должны были быть установлены и колёса, и гусеницы (как на чешском КН-50), а управление опусканием/подъёмом колёс должно было осуществляться изнутри танка).

Автострадные агрессоры. Польша

Проектирование этой любопытной машины началось в 1926 г. под руководством профессора Л.Эбермана. В танк закладывалось сразу несколько нововведений – WB-10 был плавающим и мог имел колёсно-гусеничный ход. Как видим, проект Эбермана появился практически одновременно с чехословацким КН-50 и французским St.-Chamond M1921. Согласно проекту бронелисты корпуса и башни имели рациональные углы наклона. О толщине брони сведения не сохранились, но можно предположить, что лобовые листы были не более 15 мм, а бортовые – порядка 8-10 мм. Экипаж танка состоял из 4 человек: командира, стрелка-радиста, механика-водителя и заражающего.

Автострадные агрессоры. Польша

Вооружение включало 37-мм или 47-мм пушку и двух 7,7-мм пулеметов. При движении на гусеницах колеса приподнимались над землёй. Когда требовался более скоростной ход колеса опускали, поднимая гусеничную ходовую часть. Все эти операции не требовали от экипажа покидать свою машину. Постройка опытного образца WB-10 состоялась в том же 1926 г., но информации о его испытаниях практически не сохранилось. По некоторым данным механизм перехода с колес на гусеницы оказался крайне “сырым”, а полная масса танка составила около 13 тонн. Для сравнения, более массивный КН-50 весил порядка 6,5  тонн, аналогичный шведский танк Landsverk L-30 (1930 г.) – 11,5 тонн. Также остается неизвестным, проводились ли испытания WB-10 на воде. В любом случае, первый польский амфибийный танк с колесно-гусеничным ходом был признан военной комиссией неудачным, остался в единственном экземпляре и от дальнейших работ по WB-10 отказались.

Транспортеры для танкеток ТК-3

Конец 1920-х годов стал временем бурного развития танкеток, и поэтому, не имея возможности создать полноценный собственный танк, руководство польских вооруженных сил решило сделать ставку на них.

Под впечатлением от этого процесса руководитель Отдела бронетанковой техники подполковник Тадеуш Коссаковский распорядился купить и доставить в страну для испытаний образец танкетки «Карден-Ллойд Mk.VI». 20 июня 1929 г. на полигоне Rembertow такой образец был продемонстрирован, а 29 июня были заказаны 10 танкеток «Карден-Ллойд Mk.VI», 5 трейлеров и запчасти к ним (общей стоимостью 400.000 злотых), которые прибыли в Польшу во второй половине августа.

Заместитель министра обороны генерал Даниэль Конаржевский заверил Пилсудского, что танкетки подходят для моторизации кавалерии. Но испытания с 15 сентября по 7 декабря 1929 г. показали, что реальные данные танкеток сильно отличаются от обещаний рекламных проспектов фирмы-производителя, поэтому у фирмы была куплена лицензия на производство, на основе которой было решено сконструировать машину, удовлетворяющую потребностям польской армии. Было разработано несколько вариантов новой танкетки, один из которых (TS-3) 19 сентября 1930 г. был выбран для дальнейших испытаний, по  результатам которых 14 июля 1931 г. начальник генерального штаба принял её на вооружение под названием «легкий разведывательный танк ТК-3» («Lekki czolg rospoznawczy TK-3») — термин «танкетка» применялся тогда только во Франции и СССР. От своего прототипа – «Карден-Ллойд Mk.VI» – ТК-3 отличалась усиленной подвеской, новой коробкой передач, более мощным двигателем (40 л.с. вместо 22,5 л.с) и, главное, броневой крышей.

Автострадные агрессоры. Польша

Чтобы повысить мобильность танкеток и сберечь их ходовую часть инженерами фирмы Ursus в 1931 г. была разработана уникальная платформа-транспортер, названная АТ-1 (иногда встречается название Autotransport). Суть новации была в следующем: танкетка ТК-3 устанавливалась на платформу, причем её ведущие колеса соединялось посредством цепи с задним мостом транспортера. Таким нехитрым образом удалось добиться некоторого увеличения скоростных характеристик, правда выпуск АТ-1 ограничился всего несколькими экземплярами и официально эта система на вооружение не принималась.

Автострадные агрессоры. Польша

Более надежным оказался обычный способ транспортировки, для которого с 1936 г. использовались грузовые автомобили Ursus type A. Кроме того, было выпущено несколько транспортеров Saurer 4ВLDP (которые могли перевозить сразу две танкетки) и Polski Fiat 621.

Автострадные агрессоры. Польша

Примерно в это же время проводились испытания железнодорожной платформы, на которую можно было установить танкетку TK-3 или TKS, и затем использовать эту связку в составе бронепоездов.

10ТР

В конце 20-х годов американский конструктор автомобилей Кристи (J. W. Christie) продемонстрировал свой танк Christie M 1928. Это была лёгкая машина способная развивать на колёсном ходу скорость 69 миль/час (112 км/ч) и на гусеничном ходу 42 мили/час (68 км/ч). Конструкция получилась очень интересной и со временем приобрела мировую славу. Однако американских военных она тогда не заинтересовала и автор выставил свой проект на продажу.

Одним из первых кто положил глаз на детище Кристи была Польша. Поляки как раз собирались обновить свой танковый парк и изучали все наиболее интересные образцы новой бронетехники. Развитием танков в Польше занимался Военный Институт Конструкторских Иследований – WIBI. В 1929 WIBI командировал капитана Марьяна Русиньского (Marian Ruciński) в США для детального ознакомления с танком Кристи. На предприятии US Wheel Track Layer Corporation в Равей (Rahway), штат New Jersey Русиньскому показали не только танк Кристи M 1928, но и познакомили с проектом будущего танка Кристи М 1931 (Christie M 1931), который ещё не вышел из чертежей. Капитан был настолько доволен увиденным, что отправил в WIBI самый благожелательный доклад. Уже 26 февраля 1930 в Америку отправилась польская закупочная делегация во главе с начальником конструкторского отдела WIBI полковником Тадеушем Коссаковским (Tadeusz Kossakowski). Поляков интересовала покупка лицензии для выпуска танка в Польше поэтому в марте 1930 с Кристи подписали контрант на изготовление и доставку одного пробного танка Кристи М1928 и предоплату за него. В случае успещных испытаний обговаривались бы уже условия покупки лицензии. Однако своего танка поляки не получили. И контракта тоже. Кристи вернул польской стороне полученные деньги, а вскоре продал СССР лицензию на танк Кристи М 1931.

Не смотря на то, что покупка образца и лицензии провалилась польские конструкторы были под таким большим впечатлением от танка Кристи, что решили создать свой вариант понравившегося им танка. Проект получил рабочее название "A la Christie". В качестве исходных данных конструкторы WIBI использовали открытую информацию, заметки сделанные капитаном Русиньским, рекламные проспекты и т.д. В 1932 были готовы чертежи и список требуемых деталей. Однако к тому времени Польшей был закуплен английский танк Викерс Mk E (Vickers Mark E) и все усилия конструкторов были мобилизованы на переделку нового танка под свои требования — VAU-33 (Vickers Armstrong Ursus — улучшенная модель 1933). Из Vickers Mark E получился польский 7ТР. Естественно работа над польским Кристи сначала замедлилась, а вскоре вообще прекратилась. Ко всем трудностям добавились ещё и административные – в конце 1934 WIBI расформировали и взамен учредили Техническое Исследовательское Бюро Бронированных Вооружений — BBT Br.Panc (Biurze Badaс Technicznych Broni Pancernych). подчинённое непосредственно Командованию Бронетанковых Войск. Новое ведомство лихорадило и оно не могло определиться с приоритетами. BBT Br.Panc. не просто отказалось от дальнейшей разработки польского колёсно-гусеничного танка типа Кристи, но и создало специальную комиссию для уничтожения документации по данной теме. И документы успешно уничтожили, за редким исключением отдельных записей и расчётов, которые оставались на руках у конструкторов и не были подшиты к проектной документации.

Автострадные агрессоры. Польша
10ТР на гусеницах. Курсовой пулемёт имел огромный кожух. На 10ТР стояло 3 фары. 2-х местная башня конструкции Бофорс заимствованна с 7ТР.

Спустя несколько месяцев в недрах BBT Br.Panc. мнения снова кардинально изменились. Теперь BBT Br.Panc. заручившись поддержкой Генерального Штаба снова решило сделать польский колёсно-гусеничный танк, который теперь назывался крейсерским. Конструкторскую группу возглавил майор Рудольф Гундлах (Rudolf Gundlach). Майор не был новичком и в его активе уже числилось несколько разработок среди которых польский бронеавтомобиль Ursus wz. 29 и знаменитый танковый перископ, более известный как Vickers Tank Periscope Mk IV. Среди разработчиков были Ян Ляпушевский (Jan Łapuszewski), Мечислав Сташевский (Mieczysław Staszewski), Стефан Ольдаковский (Stefan Ołdakowski), Казимирж Хейнович (Kazimierz Hejnowicz) и Ержи Напиорковский (Jerzy Napiórkowski).

В качестве основы был взят танк Кристи. Однако на польском прототипе значительно расширили корпус – а это позволило посадить рядом двух членов экипажа и установить курсовой пулемёт. На увеличенный погон поставили 2-х местную башню конструкции Бофорс от танка 7ТР. Экипаж состоял из 4 человек. Вооружение: 37мм пушка wz. 36 с 80 выстрелами и два 7,62 пулемёта wz. 30 с 4500 патронами. Корпус собирался из катаных бронелистов соединённых заклёпками и сваркой. Толщина брони корпуса – 20мм спереди, боков и сзади, башня – 16мм.

Автострадные агрессоры. Польша

На колёсном ходу у 10ТР убиралось вверх 2-е опорное колесо

С американского Кристи позаимствовали решение колёсно-гусеничного хода. Польские инженеры изменили ведущие колёса, расширили траки и т.д. Система управления танком имела гидравлические сервоприводы и была польской. Тормоза барабанные, а ведущие колёса сзади. В целом танк получился легкоуправляемым. Большой проблемой было отсутствие достаточно мощного двигателя. Техзадание требовало мотор мощностью — 250 л.с (182,5 кВт). На разработку и выпуск своего двигателя могло уйти слишком много времени, и ещё неизвестно что могло получиться. Поэтому у фирмы Vimalert был куплен готовый мотор American la France. 12-цилиндровый бензиновый двигатель объёмом 12,358 см.куб. водяного охлаждения имел паспортную мощность 240-246 л.с (175,2 -179,6 кВт). Однако на практике при 2800 об/мин мощность была 210 л.с. Хотя заявленная и реальная мощность явно не совпадали на 30 л.с. (22 кВт) у BBT Br Panc не было выбора и двигатель пришлось покупать каким он был.

Автострадные агрессоры. Польша

10TP на гусеничном ходу

На гусеничном ходу 10ТР развивал 50-56 км/ч, а на колёсах 75 км/ч. Из 4 опорных колёс на борту, первое было рулевым, а второе слегка убиралось вверх при движении без гусениц. При колёсном ходе трансмиссия переключалась на последние 2 колеса. Аммортизация обеспечивалась обрезиниванием колёс и независимой подвеской каждого опорного колеса. Переход с колёс на гусеницы занимал 30-45 минут.

Автострадные агрессоры. Польша

Схема подвески 10ТР.

Радиостанции в 10ТР не стояло, но в перспективе намечалась 2NC с интеркомом.
 Наверно польские военные считали 10ТР очень нужным танком, если в 1936 включили ещё недоделанный образец в программу Бронетанковых Войск, которая являлась составной частью общей програмы роста и развития Польской Армии на 1936-1942. Комитет Вооружения и Оснащения (KSUS) одобрил эту програму в январе 1936. 10ТР внесли в список на оснащение четырёх моторизованых батальонов в составе новых моторизованных бригад. Примером бригады может служить Варшавская Броне-Моторизованая бригада (Warszawskiej Brygady Pancerno-Motorowej). Батальон должен был состоять из роты 16 танков 10ТР и роты танкеток TK/TKS или роты новых разведовательных танков 4ТР. Всего планировалось построить 64 крейскрских танка 10ТР не считая учебных. Батальоны с 10ТР подразумевалось использовать вместе с кавалерией для манёвренных операций.

Автострадные агрессоры. Польша

По сравнению с американским прототипом, корпус польского танка 10TP был переработан самым кардинальным образом

Под руководством начальника WD капитана Казимиржа Грюнера (Kazimierz Grüner) в 1937 начали сборку первого прототипа 10ТР в Экспериментальной Мастерской (WD) при BBT Br.Panc. Мастерская находилась на территории завода PZInż. в городе Урсус, недалеко от Варшавы. Приступая с сборке предприятие не имело необходимого оборудования для изготовления 10ТР, поэтому прототип был готов только в июле 1938.

Ходовые испытания проходили в строжайшей секретности из-за опасения перед немецкими агентами и членами «пятой колонны». Шеф BBT Br.Panc полковник Патрик Обраен деЛаси (Patryk O’Brien de Lacy) потребовал от начальника II отдела SG соблюдения максимальной секретности испытаний. 16 августа 1938 10ТР под управлением сержанта Полинарека (Polinarek) совершил первый продолжительный пробег. При этом присутствовал начальник отдела проектов и конструкций BBT Br.Panc. – капитан Леон Чекальский (Leon Czekalski). Чтобы избежать возможной утечки информации Полинарек в конце дня сделал личный доклад капитану Чекальскому.

«Танк выехал с территории WD в 9:25 и прибыл в Помиковек (Pomiechówek) к часу дня. Таким образом, чтобы проехать расстояние 57,3 км потребовалось 2 часа 20 минут… Были достигнуты следующие средние скорости: по дороге с твёрдым покрытием – 34,5 км/ч, по грязному просёлку – 20,6 км/ч… На обратном пути сломался кронштейн правого нижнего вентилятора. Танк очень легко шёл по грязной дороге, бездорожью и с абсолютной лёгкостью справлялся с любым поворотом… и плавно ехал по рытвинам. Передние пылевики слишком короткие и никак не защищали от попадания пыли внутрь, так что водителю очень трудно управлять танком (пыль летит в глаза и рот)… Коробка передач потребляет слишком много масла. Танк достаточно легко преодолел крутой склон (35°- 40°) без какого либо скольжения по грунту и несколько раз форсировал вброд реку Вкра, где глубина на несколько сантиметров превышала уровень пола… На обратном пути он угодил в глубокий придорожный кювет (почти 2 м) в Лёмянки (Łomianki) и сбил дерево у дороги (танк без труда выбрался из кювета на задней передаче)… Этот съезд в кювет был вызван временной поломкой тормоза. 17 числа этого же месяца танк остаётся в WD, для установки нового вентилятора. 18 числа этого же месяца, т.е. во вторник эти испытания могут снова начаться. Общий осмотр: результат испытательного пробега на дистанцию 111 км был удовлетворительным по скоростным показателям и преодолению участков труднопроходимого бездорожья».

Автострадные агрессоры. Польша
На 10ТР при езде без гусениц приподнималось 2-е опорное колесо, а 1-м регулировалось направление движения. Хорошо заметен камуфляжный рисунок из горизонтальных полос. На этой фото 10ТР имеет только одну фару

В целом успешные испытания прерывались незначительными поломками до 30 сентября. Затем 10ТР вернули в мастерскую для усовершенствования. 16 января 1939 когда на испытаниях присутствовал главный конструктор, танк сделал короткий пробег до Лёвица (Łowicz) – всего 154 км. С 22 по 25 апреля 10ТР доехал до Гродно всего преодолев 610 км.

Когда 10ТР накатал около 2000 км, его загнали в цех WD и полностью разобрали для осмотра износа деталей, выявления дефектов сборки и устранения проблем. В мае подрумяненный 10ТР продемонстрировали военному командованию. Среди конструкторов и военных возобладало мнение, что колёсный ход 10ТР – это совершенно ненужное излишество для танка. За счёт демонтажа оборудования колёсного хода стало возможно увеличить бронирование не увеличивая общий вес машины.

Автострадные агрессоры. Польша

25 апреля 1939 во время ходовых испытаний в колону вклинился мотоциклист. Чтобы избежать столкновения 10ТР сделал резкий поворот — у него слетели гусеницы и танк съехал в кювет. Тягач C7P затянул 10ТР на самое дно кювета, где на 10ТР натянули гусеницы и танк самостоятельно выбрался задним ходом. За танком наблюдает детвора — трудно понять в чём по-польски состоял режим строгой секретности. 

Так и не запустив в серию 10ТР, поляки в 1938 приступили к созданию танка 14ТР с только гусеничным ходом. Вместо требуемой 35-мм брони конструкторы собирались увеличить её до 50мм. Сразу повторились трудности с двигателем. Мощность American la France оказалась недостаточной даже для 10ТР. Созданием польского двигателя мощностью 300-400 л.с. занимались инженеры З.Ритл (Z. Rytl) и Я. Вернер (J. Werner) из отдела BS PZ Inż. Однако их двигатель находился ещё на стадии испытаний и польские конструкторы более чем наивно решили поставить немецкий Maybach на 300 л.с. Под конец 1938 работа над 14ТР была выполнена на 60% и к марту 1939 уже планировали приступить к сборке. Однако отсутствие двигателя тормозило весь проект, а переговоры с фирмой Maybach о покупке 2 моторов тянулись вплоть до начала 2МВ. В сохранившихся документах на 10ТР и 14ТР значатся одинаковые двигатели.

Автострадные агрессоры. Польша

Автострадные агрессоры. Польша

Дорожное проишествие 25 апреля 1939

Последнее документальное упоминание о 10ТР относится к концу мая 1939. Начавшаяся 2МВ прекратила развитие проектов 10ТР и 14ТР.

В заключение хочется сказать про развитие бронетанковых сил Польши. Своим отношением к работам над бронетехникой руководство довоенной Польши напоминает Людовика XIV, который растратил людские и материальные ресурсы пары поколений в борьбе за епископства и герцогства на правом берегу Рейна и поэтому не смог ни восстановить на троне Англии дружественного монарха, ни выиграть начало колониальной гонки – так и Пилсудский и его наследники вложили в строительство флота колоссальные для такой бедной страны средства, тогда как финансирование танкостроения (гораздо более важного  направления на случай войны как с Германией, так и с СССР) велось по остаточному принципу.

Если все армии «переболели» танкетками достаточно быстро: в Великобритании «Карден-Ллойд Mk.VI» производили всего год (325 шт. для британской армии (где они использовались не по прямому назначению, а как артиллерийские тягачи, носители 47-мм пушек и 81-мм миномётов) и более 100 на экспорт), в СССР Т-27 – два года. Исключением является Италия, где танкетки производились 11 лет, но там это было обусловлено тремя причинами – службой в колониях, производством на экспорт и приоритетное развитие авиации и флота этого полуостровного (а с учетом горной границы — фактически островного) государства. Военные Германии и Японии ознакомились с экземплярами «Карден-Ллойд Mk.VI», но вместо её тиражирования приняли на вооружение своих армий лёгкие танки с поворачивающимися башнями (соответственно, Pz.I и «2592»), что существенно увеличивало их боеспособность. В Польше же производство «классических» танкеток затянулось на целых 5 лет, до 1936 г. и дало 690 единиц – третий в мире результат, если считать сугубо боевые танкетки.

Танк с 37-мм пушкой появился в Польше только в 1937 г., тогда как в СССР уже 1933 г. был принят на вооружение Т-26 с длинноствольной 45-мм пушкой, а в 1935 г. в Чехословакии был принят на вооружение танк LT vz. 35 (10,5 т, броня 8-25 мм, 120 л.с.; 37-мм пушка и два пулемёта). С другой стороны, в 1937 г. в Италии появился танк М 11/39 (также построенный по образцу «Виккерса 6-тонного») с 37-мм пушкой, установленной не в башне, а в корпусе (полноценный танк уровня Т-26 – М13/40 – появится там только в 1940 г.). Таким образом, проблема польской бронетехники была не в низком качестве (7ТР был вполне на уровне Т-26 и LT vz. 35 и по боевым характеристикам превосходил Pz.Kpfw II – основной пушечный танк вооруженных сил Германии на 1 сентября 1939 г.), а в чересчур затянувшихся экспериментах по выбору образца бронетехники – ведь до 1937 г. основу всех бронетанковых сил Польши составляли танкетки, что было достаточно спорным решением для страны, собиравшейся воевать с СССР, ну а за два предвоенных года наверстать упущенное время было уже невозможно. Особенно невозможным это делали мечты о заморских колониях и значительные траты на военно-морской флот, произведенные в то время – вместо только подводных лодок «Ожел» и «Сеп» можно было построить 85 дополнительных 7ТР и тем самым удвоить польский парк пушечных танков.

Таким образом, Польша и СССР при одинаковых начальных условиях (обе в конце 20-х были преимущественно аграрными странами со слаборазвитой тяжелой промышленностью) одновременно (в 1929-30 гг.) закупили для ознакомления и копирования одни и те же образцы бронетехники – танкетку «Карден-Ллойд» и танки «Виккерс» Mk.E и Кристи, но если СССР за десятилетие смогло построить достаточное количество бронетехники по каждому из образцов, чтобы оснастить все свои соединения, то Польша в это же время с большим трудом смогла построить менее 900 единиц бронетехники, которых не хватало даже на оснащение армии мирного времени, не говоря уже о восполнении потерь в ходе полномасштабной войны. Такой значительный разрыв в результатах (хотя начальный условия, напомню, были одинаковыми) был во многом обусловлен тем, что в СССР знакомство с новыми образцами иностранной бронетехники шло уже в ходе индустриализации и одновременно с выбором перспективных танков строились заводы, где эти танки будут производиться; в Польше же развитие тяжёлой промышленности было отложено на 1940-е годы и новые танки производились на старых заводах с ограниченным потенциалом мощностей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ

Тип танка

WB-10

10ТР

Боевая масса, кг

13000

12800 (фактическая масса на испытаниях, без пушки и БК, с ними 14000)

Экипаж, чел.

4

4

Габаритные размеры, мм

Длина

н/д

5400

Ширина

н/д

2550

Высота

н/д

2200

Клиренс

н/д

400

Вооружение

Пушки

1 х 37-мм или 47-мм

1 х 37-мм wz.34 (лиценз. Bofors)

Пулеметы

2 х 7,71-мм

2 х 7,92-мм wz.30

Боекомплект

Пушки

н/д

80 снарядов

Пулеметы

н/д

4500 патронов

Приборы прицеливания

оптический прицел

телескопический прицел, перископический наблюдательный прибор, панорамный перископ Гундлаха

Бронирование, мм

Лоб корпуса

15

20

Борт корпуса

10

20

Корма корпуса

8

20

Башня

н/д

16

Крыша

н/д

8

Днище

н/д

8

Силовая установка

Тип двигателя

бензиновый

 «American — La France — Foamite Corporation», 12-цилиндровый, 4-тактовый, жидкостного охлаждения,

Мощность, л.с.

н/д

240-210 при 2800 об/мин.

Общая мощность, л.с.

н/д

210-240

Трансмиссия

механического типа

сухая мультидисковая, 4 передних скорости и 1 задняя, ременные тормоза, бортовые передачи

Ходовая часть

Гусеничная часть

н/д

4 обрезиненнных сдвоенных опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; число трактов в одной цепи — 65-67, ширина трака — 350 мм, длина — 170 мм

Колесная часть

колеса с резиновыми шинами большого сечения

Скорость, км/ч

На гусеницах

н/д

50-56

На колесах

н/д

75

Запас хода, км

На гусеницах

н/д

130*

На колесах

н/д

210**

Преодолеваемые препятствия

Угол подъема, град

н/д

37

Высота стенки, м

н/д

0,61

Ширина рва, м

2,50

2,20

Глубина брода, м

1,20

1,00

Средства связи

отсутствовали

радиостанция 2NC

* — данные по запасу хода расчетные, фактически меньше (около 90 км по шоссе),

** — данные по запасу хода расчетные.

Список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account