Авианесущие корабли ВМС Грузии. Часть III.АПХАЗЕТИ: мечта флота
Часть статей по истории флота мира Грузинского королевства мы с коллегой Горцем писали вместе. После печального известия об уходе из жизни нашего уважаемого и признаемся честно, любимого коллеги Горца я пообещал в качестве реквиема выложить статью которую мы обсуждали еще в прошлом году. Свои обещания я помню. Часть текста мои который он подтвердил, чертежи Горца, отсебятины просто привязка к миру, в целом это компиляция нашей переписки. Я хотел этим почтить память об Иване Эдуардовиче, это последняя публикация в этом мире – мире Грузинского королевства.
Авианесущий корабль «Ачара», который многие годы был пусть и не нужным (вследствие развития авиации берегового базирован), но символом грузинского флота требовал замены еще в начале 80-х годов. Многочисленные модернизации корабля который был построен на базе танкера еще в далеком 1944 году мало к чему приводили. К тому же Турция очень не охотно пропускала сей корабль в Средиземное море, по сути такой проход был только один в 1962 году. Тем более Фолклендская война показала значимость СВВП и десантных сил.
В середине 80-х была идея вообще отказаться от такого корабля, тем более пользы от него даже самые замшелые адмиралы не видели, но новое видение угроз внесло свои коррективы.
Флот не раз участвовал в различных операциях по поддержанию мира, кроме того желание морского ведомства сократить количество десантных судов при сохранении возможности высадки полноценной бригады морской пехоты при соответствующей поддержке взяло верх. В итоге верфи Fincantieri был заказан новый авианесущий корабль-док который получил название «Апхазе», рассматривались варианты и британской постройки. По сути этот корабль не был какой то новой разработкой итальянцев, а воплощением проекта увеличенного проекта San Giorgio. Но надо, заметить что грузины требовали возможности базирования эскадрильи штурмовиков «Harrier-II» которые они получили практически в результате шантажа пообещав принять тогда еще советский Як-141. В итоге Грузия смогла закупить 12 одноместные и 2 двухместные машины.
Корабль был заложен в мае 1988 года, спущен на воду в середине 1990, окончательно вступил в строй только в конце 1992.
Характеристика корабля была следующая. При полном водоизмещении всего 15000 тонн этот корабль имеет авианосную архитектуру со сплошной верхней полетной палубой и весьма высокие транспортные возможности (до 500 человек с техникой).
Корабль построен на основе итальянского проекта San Giorgio, отличается от него наличием ангара которые обеспечивают постоянного базирование авиагруппы, кроме того стал больше на 30% по сравнению с прототипом.
Форма корпуса ДВКД характеризуется полными обводами, носовым бульбом, цилиндрической вставкой с вертикальными бортами в средней части (около 1/3 общей длины) и широкой транцевой кормой. Из пяти палуб две – верхняя (размером 145х24,5 м) и ангарная (145х19 м) – непрерывны по всей длине. ангарная считается главной и состыкована со всеми водонепроницаемыми переборками, делящими корпус на 15 отсеков. Корабль-док имеет следующие конструктивные особенности: танковая палуба (примыкает к доку) оборудована кормовым и бортовым (правого борта) устройствами для погрузки (выгрузки) своим ходом колесной и гусеничной техники; наличие в центральной части гидравлического подъемника (грузоподъемность 30 т, размер платформы 13,5х3,5 м), связывающего танковую и верхнии палубы. Такое конструктивное решение позволяет в зависимости от обстановки и поставленных задач изменять состав используемых погрузочно-разгрузочных средств и варианты загрузки ДВКД.
Прототип корабля «San Giorgio»
Техника может загружаться с берега своим ходом на танковую палубу, с помощью десантных катеров через док-камеру, а также вертолетами через верхнюю палубу. Максимально корабль может принять около 130 единиц колесной и гусеничной техники. Другим вариантом загрузки предусматривается размещение на верхней палубе до семи вертолетов. Доковая камера ДВКД имеет размер 48×12 м. На ее подволоке смонтирован подъемный кран с двумя крюками грузоподъемностью 40 т каждый. С помощью крана может производиться обработка грузов и подъем десантных катеров массой до 60 т и длиной около 20 м. С кормы док-камера закрыта откидывающимися в воду воротами, к которым на уровне танковой палубы шарнирно крепится кормовая аппарель для загрузки техники. При этом над док-камерой на уровне танковой палубы устанавливается съемное перекрытие. Использование доковой камеры для приема катеров возможно при состоянии моря до 3 баллов. Четыре десантных катера типа LCM водоизмещением около 60 т размещаются в док-камере.
Проектный вид
В состав главной двухвальной энергетической установки входят четыре 12-цилиндровых дизельных двигателя GMT-A420.12 (общей мощностью 33600 л. с. при скорости вращения 500 об/мин), четыре основных дизель-генератора (3080 кВт, 450 В, 60 Гц) и аварийный (250 кВт}. Передача мощности от двигателей на гребные винты регулируемого шага осуществляется через эластичные муфты и редукторы. Автоматизированная система позволяет управлять двигателями с ходового мостика и поста управления энергетической установкой. Для обеспечения хорошей маневренности на малом ходу и без хода корабль оборудован двумя рулями и носовым подруливающим устройством мощностью 1000 л. с.
Жилые помещения ДВКД рассчитаны на размещение 500 человек из состава сил десанта или пострадавшего в стихийном бедствии населения. Частично они размещены в ботовом спонсоне под полетной палубой Предусмотрены помещения для развертывания следующих медицинских отделений: хирургического, реанимации и интенсивной терапии, а также изолятора и рентген-кабинета.
Десантно-вертолетные корабли-доки могут нести разные варианты авиагруппы:
1) 10 Харриер II и 6 супер Пумы/NH90
2) 6 Харриер II и 10 супер пум
3) 6 боевых вертолетов и 10 Супер пумы
Авиагруппа размещается в ангаре размером 145х19 метров, максимальная высота ангара 6,35 м. По сути это была та же танковая палуба. Доставка летательных аппаратов происходит с помощью двух самолетоподъемников размером 16х10 метров каждый и грузоподъемностью в 25 т (кормовой и бортовой впереди надстройки).
Полетная палуба размером 150 х 14 м используется для действий СВВП и заканчивается трамплином с углом схода самолетов 10 градусов.
Размещение техники и авигруппы.
В течении своей карьеры он не аз выходил за пределы Черного моря (статус корабля это уже позволял), официально он стал флагманом 23 декабря 1992. К сожалению вопрос о авиагруппе возникает постоянно, старые «Харриеры» уже не отвечают требованиям, к тому же их на 2017 год осталось в строю только 9. Да и размеры палубы не позволяют использовать весь потенциал самолетов. Поставки F-35 так же под вопросом из-за высокой стоимости.
Внешний вид на 2017
Характеристики
Водоизмещение: полное 14860 т. Размерения: длина 180 м, ширина 24,5 м (по корпусу), 31,5 м (по спонсону), осадка 5,7 м. ГЭУ: двухвальная дизельная (четыре двигателя) мощностью 33600 л. с. Скорость хода: — полного – 21 уз. — экономическая 16. Дальность плавания, мили: — на полной скорости 4500 — на экономической скорости 7500 Экипаж: 230 человека Радиолокационные станции: обнаружения надводных и воздушных целей 1 RAN-105 РЛС – ОНЦ SPS-72, навигационная SPN-748, управления огнем SPG-70.
Вооружение составляет 1× 76-мм/62 Oto Melara в носовой части, 3х Mark 15 Vulcan Phalanx CIWS, ЗУР RIM-7 Sea Sparrow.