Автоматические легионеры: радиоуправляемые самолеты-снаряды Италии
Этим постом я открываю новый цикл статей, на этот раз посвященных управляемому оружию Королевских Вооруженных Сил Италии во время Второй Мировой Войны. Хотя Италия меньше всех остальных стран Оси принимала активное участие в войне, она, тем не менее, успела спроектировать и испытать вполне солидную гамму образцов управляемого вооружения. Ряд из них к 1943 году был уже готов к применению, и основной причиной, почему оно-таки не состоялось, была командная неразбериха и организационные проблемы, от которых итальянские вооруженные силы страдали всю войну.
Содержание:
,История создания
К концу 1940 года, командованию Regia Aeronautica (Королевских Военно-Воздушных Сил Италии) стало окончательно ясно, что ставка на высотные бомбардировки в войне на море провалилась. Вероятность попадания авиабомбой в движущийся корабль со сколь-нибудь существенной высоты оказалась слишком мала. Итальянские торпедоносцы пользовались заслуженной славой, вызывая ночные кошмары у британских моряков и острую зависть у немецких летчиков, но горизонтальные бомбардировки оказались совершенно неэффективны: в бою у Калабрии, действия семидесяти двух (!) итальянских бомбардировщиков увенчались одним, чисто случайным, попаданием, никак не сказавшимся на ходе сражения. Дополнительной проблемой было отсутствие подходящих авиабомб и нехватка истребителей большого радиуса действия, способных прикрывать бомбардировщики от британской палубной авиации.
Ситуацию, по мнению начальника оперативного отдела генштаба, генерала Фердинандо Рафаэлли, срочно нужно было исправлять. Значительные усилия были направлены на разработку новых самолетов и систем вооружения, но немедленного результата они не давали. Требовалось сиюминутное решение.
В поисках такого решения, Рафаэлли обратился к капитану Монтеччи, заведовавшему «отделом специальных исследований» на экспериментальной станции в Гуидонии. Еще до войны, отдел специальных исследований добился значительных успехов в дистанционном управлении самолетами. Монтеччи предложил генералу идею радиоуправляемого самолета-снаряда, переделываемого из старого бомбардировщика. Такой самолет-снаряд должен был взлетать с аэродрома как обычный бомбардировщик, но после взлета экипаж покинул бы борт на парашютах, и управление перешло бы оператору, находящемуся на борту самолета сопровождения. Управляя по-радио действиями самолета-снаряда, оператор должен был направить эту огромную летающую бомбу, набитую взрывчаткой, точно в корабль противника.
Идея определенно произвела впечатление на генерала Рафаэлли, и тот распорядился начать работы над проектом. Кодовое название программы было A.R.P. — Aereo Radio Pilotato (ит. «радиоуправляемый летательный аппарат»)
Самолет-снаряд SM.79
В конце июля 1940 года, генерал Рафаэлли сумел заполучить для программы несколько старых, изношенных бомбардировщиков. Это были «Савойя-Марчетти» SM.79 «Спариверо», знаменитые «чертовы горбуны» Regia Aeronautica. Несмотря на неказистый внешний вид, эти трехмоторные бомбардировщики были смертельно опасными противниками. Выбор их в качестве основы для самолетов-снарядов был вызван:
Широкой распространенностью таких самолетов в Италии, их хорошей освоенностью пилотами и механиками.
Наличием значительного запаса SM.79 постройки 1930-ых, считавшихся слишком изношенными для боевых операций.
Моральной устарелостью самих SM.79, которые, как предполагалось, вскоре будут сняты с вооружения и заменены современными SM.84 (по иронии судьбы, «современный» SM.84 оказался совершенно неудачным самолетом, и еще до конца войны был снят с вооружения и заменен новой модификацией SM.79)
Имея хорошие довоенные наработки и летнопригодные самолеты, капитан Монтеччи рассчитывал, что проект удастся завершить к концу 1941 года. Однако, непосредственный начальник капитана Монтеччи — полковник Марино — распорядился, чтобы работы над проектом радиоуправляемого самолета-снаряда велись как второстепенные, в свободное от прямых обязанностей время. Генерал Рафаэлли к этому моменту был назначен командовать итальянскими ВВС в Киренаике, и вмешаться в ситуацию не мог. В результате, с июля по декабрь 1941 года работы над проектом A.R.P. шли очень медленно.
«Второе дыхание» программа получила с возвращением Рафаэлли в Италию в марте 1942 года. Возглавив 5-е управление генерального штаба Regia Aeronautica, генерал распорядился присвоить программе A.R.P. высокий приоритет. Программа, судя по всему, находилась уже в достаточно хорошем состоянии, потому что в мае 1942 года, первый SM.79 A.R.P. поступил на испытания.
Система радиоуправления была разработана на основе стандартного радиопередатчика RA 320 ter, установленного на борту самолета управления. Она использовала амплитудную модуляцию управляющих команд по двум частотным каналам: высокочастотному в 2000 Гц, и низкочастотному в 300 Гц. Высокочастотный канал использовался для управления самолетом-снарядом в горизонтальной плоскости, низкочастотный — для управления в вертикальной плоскости. Команды вводились оператором при помощи джойстика, причем существовала возможность дистанционной калибровки углов отклонения рулей путем изменения амплитуды сигнала.
На борту самолета-снаряда, расположенный в специальном изолированном и защищенном броневыми плитами отделении приемник RO 18 воспринимал и демодулировал сигналы по обоим каналам управления. Затем частотный дискриминатор разлагал выходной сигнал приемника на высокочастотные команды для рулей управления и низкочастотные — для рулей высоты. Электромеханические реле вносили соответствующие поправки в работу гироскопического автопилота Бернарди-Церини (считавшегося на тот момент лучшим в мире), смещая «ноль» гироскопа соответственно принятой команде. Система имела также и обратную связь: на борт самолета управления постоянно передавались данные о реальном курсе и скорости самолета-снаряда. На панели управления оператора они выводились при помощи двух циферблатов.
Значительные усилия были вложены в разработку оптимальной боевой нагрузки для самолета-снаряда. Итальянские авиаторы знали, что наиболее опасна для корабля не бомба, разорвавшаяся на палубе, а бомба, разорвавшаяся в воде у борта. Создаваемый подводным взрывом гидравлический удар проламывал обшивку корабля. Поэтому, по требованию Рафаэлли, боевая нагрузка самолета-снаряда должна была быть «отделяемой», оптимизированной для поражения подводной части.
Отказавшись от изначальной идеи вооружить самолет-снаряд обычными 850-кг бомбами в бомболюке, инженеры остановили свой выбор на двух 1000-килограммовых «ныряющих» бомбах на внешней подвеске под фюзеляжем. Каждая снаряжалась 650 килограммами тритолита, и оснащалась специальным взрывателем с вертушкой-замедлителем. Предполагалось, что если самолет-снаряд врежется в воду рядом с кораблем-целью, бомбы отделятся и по-инерции проследуют вперед, сдетонировав под водой в непосредственной близости от корабля. На случай прямого попадания в цель (которое считалось не очень вероятным, хотя и возможным), имелся также запасной ударный взрыватель мгновенного действия.
Итальянские инженеры проработали даже вопрос максимально безопасного спрыгивания пилота, который поднимал самолет-снаряд с аэродрома и уже в воздухе передавал управление автопилоту. Поскольку обычные методы покидания самолета были не вполне безопасны (и могли дестабилизировать самолет), была разработана оригинальная методика с использованием «bussolotto», выдвижной кабины, расположенной в хвосте самолета:
Заняв место в кабине, пилот дергал за рычаг, и кабина проваливалась под киль самолета, за пределы турбулентности вокруг корпуса. Пилот спрыгивал назад, и пружинные амортизаторы немедленно поднимали кабину обратно в корпус.
В мае 1942 года, первый радиоуправляемый SM.79 A.R.P. был готов к действиям. Для лучшей заметности в воздухе, опытная машина была выкрашена в ярко-желтый цвет, из-за чего она, и весь проект, получили неофициальное прозвище «операция Канарейка». Вопреки часто встречающейся в литературе версии, ярко-желтая окраска использовалась только на испытаниях и для обучения операторов: боевые самолеты-снаряды красились в обычный маскировочный цвет. Управление самолетом-снарядом первоначально хотели осуществлять с второго SM.79, но в итоге решили использовать более быстроходный и маневренный цельнодеревянный бомбардировщик CANT Z.1007 «Альсионе».
Применение самолета-снаряда виделось следующим образом:
- Пилот поднимал SM.79 A.R.P. с аэродрома и набирал высоту.
- Набрав требуемую высоту и установив автопилот, пилот снимал предохранители с боевой нагрузки, и покидал машину с парашютом.
- Самолет управления CANT Z.1007 «P» сближался с самолетом-снарядом на дистанцию около 500 метров и направлял его в сторону цели — военной эскадры или конвоя.
- Сближение с целью осуществлялось на высоте от 2000 до 4000 метров, на скорости около 300-370 км/ч.
- При сближении с целью, самолет-снаряд увеличивал скорость до 320-470 км/ч и оператор удерживал самолет-снаряд на линии визирования цели. Дистанция между снарядом и самолетом управления увеличивалась при этом до 4-5 км.
- Атака выполнялась из пологого пикирования, рассматривалась также возможность маловысотной атаки с горизонтальным полетом над поверхностью воды.
- Оператор стремился «уронить» самолет-снаряд в воду чуть впереди цели — так, чтобы отделяющиеся боевые заряды сработали в воде у борта.
- После атаки, CANT Z.1007 «P» развивал максимальную скорость и уходил от возможного преследования.
В конце мая 1942 года, боевую группу управляемого вооружения перевели на Сардинию, где на аэродроме Вилласидро она была поставлена на боевое дежурство. Потянулись недели ожидания: итальянское командование не спешило дать «добро» на применение нового оружия, рассматривая его как сюрприз для союзников. В июне 1942, в ходе битвы за Пантеллерию, самолет-снаряд был приготовлен к действиям, но разрешение на вылет так и не поступило.
Боевое применение
В начале августа 1942 года, союзный англо-американский флот приступил к операции «Пъедестал» — крупнейшей конвойной операции на Средиземном Море. Целью ее было прорвать блокаду вокруг осажденной Мальты и доставить на остров стратегические грузы — в первую очередь, авиатопливо и продовольствие. Занимая ключевое положение между Италией и Африкой, Мальта была постоянной «костью в горле» командования Оси, непрерывной угрозой итальянским линиям коммуникации. Предыдущая попытка подкрепить Мальту — операция «Гарпун» в июне 1942 — завершилась неудачей и положение острова висело на волоске.
В разгар грандиозной воздушно-морской битвы, развернувшейся с 9 августа в Средиземном Море, генерал Рафаэлли упорно добивался разрешения задействовать свое детище — радиоуправляемые самолеты-снаряды. После долгих проволочек, разрешение, было, наконец, дано 11 августа и группа управляемого вооружения получила долгожданный приказ совершить вылет против британского флота.
На следующий день, 12 августа 1942 года, ровно в 13.00, самолет-снаряд SM.79 A.R.P. и самолет управления CANT Z.1007 «P» поднялись с аэродрома Вилласидро. Самолет-снаряд поднялся в воздух под командованием лейтенанта Бади, который, установив автопилот и сняв предохранители, успешно покинул машину при помощи «bussolotto». Управление SM.79 A.R.P. перешло к самолету CANT Z.1007 «P» , на борту которого находились сам генерал Рафаэлли, оператор лейтенант Роспиглиози, радист лейтенант Палмери и пилот — капитан Монтичелли. Целью операции были британские авианосцы «Викториес» и «Индомитейбл», составлявшие основу союзного воздушного прикрытия. Итальянское командование считало (и небезосновательно), что если авианосцы будут выведены из строя, добивание конвоя превратится в рутину.
Оказавшись в небе, оба самолета некоторое время выписывали круги над Сардинией, ожидая эскорта — пяти истребителей Fiat G.50 и двух истребителей-бомбардировщиков Reggaine Re.2001 G/V, которые, снаряженные специальными бронебойными бомбами (переделанными из 381-мм снарядов морских орудий) должны были поддержать атаку беспилотника. Управление самолетом-снарядом работало прекрасно, но вот остальное не заладилось. Из пяти истребителей эскорта, только два сумели встретиться с группой управляемого вооружения. А истребители-бомбардировщики Re.2001 вообще не прибыли.
Устав от бессмысленного ожидания, генерал Рафаэлли приказал начать операцию. Самолет-снаряд лег на курс в направлении конвоя, самолет управления следовал за ним. И тут, вблизи острова Ла-Галита случилось непоправимое: передатчик RA 320 ter, до этого не доставлявший никаких проблем, внезапно задымил и отключился. Система управления перестала работать, все попытки восстановить контроль над самолетом-снарядом были безрезультатны, и генерал Рафаэлли распорядился прекратить операцию. Самолет сопровождения оставил SM.79 A.R.P., который быстро исчез вдали, и вернулся на аэродром.
Расследование инцидента показало, что причиной стало короткое замыкание в одном из конденсаторов радиопередатчика. Вызвано оно было тем, что в качестве изолятора вместо предписанного синтетического диэлектрика был применен низкокачественный аналог. Производитель (привлеченный к ответственности разъяренным Рафаэлли) попытался оправдаться предписанием от Центрального Отдела Связи экономить материалы, но тщательный лабораторный анализ показал, что материал был не только низкокачественным, но еще и установлен небрежно. В итоге, первая попытка применить новое вооружение завершилась ничем из-за производственной халатности.
Судьба самолета-снаряда поначалу оставалась неизвестной. Рафаэлли считал, что он, вероятно, упал в море вскоре после потери управления. Но тут из французской Северной Африки было получено сообщение о катастрофе самолета SM.79 в Атласских горах, причем в нем упоминалось о взрыве огромной силы, и о том, что тела пилотов, видимо, «испарились» во вспышке — никаких следов человеческих останков найдено не было. В найденных обломках самолета, итальянцы без особого труда опознали свою летающую бомбу.
Известия из Африки существенно сгладили впечатление от фиаско. Группа Рафаэлли имела все основания гордиться собой — оставшись без управления, самолет-робот продолжал следовать последнему установленному курсу, пересек Средиземное Море, и, выработав все горючее, упал в горах примерно в 170 километрах от Хеншелы. Для беспилотной авиации, это был рекордный, пускай и непреднамеренный перелет. Италия стала первой страной, в реальной боевой обстановке применившей беспилотный самолет для удара по противнику.
Самолет-снаряд A.R.4
Хотя первая попытка атаки и завершилась неудачей, генерал Рафаэлли был полон энтузиазма в отношении проекта. В который, правда, пришлось внести некоторые изменения — положение на фронтах ухудшалось, Италия сдавал позиции в Средиземном Море, и командование Regia Aeronautica настоятельно просило генерала изыскать более дешевую альтернативу трехмоторным бомбардировщикам.
Перебрав несколько вариантов, инженеры Мончетти решили, что проще всего будет построить специализированный самолет-снаряд. Такая машина должна была быть предельно дешевой, одномоторной и изготовляемой из не-дефицитных материалов. Разработка ее была поручена фирме «Aeronautica Lombarda», занимавшейся производством планеров и имевшей незадействованные ресурсы.
Полученный в итоге самолет-снаряд Aeronautica Lombarda A.R. вполне удовлетворял ожиданиям. Его сигарообразный фюзеляж изготавливался из дерева и обшивался полотном. Крылья и хвостовое оперение имели грубую прямоугольную форму, шасси после взлета сбрасывалось. В движение его приводил двигатель Fiat A.80, для простоты заимствованный вместе со всем оборудованием, электросистемой, радиатором и даже кожухом с производственных линий средних бомбардировщиков Fiat BR.20. Вооружение, как и прежде, составляли две 1000-килограммовые «ныряющие» бомбы, закрепленные внутри фюзеляжа прямо под кабиной пилота. Систему спасения пилота усовершенствовали: теперь, после взлета, пилот просто нажимал рычаг, и его кресло соскальзывало по направляющим в специальный люк внизу самолета.
Было решено также поменять самолет управления. Деревянный CANT Z.1007 в таковой роли слишком зависел от истребителей эскорта, на которые, как показал боевой вылет в августе, нельзя было полагаться. Вместо него решили оснастить аппаратурой радиоуправления истребитель Macchi C.202 «Фольгори». Это несколько усложняло наведение (пилоту истребителя предстояло в одиночку и вести самолет, и наводить самолет-снаряд), но значительно улучшало шансы самолета управления выжить. На них установили усовершенствованную систему радиоуправления, основанную на передатчике SAFAR 5.150.
Первый самолет-снаряд A.R. приготовили к испытаниям в июне 1943 года. 13 июня, он совершил первый испытательный полет, перелетев с завода-изготовителя в Гуидонию. Однако, затем программу начали преследовать задержки и неувязки, из-за чего следующий самолет-снаряд был готов только в августе, а производство запланированной серии непрерывно откладывалось. Чтобы не терять времени даром, Рафаэлли распорядился переоборудовать в управляемые бомбы еще два трехмоторника SM.79.
Финал
Несмотря не неудачу против «Пъедестала», программа радиоуправляемого оружия продолжала успешно развиваться. Параллельно с разработкой новой техники, шло освоение старой, исправление выявленных недостатков и дефектов. В августе 1943, в наличии имелось два истребителя управления MC.202, три трехмоторных самолета-снаряда SM.79 A.R.P. и первые два одномоторных самолета-снаряда A.R. Еще четыре A.R. находились в разной степени готовности.
Как ни парадоксально, но во время высадки союзников в Сицилии, самолеты-снаряды использованы не были. Точная причина так и осталась неизвестна, но она явно была организационной, не технической: генерал Рафаэлли не сумел вовремя согласовать разрешение с ошеломленным развитием событий итальянским командованием. В начале сентября, два самолета-снаряда SM.79 A.R.P. были спешно подготовлены к атаке на союзный флот у Салерно. Генерал Рафаэлли собирался лично повести своих роботов в бой , управляя ими с борта истребителя MC.202, но буквально в последний момент атака была отменена: итальянское правительство запросило перемирия.
Источники
- Prototipi e progetti della Regia Aeronautica — Daniele Lembo, IBN Editore (2010)
- Le Armi Segrette della Regia — Daniele Lembo, Aerei nella storia (1997)
- http://www.villacidro.net/zzz/storia/1942can.htm
- Отдельная благодарность коллегам с Secretproject.