Авиационый — Космический ракетный комплекс “Свитязь”(Украина)
АКС «Свитязь» представляет собой уникальную систему, позволяющую отказаться от сложной наземной инфраструктуры космодромов для проведения запусков космических аппаратов.
Авиационный космический ракетный комплекс «Свитязь» предназначен для выведения космических аппаратов различного назначения на круговые, эллиптические и высокие круговые орбиты, включая геостационарную.
Авиационный космический ракетный комплекс состоит из самолета-носителя на базе самолета “Мрия”и и устанавливаемой на нем ракеты-носителя ,разрабатываемой на базе РН “Зенит”.
Самолет-носитель Ан-225-100 разрабатывается Авиционным научно-техническим комплексом имени О.К. Антонова и является модификацией базового самолета Ан-225 «Мрия».На самолет устанавливается специальное оборудование для крепления ракеты-носителя над фюзеляжем, внутри герметичных кабин размещаются бортовое стартовое оборудование и операторы, необходимые для осуществления пуска РН.
Ракета-носитель «Свитязь» создается на базе узлов, агрегатов и систем ракеты-носителя «Зенит». Она строится по трехступенчатой схеме и использует нетоксичные компоненты топлива – жидкий кислород и керосин.При выведении космических аппаратов на геостационарную орбиту ракета-носитель комплектуется твердотопливной апогейной ступенью. На атмосферном участке используются горизонтальные крылья и вертикальный хвостовой стабилизатор.
Энергетические характеристики комплекса
Максимальная взлетная масса системы, т | 600 |
Максимальная стартоваямасса РН, т | 250 |
Компоненты топлива РН | жидкий кислород |
Количество ступеней | 3 |
Масса полезного груза выводимого на орбиту, кг | 6600 |
Масса компонентов топлива РН, т | 210 |
Тяга двигателей при старте РН, тс | 355 |
Потребная длина взлетно-посадочной полосы, м | 3800 |
Полная длина РН, м | 40 |
Размах крыла РН, м | 15 |
Диаметр корпуса 1-й и 2-й ступеней РН, м | 3,9 |
Диаметр головного обтекателя РН, м | 3,9 |
Компоновочная схема АКС
Авиационно-космическая система состоит из самолета-носителя и устанавливаемой на нем ракеты носителя.РН "Свитязь" выполнена по моноблочной схеме с последовательным расположением ступеней и включает в себя:
— блок 1-й ступени;
— блок 2-й ступени;
— блок 3-й ступени, размещаемый в подобтекательном пространстве;
— блок 4-й ступени (при выведении на ГСО);
— головной обтекатель.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
В течение ряда лет ГКБ «Южное» им. М. К. Янгеля выполняло проектные работы по созданию ракет космического назначения с воздушным стартом с самолета-носителя, осуществляет запуск ракеты над нейтральными водами за пределами Украины (темы «Свитязь» и «Орель»).
В результате в начале 2000-х годов по инициативе КБ "Южное" и АНТК имени О. К. Антонова при поддержке НКАУ начались работы по разработке АКРК «Свитязь». В 2005 г. проведено исследование на тему «Методика оценки влияния колебаний жидкого топлива на динамические свойства авиационно-космической системы с учетом характеристик демпферов колебаний», что теоретически рассчитывало атмосфений этап работы АКРК. В 2008 году велись теоретические исследования по исследованию управления многорежимного АКРК. На 2010 год проект находится на стадии концептуальной проработки. О переходе к практическому воплощению идеи в жизнь вопрос не стоит из-за нехватки средств и не законченность НИОКР.
P.S—моеИХМО.Теоретически с помощью этой АКС возможны запуски ПК .При заинтересованности третьих стран вполне возможны совместные работы для совместной эксплуатации тем более что кой какой задел у того же КБ Южное остался.
ссылка http://www.yuzhnoye.com/?id=30&path=Aerospace Technology/Launch Vehicles/Svitiaz/Svitiaz