2

 

Австрия

Хотя Австрия, как и другой осколок Дунайской Империи — Чехия, обладала развитой тяжелой промышленностью, ей по Сен-Жермескому договору запрещалось иметь танки и армию свыше 30000 человек. К началу 30-х годов ограничения фактически были ослаблены и австрийски конструкторы начали разработку собственной бронетехники.

ADMK “Mulus”

В начале 1930-х гг., находясь под явным влиянием английской танкетки Carden-Lloyd, австрийские инженеры создали свой образец сверхлегкого танка-транспортера. Важной особенностью данного проекта было то, что австрийцы не скопировали общеизвестную схему, а сделали собственную оригинальную конструкцию, попытавшись совместить в ней возможность передвижения танкетки как на колесах, так и на гусеницах.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

ADMK “Mulus”– компактный колесно-гусеничный многоцелевой автомобиль высокой проходимости, снабженный гусеничным движителем для перемещения в условиях бездорожья и четырьмя съемными колесами для передвижения по шоссе, разработанный австрийской фирмой “Austro-Daimler” в 1935 году.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Автомобиль ADMK снабжался задним 20-сильным двигателем FB воздушного охлаждения, 4-ступенчатой коробкой передач, механическим тормозным приводом, рессорной подвеской и коротким открытым 3-местным кузовом с центральным расположением вертикальной рулевой колонки. Некоторые варианты этой машины были приспособлены для установки на них пулемета или для транспортировки 47-мм противотанковой пушки.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Гусеничные движители на рессорной подвеске оснащались передней ведущей звездочкой и двумя обрезиненными опорными катками большого диаметра, между которыми с каждой стороны устанавливались приводные барабаны со специальной муфтой, которые использовались для навески задних 18-дюймовых ведущих колес при переходе машины с пересеченной местности на шоссе. Два передних управляемых колеса крепились на продольных шарнирных рычагах.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

При переходе машины на гусеницы все колеса демонтировали и устанавливали вертикально в задней части кузова. При этом габаритная длина автомобиля сокращалась с 3680 до 2900, ширина с 1700 до 1360 мм. Высота автомобиля с установленными колесами составляла 1300 мм, а на гусеницах – 1460 мм. Процесс замены колес производился вручную при последовательном приподнимании каждой стороны машина, весившей 1730 кг в снаряженном состоянии или 1450 кг, будучи пустой.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Управление на шоссе производилось посредством передних колес, на местности – подтормаживанием одной из гусениц. Максимальная скорость при езде на колесах достигала 45 км/ч, а на гусеницах – 17 км/ч. Радиус поворота в зависимости от режима движения составлял 8,4 и 2,1 м соответственно.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Поступив на испытания в 1935 г. ADMK “Mulus” в целом оправдала надежды военных. До середины 1938 года австрийцы успели построить 334 транспортера разных модификаций, большая часть из которых затем использовалась вермахтом. В 1938 он был снят с производства и заменен на Saurer RR-7.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

После аншлюса Австрии, колесно-гусеничные многоцелевые автомобили ADMK поступили на вооружение Вермахта и получили индекс WARK (Wehrmacht Aufbau Rader Ketten Antrieb).

В 1940 году в Германии на части машин монтировали новые низкие 4-дверные цельнометаллические кузова в виде ванночки для водителя и четырех членов боевого расчета буксируемой пушки, а еще два человека размещались на коротких сиденьях между передними колесами.

 

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия В немецкой армии ADMK-WARK использовался в основном в полугусеничном исполнении (с убранными задними колесами) как тягачи для буксировки орудий калибра до 105 мм. Особенно полезными эти транспортеры оказались в составе частей горных егерей.

Saurer RR-7(Sd.Kfz.254)

Если для Франции, Великобритании и многих других стран увлечение бронемашинами на колесно-гусеничном ходу прошло также быстро, как и началось. Недостатков у таких транспортных средств обнаружилось намного больше, чем преимуществ, всё же далеко не все конструкторские фирмы спешили отказываться от использования этой схемы. Дольше всего продержалась австрийские инженеры, которые в середине 1930-х гг. создали для армии легкие артиллерийские тягачи ADMK-WARK и Saurer RR-7.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Разработка фирмы Saurer, работы над которой начались в 1936 г., оказалась наиболее удачной. Для тягача была разработана оригинальное шасси. Его гусеничная часть состояла из шести опорных катков на борт с пружинной подвеской, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Колесная часть имела формулу 4х2, а сами колеса, установленные на внешней стороне, поднимались и опускались при помощи специального механизма.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Первый опытный образец тягача RR-7 был построен в 1937 году и после коротких испытаний был принят к серийному производству. Однако на вооружение австрийской армии он так и не попал. После аншлюса страны Германией в марте 1938 г. вся армейская бронетехника перешла в пользование вермахта. Немцы проявили большой интерес к RR-7 и не стали препятствовать его выпуску, однако в конструкцию машины внесли несколько доработок.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Прежде всего, на RR-7 был установлен бронекорпус во многом аналогичный по конструкции корпусу полугусеничного тягача Sd.Kfz.253. Против использования этой машины в качестве тягача для 37-мм противотанковых пушек возражений не возникло, однако была предусмотрена и другая функция. Хорошие ходовые качества тягача позволили использовать его в качестве бронемашины артиллерийских наблюдателей, для чего RR-7 оборудовался радиостанцией FuG8.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Оборудованный рамочной антенной (позднее замененную на штыревую) этот 30Вт передатчик со средневолновым приёмником обеспечивал дальность  связи до 50 км, при использовании телеграфного ключа, и до 30 км, при использовании радиотелефона. Штатное вооружение на бронемашине отсутствовало, но в укладке размещался один пехотный 7,92-мм пулемет MG34.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

После доработок машина получила фирменное обозначение RR-7/2, а немецкая армия приняла её на вооружение под названием Sd.Kfz. 254 Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen. В период с июня 1940 по март 1941 года на предприятии фирмы Saurer было собрано 128 машин этого типа.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

С лета 1941 года бронемашины Sd.Kfz.254 активно использовались на Восточном фронте (например, в составе 11-й танковой дивизии) и в Северной Африке (в составе танковой дивизии Роммеля).

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Все африканские машины были потеряны в ходе боёв с войсками союзников к концу 1942 г. На территории Советского Союза Sd.Kfz.247 использовались несколько дольше – есть данные, что несколько тягачей продолжало находится на вооружении до середины 1944 г.

Венгрия

"Трианонский договор запрещает Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако в сердце каждого венгерца против этого договора звучит протест: "Нет! Нет! Никогда!"

Так лаконично информировал немецкий коллектив справочника Хейгля о венгерской бронетехнике. Нежелание смиряться с ограничениями договора в 30-х годах привело сначала к тайному, а затем и открытому принятию бронетехники на вооружение. Помимо иностранных образцов на вооружение старались принимать и отечественные образцы бронетехники. Одной из фирм, снабжавшей венгерскую армию собственной продукцией была английская фирма венгерского изобретателя Миклоша Штраусслера Straussler Mechanisation. Он уже разработал удачные бронеавтомобили Straussler AC2 и Straussler AC3 и брался за разработку более серьезной бронетехники.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

бронеавтомобиль AC-2

В отличии от аналогичных изделий фирмы Christie Штраусслер разработал полность оригинальную ходовую часть. Все колеса крепились на общей раме состоявшей из нескольких секций, причем каждое колесо имело независимую подвеску. Направляющие и ведущие колёса были опущены на грунт для лучшего сцепления с опорной поверхностью. Это обеспечивало поистине уникальные ходовые качества, но не очень хорошо сказывалось на подвижности машины.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Прототип танка V-3, 1935 г.

Первый опытный образец, названный V-3 (Vantató по-венгерски трактор), начали строить в 1934 г., а на испытания он поступил летом 1935 года. Несмотря на то, что V-3 не имел вооружения и башни его потенциальные боевые возможности оценивались достаточно высоко. Корпус танка представлял собой бронированную коробку, разделённую на два отсека: боевой (совмещен с отсеком управления) и момторно-трансмиссионный.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

  Схемы прототипа танка V-3, 1935 г.  

Верхние лобовые листы устанвливались под значительными углами наклона и имели максимальную толщину брони 23 мм. Борта защищались 13-мм бронелистами, днище и крыша имели  толщину 9 мм. При этом геометрические размеры танка были минимальными: длина — 3640 мм, ширина — 2314 мм, высота — 2010 мм, клиренс — 300 мм. Предполагалось, что V-3 будет комплектоваться одним 8-мм пулеметом Gebauer. Несмотря на отсутствие башни её образец всё же существовал, но на прототипе не устанавливался. Экипаж танка состоял из 3-х человек.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

  Прототип танка V-3 ходовые испытания, 1935 г.

В задней части корпуса устанавивался 4-цилиндровый 4-тактный бензиновый двигатель мощностью 100 л.с. Трансмиссия включала два распределительных вала и коробку передач с сухим сцеплением. В ходовой части использовались ведущие и направляющие колёса одинакового диаметра 950 мм оснащенные резиновыми бандажами. Полная масса танка составила 8 тонн. Самый активный период в карьере единственного прототипа V-3 пришелся на 1935 год. В ходе всестороннего тестирования прототип смог развить скорость по шоссе до 45 км\ч и до 35 км\ч на местности. Танк мог преодолевать уклон 40° и брод глубиной до 0,9 м.

Помимо испытаний в Венгрии танк собирались предложить военной миссии Японии, но эта сделка так и не состоялась. В том же году V-3 оснастили поплавками и гребным винтом диаметром 450 мм, после чего танк успешно испытали на плаву. Максимальная скорость V-3 при движении по спокойной воде составила до 8 км\ч. Этот вариант заинтересовал британских военных, которые договорились со Штраусслером о проведении тестирования в Великобритании. Тем не менее, даже плавающая модификация оказалась не столь привлекательной и её серийная постройка не состоялась. Также был отвергнут и экспортный вариант V-3, представленный в чертежах в 1936 году, и отличавшийся незначительными доработками.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

  Прототип танка V-3 с башней, 1935 г.  

В 1937 году на испытания был принят вариант V-4, представлявший собой более полноценный образец легкого колесно-гусеничного танка. На танке устаналивался 6-цилиндровый бензиновый двигатель фирмы Manfred-Weiiss мощностью 160 л.с. В ходовой части были добавлены по два поддерживающих ролика с каждого борта.

 

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

 Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия  Прототип танка V-3 во время испытаний на плаву, 1936 г

Спустя несколько месяцев после изготовления опытного образца V-4 фирма Штраусслера провела доработку конструкции. Новый танк получил обозначение V-4/40. На модернизированном прототипе устанвливалась шестигранная башня со скошенными бортами, в которой устанвливалась 40-мм пушка 37М и 8-мм пулемет Gebauer. В корпусе танка, справа от водителя, находился второй 8-мм пулемет.

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

   Прототип танка V-4, 1936 г.

Боезапас к пулеметам составлял 6000 патронов. Экипаж V-4 довели до 4-х человек: водитель, командир, наводчик и заряжаюший. Вместе с образцами танков Pz.Kpfw.I и Landsverk L-60 боевая машина Штраусслера приняла участие в конкурсе, объявленном венгерской армией в 1937 году. Несмотря на положительное мнение военных относительно ходовых качеств V-4/40 победителем стал L-60.

 

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

   Прототип танка V-4, 1936 г.

Конструкция этого танка оказалась более простой в производстве и более пригодной для дальнейшей модернизации. Тем не менее, в 1937-1938 гг. фирма Штраусслера построила в общей сложности 4 танка, три из которых использовались для различного рода испытаний и демонстраций за рубежом.
 

 

Автострадные агрессоры.  Австрия и Венгрия

  Схемы прототипа танка V-4, 1936 г.

 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ

Тип танка

ADMK “Mulus”

Saurer RR-7/2

Straussler V4

Боевая масса, кг

1560

6400

11000

Экипаж, чел.

2

7

4

Габаритные размеры, мм

Длина

на гусеницах

2900

4560

3640*

на колесах

3860

Ширина

на гусеницах

1360

2470

2700

на колесах

1700

Высота

на гусеницах

1460

2020

2050

на колесах

1300

2200

Клиренс

н/д

н/д

300

Вооружение

Пушки

1 х 40-мм 37М

Пулеметы

1х 7,92-мм MG34 в укладке

2 х 8-мм Gebauer

Боекомплект

Пушки

н/д

Пулеметы

2100 патронов

н/д

Приборы прицеливания


 

механический прицел

оптический прицел

Бронирование, мм

Лоб корпуса

н/д

15

23*

Борт корпуса

н/д

8

13*

Корма корпуса

н/д

8

13*

Башня

около 10 мм

Крыша

9

Днище

н/д

6

9

Силовая установка

Тип двигателя

Daimler, воздушного охлаждения

Saurer-CRDv, 4-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения

Manfred-Weiiss,6-цилиндровый бензиновый

Мощность, л.с.

20

70 при 2000 об/мин.

160

Общая мощность, л.с.

20

70

320

Трансмиссия

н/д

механическая, с ручной 6-скоростной КПП (5 передач вперед и 1 назад) и однодисковым сухим сцеплением

механическая

Ходовая часть

Гусеничная часть

н/д

6 опорных катков, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее колесо

2 сдвоенных опорных катка, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения

Колесная часть

н/д

формула 4х2, передний управляемый и задний ведущий мост, размер шин 8,25х20 см

Скорость, км/ч

На гусеницах

10 (17**)

30

32*

На колесах

27 (45**)

60

45*

Запас хода, км

На гусеницах

110

н/д

н/д

На колесах

450 (200**)

500

н/д

Преодолеваемые препятствия

Угол подъема, град

н/д

н/д

40

Высота стенки, м

н/д

н/д

н/д

Ширина рва, м

н/д

н/д

н/д

Глубина брода, м

н/д

н/д

0,9

Средства связи

н/д

радиостанция FuG8, FuG4, FuGSprGer1

отсутствовали

* данные из статьи —  http://hu.wikipedia.org/wiki/Straussler_V–4,

** данные из статьи — Колесно-гусеничный многоцелевой автомобиль ADMK "Mulus".

Список источников:

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account