Авианесущие корабли ВМС Грузии. Часть I.
По сути этот материал продолжение альтернативы.
В своё время совместно с уважаемым коллегой Горцем мы делали обзоры кораблей Грузинского королевства, какие то варианты модернизации кораблей были отметены на корню, какие то варианты были упомянуты в тексте, но не нашли воплощения в графике.
В общих чертах материал Горец видел, поэтому ничего страшного что я это выкладываю нет.
Морская авиация в составе флота грузинского королевства под название воздушный корпус флота появилась еще 1 марта 1916 года.
Первыми самолетами этого подразделения стала старая летающая лодка "Кертисс-F" переданная из состава Качинской авиашколы. На самолете под руководством русских лётчиков прошли подготовку 4 грузинских пилота которым предстояло принять 4 уже новых летающих лодок М-5 которые начали поступать на вооружение в середине 1916 года.
Поскольку основной театр военных действий находился достаточно далеко от грузинских берегов то изначально расчитывали что гидросамолеты будут доставляться на специальной авиаматке.
В качестве основы использовали мобилизованный 5250 тонный грузопассажирский пароход «Картли» немецкой постройки 1911 года, этот корабль перевели в Николаев для переоборудования в сентябре 1916 года, где на корабль взгромоздили новые краны по два впереди и позади надстройки. Кроме того там же установили два ангара размером 25 на 10 метров, выполненных из водостойкой фанеры на стальном каркасе, по сути ангары представляли собой коробки без крыши роль которой выполняли брезентовые пологи которые откидывались при погрузке и выгрузке самолетов с помощью кранов.
На февраль 1917 года работы были еще не закончены, но ситуация в России накалялась и еще не достроенный гидрокрейсер решили перевести в Поти где только в июне того же года удалось закончить все работы. Кроме авиационного вооружения на корабль установили четыре 120-мм орудия, которые ранее стояли на крейсере «Петре I». .
С лета 1917 года началась интенсивная подготовка, в результате которой авиагруппа уменьшила ровно в половину, первую лодку по неопытности уронили с небольшой высоты во время разведывательного полета притом так «удачно» что «пятерка» была разбита в щепки, но пилот не пострадал и был подобран ЭМ сопровождения. Вторую лодку умудрились повредить при погрузке во время волнения, при раскачивании М-5 ударился левыми плоскостями о стену ангара в результате часть бипланной коробки пришлось менять, а при условии, что собственного авиастроения тогда у Грузии не было этот процесс затянулся до конца 1918 года.
Гидрокрейсер "Ачара", 1918 год.
Частично проблему восполнения решили с помощью британцев которые в начале 1918 года передали свой гидросамолет «Шорт 184», который, несмотря на свои размеры, прекрасно вместился в носовой ангар, благо имел складывающиеся консоли.
Весной 1918 года гидрокрейсер который получил название «Ачара» совместно с крейсером «Петре I» и дивизионом 750-т ЭМ вышел в первый боевой поход для бомбардировки турецких портов Хопе и Ризе. Правда, серьезных успехов самолеты достигнуть не смогли.
Второй поход корабль совершил в начале апреля 1918 на бомбардировку турецких войск вблизи Трабзона. Тут гидросамолёты смогли добиться успехов при том весьма символичных накрыв батарею 150 мм гаубиц которая ранее потопила ЭМ «Борджоми». На этом собственно боевая работа единственного грузинского авиатранспорта окончилась.
До 1923 года он использовался как транспорт, перевозя грузинские войска для подавления волнений в Закавказье, поскольку уже к 1920 году его авиагруппа состояла из вышедшего из ремонта М-5 и одного М-9 который перегнал из состава гидроавиационного отряда Кавказского фронта летчик грузинского происхождения. И британец и 2 остальные лодки Григоровича были списаны к этому времени.
В 1922 году правда проводили эксперименты с базированием летающей лодки Vickers VIKING две которых были закуплены годом ранее, но из-за своих размеров их использование посчитали излишним.
В 1923 году корабль снова переименовали в «Картли» и вернули гражданской организации. Забыв на 7 лет о авианесущих кораблях.
Вернулись к авианесущим кораблям в начале 30-х. Подтолкнуло к этому официальный визит короля Иване II по странам северной Европы. Находясь на борту королевской яхты «Богратионте» он совместно с королем Швеции Густавом V наблюдал за манёврами шведского флота. Внимания короля привлек гидроавиатранспорт «Dristigheten» который был переделан из старого броненосца береговой обороны.
К идее пренепременно заполучить такой корабль, шведские моряки пришли после крупнейших военно-морских манёвров шведского флота, состоявшихся в 1925 году, когда стало ясно, что без постоянной поддержки авиации, флот слеп и, соответственно, крайне уязвим. Что для сравнительно небольшого флота скандинавов было абсолютно нетерпимо.
Король дал указание проработать возможность принятия в состав флота подобного корабля, морской генштаб понял это буквально и уже через 2 недели у его величества лежал проект переоборудования в авиатранспорт одного из бывших линкоров, но при том за основу переоборудования приняли не шведский ББО, а аналогичный по назначению голландский «Hertog Hendrik» на котором также установил кран и два гидросамолета, но сохранили носовую башню ГК, что позволяло продолжать использование в качестве корабля береговой обороны.
В качестве донора решили использовать «Эрекле II Кахтбатони» поскольку с него не успели снять два котла как планировали ранее, а корабль планировали в случае необходимости использовать в составе эскадры при этом скорость имела не последнее значение.
С корабля сняли кормовую башню, разбронировали казематы и сняли все шестидюймовки, в итоге артиллерия корабля составила 1х2 240 мм и 6х1 120 мм орудий которые дополняли 4х75 мм «универсалки».
В кормовую часть установили два крана ближе к середине корабля, а полетную палубу подняли на один твиндек, притом саму площадку расширили при том кормовой срез поддерживали специальные распорки. Первоначально проектом предусматривали под палубный ангар, но оказалось что разместить в нем более двух самолетов невозможно поэтому ангар оставили, но использовали в качестве авиаремонтной мастерской.
Еще одна проблема была в том, что после снятия кормовой башни корабль получил деферент на нос, для этого пришлось в кормовой части расположить балласт в виде 100 тон чугунных чушек, а половину боезапаса оставшейся башни хранить в отдельном помещении в средней части корпуса.
Но все же полное водоизмещение бывшего линкора уменьшилось до 7200 т. что позволило, несмотря на старые машины развить свои законные 20 уз.
Во время перестройки корабля стал вопрос о аиагруппе, надо сказать что к этому времени морская авиация в Грузии представляла собой жалкое зрелище. В ее составе кроме старых «VIKING» и еще более старого М-9 стояли две амфибии CAMS-37 французского производства, которые закупили в 1928. Встал вопрос, а что собственно базировать на авиаматке, сколько и для чего?
Вопрос решили экспериментальным путем. Кроме разведки морской генштаб планировал что гидросамолеты могут быть так же не плохим средством борьбы с авиацией противника, но для этого требовались истребители которые решили закупить в Италии, правда для начала ограничились тем что подписали договор об аренде двух летающих лодок-истребителей Macchi М.41 сроком на один год.
Для своего времени они были вполне на уровне и в апреле 1932 года корабль береговой обороны – авиатранспорт впервые вышел в море неся на борту все 4 более или менее современных самолета которые были в то время на вооружении.
Испытания прошли достаточно удачно, за одним исключением размещение всех самолетов на летной палубе было очень неудобным, проводить обслуживание машин в море из-за того что они не имели складывающихся крыльев было слишком тяжело, в итоге закончилось все тем что одну амфибию просто уронили в море во время шторма. Правда самолет спасли, но это заставило задуматься о замене авиапарка на что ни будь более удобное.
Кроме того запускать самолеты приходилось с воды, что было долго и тяжело особенно во время волнения на море. Требовалась катапульта, тем более на тяжелом крейсере «Петре I Багратионе» который планировали ввести в строй такой девайс был.
На роль новых гидросамолетов был один явный претендент в виде Hawker «Osprey» который, кстати, планировали поставить и на крейсер. По скорости он вполне соответствовал итальянскому истребителю Макки, но имел складывающие крылья, был многоцелевым и к тому же был приспособлен к работе с катапульты.
Многоцелевой гидросамолет Hawker «Osprey» морской авиации Грузии, 1935 год.
Вот с ней то и начались проблемы. Сначала планировали установить поворотную катапульту в средней части на месте кормовой башни, а кран перенести в кормовую часть, но тогда больше 3 машин корабль нести не мог, да и такая катапульта была сложнее в эксплуатации и что не маловажно дороже. Кроме того исчезала возможность пользоваться ангаром.
Проект с поворотной катапультой.
Тогда решили применить достаточно необычное решение, катапульту расположить неподвижно притом «стрелять» приходилось назад, методом научного тыка, выяснилось что запуск таким образом возможен даже на ходу, правда скорость не должна превышать 8 узлов.
В мае 1934 года корабль поставили на очередную модернизацию, катапульту выбрали итальянскую 24 метровую пневматическую однотипную установленной на авиатранспорте «Джузеппе Миралья». Британские самолеты удалось получить только в начале 1935 года в таком виде корабль прослужил до 1941 года.
Конечный вид авиатранспорта до и после модернизации.
Но в море он почти не выходил и служил в качестве штабного корабля при главной ВМБ, вопросы разведки и патрулирования постепенно ложились на авиацию берегового базирования, а корректировку стрельбы на новых крейсерах вполне исполняли бортовые гидросамолеты. Туда же постепенно предавали гидросамолеты с авиатранспорта. Тем более прикрывать корабли даже от новых бомбардировщиков Hawker «Osprey» уже не мог.
Какое то время экспериментировали с поплавковым вариантом NOORDUYN Norseman, но он оказался очень велик для применения с корабля.
Вторую мировую, как и все старые корабли он провели на рейде ВМБ исполняя обязанности плавбатарей, по сути не представляя никакой боевой ценности. Правда, на обширной полетной палубе установили несколько 40-мм автоматов вместо гидросамолетов. И в 1946 году во время большой чистки флота его разделали на метал.
В 1955 году грузинский флот чуть было не пополнился еще одним авианесущим кораблем, когда в серьез планировали переоборудовать в вертолетоносец тяжелый крейсер «Петр I Багратионте» с удалением кормовой башни и размещением на ее месте площадки для одновременного базирования 2 вертолетов S. 58 кроме того запланировали и подпалубный ангар для 3 машин. Один вертолет действительно испытывался на палубе крейсера, но переоборудования не случилось и проект остался проектом.
Проект переоборудования тяжелого крейсера «Петр I Багратионте» в
крейсер-вертолетоносец.
Все же вкоре пришло время настоящих кораблей для которых авиация стала главным оружием.