После того как Россия заявила о том что намерена построить авианосец, каких только проектов мы не наблюдали на различных выставках. Такое ощущение что за последнее время мы увидели больше проектов авианосцев чем было создано в нашей стране за всё предыдущее время.
Так в 2015 году был представлен проект авианосца «Шторм». В 2019 на прошедшей выставке Армия-2019 было представлено сразу три проекта авианесущих кораблей. А вот на проходящий в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне был представлен ещё один проект, с прицелом на международные рынки. О нём и пойдёт речь ниже.
Новый корабль получил название Проекта 11430Э «Ламантин». Буква «Э» в названии корабля указывает на то что данная работа в основном рассчитана на экспорт. Проект был разработан Невским проектно-конструкторским бюро.
Корабль имеет следующие характеристики. Водоизмещение «Ламантина» составит 80-90 тысяч тонн. Длина корабля достигнет 350 метров, автономность — почти 120 суток, скорость полного хода будет составлять 30 узлов. Экипаж авианосца — 2800 человек, в состав авиагруппы будут входить 800 человек. На корабле в общей сложности можно будет разместить до 60 летательных аппаратов разного типа: легкие и тяжелые истребители, корабельные вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, до 10 БПЛА. Срок службы авианосца — более 50 лет.
По своим техническим характеристикам «Ламантин», безусловно, превосходит единственный находящийся в строю отечественный авианосец (точнее — тяжелый авианесущий крейсер) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», спроектированный тем же Невским ПКБ. Он находится приблизительно на уровне другого творения «невцев» — заложенного в 1988 году, но так и недостроенного атомного авианосца (тяжелого авианесущего крейсера) проекта 1143.7 «Ульяновск».
Последнее не удивляет. Представители Невского ПКБ прямо указывают, что при работе над «Ламантином» ими были использованы наработки по проекту 1143.7.
При этом, по мнению ряда отечественных специалистов, «Ламантин» также вполне дотягивает до уровня американских атомных авианосцев типа «Нимиц». Американцы, разумеется, с этим не согласны. Они полагают, что «Ламантин» несколько уступает кораблям типа «Нимиц» и уж точно проигрывает новейшему американскому атомному авианосцу «Джеральд Р. Форд», введенному в строй в 2017 году и имеющему водоизмещение более 98 тысяч тонн.
PS. Как мне кажется этот проект намного более адекватный для наших кораблестроителей чем пресловутый Шторм. Прежде всего, перед тем как строить суперавиансцы, каким является корабль Проекта 2300Э, нужно был было «потренироваться на кошках», а точнее показать вообще способность России осуществлять столь амбициозные военно-морские проекты. И таким проектом вполне может стать «Ламантин». По крайней мере подобные корабли, пусть и 30 лет назад, но мы уже строили.
Что касается экспортного потенциала то тут всё выглядит ещё более пессимистично. Если вы не можете продемонстрировать заказчику ни одного нового корабля подобного класса кто у вас закажет новый? Так что Ламантин строить нужно и строить для отечественного ВМФ. После этого можно рассчитывать на заказы и из-за границы. Но это всё история далёкого будущего.
По утверждениям военных до 2021 года решения о строительстве кораблей подобного типа точно принято не будет (если честно то не понятно почему?).
Источники:
https://riafan.ru/1194679-koncept-atomnogo-avianosca-lamantin-predstavlen-na-mvms-2019