Автоматика для армейского «болта». Часть 3 Винтовки Хоуэлла, Чарльтона, Ридера
Продолжение (надеюсь) небольшого цикла статей с канала Cocked and Locked на яндекс-дзене.
Продолжая говорить о попытках «автоматизировать» стандартные болтовые винтовки времен Первой мировой, пора от Канады и США перейти к Старому свету — тем более что в Содружестве, как ни крути, конструкция вышла… Чисто британской, учитывая вообще специфичность многих идей стрелкового оружия ХХ века в этой стране.
Итак, что было на вооружении у пехотинца Великобритании на начало войны? Старый добрый «Ли-Энфилд», который, в отличие от канадской прямоходной винтовки Росса, требовал для отпирания затвора сначала провернуть рукоять на приличный угол, а только после этого тянуть затвор назад. Что, казалось бы, совсем не подходит для «спаривания» с газовым двигателем — но британцам так не казалось.
Вопрос привода затвора был решен буквально «в лоб»: газовый двигатель, шедший, как и у винтовки Хуота, вдоль всего ствола вплоть до ствольной коробки, завершили кулисой. которая сначала проворачивала обрезанный стебель рукояти затвора, а затем толкала его назад.
Назвать эту конструкцию безопасной для стрелка язык бы не повернулся: мало того, что после выстрела затвор отлетал назад аккурат перед лицом, так еще и по руке можно было получить кулисой при неудачном хвате. Именно поэтому на винтовке появился еще и щиток, предохраняющий руку. Кусок трубы, прикрученный хомутом к прикладу, в этой конструкции выполнял роль пистолетной рукоятки.
Выглядела эта конструкция во время стрельбы, конечно, весьма специфически — хотя и действительно умела стрелять. Тем не менее, даже для британской армии времен Первой мировой это сооружение оказалось «перебором» — хотя готовый образец был завершен еще в 1915 году, дальше дело так и не пошло.
Только с началом Второй мировой войны Хоуэллу удалось привлечь к своей конструкции внимание — но и то дальше рекомендации «использования для борьбы с самолетами в Добровольческих силах обороны» дело так и не пошло. Единственный, судя по всему, сохранившийся образец винтовки выставлен в Королевском арсенале Лидса.
Впрочем, идея «автоматизировать» Lee-Enfield в начале Второй мировой использовалась не единожды. Но. если идея австралийского сержанта Уильяма Экинса вообще, судя по всему, не ушла дальше эскиза (по сути, повторявшего конструкцию Хоуэлла)…
…то в Новой Зеландии, сопоставив неиллюзорную угрозу со стороны японцев с крайним дефицитом пулеметов, действительно начали модернизировать «Ли-Энфилды» и «Ли-Метфорды» по проекту Филипа Чарльтона — около полутора тысяч «эрзац-пулеметов» было выпущено, но большинство из них было уничтожено при пожаре в арсенале, число сохранившихся можно пересчитать на пальцах одной руки.
Конструкция Чарльтона, надо заметить, модернизировала винтовку капитальнее — ствол оребрялся, магазин уже использовалсся стандартный от пулемета Bren, кинематика привода затвора была совершеннее.
Впрочем, и это еще не все. В Южной Африке к перечню «автоматических конверсий» Lee-Enfield добавляется «устройство Генри Ридера» — набор деталей для модернизации винтовки, после которого на ней появлялись все тот же боковой газовый двигатель и все такая же «неправильная» пистолетная рукоятка.
Эта конструкция была, пожалуй, самой любопытной: вместо внешней кулисы, проворачивавшей затвор, здесь использовался встроенный в газовый двигатель шнек, прокручивавший при рабочем ходе заднюю часть штока с закрепленной на ней тягой, отпиравшей затвор:
Отладка конструкции, правда, продолжалась с 1941 года аж по октябрь 1944 — так что отправка собранного образца в Британию его автору уже ничем не помогла, интереса «устройство Ридера» не вызвало. Единственный сохранившийся образец винтовки с установленным «устройством Ридера» можно увидеть аж во Франции, куда винтовка попала в итоге каким-то чудом: