Автострадные агрессоры. Франция

2

С появлением на поле боя танков эксплуатанты и их начальство помимо достоинств бронированных машин столкнулось и их недостатками. В первую очередь речь шла о крайне низкой оперативной подвижности  танков. Гусеничные цепи с трудом выдерживали пробег в 100 км по шоссе. Идея использовать сменный движитель возникла ещё в годы 1-й мировой войны, но тогда не хватило технических средств для её реализации, да и основные производства были заняты выпуском текущей техники. Решать эту проблему начали сразу же после окончания Первой Мировой войны. Основных направлений решения было два: 

  • магистральный — развитие металлургии и поиск сплавов, обеспечивающих гусеничному приводу приемлимые прочность и износостойкость;
  • паллиативный, который давал временно решение здесь и сейчас: 
    • введение в штат бронетанковых соединений тяжелых полноприводных машин для перевозки танков,
    • создание и использование танков с колесным или колесно-гусеничным приводом.

Почти все страны, обладавшие развитым танкостроением разработали свои образцы колесно-гусеничных танков.  Вот что писал по поводу колесно-гусеничных машин майор Хейгль в своем классическом труде:

"Проблема сочетания высокой скорости по дорогам с неограниченной проходимостью по местности занимала после мировой войны многих изобретателей-конструкторов, а также и фирмы. Высокая подвижность и неограниченная проходимость подобных машин чрезвычайно соблазнительны для их приобретения. Это в особенности справедливо в том случае, если переход с колесного хода на гусеничный и обратно происходит автоматически, механической силой, и не требует оставления машины командой. Зато недостатком таких машин при всех их положительных качествах является сложность и поэтому дороговизна их конструкции. Правда, стандартизация отдельных конструкивных агрегатов может  распространиться и на этот класс машин, так что идеальное в военном отношении сочетание высокой подвижности по дорогам с неограниченной проходимостью по местности не кажется больше недостижимым на этом пути."

Первыми среди тех, кто начал исследования в области колесно гусеничного хода были французы. 

Автострадные агрессоры. Франция

Колесно-гусеничные танкетки Chenilette St-Chamond M1921/M1928

К разработке колесно-гусеничной машины специалисты фирмы FAHM (Compagnie des Forges et Acieries da la Marine et d`Homecourt) приступили в 1919 году. По “инерции” танкетки присваивалось название St-Chamond. Предполагалось, что для ведения разведки достаточно будет лёгкого бронирования и одного пулемета винтовочного калибра. Собственно, большего от танкетки не требовали.

Автострадные агрессоры. Франция

  Колесно-гусеничная танкетка Chenilette St-Chamond M1921 первый прототип 

Первый вариант одноместной колесно-гусеничной бронемашины был готов в 1920 году. Сравнительно с аналогичным ему британским Morris-Martel французские инженеры решили прибегнуть к более сложному конструктивному решению – переход на гусеницы осуществлялся одновременным их опусканием на грунт и поднятием на корпус колес вместе с мостами автомобильного типа (с бескамерными), которые располагались спереди и сзади. Полное время перехода с колес на гусеницы при помощи механического привода занимало 10 минут. Управляемыми были только передние колёса, привод от компактного 2-цилиндрового двигателя мощностью 15 л.с. был на задние колеса. Подвеска автомобильных мостов имела амортизацию на листовых рессорах. Гусеничная часть, применительно на каждый борт, состояла из 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек с блокированной подвеской, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. При передвижении на колёсах управление велось с помощью обычного руля. На гусеницах танкетка управлялась педалями и рычагами.

Автострадные агрессоры. Франция

Автострадные агрессоры. Франция

Chenilette St-Chamond M1921

Водитель, он же – стрелок, размещался в высокой надстройке корпуса, толщина бронирования которой составляла 6 мм. Вооружалась танкетка модели 1920 г. одним 8-мм пулеметом Hotchkiss, установленном в лобовом листе надстройки с небольшим смещениием вправо от центральной оси (у машин конструкции Мартеля, к примеру, пулемет всегда “смотрел” назад). 

На испытаниях М1920 показал неплохие ходовые качества. Он мог развивать скорость до 28 км\ч на колёсах и до 6 км\ч на гусеницах, преодолевать уклон в 30°, ров шириной до 1,7 м и брод глубиной до 0,7 м. Первые тесты танкетка проходила в одноместном варианте, но очень скоро выяснилось, что одному человеку очень трудно совмещать обязанности водителя, командира и пулеметчика. Тогда экипаж был увеличен до двух человек и стал впоследствии стандартным для танкеток типа St-Chamond.

Автострадные агрессоры. Франция

 Chenilette St-Chamond M1921 на испытаниях в Финляндии  

После незначительных доработок танкетка была принята к серийному производству под обозначением Chenillette St-Chamond modele 1921 (“танкетка Сен-Шамон модель 1921 года”), хотя её “массовость” ограничилась всего несколькими экземплярами. Оказалось, что французская армия совершенно не горит желанием принимать колесно-гусеничные танкетки на вооружение. 

Попытки предложить М1921 на экспорт тоже увенчались успехом. В 1923 году одна машина была отправлена в Финляндию, где подверглась всесторонним испытаниям. Достаточно быстро выяснилось, что механический привод смены хода и трансмиссия не выдерживают высоких нагрузок. К этому добавлялось отсутствие защиты открытых элементов подвески и слабое вооружение с ограниченными углами обстрела. 

На таких условиях от дальнейших поставок М1921 финская делегация отказалась. В дальнейшем танкетка использовался исключительно для учебных целей и была выведена из эксплуатации в 1937 г. Ещё одна  танкетка этой модификации была отправлена в Японию. Предположительно это произошло в 1924 году. Японская армия тогда рассматривала варианты для принятия на вооружение разведывательной бронемашины и М1921 неплохо вписывался в техническое задание. Тем не менее, победителем была признана танкетка Carden-Lloyd Mk.VIb, как обладающая лучшей технической надежностью.

Автострадные агрессоры. Франция

 Chenilette St-Chamond M1921, закупленная японской военной миссией  

Есть также данные, что Испания и Советский Союз также приобрели (или получили для тестирования) по одному образцу М1921. Видимо, характеристики танкеток были признаны недостаточными, поскольку испанская армия отказалась от дальнейших поставок, а советские конструкторы не проявили к М1921 большого интереса. 

 Автострадные агрессоры. Франция

    Chenilette St-Chamond M1921 на ходовых испытаниях в Японии 

Следующая модификация М1924 оснащалась одноместной конической башней, наподобие той, что ставилась на танки Renault NC1\NC2, но без характерного грибовидного колпака. Вместо него, на крыше башни с левой стороны, была выполнена низкая настройка с двумя смотровыми приборами. Хотя высота корпуса уменьшилась, установка башни повлекла за собой увеличение общей высоты машины до 2,13 м. Также сократили размеры двери. В добавок, увеличение толщины бронирования до 11 мм масса возросла до 3600 кг, что отрицательно сказалось на подвижности машины. Понятно, что в предложенном варианте М1924 был отвергнут и пехотой, и кавалерией. Представленные в скором времени варианты самоходных установок оснащенных 75-мм короткоствольной пушкой и 75-мм пушкой обр.1897 г. (на тумбовой установке с коробчатым бронещитом) также не нашли поддержки со стороны армии. А ведь эти модификации как нельзя лучше подходили на роль мобильной артиллерии, предназначенной для поддержки пехоты или разведывательных частей. Значительных переделок при этом конструкция М1924 не претерпела — достаточно было перестроить надстройку корпуса. 

Автострадные агрессоры. Франция

   Chenilette St-Chamond M1924 — модификация с пушкой  

В 1926 году появилась четвертая модификация М1926, на которой была установлена трансмиссия Williams Janney. За счет отказа от башни высоту удалось довести до 1,98 м. Теперь пулемет устанавливался  справа в верхней части надстройки с сильно скошенным лобовым бронелистом. Слева, перед местом водителя, имелся прямоугольный люк со смотровой щелью. В очередной раз уменьшили габариты посадочной двери. Проведенные доработки привели к увеличению боевой массы до 4200 кг, но и в этом виде танкетка М1926 была отвергнута армией. 

 

Автострадные агрессоры. Франция

   Chenilette St-Chamond M1924 — проект 75 мм САУ 

После такого поворота событий фирма FAHM решилась на радикальную модернизацию. Общая схема сохранилась, но всё остальное было полностью переработано. Гусеничное шасси было удлинено, по сравнению с М1926, на 24 см и увеличено по высоте. Мосты автомобильного типа с открытыми элементами подвески были заменены на новую конструкцию, как у чехословацкого колесно-гусеничного танка Skoda KH-50. 

Автострадные агрессоры. Франция

   КомпоновкаChenilette St-Chamond M1924  

Теперь колёса поднимались механическим приводом по бортам. Система подвески, вероятнее всего, включала амортизацию на пластинчатых рессорах.

Корпус также был полностью новым. Верхний лобовой бронелист располагался под большим углом наклона. В его передней части был сделан двухстворчатый люк, предназначенный для высадки-посадки водителя, место которого теперь размещалось по центральной оси машины. Надстройка корпуса имела более сложную конструкцию, с расположением в передней части 57-мм (?) пушки в установке с большим сектором горизонтальной наводки. Дверь с левого борта оставили, на а крыше расположили цилиндрическую наблюдательную башенку.

Автострадные агрессоры. Франция

Модификации колесно-гусеничных тавнкеток St-Chamond M1921/M1928

Габаритные размеры танкетки, получившей индекс М1928, были следующими: полная длина– 3,85 м, ширина вместе с колесами – 2,40 м, высота – 3,00 м. В целом, по вооружению, бронированию и боевым возможностям, танкетка М1928 больше соответствовала легкому танку. Тем не менее, французская армия не заинтересовалась этой интересной машиной. 

Модификация М1928 так и осталась в единственном экземпляре, а развитием колесно-гусеничных танкеток фирма FAHM более не занималась.

Колесно-гусеничный танк Schneider Laurent

Автострадные агрессоры. Франция

В 1928 г. специалистами фирмы Schneider Laurent по собственной инициативе был разработан танк на сменном колесно-гусеничном ходу. В обычных условиях танк передвигался на колесах, а в боевых условиях или при движении по пересеченной местности он переходил на гусеницы. Операция по смене ходовой части занимала порядка 3 минут без участия извне – все выполняла механика. Машина также могла двигаться по воде. Кроме того, для использования в темное время суток танк оснащался мощной фарой, установленной на башне. 

Автострадные агрессоры. Франция

Автострадные агрессоры. Франция

Обладая рядом преимуществ над обычными танками SL показал невысокую надежность и сложность в изготовлении ходовой части. На вооружение он так и не был принят.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ

танкетки Saint-Chamond и Schneider Laurent

 

ТИП ТАНКА

Saint-Chamond М1921

Saint-Chamond М1928

Schneider Laurent

БОЕВАЯ МАССА, кг

3000

8600

10000

ЭКИПАЖ, чел.

2

3

2

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

длина

3600

3850

7500 (6000)

ширина

2080

2400

2130 (2200)

высота

1930

2000

н/д (2450)

клиренс

н/д

350

н/д

ВООРУЖЕНИЕ

пушки

1 х 47 мм или 1 х 75 мм М.24

1 х 37-мм пушка SA18

пулеметы

1 х 8-мм Hotckiss

1 х 8-мм Hotckiss

БОЕКОМПЛЕКТ

н/д

н/д

н/д

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптический прицел

оптический прицел

оптический прицел

БРОНИРОВАНИЕ, мм

лоб корпуса

6

20

15

борт корпуса

6

6

15

ДВИГАТЕЛЬ

бензиновый, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 15 л.с.

бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 80 л.с.

бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 100 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

механическая

механическая

механическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

гусеничная часть, на один борт

10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

н/д

колесная часть

два моста автомобильного типа с четырьмя односкатными колёсами, шины бескамерные

два моста автомобильного типа с четырьмя односкатными колёсами, шины бескамерные

два моста автомобильного типа с четырьмя односкатными колёсами, шины бескамерные

СКОРОСТЬ, км/ч

на колесах

28

20

28

на гусеницах

6

6

20

на воде

10

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

н/д

н/д

40

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м

подъем, град

30

38

48

высота стенки

около 0,50 (0,25)

0,6

0,6

ширина рва

1,7

1,68

2,5

глубина брода

0,7

0,85

плавает

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствовали

отсутствовали

отсутствовали

 

В скобках — данные справочника Хейгля

Быстроходный колесный  танк Renault SK
 

Автострадные агрессоры. Франция

В конце 20-х годов была распространена рекламная информация, что фирмой Renault было разработано семейство колесно-гусеничных танков M.29. Опытные машины различались как составом вооружения, так и характеристиками. Так при габаритных размерах 5х2х2,1 (без башни) м танк вооружался 75 мм пушкой в башне либо 105 мм полевой гаубицей в корпусе, либо 75 мм и двумя 37 мм пушками. Кроме того, у двух модификаций была возможность для стрельбы из 20 мм зенитной пушки. И все это при массе в 9,5 тонн и двух двигателях по 80 л.с. Характеристики танков были настолько рекламными, что советские редакторы справочника Хейгля справедливо заметили, что:
 

"Существование в реальном построенном виде всех приведенных авторами четырех вариантов колесно-гусеничного танка Рено М.29 внушает сомнение ввиду несоответствия мощности вооружения остальным данным  танков. Возможно, что было построено 1-2 опытных экземпляра с проектами различных вариантов вооружения."

 
Автострадные агрессоры. Франция

Реальность оказалась несколько проще. Дело в том, что в соответствии с идеей создания легкого колесного танка обладающего высокими скоростными характеристиками, предложенной полковником Этьеном в 1926 г., фирма Renault разработала достаточно своеобразную машину, получившую обозначение SK. По своему принципу французский танк опередил творение американца Кристи на три года, так что первооткрывателями быстроходных колесных танков следует считать все-таки Этьена и инженеров Renault. 

Автострадные агрессоры. Франция

Внешне колесный танк больше походил на внушительного вида бронеавтомобиль. Бронекорпус не отличался особой изящностью, но этого и не требовалось. Главной целью стало достижение максимально  возможной скорости движения, для чего танк и поставили на 8 обрезиненных колес без гусениц. Два передних колеса были направляющими. 

Единственный опытный образец имел массу 11 тонн, бронирование 10-12 мм и двигатель в 65 л.с. Экипаж состоял из 2-3 человек. Вооружался танк 47-мм пушкой и двумя 8-мм пулеметами. Постройка  прототипа производилась в 1926-1927 гг., а на испытания танк поступил в 1928 г. 

Автострадные агрессоры. Франция

При тестах выяснилось, что Renault SK действительно имеет преимущество в скорости перед обычными танками. Вместе с тем, по бронированию и вооружению он ни в чем не превосходил их. Кроме того, ходовые качества колесного танка оказались хуже планируемых. В 1931 г. работы по колесному танку Renault SK пришлось прекратить, а сам опытный образец отправили на переплавку. 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ фирмы Renault

ТИП ТАНКА

M.29 S.T. Тип А

M.29 S.T. Тип Б

M.29 A.T.

M.29 B.T.

SK

БОЕВАЯ МАССА, кг

9000

9500

9800

10600

11000

ЭКИПАЖ, чел.

3

4

3

3

2 — 3

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

длина

н/д

н/д

5000

5000

н/д

ширина

н/д

н/д

2000

2000

н/д

высота

н/д

н/д

2100

2100

н/д

клиренс

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

ВООРУЖЕНИЕ

Пушки/гаубицы

1 х 75 мм М.24

1 х 75 мм М.23,

2 х 37 мм

1 х 75 мм М.24,

1 х 20 мм*

1 х 105 мм,

1 х 20 мм *

1 х 47-мм

пулеметы

2 х 8-мм Hotchkiss

1 х 8-мм Hotchkiss

1 х 8-мм Hotchkiss

2 х 8-мм Hotchkiss

БОЕКОМПЛЕКТ

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптический прицел

оптический прицел

оптический прицел

оптический прицел

оптический прицел

БРОНИРОВАНИЕ, мм

лоб корпуса

30

30

30

30

12

борт корпуса

22

22

30

30

10

башня

нет

нет

30

30

10

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

двигатель

н/д

н/д

карбюраторный

карбюраторный

карбюраторный

мощность, л.с.

н/д

н/д

80

80

65

общая мощность, л.с.

н/д

н/д

160

160

65

ТРАНСМИССИЯ

механическая

механическая

механическая

механическая

механическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

гусеничная часть, на один борт

н/д

н/д

н/д

н/д

колесная часть

н/д

н/д

н/д

н/д

четыре опорных катка на борт (два передних колеса – направляющие)

СКОРОСТЬ, км/ч

на колесах

40

40

35

35

н/д

на гусеницах

16

16

16

16

н/д

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м

подъем, град

н/д

н/д

42

42

н/д

высота стенки

н/д

н/д

0,8

0,8

н/д

ширина рва

н/д

н/д

2,1

2,1

н/д

глубина брода

н/д

н/д

1,05

1,05

н/д

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствовали

отсутствовали

отсутствовали

отсутствовали

отсутствовали

 

* — для стрельбы со специальной установки 

источники:

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account