В истории российского оружия было два конструктора -однофамильца: одного из них знают, наверное, в каждом уголке планеты, а вот другой так и остался практически неизвестен как оружейник.
С началом Первой мировой войны все работы по созданию автоматических винтовок в России были приостановлены. Предполагалось, что война закончится быстро и они просто не успеют попасть в войска. Однако события развернулись совсем по другому сценарию — война приняла затяжной характер. От действующей армии стали поступать требования о создании индивидуального автоматического оружия. В 1915-1916 годах с фронта начали возвращать на заводы инженеров, оружейных техников и квалифицированных рабочих. Кроме того? за создание автоматического оружия взялись не только профессионалы-оружейники.
Среди авторов многочисленных проектов был и Михаил Георгиевич Калашников. По профессии — художник-архитектор. Однако и техническое образование у него имелось — с 1904 по 1910 Калашников обучался в петербургском Институте гражданских инженеров и, начиная с первого курса, работал чертежником.
Свой проект автоматической винтовки Калашников разработал в конце 1915-1916 годов. В основе работы автоматики лежит использование энергии отдачи при неподвижном стволе. Запирание затвора производилось двумя симметрично расположенными качающимися в горизонтальной плоскости рычагами — «кулачками». Под действием отдачи фигурная головка ударника сводила кулачки и освобождала затвор. Вместо рукоятки перезаряжания над казенником ствола на вертикальной оси крепились две изогнутые «лапки»- рычаги, воздействующие через выступающие оси кулачков на затвор.
Особенностью винтовки был секторный магазин большой емкости — на 14 патронов. Внешне он был похож на магазин французского ручного пулемета Шоша. Однако Калашников применил свою оригинальную систему расположения патронов, которые располагались в магазине в шахматном порядке, с наклоном поочередно в разные стороны. Это должно было позволить избежать того, чем часто грешил «шошевский» магазин, а именно заклинивания подачи патронов вследствие зацепления их фланцами друг за друга.
Как можно заметить из сохранившихся чертежей в винтовке должен был использоваться ударный механизм ударникового типа и спусковой механизм, практически без изменений заимствованный от винтовки Мосина. Можно предположить что и другие части, такие как ствол и ложе с прикладом также заимствовались от трехлинейки. Предположение о том, что система является переделочной подтверждает и название? данное Калашниковым своему проекту: «Приспособление к автоматической стрельбе из ружей».
26 февраля 1916 года чертежи винтовки в присутствии самого автора были рассмотрены в Оружейном отделе Артиллерийского комитета ГАУ. По мнению генерал-майора В.Г. Федорова представленный проект указывал на наличие у автора знаний в области конструирования автоматического оружия и в целом работа была признана заслуживающей внимания. Основными недостатками системы Калашникова он указал следующее:
- некоторые части затвора открыты, вследствие чего подвержены попаданию пыли и грязи. В принципе Федоров считал, и обратил на это внимание Калашникова, что системы с неподвижным стволом, автоматика которых основана на действии остающегося давления пороховых газов, являются весьма чувствительными к загрязнениям и менее надежными, чем системы с отводом пороховых газов или с подвижным стволом. Живым примером правоты данного утверждения является винтовка Маузера М1916.
- в конструкции магазина не было предусмотрено механизма удержания патронов, наподобие отсечки-отражателя.
- отсутствовало приспособление, устраняющее возможность производства нескольких выстрелов подряд при нажатии на спуск. Видимо, здесь речь идет о переводчике одиночного огня.
В итоге сошлись на том, что в случае предоставления в Артиллерийский комитет чертежей с исправлением вышеуказанных недостатков, Калашникову будет выдан аванс в размере 1000 рублей для изготовления опытного образца. По некоторым данным изготовление планировалось поручить Сестрорецкому оружейному заводу. Но, судя по всему, проект так и остался на бумаге.
Возможно, Калашников, не имея достаточного опыта в конструировании оружия, не смог самостоятельно разобраться с недостатками своего проекта, а может просто к нему охладел. В дальнейшем он сделал окончательный выбор в пользу архитектуры, где весьма преуспел. Внес значительный вклад в изучение древнего грузинского и армянского зодчества. Во время Великой отечественной войны, дважды зимой 1941-1942 и 1942-1943 годов М.Г. Калашников был командирован в предгорья Кавказа на границу с Турцией с целью фиксации памятников старины, которые могли пострадать от военных действий. За эту работу был награжден медалью «За оборону Кавказа». В 1945 году награжден орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд». В 1947 году М.Г. Калашникову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР». Так что, не снискав славы на ниве оружейника, он вполне состоялся как архитектор и на данном поприще не был забыт. Как говорится, каждому свое.
Источники: В. Глазков «Ручное автоматическое оружие Российской армии», В.Г. Федоров » Эволюция стрелкового оружия. Часть 2.», «Автоматическая винтовка Калашникова» (статья)/Журнал «Техника и вооружение» №03-1993